← Февраль 2001 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
8
|
9
|
11
|
|||
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
||
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
27
|
28
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
-1 за неделю
Эконометрика - выпуск 31
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Проблема развития малого бизнеса сейчас весьма актуальна для экономики России. В этом выпуске рассылки от 26 февраля 2001 года вы найдете статью, посвященную этой теме.
* * * О подходах к экономико-математическому моделированию малого бизнеса В странах с развитой рыночной экономикой в сфере малого бизнеса занято около 3/4 экономически активного населения и производится более 2/3 ВНП. Малый бизнес не только создает новые рабочие места на основе самозанятости населения и повышает уровень его потребления, но и воспроизводит конкурентную среду, необходимую для нормального функционирования и развития рыночной экономики и формирования ее эффективной антимонопольной структуры. Проблемы маркетинга малого бизнеса Во всех странах с развитой рыночной экономикой нестабильность малого бизнеса во многом связана с его сильной зависимостью от внешней среды - как от STEЕP-факторов (социальных, технологических, экономических, экологических, политических), так и от факторов конкурентного окружения (в т.ч. - от поставщиков и потребителей) [2]. Для того, чтобы выжить и занять свою рыночную нишу, малый бизнес должен хорошо ориентироваться и адаптироваться в условиях достаточно высокой степени неопределенности и риска. Это означает, что деятельность малого бизнеса изначально носит рисковый характер [3] , а потому требует прикладного маркетинга. Математические методы и модели для решения задач малого бизнеса Достаточно известными примерами применения методов экономико-математического моделирования в маркетинге для структурирования и анализа рыночной информации являются модели жизненного цикла товара (фирмы), модели маркетингового комплекса 4р (7р), матрица "Бостон-консалтинг групп", SWOT-анализ, матрица Портера для анализа конкурентов, матрица определения проблемы и др. [3,5]. Они могут быть простейшими инструментами управления маркетингом в малом бизнесе и позволяют достаточно оперативно оценить место и конкурентные преимущества организаций. Вместе с тем возможности экономико-математического моделирования позволяют менеджеру самостоятельно структурировать свою собственную ситуацию и создавать собственные инновационные модели (или варианты типовых моделей с собственными значениями параметров) оптимального поведения на рынке в условиях неопределенности и риска. Так, известная среди маркетологов и менеджеров матрица "Бостон-консалтинг групп" является, на наш взгляд, не двухмерной, а трехмерной моделью, в которой наряду с долей на рынке и темпом роста продаж обязательно должен рассматриваться такой параметр, как прибыль организации. Маркетинговые модели принятия решений Для структурирования и анализа рыночной информации могут быть применены предлагаемые нами обобщения таких известных инструментов организации информации для принятия эффективных управленческих решений, как SWOT-анализ и матрица "Бостон консалтинг групп". Эти обобщения позволяют эффективно использовать современные методы экспертного оценивания, в том числе основанные на применении статистики нечисловых, в частности, интервальных данных. О теории ранжировок и рейтингов Менеджерам малого бизнеса постоянно приходится упорядочивать альтернативы при подготовке и принятии решений, т.е. строить и применять ранжировки. В их реальной работе часто появляется и термин "рейтинг", например, "рейтинг надежности банка". Ограничимся здесь одним сюжетом, связанным с ранжировками и рейтингами. Задача сравнения средних Начнем, как и в [7], с понятного всем примера. Какие профессии предпочитают выпускники школ? В исследованиях В.Н.Шубкина (Новосибирск, 60-е годы) выпускникам предлагалось оценить профессии баллами от 1 до 10. Затем профессии оценивались средними арифметическими баллов, им приписанных всеми опрошенными. При таком способе сравнения профессий оказалось, что выпускники новосибирских школ предпочитали физику математике. Однако в Ленинграде (по данным Г.И.Щукиной) школьники предпочитали математику, а не физику. В чем причина различий? Возможно, не в объективном различии регионов, а в субъективизме исследователя, выбирающего тот или иной метод анализа данных. Выше уже говорилось об иных социально-экономических постановках, в которых возникает аналогичная проблема обоснования выбора вида средней. Среди них – постановки, весьма важные для конкретных организаций малого бизнеса. G{(F(X1)+F(X2)+...F(Xn ))/ n}, где F - строго монотонная функция, G - функция, обратная к F. Если F(x) = x, то среднее по Колмогорову - это среднее арифметическое, если F(x) = ln x, то - среднее геометрическое, если F(x) = 1/x, то - среднее гармоническое, и т.д. f( Y1, Y2,...,Yn) < f( Z1, Z2,..., Zn). Тогда для устойчивости результата сравнения средних необходимо, чтобы для любого допустимого преобразования g из группы допустимых преобразований было справедливо также неравенство f(g(Y1,), g(Y2),..., g(Yn)) < f (g(Z1), g(Z2,),..., g(Zn)), т.