Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 15


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

    Эконометрика – одна из самостоятельных экономических дисциплин. Более того, при квалифицированном преподавании любой экономической дисциплины невозможно обойтись без использования различных подходов и результатов эконометрики. Поэтому нам не уйти от обсуждения проблем преподавания экономики. Именно этой тематике посвящен настоящий выпуск.
   С праздником Великой Октябрьской Социалистической Революции, дорогие товарищи!
   Автор материалов рассылки и статей на сайте http://antorlov.nm.ru - профессор А.И.Орлов. Поддержка рассылки осуществляется А.А.Орловым.
    Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*       *       *

Содержание

   1. Проблемы экономического образования на современном этапе
   2. Экономические догмы массового сознания

*       *       *

Проблемы экономического образования на современном этапе

   Обсуждается современное положение в области экономического образования и просвещения в России, а также некоторые предложения по его улучшению.

1. Экономика как наука

   Экономическая наука, как и математика, химия или языкознание, имеет целью познание истины и разработку способов применения найденных закономерностей для удовлетворения нужд людей. Поэтому она не может быть национальной, классовой или отражающей интересы иной группы людей - пока остается наукой. Однако люди, делающие науку, исходят из опыта своих стран и классов, из идей своих групп, и построенные ими теории отражают этот опыт и идеи. Это простое соображение не всегда учитывается при преподавании экономических дисциплин.

2. Новейшая история экономического образования в России

   До 90-х годов конкретные экономические дисциплины преподавались в соответствии с нуждами социалистического хозяйства, в то время как общая теория (т.е. политэкономия) излагалась в псевдомарксистском стиле, с обилием вырванных из контекста цитат из Маркса и Ленина. Студенты и преподаватели были практически изолированы от экономических публикаций зарубежных исследователей. Характерно, что вводный курс экономики нобелевского лауреата П. Самуэльсона был издан под грифом "Для научных библиотек", т.е. был практически недоступен рядовому читателю.
   Искусственная изоляция принесла свои "плоды". В конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда страна оказалась открыта для пропаганды западных экономических идей и соответствующих публикаций, ни преподаватели экономических дисциплин, ни тем более студенты или иные граждане России не имели необходимой подготовки для адекватного восприятия этого потока информации. В обстановке тотального экономического невежества западные сочинения либо воспринимались "на ура", с почти религиозным пылом, как откровение - и без малейшей критики, либо отвергались с порога, как противоречащие старым учебникам. Забавно было читать в программных документах ряда политических лидеров выдержки из западных вводных курсов экономики (без ссылки на источник). Или смотреть по телевизору дискуссии с упоминанием, скажем, такого "хитрого" понятия, как кривая Филлипса (описывающая связь между инфляцией и уровнем занятости, якобы эмпирически наблюдаемую в некоторых странах), также входящего в стандартный западный вводный курс экономики. (Впрочем, на Западе хорошо известно и то, что "кривая Филлипса" представляет собой величайшую фальсификацию ХХв. в эконометрике. Это, однако, не мешает включать заведомо ложный материал в учебники, что лишний раз демонстрирует нацеленность этих изданий на манипуляцию сознанием, а не на знания.)
   Только сейчас начался процесс критического анализа зарубежной экономической мысли основной массой специалистов.

3. Экономические догмы массового сознания

   В результате многолетней деятельности средств массовой дезинформации в условиях тотального экономического невежества в умах людей закрепился ряд догм, т.е. утверждений, на первый взгляд убедительных, но неверных. Назовем некоторые.
   1. Догма научности "реформ".
   2. Догма экономической грамотности "реформаторов".
   3. Догма кризиса социалистического хозяйства к концу 80-х годов.
   4. Догма всеобщности западных экономических отношений.
   5. Догма кризиса реального коммунизма (как идеи о справедливых отношениях в российском обществе) .
   6. Догма пользы развала СССР.
   7. Догма эффективности конкуренции.
   8. Догма экономической эффективности частной собственности.
   9. Догма вреда монополизма.
   10. Догма отрицания роли государства в экономике.
   11. Догма максимизации прибыли.
   12. Догма необходимости свободных цен.
   13. Догма полных прилавков как признака процветания.
   14. Догма борьбы с инфляцией.
   15. Догма пользы ограничения денежной массы.
   16. Догма сокращения государственных расходов.
   17. Догма перспективности фермерства в современной России.
   18. Догма неконкурентоспособности отечественных товаров.
   19. Догма увеличения реальной демократии за годы "реформ".
   20. Догма свободы слова как высшей ценности.
   21. Догма связи официальной статистики с реальностью.
   22. Догма курса доллара как объективного показателя соотношения покупательной способности рубля и доллара, а также показателя состояния экономики.
   23. Догма достаточности минимальной зарплаты для обеспечения физиологических потребностей.
   24. Догма необходимости этапа "дикого" рынка (накопления капитала).
   25. Догма отсутствия рынка и рыночных отношений в СССР.
   26. Догма стабильности курса "реформ".
   Продолжать этот список можно долго. Более подробно - смотрите ниже.

