Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Статистика
-16 за неделю
Здоровье и активность, возможности и сверхвозможности.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Человек: здоровье и активность, возможности и сверхвозможностиВыпуск 11
Дремлющий вулканКак давно вы гневались в последний раз? Кто или что послужили причиной вашего гнева? Что вас задело больше всего? Что вы выиграли и что проиграли в результате выплеснутого гнева? Вспомните, могли ли вы себя контролировать? Возможно, вы наконец разрядились или высказали все, что думали. Но что в итоге? Не исключено, что после всего этого вы не только испытывали вину и стыдились себя, но, возможно, и испортили отношения с близкими или нужными людьми. Что теперь делать дальше? Каждый нормальный человек после очередного приступа гнева задает себе эти вопросы, обещая себе больше не срываться. Но проходит время - и вы вновь и вновь срываетесь. Попробуем разобраться в происходящем. По В. Далю: ГНЕВ - сильное чувство негодования; страстная порывистая досада, попросту: сердце; запальчивый порыв, вспышка, озлобление, злоба. Сам по себе гнев не является чем-то хорошим или плохим, но входит в число семи смертных грехов, иначе говоря, осуждается духовным опытом человечества. Гнев - это нормальная психофизиологическая реакция нашего организма, который работает в режиме автомата. Мы биологичны, так что гнев - это инстинктивная древняя реакция агрессии, направленная на то, чтобы выжить и сохранить себя, но пора взять эту реакцию под контроль. Да, в некоторых ситуациях гнев поможет вам защитить себя и своих близких от физического или вербального нападения, но чаще бывает так, что он не дает оптимального результата в решении межличностных проблем. Вместе с тем, гнев, ярость, злоба приветствуются в бою и спорте, да и то не всегда. Профессионалы знают, что и там нужны холодная голова и трезвый расчет. Как можно описать физические переживания гнева? Жар, напряженные мышцы рук и плеч, рычащий или визжащий голос, наблюдается дрожь, сжимаются кулаки, стискиваются зубы, перехватывает дыхание, в груди кипит, как в паровом котле, который вот-вот лопнет, и нужен клапан, необходима разрядка. Как правило, в гневе мы ощущаем себя правыми и думаем, что действуем справедливо. Недаром говорят “справедливый гнев”, “благородная ярость”. Сознание нередко сужается, мы воспринимаем ситуацию односторонне, видим лишь один вариант проблемы и не можем объективно посмотреть на себя и ситуацию со стороны. К этому иногда добавляется не всегда правильная оценка возможных последствий нашего поведения. Мы считаем, что должны восстановить “справедливость” любой ценой. Плюс ощущение цейтнота (“это нужно сделать прямо сейчас”). Следующие два случая являются хорошей иллюстрацией к сказанному. Вернувшись домой во внеурочное время, Никита застал свою горячо любимую жену с любовником, которым оказался его близкий друг, с которым они вместе учились, отслужили в армии и теперь работали на одном предприятии. Случившееся его потрясло: друг, которому он верил, как себе, знакомый ему еще с детства, предал его. Обида захлестнула сознание, а мысль, что на работе ему теперь проходу не будет, привела его в ярость. В голове билось: “Рогат, рогат... Ладно, с женой потом поговорю... А с ним нужно разобраться немедленно, разве я не мужик”. Накатившаяся волна гнева на обидчика буквально поднесла руку Никиты к хрустальной пепельнице, стоявшей на столе... Только вид крови на пепельнице и на голове бывшего друга привел его в себя. После чего Никита был задержан милицией, судим и провел два года в местах не столь отдаленных. Жена за это время развелась с ним и вышла замуж за другого (не за того, кому проломили голову). Никита вернулся из ИТУ, работает таксистом (с судимостью на прежнее место работы его не взяли). Теперь он жалеет о том, что случилось, и проклинает своей гнев (“...зачем я это сделал, жену все равно потерял, потеряны и два года жизни, а из-за чего?”). Сын, студент-вечерник, пришел домой с вечеринки в легком подпитии и куражном настроении. Мать, по образованию психиатр, накричала на сына. Потом она говорила, что в таком состоянии сын напомнил ей супруга, с которым у нее незадолго до этого произошел конфликт. В последовавшем разговоре на повышенных тонах сын сказал что-то грубое, и мать, находясь в плену своих переживаний, сорвалась и ударила его по лицу. Сын, обидевшись, ушел из дома, ночевал у своих друзей. Мать сильно переживала, чувствовала свою вину. Сын вернулся домой только через месяц, но в его отношениях с матерью появилась трещина, устранить которую мать была уже не в силах. Чем опасен гнев? Это удар по нашему здоровью, по физическому и психическому самочувствию. В практике тибетского буддизма гнев рассматривается как состояние “клещи”, которые чрезвычайно опасны для вашей кармы. Медики считают часто возникающий гнев причиной самых разных психосоматических заболеваний. Хроническое раздражение на жизнь, на сотрудников, на близких и так далее, хотя и не является таким остро выраженным чувством, как гнев, но тоже опасно, ибо в дальнейшем развивается пессимизм, подавленность, снижается яркость восприятие моментов радости. Обуздание гнева можно рассматривать как великолепную модель тренировки вашей невозмутимости. Некоторые говорят, что нужно иногда давать себе разрядку. Эти люди не знают жизни, они наивны. Да, нужно, но другими методами: гнев можно и нужно использовать как контролируемую эмоцию. К сожалению, во многих фильмах и книгах рекламируется реакция злобы и ярости, так называемого справедливого