← Ноябрь 2004 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
||
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Эконометрика - выпуск 199
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
В настоящем, 199-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 15 ноября 2004 года помещаем информацию о разделе "Экономика и менеджмент" нашего нового сайта http://orlovs.pp.ru. Раздел содержит 3 книги и 25 статей, сгруппированных по разделам "Исследования" (13 статей), "Контроллинг" (5 статей), "Общие вопросы экономики" (7 статей). Помещаем аннотации, предисловия и содержание трех книг, включенных в раздел. В рубрике "Наши перепечатки" помещаем статью "Эту бы энергию, да на пользу обществу", посвященную мерчандайзингу - современному разделу маркетинга. Книги: Эконометрика. Статьи по экономике и менеджменту Исследования 1. Анализ динамики цен на продовольственные товары в Москве и Московской области. Контроллинг 1. Высокие статистические технологии и эконометрика в контроллинге Общие вопросы экономики 1. Демографические прогнозы в экономике. Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * *
Книги Орлов А.И. Эконометрика. Учебник. М.: Экзамен, 2002, 2003, 2004. - 576 с. Впервые в России на современном уровне представлена эконометрика - наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Рассмотрены структура современной эконометрики, элементы выборочных исследований, основы теории измерений, непараметрическая статистика, многомерный статистический анализ, эконометрика временных рядов и инфляции, статистика нечисловых и интервальных данных, проблемы устойчивости эконометрических процедур и эконометрические информационные технологии. Подробно разобраны эконометрические модели экспертных исследований, управления качеством и сертификации продукции, прогнозирования и риска. Анализируется и прогнозируется развитие современных эконометрических методов. В приложениях дан словарь основных понятий, относящихся к вероятностно-статистическим основам эконометрики, разобрано сведение нечетких множеств к случайным, предлагается метод сравнительного анализа родственных эконометрических моделей и типовые задачи по эконометрике. Книга может быть использована на трех уровнях. Во-первых, это - учебник для типовых курсов эконометрики на дневном и втором образовании. Этот курс указан в государственных образовательных стандартах и естественным образом следует за предметами "теория вероятностей и математическая статистика" и "статистика". Во-вторых, книга А.И.Орлова необходима для более глубокого изучения эконометрики слушателями институтов повышения квалификации, программ "Мастер (магистр) делового администрирования", при самостоятельном изучении эконометрики инженерами, менеджерами, экономистами. В-третьих, для специалистов по эконометрике, математическим методам и математическому моделированию она будет интересна как монография, в которой впервые в мире обобщены научные результаты, полученные, в том числе автором, за последние 15 лет. Ранее они были доступны лишь в виде нескольких десятков отдельных статей в журналах "Заводская лаборатория", "Экономика и математические методы", "Российское предпринимательство", "Контроллинг", "Менеджмент в России и за рубежом" и др. Книга вызвала интерес читателей. Она используется во многих вузах. В 2004 г. издательство выпустило третье издание учебника. Предисловие Эконометрика исследует конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Как учебная дисциплина эконометрика изучается после прохождения курсов теории вероятностей и математической статистики и общей теории статистики (иногда - экономической статистики). Эти дисциплины обязательны для подготовки экономистов и менеджеров, особенно в технических вузах. Целью изучения учебной дисциплины "Эконометрика" является овладение современными эконометрическими методами анализа конкретных экономических данных на уровне, достаточном для использования в практической деятельности менеджера и менеджера-экономиста, инженера. Основные задачи курса - изучение современных эконометрических методов и моделей, в том числе методов прикладной статистики (статистики случайных величин, многомерного статистического анализа, временных рядов, статистики нечисловых и интервальных данных), экспертного оценивания, эконометрических моделей инфляции, инвестиций, качества, прогнозирования и риска. Теоретическую базу эконометрики составляют математические дисциплины - общий курс (математический анализ, линейная алгебра), теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика, исследование операций; а также основы экономической теории и статистика (общая теория статистики, экономическая статистика). Настоящий учебник соответствует Государственным образовательным стандартам по экономическим дисциплинам. Кроме того, материалы учебника можно использовать при изучении курсов "Математические методы прогнозирования", "Экономика отрасли", "Прогнозирование и технико-экономическое планирование", "Экология и инвестиционная активность предприятия", "Экономика предприятия" и др. Учебник адресован в первую очередь студентам дневных отделений экономических специальностей. Они найдут весь необходимый материал для изучения различных вариантов эконометрических курсов. Особенно хочется порекомендовать учебник тем, кто получает наиболее ценимое в настоящее время образование - на экономических факультетах в технических вузах. Слушатели вечерних отделений, в том числе получающие второе образование по экономике и менеджменту, смогут изучить основы эконометрики и познакомиться с основными вопросами ее практического использования. Менеджерам, экономистам и инженерам, изучающим эконометрику самостоятельно или в институтах повышения квалификации, учебник позволит познакомиться с ее ключевыми идеями и выйти на мировой уровень образования. Специалистам по теории вероятностей и математической статистике эта книга также может быть интересна и полезна, в ней описан современный взгляд на прикладную математическую статистику, основные подходы и результаты в этой области, открывающие большой простор для дальнейших математических исследований. В отличие от учебной литературы по математическим дисциплинам, в настоящей