4. Российская экономическая действительность и преподавание экономики

   Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики. В частности, обсуждение и разоблачение перечисленных выше догм весьма способствует углублению теоретической подготовки студентов и объективному восприятию ими экономической действительности.
   В частности, в студенческой аудитории всегда большой интерес вызывает обсуждение роста цен на потребительские товары. В апреле 1996 г. индекс инфляции равен 12000, т.е. 12000 рублей по своей покупательной способности соответствуют 1 рублю 1990 г. (Это значение - 12000 - рассчитано студентами по реальным ценам в рядовых московских магазинах. Госкомстат дает вдвое меньшее значение, что ясно показывает степень соответствия реальности его данных.)
   Поэтому, чтобы выразить свою зарплату или стипендию в ценах 1990 г., следует разделить ее номинальное значение на 12000. Затем, сравнив свое нынешнее положение с тем, что было в 1990 г., можно сделать вывод о результатах "реформ" для Вас или Вашей семьи. Средняя зарплата уменьшилась (в сопоставимых ценах) в 4-5 раз.
   Курс доллара составляет сейчас (апрель 1996 г.) 40 копеек в ценах 1990 г. (он упал в 2,5 раза по сравнению с сентябрем 1994 г.) Поэтому нет ничего удивительного, если в долларовом исчислении Ваша зарплата растет.
   Стоимость продовольственной корзины, соответствующей минимальным физиологическим потребностям человека (поданным Института питания РАМН), совпадает в апреле 1996 г. со средней зарплатой работников образования, заложенной в бюджет 1996 г. (316 тыс.руб.), т.е. работники образования должны физиологически деградировать (ведь, кроме питания, на минимальный объем которого уйдет вся зарплата, им необходимо платить за квартиру, ездить на работу и даже - какая роскошь - одеваться). Много дальнейших фактов, неизменно вызывающих большой интерес у студентов, приведено в газете "Правда" от 13 марта 1996 г. (статья "Нас ограбили на триллион долларов" на с.1, беседа В.С.Кожемяко с А.И.Орловым).
   По правительственным данным, за 1990-1995 гг. объемы производства и потребления в России сократились примерно вдвое. По нашим данным - по крайней мере в 4 раза. О подобных результатах "реформ" студенты должны знать.

5. Подходят ли западные экономические теории для России

   Западные курсы "экономикс" (т.е. курсы, посвященные введению в экономическую теорию) построены, естественно, на обобщении западной экономической жизни. Так, потребитель предполагается совершенно рациональным, точно знающим, что он хочет максимизировать (т.е. знающим свою функцию полезности), а также полностью игнорирующим всех остальных потребителей, действующим совершенно самостоятельно. Общество состоит из эгоистичных индивидуумов-атомов, отстаивающих только свои интересы, т.е. живущих по принципу "человек человеку - волк". Законы правового государства удерживают такое общество от самоуничтожения.
   Возможно, такая модель годится для жителей западных стран, прежде всего США. Бесспорно совершенно, что она не годится для нас, для русских. Мы плохо знаем, что нам нужно, действуем под влиянием друзей, общественного мнения, моды, привыкли жить в коллективе, общине, семье, говорим о соборности, игнорируем экономические стимулы. Несмотря на снижение реальных доходов в несколько раз, пока нет бунтов. Хотя предприятия стоят, работники не уходят, а менеджеры (директора) их не увольняют.
   Сейчас (апрель 1996 г.) зарплата профессора меньше зарплаты уборщицы в метро и в несколько раз меньше дохода продавца коммерческого киоска. Но, вопреки западным экономическим теориям, профессора не рвутся в продавцы. И рабочие выпускают продукцию, не получая зарплату. И потому Россия жива.
   Западные экономические теории не годятся не только для России. Они не подходят для исламских стран, для Индии и Китая, и т.д. Надо выделить и преподавать лишь то, что в "экономикс" годится для России.