гнева. “Если враг не сдается, его уничтожают”, - якобы говорил Горький. Но как это ударило по нему самому в конце жизни? Да, гнев временно дает почувствовать себя сильнее, свободнее (“надоело терпеть, накипело, сейчас я ему или ей устрою...”). Однако проявление гнева - не показатель силы. Гнев, скорее, свидетельствует о вашей слабости, обидчивости, ранимости, беззащитности. Есть одна восточная притча. Самурай пришел к монаху школы Дзен и попросил объяснить, что такое рай и что такое ад. Монах согласился, но сказал, что нужно подождать, когда он освободится. Самурай ждал час, два, три..., весь день. Он разгневался, считая себя униженным: ведь его вынудили так долго ждать, не считаясь с его достоинством. В ярости он выхватил меч, решив проучить монаха. И тогда монах сказал: “Это и есть ад”. Самурай смутился и вложил меч в ножны. “А вот это и есть рай”, - добавил монах. Суть притчи в том, что признаком истинной силы является не возбуждение, раздражение, а умение себя контролировать. В данном случае модель поведения самурая позитивна. Но могут быть и более “крутые”, негативные варианты. Здесь уместно вспомнить слова Аристотеля: “Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиной убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия”. А вам это надо? Есть еще один момент. Некоторые люди вызывают у себя так называемый манипулятивный, управляемый гнев, когда, с целью воздействия на других, гнев только демонстрируют (хотя, на самом деле, не гневаются). Например, этот вариант гнева применяют начальники, иногда он используется в семье, при этом находятся малозначимые поводы излить его на вас, и вы чувствуете, что повод неадекватен такой реакции. Нередко отмечаются реакции “мимо”, когда нас может обидеть один человек, на которого нельзя срываться по разным причинам, и мы срываемся на других. Например, нас обидели жена или муж, а мы срываемся на случайных попутчиках в транспорте или на работе на клиентах или просто на более слабых и беззащитных. Сначала мы находим причину для срыва (иногда малозначительную) и думаем, что мы правы. Но в глубине души мы осознаем, что обманываем себя и совершенно незаслуженно сделали больно другим людям. Гнев приводит к нарушению взаимоотношений с людьми, к конфликтам. Если мы разгневались, нечего удивляться, что другие люди могут обидеться на нас, а при реакции “мимо” появляется такой своеобразный алгоритм, цепочка, который может характеризоваться как ослаблением воздействия, так и усилением. Прекрасной иллюстрацией последнего варианта является серия рисунков датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа под названием “Круг замкнулся”. Последовательность такова:
Существует и такой вариант гнева, который проходит в режиме отсроченного. Например, мы сейчас по какой-то причине не можем разозлиться на человека, высказать ему все, а через некоторое время, найдя какой-нибудь легонький повод, мы обязательно по нему “выстрелим” этим же самым гневом, но уже как бы оправданно. Нередко гнев имеет свои корни в детстве. С одной стороны, в детстве нам разрешали гневаться. Мы через гнев, через злобу добивались чего-то от родителей. Мы закатывали истерики, требовали, кричали, ругались. И родители шли у нас на поводу и делали то, что нам было нужно. Кроме того, наши родители тоже гневались на нас или демонстрировали реакцию гнева при нас. И мы невольно научились у них реагировать так же. Не исключено, что и потом вспышки гнева могли давали результат в нашем общении с некоторыми людьми, мы таким способом добивались своей цели. Возможно, потому, что некоторые из нашего окружения либо поощряли гнев, либо молчаливо принимали его. Но теперь, в настоящей жизни, нас окружают другие люди, которые не собираются и не обязаны терпеть наш гнев. Что лежит в основе гнева? Нередко гнев имеет источником нашу обиду, наши амбиции, неадекватные наши ожидания, слишком идеализированную картину мира. В основе гнева может лежать также физическая боль, которую вы испытываете в это время. Это может быть также какое-либо неудовлетворенное ваше желание. Но наиболее частой причиной гнева является обида. Можно сказать, что гнев - это дерево, корнями которого служит обида. Если при обиде работает вариант: я - хороший, другой человек - плохой; он меня, невиновного, обидел, я - жертва, то при гневе работает другой вариант: тот человек - плохой, я - хороший; я одновременно и жертва, но и восстанавливаю справедливость, я имею право на справедливый гнев, на благородную ярость. Также можно сказать, что на дереве гнева растут листья стыда и вины. Нередко люди, гневаясь, потом сами испытывают эти чувства. Но, испытав стыд, вину, некоторые умудряются трансформировать это в ощущение “я - хороший” или забыть об этом - просто меня спровоцировали на гнев, опять же виноваты другие. Ну и, наконец, существует такая форма гнева, как физическая агрессия, что чрезвычайно опасно. Работа с гневом
|
Ваши предложения по темам будущих рассылок я жду по адресу: ystep@skif.net.Вы можете заказать аудиокассеты с записями медитаций различного назначения. Перечень и звуковые образцы медитаций вы можете найти на сайте:
|
Ваши вопросы, комментарии и пожелания жду по адресу ystep@skif.net. Для жителей г.Донецка и области: звоните мне на (0622) 97-57-04. Ответы на многие вопросы, связанные с темой этой рассылки, вы можете найти на сайте: Мастерская Юрия Степанова: ПРОБУЖДЕНИЕ СПЯЩИХ СИЛ - ПУТЬ К СЕБЕ |
ДО ВСТРЕЧИ В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ!
Ведущий рассылки: Юрий Степановhttp://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||