книге практически отсутствуют доказательства. В нескольких случаях мы сочли целесообразным их привести. При первом чтении доказательства теорем можно пропустить. Особо надо сказать о роли ссылок на литературу. Чтобы усвоить материал, представленный в книге, необходимо знать указанные выше стандартные учебные курсы. Доказательства же всех приведенных в учебнике теорем читатель найдет в публикациях, указанных в списках литературы, которые даны в каждой главе. Каждая глава учебника - это только введение в большую область эконометрики, и может появиться вполне естественное желание выйти за пределы учебника. Приведенные литературные списки могут этому помочь. Автор настоящего учебника - ученый и педагог с тридцатилетним опытом работы в области эконометрики и прикладной статистики. Автор пользуется возможностью выразить признательность за совместную работу своим 170 соавторам по различным публикациям... По ряду причин исторического характера основное место публикаций научных работ по статистическим методам и прикладной статистике в нашей стране - раздел "Математические методы исследования" журнала "Заводская лаборатория". В разделе публикуются статьи по статистическим методам анализа технических и технико-экономических данных. Автор благодарит главного редактора академику РАН Н.П.Лякишева, зам. главного редактора М.Г.Плотницкую, редактору отдела М.Е.Носову. Автору приятно выразить радость от возможности работать вместе с коллегами по секции "Математические методы исследования" редколлегии журнала, прежде всего с заслуженным деятелем науки РФ проф. В.Г.Горским. Автор искренне благодарен своим учителям - академику АН УССР Б.Г. Гнеденко, проф. В.В. Налимову. Автор выражает признательность заведующему кафедрой "Экономика и организация производства" факультета "Инженерный бизнес и менеджмент" Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана проф., докт. эконом. наук С.Г. Фалько за постоянную поддержку проекта по разработке и внедрению эконометрических курсов. Хотелось бы сказать "спасибо" всему коллектива кафедры и факультета в целом, декану В.К.Селюкову и членам Ученого Совета, поддержавшим инициативу о введении эконометрики в учебный процесс МГТУ им. Н.Э.Баумана. Автор благодарен научному редактору Е.Е.Узловой за большую работу при подготовке рукописи к печати. В учебнике изложено представление об эконометрике, соответствующее общепринятому в мире. Сделана попытка изложить материал на современном уровне научных исследований в области эконометрики. Конечно, возможны различные точки зрения по тем или иным частным вопросам. Автор будет благодарен читателям, если они сообщат свои вопросы, замечания по адресу издательства или по электронной почте Е-mail: orlov@professor.ru. Содержание Предисловие - 6 Глава 1. Структура современной эконометрики - 9 1.1. Эконометрика сегодня - 9 1.2. Эконометрика = экономика + метрика - 10 1.3. Структура эконометрики - 11 1.4. Специфика экономических данных - 13 1.5. Нечисловые экономические величины - 15 1.6. Статистика интервальных данных - научное направление на стыке метрологии и математической статистики - 19 1.7. Эконометрические модели - 20 1.8. Применения эконометрических методов - 22 1.9. Эконометрика как область научно-практической деятельности - 23 1.10. Эконометрические методы в практической и учебной деятельности - 24 Цитированная литература - 26 Глава 2. Выборочные исследования - 27 2.1. Построение выборочной функции спроса - 27 2.2. Маркетинговые опросы потребителей - 30 2.3. Проверка однородности двух биномиальных выборок - 40 Цитированная литература- 44 Глава 3. Основы теории измерений - 45 3.1. Основные шкалы измерения - 46 3.2. Инвариантные алгоритмы и средние величины - 49 3.3. Средние величины в порядковой шкале - 52 3.4. Средние по Колмогорову - 53 Цитированная литература - 54 Глава 4. Статистический анализ числовых величин (непараметрическая статистика) - 55 4.1. Часто ли распределение результатов наблюдений является нормальным? - 55 4.2. Неустойчивость параметрических методов отбраковки резко выделяющихся результатов наблюдений - 59 4.3. Непараметрическое доверительное оценивание характеристик распределения - 63 4.4. О проверке однородности двух независимых выборок - 67 4.5. Какие гипотезы можно проверять с помощью двухвыборочного критерия Вилкоксона? - 74 4.6. Состоятельные критерии проверки однородности для независимых выборок - 83 4.7. Методы проверки однородности для связанных выборок - 86 Цитированная литература - 93 Глава 5. Многомерный статистический анализ - 94 5.1. Оценивание линейной прогностической функции - 94 5.2. Основы линейного регрессионного анализа - 101 5.3. Основные понятия теории классификации - 110 5.4. Эконометрика классификации - 117 Цитированная литература - 123 Глава 6. Эконометрика временных рядов - 124 6.1. Модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация - 124 6.2. Системы эконометрических уравнений - 126 6.3. Оценивание длины периоды и периодической составляющей - 128 6.4. Метод ЖОК оценки результатов взаимовлияний факторов - 136 Цитированная литература - 140 Глава 7. Эконометрический анализ инфляции - 141 7.1. Определение индекса инфляции - 141 7.2. Практически используемые потребительские корзины и соответствующие индексы инфляции - 145 7.3. Свойства индексов инфляции - 150 7.4. Возможности использования индекса инфляции в экономических расчетах - 158 7.5. Динамика цен на продовольственные товары в Москве и Московской области - 162 Цитированная литература - 169 Глава 8. Статистика нечисловых данных - 170 8.1. Объекты нечисловой природы - 170 8.2. Вероятностные модели конкретных видов объектов нечисловой природы - 182 8.3. Структура статистики объектов нечисловой природы - 194 8.4. Законы больших чисел и состоятельность статистических оценок в пространствах произвольной природы - 202 8.5. Непараметрические оценки плотности в пространствах произвольной природы - 213 Цитированная литература - 217 Глава 9. Статистика интервальных данных - 219 9.1. Основные идеи статистики интервальных данных - 219 9.2. Примеры статистического анализа интервальных данных - 224 9.3. Статистика интервальных данных и оценки погрешностей характеристик финансовых потоков инвестиционных проектов - 227 Цитированная литература - 230 Глава 10. Проблемы устойчивости эконометрических процедур - 231 10.1. Общая схема устойчивости - 236 10.2. Робастность статистических процедур - 236 10.3. Устойчивость по отношению к объему выборки - 239 10.4. Устойчивость по отношению к горизонту планирования - 244 Цитированная литература - 248 Глава 11. Эконометрические информационные технологии - 249 11.1. Проблема множественных проверок статистических гипотез - 249 11.2. Проблемы разработки и обоснования статистических технологий - 253 11.3. Методы статистических испытаний (Монте-Карло) и датчики псевдослучайных чисел - 262 11.4. Методы размножения выборок (бутстреп-методы) - 265 11.5.