6. Что это - глупость или сознательный обман?

   В некоторых публикациях сознательно вводят читателей в заблуждение. В качестве примера возьмем учебник некоего Р. Лэйарда "Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей" (М.: "Джон Уайли энд Санз", 1994. - 160 с.). В нем "доказывается", что "инфляционный налог" равен дефициту бюджета. Отсюда рекомендация - для снижения инфляции необходимо ограничивать поступление новых денежных масс в оборот (например, не выдавать зарплату). Однако это утверждение выводится в предположении, что суммарный выпуск постоянен, чего нет у нас - объем производства падает. При этом Р. Лэйарда отнюдь не смущает, что в другой главе, говоря о "мультипликаторе Кейнса", он рекомендует увеличивать государственные расходы в период спада производства.
   Принципиально ошибочно у Р. Лэйарда рассмотрение спирали "заработная плата - цены", основанное на математической ошибке (функция принимается за константу). Но вывод каков: чтобы снизить инфляцию, надо, якобы, увеличить безработицу! Совершенно ясна идеологическая направленность подобных "ошибок".
   Перечень примеров ошибочных рассуждений можно продолжать сколь угодно долго. И не так уж важно, являются ли ошибки следствием глупости авторов или же сознательно ориентированы на "промывку мозгов" в интересах мирового капитала. Важно то, что эти ошибки, как и приведенные в разделе 3 догмы, затуманивают сознание россиян. С подобными ошибками надо бороться. Но это не так легко - требуется глубоко вникать в тексты. Следовательно, необходима организация соответствующих научно-исследовательских проектов.

7. Сочетание плана и рынка

   Справедливой критике подвергаются недостатки в организации работы социалистического хозяйства СССР, в частности, бюрократизм и подавление инициативы предприятий и отдельных работников. Более существенно, что сложность решения оптимизационных задач планирования народного хозяйства такова, что точное решение не может быть найдено, никакой компьютер не поможет. Необходим также механизм быстрого реагирования на изменения природной и экономической обстановки. Поэтому ясно, что при движении по пути национального возрождения России предприятия и отдельные трудящиеся должны обладать гораздо большей самостоятельностью, чем это было в СССР.
   Требуют углубленной научной и методической разработки вопросы сочетания плана и рынка, т.е. вопросы распределения полномочий между менеджерами различных уровней. В частности, представляются весьма ценными работы по теории планово-рыночных отношений (проф. А.Д. Настенко), социалистического рынка (д.т.н. Л.Г. Малиновский).

8. Малое предпринимательство, менеджмент и маркетинг

   Многоукладность экономики - залог процветания России. Социально полезный выход энергии людей дает малое предпринимательство, как государственное, так и частное. Западные методы организации малого предпринимательства, менеджмента и маркетинга весьма полезны для трудящихся России. Это - то жемчужное зерно, которое важно не потерять при чистке авгиевых конюшен сонма западных экономических сочинений, мутным потоком захлестнувших нашу страну. Представляют большой интерес и современные технологии дистанционного обучения, применяемые, в частности, Британским открытым университетом и его российским партнером - предприятием ЛИНК.

9. Математическая экономика как псевдонаука

   Кроме некритического отношения к деятельности правителей, выступлениям в средствах массовой информации и западным теориям, имеется еще ряд факторов, осложняющих ситуацию с экономическим образованием. В теоретическую и практическую экономику устремилось большое число людей из других сфер деятельности. Большой вред приносят математики, выдающие себя за экономистов. Чтобы подтвердить свои претензии, они используют экономические термины для обозначения математических понятий, а затем доказывают свои любимые теоремы и требуют того же от студентов. Беда, однако, в том, что эти теоремы не нужны для практической деятельности экономистов. Однако это не волнует математиков, выдающих себя за экономистов, как не волнуют и судьбы студентов, которые потратят годы учебы на никому не нужную схоластику. Так издеваются, в частности, над студентами Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского государственного института электроники и математики.
   Математическую экономику, т.е. математику, выраженную в псевдоэкономических терминах, мы вслед за акад. РАН Н.Н.Моисеевым квалифицируем как псевдонауку, которой не место в вузах. В то же время необходимо подчеркнуть, что о методах математического моделирования реальных экономических явлений и процессов, разумеется, необходимо рассказывать студентам. Но нужны только те математические результаты, которые помогают экономисту в работе, в частности, методы эконометрики, в том числе методы прикладной математической статистики, экспертных оценок (в частности, сценарный метод).