е. среднее преобразованных значений из первой совокупности также было меньше среднего преобразованных значений для второй совокупности. Причем сформулированное условие должно быть верно для любых двух совокупностей Y1, Y2,...,Yn и Z1, Z2,..., Zn . Только такими средними, по нашему мнению, можно пользоваться. Модели жизненного цикла малых предприятий Кратко рассмотрим несколько предлагаемых нами новых экономико-математических моделей, описывающих развитие малых предприятий в течение их жизненного цикла. Моделирование потока проектов При построении математических моделей данного типа будем считать, что малое предприятие ассоциируется с последовательностью выполняемых им проектов. Новые малые предприятия порождаются в соответствии с пуассоновским процессом переменной интенсивности (аналогично потоку заявок в теории массового обслуживания [18]). Каждое новое малое предприятие выполняет вначале один проект, величина (стоимость) и продолжительность которого - случайные величины с заданными (в модели) распределениями. Пример модели потока проектов Приведенное выше описание задает достаточно обширное семейство математических моделей. Рассмотрим одну из них. Модель занятия ниш Предположим, что имеется конечный набор "ниш", которые могут занять вновь возникающие предприятия. В соответствии с некоторым распределением вероятностей порождаются новые предприятия (т.е. указываются для них ниши).. Если ниша занята, то предприятие гибнет. Если нет - занимает нишу и функционирует некоторое случайное время, после чего прекращает деятельность и освобождает нишу. Действующее предприятие может захватывать свободные ниши - на тех же основаниях, что и вновь возникающие предприятия. Нетрудно получить расчетные формулы для определения числа свободных ниш и вероятности того, что ниша занята, а также для иных характеристик, описывающих развитие популяции малых предприятий на основе постоянного поиска и захвата новых рыночных ниш. Модель выбора ниши Для описания поведения малого предприятия предлагается использовать модель выбора ниши на основе теории принятия решений с использованием дерева целей. Рассматривая выбор на каждом этапе как случайную величину, получаем возможность расчета распределения малых предприятий по вариантам окончательных решений. А это порождает итерационный процесс пересмотра решений, поскольку знание итогового распределения влечет пересмотр некоторых из ранее принятых решений, например, о количестве возможных конкурентов. Модель целесообразно реализовать в виде имитационной компьютерной системы, пригодной также для индивидуального обучения и проведения деловых игр. Практический опыт и обучение в области малого бизнеса Авторы настоящей работы - одновременно менеджеры высшего и среднего звена (на уровне руководителей проектов) ряда малых предприятий, преподаватели экономики и менеджмента, в том числе для нужд малого бизнеса, и научные работники - исследователи в области малого предпринимательства. Это дает нам возможность взглянуть с трех разных сторон на проблемы малых предприятий, их менеджеров и сотрудников. Мы обсудим проблемы реальной работы малых предприятий, подготовку специалистов для них, а также формирующуюся область научных экономических и экономико-математических исследований, посвященную малому предпринимательству. Что нужно знать руководителю малого предприятия (из опыта работы) Развитие малого предпринимательства необходимо для эффективного функционирования экономики России. Руководителей малых предприятий - сотни тысяч. Большинство из них не имеет профессионального образования в области менеджмента, что приводит к некоторым трудностям в практической работе. Представляется целесообразным указать на проблемы, трудности и ошибки на примере собственной работы одного из авторов в качестве директора Всесоюзного центра статистических методов и информатики (ВЦСМИ) Центрального правления Всесоюзного экономического общества - малого предприятия, оказывавшего в 1989-1992 гг. научно-технические услуги в области статистических методов. 7.2. Обучение малому бизнесу Как вытекает из проведенного анализа, менеджер малого бизнеса решает несколько иные задачи, чем менеджер большого предприятия. Поэтому и образовательные программы в этой области должны иметь свои особенности. Межвузовский центр экономического образования Госкомвуза РФ разработал (под руководством одного из авторов) систему учебных курсов по малому бизнесу и основам предпринимательской деятельности и разослал в 1995 г. соответствующие рекомендации [43] по всем техническим вузам России. Они были выполнены в рамках образовательной программы "Малый бизнес в рыночной экономике России" и включали программы таких курсов, как: Заключение Проблемам малого предпринимательства посвящено большое число официальных и научных публикаций (см., например, [22-46]), что объясняется, очевидно, заметным вкладом малых предприятий в отечественное производство, а также - что представляется нам более важным - пионерской ролью малых предприятий в опробовании различных вариантов организации экономической жизни, взаимодействия государственных и негосударственных структур. Именно малые предприятия лучше всего демонстрируют роль конкуренции в экономике. Несмотря на всем известные отрицательные примеры, мы считаем возможным, хотя бы в первом приближении, не учитывать в разрабатываемых моделях влияние криминального мира на малые предприятия, а также их использование, например, для формально законного перекачивания финансовых средств в личных целях. Литература 1. Иванова Н.Ю., Орлов А.И. Методология экономико-математического моделирования в маркетинге малого бизнеса // Научные труды Рижского института мировой экономики. Вып.1. - Рига, 1997, с.24-26. Н.Ю.Иванова,
* * * На сайте http://antorlov.chat.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти полезные макросы для Microsoft Word 97/2000, могущие помочь Вам в работе, например, макросы для создания книжек размером в половину листа, обьединения множества файлов в один, создания каталогов своих файлов или для извлечения из недр Word'а красивых значков. Также представлен учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту, статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики. Имеется лекция об устройстве ядерных реакторов. Удачи Вам и счастья! |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||