Эконометрика в контроллинге - 268 Цитированная литература - 271 Глава 12. Эконометрические методы проведения экспертных исследований и анализа оценок экспертов - 273 12.1. Примеры процедур экспертных оценок - 273 12.2. Основные стадии экспертного опроса - 276 12.3. Подбор экспертов - 278 12.4. О разработке регламента проведения сбора и анализа экспертных мнений - 280 12.5. Методы средних баллов - 286 12.6. Метод согласования кластеризованных ранжировок - 289 12.7. Математические методы анализа экспертных оценок - 293 Цитированная литература - 298 Глава 13. Эконометрические методы управления качеством и сертификации продукции - 300 13.1. Основы статистического контроля качества продукции - 300 13.2. Асимптотическая теория одноступенчатых планов статистического контроля - 311 13.3. Некоторые практические вопросы статистического контроля качества продукции и услуг - 313 13.4. Всегда ли нужен контроль качества продукции? - 317 13.5. Статистический контроль по двум альтернативным признакам и метод проверки их независимости по совокупности малых выборок - 324 13.6. Эконометрика качества и сертификация - 331 Цитированная литература - 338 Глава 14. Эконометрика прогнозирования и риска - 340 14.1. Методы социально-экономического прогнозирования - 340 14.2. Основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов - 346 14.3. Различные виды рисков - 349 14.4. Подходы к управлению рисками - 355 Цитированная литература - 357 Глава 15. Современные эконометрические методы - 359 15.1. О развитии эконометрических методов - 359 15.2. Точки роста - 362 15.3. О некоторых нерешенных вопросах эконометрики и прикладной статистики - 370 15.4. Высокие статистические технологии и эконометрика - 376 Цитированная литература - 385 Приложение 1. Вероятностно-статистические основы эконометрики - 388 П1-1. Определения терминов теории вероятностей и прикладной статистики - 388 П1-2. Математическая статистика и ее новые разделы - 410 Цитированная литература - 413 Приложение 2. Нечеткие и случайные множества - 415 П2-1. Законы де Моргана для нечетких множеств - 415 П2-2. Дистрибутивный закон для нечетких множеств - 415 П2-3. Нечеткие множества как проекции случайных множеств - 416 П2-4. Пересечения и произведения нечетких и случайных множеств - 419 П2-5. Сведение последовательности операций над нечеткими множествами к последовательности операций над случайными множествами - 420 Цитированная литература - 423 Приложение 3. Методика сравнительного анализа родственных эконометрических моделей - 424 П3-1. Общие положения - 424 П3-2. Родственные математические модели - 424 П3-3. Теоретические единичные показатели качества - 426 П3-4. Эмпирические единичные показатели качества - 427 П3-5. Методы согласования ранжировок - 428 П3-6. Методы проверки согласованности, кластеризации и усреднения ранжировок - 428 П3-7. Пример сравнения родственных математических моделей на основе эмпирических единичных показателей качества - 429 П3-8. Математические основы методов согласования ранжировок и классификаций - 432 П3-9. Теоретические основы методов проверки согласованности, кластеризации и усреднения ранжировок - 436 Цитированная литература - 437 Приложение 4. Примеры задач по эконометрике - 438 * * * * * * *
Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2004. - 298 с. В книге в доступной форме излагаются основы менеджмента - науки и практики управления. Первая часть посвящена общему представлению о менеджменте: основные понятия, функции менеджмента, начала теории управления, стратегический менеджмент, организационные структуры и механизмы управления. Во второй части - знакомство с конкретными направлениями менеджмента, такими, как маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, управление рисками, социально-экологический менеджмент. При решении практических задач менеджмента используют интеллектуальные инструменты - методы принятия решений, оптимизации, эконометрического анализа данных, экспертных оценок, моделирования, контроллинга, а также использования информационных систем управления. Им посвящена третья часть учебника. Для студентов и преподавателей вузов, слушателей институтов повышения квалификации, структур второго образования и программ МВА ("Мастер делового администрирования"). А также для широкого круга читателей, желающих познакомиться с современным менеджментом, от учащихся и учителей старших классов школ до менеджеров, экономистов, инженеров, самостоятельно повышающих квалификацию. Предисловие Менеджмент - это научно-практическая и учебная дисциплина, посвященная проблемам управления в организации (на предприятии), на государственном, муниципальном и международном уровне. В России XXI в. менеджмент преподается не только в вузах. От школ и техникумов до систем повышения квалификации и присвоения академической степени "Мастер делового администрирования" (МВА) - вот диапазон менеджмента как учебной дисциплины. Естественно, издано немало учебников и учебных пособий. Зачем нужна еще одна книга? Часть учебной литературы по менеджменту является переводной и не отражает российской специфики. Часть отстала от современных научных разработок и недостаточно опирается на практический опыт управления. С начала 1970-х годов автор этой книги ведет научную работу в области управления, менеджмента и экономики. Одновременно приходится заниматься практической управленческой работой. В 1970-77 гг. автор этой книги был директором Вечерней математической школы при Московском математическом