10. Современные информационные технологии обучения

   Кроме традиционных учебно-методических материалов на бумажном носителе, все большее значение приобретают компьютерные учебники, системы контроля знаний, электронные сети для дистанционного обучения и т.д., т.е. современные информационные технологии обучения, а также подготовки и обеспечения учебного процесса. Возникает вопрос о выборе технической базы для таких технологий. Следует учесть, что большинство университетов Европы, США, Японии выбрали компьютеры "Macintosh" фирмы "Apple". В этих странах фирма "Apple" - первая по объему продаж компьютеров. В то же время в нашей стране этот тип компьютеров занимает всего лишь около 1% рынка, в частности, поскольку их поставки в СССР были запрещены согласно списку КОКОМ передовых технологий, и советский рынок заполнили IBM-совместимые компьютеры. Важно задуматься над этим вопросом при внедрении современных информационных технологий обучения.

11. Как организовать работу?

   Надо налаживать современное научно обоснованное экономическое образование. В частности, необходимы:
   - научные исследования по выявлению "рационального ядра" в мировой экономической литературе, по разработке теории социалистического рынка и планово-рыночных отношений и многим иным вопросам,
   - учебно-методические разработки, включая разработку предложений по корректировке государственных образовательных стандартов, создание компьютерных обучающих систем,
   - подготовка и выпуск литературы, рассчитанной на различные слои населения,
   - развитие образовательных структур, в частности, для повышения квалификации преподавателей, и т.д.
   Для всего этого необходимо финансирование.
   В качестве первого шага можно предложить проведение в апреле-мае 1996 г. дискуссий среди преподавателей по вопросам современного экономического положения России (см. разделы 3-6 выше) с целью дальнейшего использования полученных в результате дискуссий концепций, отобранных ярких фактов в преподавании экономических и иных дисциплин.

Академик РАСМ, профессор А.И.Орлов

   (Тезисы доклада на методологическом семинаре Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 22 апреля 1996г. Никаких конкретных действий после доклада не последовало.)

*       *       *

Экономические догмы массового сознания

   В массовом сознании культивируется ряд догм, связанных с экономическими отношениями. Их критический анализ необходим для разработки мер по выведению России из нынешнего кризиса.

(Статья написана и представлена в международную газету "Наука и технология в России" (НТР) летом 1995 г.)

   За последние 5 лет производство и потребление в России сократилось примерно в 5 раз. Страна отброшена на 40 лет назад. Дальше будет хуже, т.к. падение производства продолжается.
   Результаты экономического развития за 5 лет показывают, что так называемые "реформы" ведут к экономической деградации, а не к процветанию. Значит, неверны и идеологические обоснования "реформ", внедренные средствами массовой информации в головы россиян, невежественных к экономике [1] . Для коллективного поиска путей выхода из кризиса необходим научный анализ экономических догм массового сознания.

1. Догма научности "реформ"

   Вполне справедливо критикуя обществоведов бывшего СССР, предполагают, что действия "реформаторов" опираются на последние достижения западной экономической мысли. На самом же деле используются лишь отдельные примитивные идеи одного из ответвлений экономической теории - так называемого монетаризма. Делается упор на макроэкономические методы управления финансами, игнорируется опыт государственного регулирования экономики в западных странах. За провал "реформ" экономическая теория не может нести ответственности.

2. Догма экономической грамотности "реформаторов"

   Руководителей "реформ" называют в средствах массовой информации экономистами, есть министерство экономики, некоторые из "реформаторов" имеют ученые степени . Однако нетрудно понять [2] , что они не являются квалифицированными специалистами. В частности, потому, что у них не было достаточного количества лет для обучения современной экономической теории. В результате представления об экономической жизни остались на уровне ХУIII века. Недаром "реформаторы" полностью отвергают разработки Отделения экономики Российской академии наук.

3. Догма кризиса социалистического хозяйства

   Экономика СССР в 80-е годы отнюдь не была в кризисном состоянии : объем производства возрастал, как и жизненный уровень трудящихся. Однако темпы роста, в отличие от предыдущих десятилетий, уже не превышали таковых для США. Для преодоления всем сейчас известных негативных явлений советские экономические структуры надо было реформировать, а не разрушать.

4. Догма всеобщности западных экономических отношений

   Западные экономические теории исходят из постулатов, которые не выполняются для России (а также, например, для исламских стран). В этих теориях экономический субъект - производитель или потребитель - предполагается рациональным, полностью независимым от других субъектов и стремящимся к максимизации своей прибыли или полезности. Это противоречит российским традициям общинности (соборности). Жить по совести, по заповедям Божьим - значит жизнью своей отрицать постулаты западных экономических теорий (см. также [3]). Только потому, что западные ценности отрицаются народом России, пятикратное падение реальной зарплаты не привело пока к всеобщему восстанию трудящихся. Только поэтому нет массовой безработицы - директора не увольняют работников, но и те сами не уходят, хотя не получают почти ничего.

5. Догма кризиса реального коммунизма

   Коммунистические общественные отношения являются естественными для России. Как, впрочем, и для многих людей в других странах - начиная с первого коммуниста Иисуса Христа. Отрицание искажений коммунизма ошибочно принимать за критику глубинных идей. Эта точка зрения подробно обоснована диссидентом А. А. Зиновьевым в книге [4].

6. Догма пользы развала СССР

   С точки зрения экономики основной вред от развала СССР - разрыв хозяйственных связей, появление таможенных барьеров, местных денежных систем и т. д. Разительный контраст с Европейским союзом - Европа объединяется, а СССР разрывается. Россия оказалась в лучшем положении, чем другие республики: основные сырьевые запасы остались в России, из-за ее величины разрыв хозяйственных связей принес относительно меньший вред. В западной экономической теории обосновано требование свободы торговли, развал СССР осуществлен вопреки той идеологии, на которую любят ссылаться "реформаторы".

7. Догма эффективности конкуренции

   Она состоит в том, что экономические структуры, основанные на конкуренции, более эффективны (производят больше при тех затратах), чем плановые. Западная экономическая теория говорит другое: эффективность конкурентной системы может достигать эффективности плановой системы, но никогда не может превзойти ее. Однако у каждого типа системы есть свои причины недостижения максимума. В конкурентной системе - стихийные отклонения от оптимальной траектории, вызванные несогласованными решениями экономических субъектов. В плановой - нерациональность процедур принятия решений, принципиальная невозможность точного решения оптимизационных задач, а главное - неустранимая неопределенность в их постановке. Существуют подходы, позволяющие модернизировать плановую экономику с целью повышения ее эффективности, вводя в нее элементы рыночных отношений [5,6]. Утверждать, что "рынок" эффективнее "плана", нельзя.

8. Догма частной собственности

   Эффективность деятельности фирмы зависит от деловых качеств менеджера, т. е. директора , от того, каковы у него полномочия и как он принимает решения в рамках своих полномочий, а не от того, кому формально принадлежит предприятие. В США этот факт осознали довольно поздно - В 70-е годы, когда много писали о т.н. "революции менеджеров".
   Переход предприятия в частные руки не может сам по себе повысить его эффективность. Однако он дает возможность "законного" использования созданной народом собственности для личных нужд новых владельцев. Если процесс приватизации применяется не к общенародной собственности, а к личной, то он квалифицируется в Уголовном Кодексе РФ как "грабеж".

9. Догма вреда монополизма

   Еще Д. Рикардо при обсуждении торговли между Англией и Португалией показал, что успешная торговля предполагает специализацию экономических субъектов. Специализация ведет к монополизму. Идея свободной конкуренции большого числа независимых фирм не может быть реализована в большинстве отраслей технически развитого государства. Очевидно, необходим контроль государства над монополиями.

10. Догма отрицания роли государства в экономике

   Со времен "великой депрессии" в США и работ самого известного экономиста ХХ в. Дж. М. Кейнса (30-е годы) все западные правительства активно регулируют экономическую жизнь. В США долю государства в экономической жизни можно оценить в 30%, в Дании и Швеции - 60%, в СССР - в 80% (остальные 20% - в основном продукция приусадебных участков). Последователи Кейнса, составляющие большинство западных ученых, обосновали необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь с целью корректировки отрицательных последствий стихийной конкуренции.

11. Догма максимизации прибыли

   Постоянно повторяется, что цель фирмы - максимизация прибыли. Однако достаточно спросить: "Прибыль ЗА КАКОЙ СРОК максимизируется?" - чтобы осознать неопределенность понятия "максимизация прибыли". Совершенно ясно, что оптимальное поведение зависит от горизонта планирования - неделя это, месяц, год, 10 или 100 лет [7]. При небольшом горизонте планирования нет смысла финансировать научно-технические разработки, и во всем мире наука развивается в основном благодаря поддержке государства, а не частных фирм. Поэтому естественно, что "реформы" ведут к удушению российской науки, к падению доли расходов на науку в бюджете страны [8]. Если средняя зарплата трудящихся сократилась в пять раз, то зарплата ученых - в десять раз.