обществе. Институт высоких статистических технологий и эконометрики был создан автором этих строк двадцать пять лет назад, в 1978 г. С тех пор, естественно, менялся состав сотрудников, а иногда и название. Так, в 1989-1992 г. он именовался Всесоюзным центром статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества. С 1997 г. Институт базируется в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В настоящем учебнике использован опыт двадцатипятилетнего руководства Институтом, а также некоторые из работ, выполненных нашим коллективом. С 1993 г. автор - профессор, преподавал менеджмент и экономические дисциплины в диапазоне от школы до программ подготовки МВА, в которых участвовали первые руководители организаций и предприятий. Опыт научной и практической управленческой работы является конкурентным преимуществом автора и его учебника перед другими сочинениями по менеджменту. Предыстория учебника. В 2000 г. издательство "Знание" выпустило учебное пособие "Менеджмент" (тираж 15000 экз.). В нем автором этих строк были написаны 5 глав (из 13), а именно, "Основные функции менеджмента", "Стратегический менеджмент", "Маркетинг", "Инновационный менеджмент", "Принятие управленческих решений". Эти главы были помещены на наш сайт под названием "Учебник по менеджменту". В Интернете эта часть сайта пользовалась большим успехом. Ее постоянно запрашивали, переносили на иные сайты, помещали на компакт-диски (CD-ROM) среди лучших, по мнению составителей, книг. В чем причина столь явно выраженной популярности? Ведь учебников менеджмента имеется весьма много. Как представляется, можно назвать несколько причин: 1. Изложение опирается на литературную традицию, но при этом постоянно используется отечественные сюжеты и собственный опыт управленческой деятельности. 2. Рассматриваются не только классические результаты, но и научные достижения (и проблемы) последних лет. 3. Языку изложения уделяется большое внимание, он близок к научно-популярному (используется опыт работы автора в журнале "Пионер" в 1970-е годы). За последние годы в Институте высоких статистических технологий и эконометрики получен ряд новых результатов по менеджменту как научной и учебной дисциплине. Сказанное объясняет, почему возникло желание издать получивший популярность материал, существенно его расширив и переработав с учетом вновь полученных результатов. Это предложение было поддержано издательством, результат - перед вами. Учебник "Менеджмент" предназначен прежде всего для студентов вузов различных специальностей (технических, управленческих, экономических и других), изучающих одноименную учебную дисциплину. Он будет полезен и другим категориям читателей - от учащихся старших классов школ до слушателей различных структур послевузовской подготовки, преподавателей и научных работников, инженеров, менеджеров и экономистов, повышающих свою квалификацию самостоятельно. В нем можно найти как изложение основ, так и информацию о последних научных достижениях - естественно, на доступном уровне. Структура учебника. Учебник состоит из трех частей. Первая посвящена общему представлению о менеджменте. Начинаем с основных понятий, затем кратко рассматриваем историю и современное состояние менеджмента, знакомимся с его функциями, основами теории управления, проблемами стратегического менеджмента (в сравнении с оперативным), классификацией организационных структур и механизмов управления. Во второй части читатель знакомится с основными конкретными направлениями менеджмента, такими, как маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, управление рисками, социально-экологический менеджмент и др. При решении практических задач менеджмента приходится использовать разнообразные интеллектуальные инструменты - методы принятия управленческих решений, оптимизации, эконометрического анализа данных, сбора и обработки экспертных оценок, моделирования, контроллинга, а также использования информационных систем управления. Им посвящена третья часть учебника. К ней приходится обращаться и при внимательном чтении первых двух частей, поскольку в изложении постоянно встречаются ссылки на инструменты контроллинга. Включенные в учебник материалы прошли многолетнюю и всестороннюю проверку. Кроме МГТУ им. Н.Э.Баумана, они использовались при преподавании во многих других отечественных и зарубежных образовательных структурах. О некоторых из них можно получить представление из справки "Об авторе этой книги" в конце учебника. К каждой главе учебника прилагаются список литературы, контрольные вопросы и задачи, примерные темы докладов, рефератов, исследовательских работ. О роли литературных ссылок в учебнике необходимо сказать подробнее. Прежде всего, книга представляет собой замкнутый текст, не требующий для своего понимания ничего, кроме знания стандартных учебных курсов высшей математике и основ экономической теории. Зачем же нужны ссылки? Дотошный читатель, в частности, при подготовке рефератов и при желании глубже проникнуть в материал учебника, может обратиться к приведенным в каждой главе спискам цитированной литературы. Далее, каждая из глав пособия - это только введение в большую область менеджмента, и вполне естественным является желание выйти за его пределы. Приведенные литературные списки могут этому помочь. При этом надо помнить, что за многие десятилетия накопились большие книжные богатства, и их надо активно использовать. Автор благодарен своим многочисленным коллегам, слушателям и студентам, прежде всего различных образовательных структур Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана и Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (программа "Топ-Менеджер"), за полезные обсуждения. ... В учебнике раскрыто представление о менеджменте, соответствующее общепринятому в мире. Сделана попытка довести рассказ до современного уровня научных исследований в этой области. Конечно, возможны различные точки зрения по тем или иным частным вопросам... Содержание Предисловие Часть 1. Общее представление о менеджменте 1.1. Что такое менеджмент? 