12. Догма свободных цен

   "Либерализацию" цен оправдывали надеждой на скорую стабилизацию около цен "равновесия", при которых спрос равен предложению. Вместо этого получили многолетнюю инфляцию. Дело в том, что в современной экономической теории нет работоспособных моделей, позволяющих предсказать поведение экономической системы после отпуска цен. Соображения о пересечении кривой спроса и кривой предложения как способе нахождения равновесных цен относятся к статической модели. А динамических моделей попросту нет. Другими словами, "либерализация" цен не имела под собой научного обоснования ( см. выше о догмах 1 и 2)

13. Догма полных прилавков

   В качестве положительного результата "реформ" указывают на полные прилавки магазинов. Однако этот отрадный факт надо сопоставить с падением реальной зарплаты в 5 раз. Если бы в 1991 г. вместо подъема цен зарплату уменьшили в 5 раз, изобилие было бы не меньшим.
   Прежняя экономическая система, как все мы знаем, имела недостатки, один из которых - дефицит отдельных товаров. Но были и компенсаторные механизмы: с одной стороны, колхозные рынки, с другой - рационирование потребления с помощью заказов, распродаж, талонов на предприятиях. Существенное сокращение производства и потребления основных продовольственных и промышленных товаров - реальный факт, противостоящий иллюзии полных прилавков. "Видит око, да зуб неймет".

14. Догма борьбы с инфляцией

   Борьба с инфляцией - это борьба со следствием, а не с причинами болезненного состояния экономики. Инфляцию можно сравнить с температурой больного. Снижать ее надо только тогда, когда она превышает 380, поскольку температура отражает борьбу защитных сил организма с болезнью, и излишнее снижение ее замедляет эту борьбу и грозит переходом в хроническое течение.
   Представьте себе, что и цены, и доходы со сбережениями мгновенно изменились в 1000 раз. Хотя индекс инфляции составляет около 100000%, в экономике реально ничего не изменилось.
   Сама по себе инфляция не так страшна, как ее малюют, если регулярно проводятся индексации (полные!) зарплаты, сбережений, пенсий. Большинство стран живет в условиях инфляции.

15. Догма ограничения денежной массы

   Чтобы достичь ошибочной цели снижения инфляции, "реформаторы" всячески стараются снизить темп роста денежной массы. Однако вместо снижения инфляции они получают падение выпуска. Это вытекает из основного уравнения количественной теории денег:

М*Н=Р*У,

где М - денежная масса, Н - скорость оборота денег (зависит в основном от периодичности выдачи заработной платы и может быть принята постоянной), Р - средняя цена, У - объем выпуска. Снижение М приводит к снижению РУ, что может быть достигнуто как снижением Р, так и снижением У, а также и одновременным повышением цен Р и снижением выпуска У. Рассуждения "реформаторов" имели бы смысл при инфляции спроса, когда в стране много неотоваренных денег. Однако сейчас в России другой вид инфляции - инфляция издержек, при которой производитель вынужден повышать цену на изделия, поскольку повышается цена на сырье.
   Жесткая денежная политика "реформаторов", приводящая, в частности, к массовым задержкам зарплаты, к остановкам предприятий из-за отсутствия кредитов на пополнение оборотных средств и т.д., не может дать стойкого снижения инфляции, она ведет, как мы видим, лишь к дальнейшему снижению производства.

16. Догма сокращения государственных расходов

   "Реформаторы" ради призрачной цели снижения инфляции сокращают государственные расходы, в то время как западная экономическая теория рекомендует в период спада увеличивать расходы государства, что в соответствии с правилом мультипликатора Кейнса приводит к увеличению выпуска, а потому и потребления, во много раз большему, чем эти расходы. Уменьшение дефицита бюджета, сокращение внутреннего долга - также ложные цели. Реальной целью правительства должно быть увеличение выпуска, а потому и потребления в стране, т.е. рост благосостояния.

17. Догма перспективности фермерства

   В США и в других странах основную часть сельскохозяйственной продукции дают крупные хозяйства с развитой технологией и капиталоемкими техническими средствами. Попытка перехода к мелкотоварному фермерскому хозяйству может привести к печальным последствиям как для страны, так и для фермеров. Однако как для приусадебных и садово-огородных участков, так и для фермеров есть свои "экологические ниши".

18. Догма неконкурентоспособности отечественных товаров

   Разве отечественное молоко хуже импортного? Неконкурентоспособность российских товаров во многих случаях сильно преувеличивается. Они полностью обеспечивали потребности СССР и по техническому уровню зачастую превосходили зарубежные аналоги. Так, продовольствие наше лучше, а компьютеры хуже зарубежных. Для выхода на зарубежный рынок кроме высокого технического уровня нужны большие финансовые вложения, в частности, на рекламу, а также межгосударственные решения. Их нет - нет и экспорта.

19. Догма демократии

   "Реформаторы" именуют себя демократами. Между тем реальная демократия резко уменьшилась. В СССР власть была разделена на две ветви - производственную, организованную по отраслевому принципу, и партийную - по региональному. На предприятии было два центра власти - администрация и партком, который реально выступал в роли представительного органа трудового коллектива. В 1991 г. партийные организации были ликвидированы, профсоюзные, как правило, не смогли занять их место, и трудящиеся очутились во власти администрации предприятий и регионов, жаловаться на действия которых попросту некому. Кроме судов, действующих крайне медленно, решения которых зачастую игнорируются исполнительными властями и фирмами. Сейчас в России - не демократия, а буржуазно-бюрократическая диктатура.

20. Догма свободы

   Действительно, сейчас можно свободно ругать правительство. Но не директора. Можно свободно выбрать, кому продаться. Или свободно заниматься наукой, получая оплату в размере прежней студенческой стипендии. Мы свободны от социальной защищенности.

21. Догма официальной статистики

   Хорошо известно, что официальным статистическим данным Госкомстата верить нельзя. Так, общий рост цен с марта 1991 г. по нашим данным вдвое больше, чем по данным Госкомстата. При расчете валового внутреннего продукта около половины объема - коммерческие услуги банков, бирж и других подобных организаций [6], т.е. предоставление кредита в 1 миллиард руб. приравнивается к производству продукции на ту же сумму. Кроме того, использование средних величин, в частности, средней зарплаты, "смазывает" резкую и все усиливающую дифференциацию доходов, которая уже выше, чем в любой другой промышленно развитой стране. Однако "лукавыми цифрами" Госкомстата приходится пользоваться, поскольку иных нет.

22. Догма курса доллара

   Пропагандируется мысль о том, что курс доллара США на торгах Московской межбанковской валютной биржи объективно показывает соотношение рубля и доллара, российской и мировой экономик, а также соответствует инфляции. На самом же деле этот курс определяется правительством (через Центральный банк и зависящие от него коммерческие банки) и отражает его интересы, в том числе политические. Так, с сентября 1995 г. по декабрь 1996 г. курс доллара США в сопоставимых ценах упал вдвое - с 1 рубля 1990 г. до 50 копеек 1990 г., а за все время "реформ" падение составило десятки раз.

23. Догма минимальной зарплаты

   Считается, что на минимальную зарплату можно прожить. Во времена СССР это действительно было так. Сейчас же минимальная зарплата примерно в 8 раз меньше прожиточного минимума.

24. Догма стабильности курса "реформ"

   Продолжение курса "реформ" ведет к дальнейшему падению производства и уровня жизни подавляющего большинства народа. Выход один - переход к режиму восстановления народного хозяйства, при котором действуют совсем иные экономические механизмы, чем сейчас. В разработке этих механизмов должны принять участие научные работники. Вместе со всеми трудящимися ученым России надо готовиться к работе по возрождению России. На этом пути борьбы можно преодолеть коллапс российской науки, о котором писал В.Н. Страхов [8].

Литература

   1. Орлов А.И. Современный подход к экономическому образованию. - Наука и технология в России, 1995, номер 4(10), с.23-24.
   2. Орлов А.И. Исторический шанс средней школы. - Наука и технология в России, 1994, номер 3(5), с.28-29.
   3. Сагатовский В.Н. Об аксиологическом аспекте образования. - Наука и технология в России, 1995, номер 4(10), с. 20-22; номер 5(11), с.11-12.
   4. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. - М.: Центрополиграф, 1994. - 495 с.
   5. Малиновский Л.Г. Экономика как способ раздела произведенного продукта. - Наука и технология в России, 1995, номер 6(12).
   6. Настенко А.Д. Экономические интересы и экономические отношения. - Обозреватель. Информационно-аналитический журнал. 1995, номер 7, с.68-80.
   7. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. - 296 с.
   8. Страхов В.Н. Судьба науки в России. - Наука и технология в России. 1995, номер 5(11), с.6-10.