1.1.1. Определения основных понятий менеджмента 1.1.2. Развитие представлений о менеджменте 1.1.3. Структура современного менеджмента 1.2. Основные функции менеджмента 1.2.1. Основные функции управления по Анри Файолю 1.2.2. Прогнозирование 1.2.3. Планирование 1.2.4. Создание организационных структур как функция менеджмента 1.2.5. Руководство 1.2.6. Координация 1.2.7. Контроль 1.2.8. Современный этап - контроллинг 1.3. Основы теории управления 1.3.1. Основные понятия теории управления 1.3.2. Многокритериальность реальных задач управления 1.3.3. Об оптимальном управлении экономическими системами 1.4. Стратегический менеджмент 1.4.1. Пирамида планирования в стратегическом менеджменте: 1.4.2. Проблема горизонта планирования в стратегическом менеджменте 1.4.3. Некоторые методы принятия решений в стратегическом менеджменте 1.5. Организационные структуры и механизмы управления 1.5.1. Виды организаций 1.5.2. Организация как совокупность структур 1.5.3. Функционирование управленческих структур 1.5.4. Управленческая ответственность 1.5.5. Различные схемы управления 1.5.6. Социометрическое исследование - инструмент менеджера Часть 2. Конкретные направления менеджмента 2.1. Маркетинг 2.1.1. Пример: маркетинг при открытии и работе пекарни-магазина 2.1.2. Жизненные циклы товаров и потребителей 2.1.3. Полевые методы изучения рынка 2.1.4. Кабинетные методы маркетинга 2.1.5. Методы воздействия на рынок 2.2. Инновационный менеджмент 2.2.1. Подготовка и проведение нововведений - часть работы менеджера 2.2.2. Инструменты инновационного менеджмента 2.2.3. Об одном подходе к оценке инновационных рисков 2.3. Инвестиционный менеджмент 2.3.1. Инвестиции и управление ими 2.3.2. Дисконт-функция 2.3.3. Характеристики финансовых потоков 2.3.4. Оценки погрешностей характеристик финансовых потоков и проблема горизонта планирования 2.3.5. Практические вопросы реализации инновационных и инвестиционных проектов 2.4. Риск-менеджмент 2.4.1. Прогнозирование рисков 2.4.2. Различные виды рисков 2.4.3. Управление рисками 2.5. Социально-экологические проблемы управления в современных условиях 2.5.1. Экономика - служанка общества 2.5.2. Влияние современной экологической ситуации на экономику и управление 2.5.3. Социально-экологические аспекты управления в масштабах государства 2.5.4. Социально-экологические аспекты управления персоналом 2.5.5. Социально-экологические проблемы управления в России 3.1. Принятие управленческих решений 3.1.1. Пример задачи принятия решения 3.1.2. Основные понятия теории принятия решений 3.1.3. Голосование - один из методов экспертных оценок 3.1.4. Простые методы принятия решений 3.1.5. Декомпозиция задач принятия решения 3.1.6. Принятие решений в условиях инфляции 3.1.7. Современный этап развития теории принятия решений 3.2. Методы оптимизации 3.2.1. Линейное программирование 3.2.2. Целочисленное программирование 3.2.3. Теория графов и оптимизация 3.3. Основы эконометрических методов 3.3.1. Что такое эконометрика? 3.3.2. Метод наименьших квадратов для линейной функции 3.3.3. Основы линейного регрессионного анализа 3.4. Экспертные методы 3.4.1. Зачем менеджеру экспертные оценки? 3.4.2. Основные стадии экспертного опроса 3.4.3. Подбор экспертов 3.4.4. О разработке регламента проведения сбора и анализа экспертных мнений 3.4.5. Современная теория измерений и экспертные оценки 3.4.6. Метод согласования кластеризованных ранжировок 3.4.7. Математические методы анализа экспертных оценок 3.5. Моделирование процессов управления 3.5.1. Основные понятия теории моделирования 3.5.2. Математическое моделирование процессов управления 3.5.3. О методологии моделирования 3.5.4. Модель управления обучением 3.6. Информационные системы управления и контроллинг 3.6.1. Информационные системы управления предприятием (ИСУП) 3.6.2. Место ИСУП в системе контроллинга 3.6.3. Перспективы совместного развития ИСУП и контроллинга Приложение. Об авторе этой книги * * * * * * *
Математическое моделирование процессов налогообложения (подходы к проблеме). Коллективная монография под редакцией В. Г. Кольцова, В. Н. Жихарева, Н. Ю. Ивановой, А.И. Орлова. М.: Изд-во Центра элитарного образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997. - 232 с. Монография посвящена разработке подходов к построению системы имитационных моделей системы налогообложения в России. Она содержит информацию о научных направлениях, перспективных для использования при математическом моделировании с целью построения подобной системы моделей. Интерес для читателей представляют включенные в книгу обзоры по вопросам налогообложения, экономико-математического моделирования, статистическим методам и эконометрике. Авторский коллектив: Балашов Вячеслав Валерьевич, стажер-исследователь Лаборатории эконометрических исследований МГИЭМ(ту) (разд. 4, пп.4.3, 4.4). Букина Елена Павловна, ведущий специалист Министерства экономики РФ (разд. 1, п.1.4, приложение 2 к разд.1). Жихарев Виктор Николаевич, старший преподаватель МГИЭМ (ту), начальник Лаборатории эконометрических исследований МГИЭМ(ту) (разд.4, пп.4.1, 4.2, 4.7). Иванова Ирина Георгиевна, стажер-исследователь Лаборатории эконометрических исследований МГИЭМ(ту) (разд. 4, п.4.6). Иванова Наталья Юрьевна, директор МЦЭО Министерства общего и профессионального образования РФ, к.э.н., профессор МГИЭМ(ту) (разд. 2, пп. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5). Иванова Роза Константиновна, главный научный сотрудник Института экономики Российской Академии Наук, д.э.н., проф. (разд. 1, пп. 1.1, 1.2, приложение 1 к разд.1). Кастосов Михаил Александрович, профессор МГТУ, д.э.н., проф. (разд. 1, пп. 1.1, 1.2, 1.3)) Кольцов Владимир Георгиевич, заместитель директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра Государственной налоговой службы РФ (предисловие, раздел 3, п. 3.5, раздел 4, п. 4.1, заключение) Кулага Екатерина Владимировна (разд. 3, п. 3.2),аспирантка физического факультета МГУ Нечаева Елена Георгиевна, зав. сектором Центра исследований и статистики науки ГКНТ РФ и РАН (разд. 3, п. 3.4). Орлов Александр Иванович, научный руководитель Лаборатории эконометрических исследований МГИЭМ(ту), главный научный сотрудник МЦЭО, д. т. н., профессор (предисловие, разд.3, пп. 3.1, 3,3, разд.4, пп. 4.1, 4.2, заключение). Орлова Людмила Александровна, младший научный сотрудник Института питания РАМН (разд. 3, пп. 3.5, 3.6). Рафальская Ася Эдуардовна, стажер-исследователь Лаборатории эконометрических исследований МГИЭМ(ту) (раздел 4, п.4.5). Светлов Сергей Владимирович, стажер-исследователь Лаборатории эконометрических исследований МГИЭМ(ту) (разд. 3, п.3.7). Семенова Оксана Владимировна, ведущий специалист Министерства экономики РФ (разд. 1, п.1.4, приложение 2 к разд.1). Стешов Иван Васильевич, стажер-исследователь Лаборатории эконометрических исследований МГИЭМ(ту) (разд. 4, п.4.6). Цупин Владимир Андреевич, доцент МГИЭМ, к.ф.-м.н. (разд. 4, пп. 4.1, 4.7). ã
ГНИВЦ ГНС РФ, 1997 г. Предисловие Работы по математическому моделированию процессов налогообложения активно ведутся во многих странах (США, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Венгрия, Румыния и др.). В России подобные работы только начинаются. Отметим, однако, что интересные результаты, прежде всего по моделированию налогообложения физических лиц, получены в Научно-исследовательском финансовом институте Минфина РФ. Мы разрабатываем подходы к математическому моделированию процессов налогообложения предприятий и организаций. По нашему мнению, система имитационных моделей процессов налогообложения должна включать в себя модели на макро-, мезо- и микроуровнях. На макроуровне речь идет о моделировании многомерного временного ряда поступлений налоговых и иных сборов в федеральный и местные бюджеты и внебюджетные фонды в региональном и отраслевом разрезах. На микроуровне базовой является модель предприятия (организации), описываемого с помощью счетов бухгалтерской отчетности. На основе сведений о числе предприятий различных видов методом Монте-Карло можно перейти от микро- к мезо- и макроуровням. Система моделей должна позволять прогнозировать размеры налоговых сборов как при действующей системе налогообложения, так и при возможных ее изменениях, например, при изменении налоговых ставок, введении или отмены льгот, изменении сроков и правил уплаты налогов. Необходимо изучать изменение экономического эффекта во времени, выделять кратковременный эффект (когда экономические механизмы еще не изменились вслед за изменением системы налогообложения), долговременный и промежуточный. Кратковременный эффект оценивается на основе описанных выше моделей, промежуточный - при моделировании взаимодействия предприятий между собой и с государственными органами, долговременный - путем расчета магистралей в моделях экономической динамики. В системе моделей налогообложения необходимо использовать методы расчета и прогнозирования инфляции, процедуры экспертного оценивания. Подходам к построению подобной системы моделей посвящена настоящая работа, подготовленная творческим коллективом специалистов по экономической теории, менеджменту, математическому моделированию, эконометрике и компьютерным наукам. Содержание Предисловие Глава 1 Анализ современной налоговой ситуации в стране 1.1. Становление и развитие налоговой системы России 1.2. Основные итоги развития налоговой системы 1.2.1 Аккумуляция налоговых ресурсов 1.2.1.1. Налоговые доходы бюджета 1.2.1.2. Особенности современной структуры налоговых платежей в России 1.2.1.3. Собираемость налогов 1.2.2. Воздействие на экономический рост, деловую активность предпринимателей и занятость населения 1.2.2.1. Тяжесть налогообложения 1.2.2.2. Стимулирующая роль ставок налогообложения 1.2.2.3. Действующая система налоговых льгот 1.3. Основные тенденции развития налоговой ситуации в России 1.3.1. Усиление приоритета стимулирующей функции налогообложения 1.3.2 Повышение собираемости налогов 1.3.3 Укрепление бюджетно-налогового федерализма 1.3.4 Повышение роли неналоговых поступлений 1.4. Действующая в России система налогообложения. Проект налогового кодекса Российской Федерации 1.4.1 Бюджет и налогообложение 1.4.2 Налоговый кодекс Российской Федерации 1.5. Список литературы по проблемам налогообложения 1.6. Официальные справочные и статистические материалы по налогообложению Приложение 1. Доходы федерального бюджета в 1995 г. Приложение 2. Перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации Глава 2. Система налогов как объект и инструмент управления 2.1. Общие подходы 2.2. Налоговая система как подсистема макроэкономического регулирования экономики 2.3. Налогообложение как саморегулирующаяся управляющая система 2.4. Обоснование подходов к проведению структурного и функционального анализа действующей системы налогообложения 2.5. Эффективность управленческих воздействий на процессы налогообложения 2.5.1 Эффективность системы управления 2.5.2. Возможность применения функционально-стоимостного анализа при оценке эффективности управляющих воздействий на процессы налогообложения 2.6. Список литературы по проблемам управления Глава 3 Подходы к экономико-математическому моделированию процессов налогообложения 3.1. Методы математического моделирования экономических явлений и процессов (аналитический обзор) 3.1.1 Экономико-математическое моделирование 3.1.2 Математические методы в экономике 3.1.3 Методы оптимизации 3.1.4 Вероятностно-статистические модели 3.1.5 Статистика объектов нечисловой природы 3.1.6 Теория конфликтных ситуаций (теория игр) 3.1.7 Критика математической экономики 3.1.8 Неправильное использование экономико-математических моделей 3.1.9. Литература по математическому моделированию экономических явлений и процессов 3.2. Обзор методов построения экономических моделей 3.2.1 Введение 3.2.2 Непрерывные модели 3.2.2.1. Модель экономического цикла 3.2.2.2. Модель экономического роста 3.2.2.3. Модель функционирования социалистического предприятия 3.2.3 Дискретные модели 3.2.3.1. Макромодели 3.2.3.2. Макромодельные комплексы 3.2.4 Список литературы 3.3. Математическое модели налогообложения, используемые в зарубежных странах 3.3.1 Канадская модель Т2 3.3.2. Модели поступлений от налога на добавленную стоимость 3.3.3 Модель подоходного налога в Великобритании 3.4. Применение методов микроагрегирования для защиты конфиденциальных данных 3.4.1. Общее описание проблемы использования конфиденциальных данных 3.4.1.1. Агрегированные и индивидуальные данные 3.4.1.2. Правовые аспекты использования индивидуальных данных 3.4.1.3. Способы защиты конфиденциальных данных путем создания суррогатных данных 3.4.1.4. Критерии оценки эффективности защиты конфиденциальных данных 3.4.2. Микроагрегирование как способ защиты конфиденциальных данных 3.4.2.1. Теоретические основы микроагрегирования 3.4.2.2. Описание методов микроагрегирования 3.4.3 Оценка качества суррогатных данных 3.4.4 Проблемы нечисловых показателей 3.4.5 Заключение 3.4.6 Литература 3.5. Анализ возможности применения эконометрических методов при моделировании процессов налогообложения 3.5.1 Эконометрика=Экономика+Метрика 3.5.2 Структура эконометрики 3.5.3 Структура экономических данных 3.5.4 Эконометрические модели 3.5.5 Применение эконометрических методов 3.5.6 Статистика и эконометрика как области научно-практической деятельности 3.5.7. Эконометрические методы в практической и учебной деятельности 3.5.8 Цитированная литература 3.6. Современные статистические методы 3.7. Имитационное моделирование поведения совокупности юридических лиц, являющихся налогоплательщиками 3.7.1 Системы имитационного моделирования 3.7.2 Подходы к моделированию предприятия 3.7.3 Математическая модель предприятия 3.7.4 Экономический аспект моделирования предприятия 3.7.4.1. Спрос физических лиц 3.7.4.2. Спрос юридических лиц 3.7.5. Модель совокупности однопрофильных предприятий 3.7.6 Подходы к моделированию экономики 3.7.7 Литература к разделу Глава 4. Подходы к сбору и обобщению информации о процессах налогообложения на основе компьютерных систем 4.1. О разработке подходов к моделированию поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации 4.1.1 Введение. Общие требования 4.1.2 Объекты математического моделирования 4.1.3. Предварительные соображения о построении моделей 4.1.4. Применение метода статистического моделирования 4.1.5. Об анализе математического и программного обеспечения 4.1.6 О дальнейшем развитии 4.1.7 Литература 4.2. О сравнении процессов налогообложения, соответствующих различным вариантам управляющих воздействий 4.2.1 Введение 4.2.2 Дисконт-функция 4.2.3 Характеристики потоков платежей 4.2.3.1. Расчетные способы расчета срока окупаемости 4.2.3.2. Чистый приведенный доход (прибыль) 4.2.3.3. Рентабельность 4.2.3.4. Внутренняя норма доходности 4.2.3.5. Проблема горизонта планирования 4.2.4 Неопределенности и риски будущего развития 4.2.4.1. Различные виды рисков 4.2.4.2. Подходы к учету неопределенности 4.2.4.3. Подходы к оцениванию рисков 4.2.4.4. Необходимость применения экспертных оценок при сравнении инвестиционных проектов 4.2.5 Литература 4.3. Анализ программного обеспечения по имитационному моделированию в экономике 4.4. Составление предварительного перечня факторов, используемых в модели. Анализ возможности использования АИС для сбора и обобщения информации о налоговых поступлениях 4.5. Информация о налогах, средней заработной плате и среднедушевом доходе 4.5.1. Данные о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджет 4.5.2. Распределение средней заработной платы и среднедушевого дохода 4.6. Сбор и обобщение данных об экономических показателях, связанных с функционированием системы налогообложения 4.6.1 Индекс инфляции 4.6.2 Ставки и сбор налогов 4.6.3 Динамика денежных и кредитных показателей 4.7. Индекс инфляции, его расчет и прогнозирование Заключение * * * * * * *
Наши перепечатки Эту бы энергию, да на пользу обществу Если вы заходите в супермаркет за батоном свежего хлеба, а на выходе вдруг обнаруживаете, что зачем-то прихватили еще кучу всевозможных салатиков, молочных десертов и коробочку с паштетом из мяса перепелки, знайте - вы попали в ловушку, удачно расставленную для вас менеджерами. Западные корпоративные торговцы потратили не один миллион долларов на исследования психологии покупателя и точно знают, как высосать деньги из своих клиентов. Теперь эту науку активно перенимают российские продавцы. У нас, в стране транжир, где прошлогодний товарооборот составил 50 млрд. долларов, как грибы после дождя, появляются маркетинговые агентства, специализирующиеся на так называемом мерчандайзинге - науке о том, как заставить покупателя купить то, что ему не нужно. Ведь в ситуации товарного изобилия, когда с прилавков ничего не сметают, а под прилавком ничего не прячут, продавцу необходимо придумывать все более изощренные способы "впаривания" любого товара, не только нового. Главное, чтобы покупатель при этом ничего не заподозрил. Вот он и не подозревает, что, зайдя в супермаркет, оказывается в большой мышеловке, где ему приходится есть очень даже платный сыр. В этом корреспондент "Русского Курьера" убедился на собственном опыте, совершив рейд по московским супермаркетам. Беру тележку и с твердым намерением купить только пакет молока и батон хлеба оказываюсь "в зоне товаров". Это лишь на первый взгляд обычный торговый зал. На самом деле это поле кровопролитных продуктовых сражений. И стратегическая задача продавца - как можно дольше задержать меня в магазине. Ведь американские маркетологи уже вычислили: каждая лишняя минута пребывания в супермаркете европейцам обходится в 2 доллара, а импульсивным россиянам - в 2,5 доллара. Именно поэтому три группы повседневных товаров - хлеб, молоко и мясо - располагаются чаще всего в противоположных углах торгового зала. Все подстроено специально: чем дольше я иду от одного отдела к другому, тем больше времени провожу в магазине и больше товаров вижу. А стало быть, возрастает вероятность того, что я сделаю незапланированную "импульсную покупку". "Психологи давно установили, что 60% покупок в супермаркетах совершается по принципу " пришел, увидел и купил", - пояснили корреспонденту "РК" в Российской ассоциации маркетинга. - И даже если покупка предварительно запланирована, 7 из 10 покупателей принимают решение непосредственно в торговом зале". Я, конечно, оказалась среди этого большинства и прихватила-таки баночку с персиками в собственном соку. А пока курсировала от молочного отдела к хлебному, застряла "в пробке": в узких проходах между стеллажами с трудом могут разминуться только две тележки. Это тоже неспроста. "В пробке" покупатель отвлекается на товары вокруг, смотрит, что лежит в тележке у соседа и, видя там пачку печенья, "вспоминает", что как раз "забыл" купить чего-нибудь вкусненького "к чаю". "90% российских покупателей - правши, поэтому они инстинктивно поворачивают голову налево", - говорит супервайзер супермаркета на Семеновской Александр. А там оказывается самое дорогое - отдел бытовой техники. "Конкуренция за место на полке тут у нас идет бешеная, - продолжает Александр. - Самые "импульсные" и выгодные места - это полки, находящиеся на уровне глаз и рук покупателя. Они обеспечивают львиную долю продаж любого магазина, и за них сражаются производители. Все витрины поделены между производителями. Даже соки надо расстанавливать по инструкции. Если нарушить очередность, можно нарваться на скандал с представителями компаний. На самые видные покупателям полки нужно класть дорогие товары не самой первой необходимости - скажем, итальянские макароны, которые втрое дороже наших. Товар, стоящий на верхних полках, покупается значительно хуже. И уж совсем мало (не более 5% продаж магазина) покупают товары с нижних полок". Так что простой перестановкой товара с полки на полку можно значительно варьировать объем его продаж - от 30% до 80%. Поэтому специалисты по мерчандайзингу часто используют хитрый трюк: на нижнюю полку выставляют самый дешевый товар, на верхнюю - товар подороже, а на ту полку, которая находится на уровне глаз, - самый дорогой. Поэтому всегда начинайте осмотр с нижних полок - сэкономите для семейного бюджета приличные деньги. Вообще все супермаркеты поделены на зоны. К "горячим зонам" относятся места, где совершается наибольшее число покупок. Это, прежде всего, начало покупательского потока, когда клиент только вошел в зал и стопроцентно готов к покупке. Следующая "горячая зона" - периметр зала. По подсчетам маркетологов, 80% посетителей выбирают именно этот путь, тогда как внутренним рядам уделяют внимание лишь 40% покупателей. Чуть замешкался в центре торгового зала, и тебя уже засосало в "золотой треугольник", откуда с пустыми руками мало кто выходит: или сами что-нибудь возьмете, или вам подскажут симпатичные девушки- консультанты, сопротивляться которым способны разве что пенсионеры. "Схема размещения товарных групп в наших магазинах определяется тем, как покупатели перемещаются по торговому залу, и нацелена на реализацию идеи "комплексной покупки", - говорит Анна Зайцева, пресс-секретарь сети магазинов "Седьмой континент". - Проще говоря, покупателю предоставляется выбор из дополняющих друг друга товаров. При этом одна покупка должна повлечь за собой другую. Например, логично разместить рядом с мясом стеллаж с соусами и приправами, рядом с алкогольной продукцией - конфеты, шоколад. Тогда, по ходу движения, покупатель будет встречать товары, которые удачно дополняют друг друга. Например, вы покупаете овощи для салата, потом майонез для заправки, потом специи, потом мясо - к нему соусы, специи... Вообще при выкладке товара должны соблюдаться принципы товарного соседства: нельзя положить рыбу вместе с сыром или сладости вместе с мясом". Совершенным открытием стала для меня продажа каких-то шурупов и автопринадлежностей в центре одного из супермаркетов Рамстор. Ну, какая связь между шурупами и йогуртами? Оказалось, самая прямая. Как пояснил продавец, такие отделы расcчитаны на изнывающих в ожидании мужчин, спутницы которых поглощены выбором продуктов. Наконец я добралась до заветного молочного отдела. Однако купить молоко "по-быстрому" у меня не получилось. Запуталась в ценниках. В супермаркете сразу найти ценник выбранного товара практически нереально. На поиски нужной бумажки с циферкой, по плану продавцов, у покупателя должно уходить от 3 до 8 минут. Причем, нет никакой гарантии, что нужный ценник вы в результате найдете. Скорее всего, вы просто купите похожий товар, который наверняка окажется дороже. Кроме того, концентрации внимания мешает сочный запах апельсинов. За спиной, оказывается, расположился отдел свежевыжатых соков, мимо которого ну никак не пройти... Вообще, чем больше в супермаркете запахов свежей еды, тем лучше. Это тоже помогает увеличить объем продаж магазина. Разработаны даже оптимальные запахи для продуктовых супермаркетов - это цитрус и ваниль. Кстати, еще один гипнотический прием - музыка. "На нее в магазине обращают внимание 70% посетителей магазинов, - говорит Валерий Кузнецов, заместитель генерального директора центра исследований Российской ассоциации маркетинга. - Мягкая расслабляющая музыка создает в торговом зале уютную атмосферу, побуждая покупателей не спешить и больше времени посвятить выбору покупок. Быстрая музыка дает противоположный эффект и используется, например, в часы пик, чтобы ускорить движение покупателей". При этом установлено, что, например, звучание духовых инструментов повышает объем продаж в винных отделах, а лирическая музыка вызывает желание приобрести поздравительную открытку. На Западе работает много специализированных компаний, профессионально подбирающих музыку для магазинов. Российские же корпоративные торговцы пока полагаются на свой вкус. Ну вот, наконец, я у кассы... Но расслабляться рано. Просто так меня из супермаркета не выпустят. Кассирам дана установка быть вежливыми и.... медлительными. Пока я стою в очереди меня окружает масса всякой "мелочевки": шоколадки, жвачки и прочая дребедень. Каждый второй покупатель обязательно прихватывает с собой какую-нибудь ерунду. Не удерживаюсь и я... В итоге поход за хлебом и молоком обернулся покупкой банки с дольками персика, орехового печенья, килограмма апельсинов и шоколадного батончика. Такая грамотная "раскрутка" покупателя, то есть, извините, мерчандайзинг, позволяет супермаркету увеличивать продажи до 15-20%, а при отсутствии конкуренции в районе - и до 60%. http://www.ruskur.ru * * * * * * *
На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:
На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ. Заходите - вас будут рады видеть! * * * * * * *
Предыдущую версию сайта "Высокие статистические технологии" вы можете найти по адресу www.newtech.ru/~orlov. Для доступа к этой версии сайта вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже. На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами. Удачи вам и счастья! |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: science.humanity.econometrika |
Отписаться |
В избранное | ||