   Примечание. Главным редактором НТР с момента основания этого издания был акад. РАН В.Н. Страхов. В настоящее время, как и в 1995 г., он был известен своими акциями типа голодовок, направленными против разрушения науки нынешними правителями России. Его стали рассматривать как одного из видных деятелей Народно-патриотического союза России, включать в списки кандидатов в депутаты от КПРФ, и т.п. Полезно знать, что одновременно он являлся главным редактором газеты с явным демократическим уклоном. Пришлось обратиться к В.Н.Страхову и другим членам редколлегии с заявлением, текст которого приводится ниже.

О работе редколлегии международной газеты "Наука и технология в России (НТР)"

   Главные задачи НТР сформулированы в номере 1(18) за 1997 г. в передовой статье главного редактора. Мне, как единственному в редколлегии экономисту, наиболее близко третье направление из выделенных В.Н.Страховым, которое "должны составить материалы, освещающие суть исторического процесса, происходившего в СССР - и далее в России - и приведшего к реставрации капитализма в странах СНГ. Следовательно (и даже в первую очередь!), и в России." (НТР, 1997, номер 1(18), с.1).
   Должен признать, что выполнять свои обязанности мне не удается. В номер 1(18) опубликованы в разделе "Дискуссия" две статьи, авторы которых (особенно С.М.Коротаев) демонстрируют крайнее невежество в экономической теории и менеджменте, недопустимое даже для студентов 1-2 курсов. Эти статьи написаны с яро "демократических" позиций, отвергаемых в настоящее время большинством научно-технических работников и практически всеми экономистами (в том числе американскими лауреатами Нобелевской премии по экономике). За публикацию указанных статей пришлось публично извиняться на открытии международной конференции "Управление большими системами" в ИПУ РАН 22 сентября 1997 г.
   Следовало бы либо отклонить указанные статьи, либо их доработать и поместить вместе со статьями, отражающими иные точки зрения. Так, в 1995 г. в НТР была представлена моя статья "Экономические догмы массового сознания", до сих пор не напечатанная и не планируемая к печати.
   Причина отмеченных недостатков - в неправильной организации работы редколлегии. Фактически ответственный секретарь С.В.Козловская монополизировала издание, а редколлегия играет роль ширмы. Именно ответственный секретарь определяет, что печатать, а что нет, формирует очередные номера, проталкивает милые ее сердцу "демократические" работы и тормозит настоящую экономическую науку.
   Такая постановка работы делает ненужным и невозможным мое присутствие в редколлегии.
   Естественная организация работы редколлегии - иная. Рубрики НТР должны быть распределены между членами редколлегии. Каждый из нас анализирует с помощью рецензентов поступающие рукописи и предлагает достойные для публикации. На заседаниях редколлегии формируются номера с соответствии с квотами рубрик. Ответственный секретарь обеспечивает выпуск НТР, что С.В.Козловская делает превосходно.

Член редколлегии НТР, проф.А.И.Орлов
2 ноября 1997 г.

   Никакого ответа на приведенное выше обращение я, к сожалению, не получил, после чего в знак протеста против подобного положения покинул редколлегию и перестал поддерживать с этой газетой какие-либо отношения.

Профессор А.И.Орлов

*       *       *

   На сайте http://antorlov.nm.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы также можете найти полезные макросы для Microsoft Word 97/2000, могущие помочь Вам в работе, например, макрос для создания книжек размером в половину листа или обьединения множества файлов в один. Также там представлен учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту, статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики. Имеется лекция об устройстве ядерных реакторов.
   Страница рассылки - http://antorlov.nm.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.
   Если Вы живете в Москве, то для доступа к сайту www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: demo. Password: test. Вход под этим логином абсолютно бесплатный и открыт круглосуточно. Сеанс связи неограничен. Одновременно возможен вход не более 5 пользователей по демо-доступу. Если Вы видите сообщение об отказе в авторизации, значит, Вы - 6-й пользователь, входящий под этим логином, - повторите попытку позже. Доступ с использованием программы Netscape Navigator требует указания DNS: Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. В последнее время увеличилась загрузка бесплатных линий, так что для дозвона рекомендуется использовать какую-нибудь автоматическую программу вроде EDialer.
    На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием современных проблем западного и российского общества. Данная книга может серьезно повысить образовательный уровень интересующихся политологическими и социологическими проблемами.

Удачи Вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное