Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Статистика
-16 за неделю
Здоровье и активность, возможности и сверхвозможности.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Человек: здоровье и активность, возможности и сверхвозможностиВыпуск 10
Афронт и поношение“Какой афронт!” - говорили в старое время о ситуации, когда человек публично выслушивал слова, которые оскорбляли и унижали его (Афронт - публичная обида (уст.)). Но какие чувства испытывает претерпевший обиду? И вообще, что за ней стоит? Если мы обратимся к словарю В. Даля, то там сказано: ОБИДА - всякая неправда тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношенье. Кривосуд - обида; брань, побои - обида; насмешка, дурной отзыв о ком; лишение кого достояния, имущества, барышей и пр. Кто из вас никогда не обижался? Кто из вас не чувствовал себя обманутым? ...преданным? ...оскорбленным? ...огорченным, наконец? Или это не про вас? Тогда переходите к следующей главе. Чувство обиды - вот основная причина многих конфликтов, ссор, скандалов, семейных сцен, ухода друзей, любимых, близких. Обида как чувство многогранна и имеет широкий диапазон: от “Горе ты мое!” матери ученика, получившего двойку за поведение, до “смертельной обиды”, вендетты. Наша обида зависит от целого ряда причин: насколько мы чувствуем себя правыми соответственно нашему восприятию .ситуации, как оцениваем значимость обидчика (то, что мы можем стерпеть от начальника, мы не потерпим от своей жены или сына) и возможных последствий (чем это опасно для нас), наконец, насколько мы себя контролируем. Играет роль и личная “взрывоопасность”. Здесь возможны такие крайние варианты, как “С него все как с гуся вода” до “Уж очень он обидчив”. Первый вариант (правда, с учетом последствий) можно проиллюстрировать анекдотом-сказкой: Подъезжает Илья Муромец к пещере, где Змей Горыныч живет, кричит. “Эй, червяк трехголовый! Скотина хвостатая! Выходи на смертный бой!”. Тишина. Подождал немного - нет никого. Поехал дальше искать. Тут выползает из пещеры Змей Горыныч: “Ишь, какие мы грозные! Ну и пусть - червяк... Пусть - скотина... Зато жив остался!” Второй вариант соответствует выражению: “Уж слова ему не скажи, обидится”. Можно представить себе, что произойдет, если данного субъекта обидеть делом. Помните, что мы ранимы, очень ранимы, и нередко обида перерастает в ненависть, гнев и потребность отомстить. Последствия этого могут быть непоправимы. Отец, обидевшись, выгнал из дома дочь с мужем, которые из-за нанесенной им обиды больше его не навещали; дочь обиделась на мать и не захотела быть с ней рядом, когда та умирала; брат обиделся на брата... Чаще всего и больше всего мы обижаемся на самых близких людей и самоустраняемся от них. Кто может вернуть их в наше окружение? Только мы сами! Попробуйте классифицировать те ощущения, которые возникли у вас при обиде. Что именно вы чувствуете: душевную боль, печаль, растерянность, унижение, уязвленное самолюбие, собственную никчемность, слабость, ранимость, а может, что-то еще? Также очень важно оценивать свои телесные ощущения, так как тело является великолепным датчиком наших проблем, настроения. Недаром говорят, что сердце не обманешь. Вы никогда не интересовались тем, как вы выглядите, когда обижаетесь? На нижнем уровне обиды большинство из нас превращается в детей пяти-шести лет, в несчастных, раздраженных маленьких детей. Посмотрите в это время на себя в зеркало - вы увидите надутые губы, хмурый взгляд, неприятное лицо, и вам самому станет смешно: вы стали ребенком, у которого отняли конфетку или пряник. Но вы ведь взрослый. На более высоком уровне обиды вы увидите в зеркале суровые складки у рта, “стальной взгляд”, выражающий непреклонную решимость отплатить обидчику не только той же монетой, но и воздать ему сторицей. Существенную роль в яркости чувства обиды играет время ее существования у конкретного индивидуума. Известно ведь, что со временем зло, причиненное нам, забывается (правда, это не относится к работникам спецслужб и случаям вендетты). С другой стороны, люди бывают и злопамятными, и отходчивыми, так что время нахождения в состоянии “обиженности” лично для вас будет определяться тем, к какой категории вы относитесь. Чем опасна обида? Тем, что переходит в желание прервать отношения, в отторжение людей друг от друга, конфликты, гнев, злобу, в жажду мести, пессимизм... В основе обиды чаще всего лежат неоправданные ожидания. Первое - мы убеждены, что люди должны относиться к нам изначально хорошо, ценить нас, помогать нам (хотя это нужно еще заслужить). Второе - уверенность, что всегда правы мы, а не другие. Третье - мы прощаем себе свои недостатки (хотя другие вряд ли будут их прощать). Наконец, мы убеждены, что занимаем значительное место в жизни другого человека; однако практика показывает, что нужно исходить из обратного - если у нас хорошие отношения с другим человеком, то это не само собой разумеющееся состоянии, а подарок нам. Еще одним обстоятельством, часто вызывающим чувство обиды, является тенденция воспринимать все происходящее как имеющее отношение непосредственно к нам. Одна клиентка рассказывала, что, встречаясь с поклонником, она часто испытывала чувство обиды, когда он заговаривал с другими женщинами в ее присутствии или долго общался с другими мужчинами. Этим он, по ее мнению, якобы хотел подчеркнуть, что ему с ней скучно. Скандал следовал за скандалом, пока она не поняла, что ее кавалер просто хочет общаться еще и с другими людьми, вовсе не ставя себе целью обидеть ее. Нередко случается, что мы берем обиду как готовую форму реагирования и даже учимся ей у своих родственников. Подумайте, возможно вас научили обижаться ваши отец, мать? Они обижались друг на друга и этим добивались каких-то целей. Или ваши близкие обижались на кого-то в вашем присутствии и демонстрировали свою убежденность, что это нормально, что люди должны обижаться, что с помощью обиды можно чего-то добиться. Научившись у них, вы тоже стали использовать этот механизм, и в детстве он работал: мы могли обижаться на близких и что-то иметь от них через обиды. Так механизм обиды закрепился. Но зачем усваивать такой плохой урок? Избавьтесь от этого. Посмотрите, как без обид реагируют другие. Возможно, вам имеет смысл переучиться? Но “не обижаться” совсем не значит играть роль козла отпущения. Вы должны уметь защищать как свои интересы, так и самого себя. Это нормально. Только не путайте самозащиту и обиду. Мы не обижаемся, когда наши ожидания не рассогласованы с реальностью. Например, обиды нет, когда на нас нападает бандит (он же бандит, он должен нападать). Здесь встает другой вопрос: почему на меня? Это несправедливо. Пусть нападает на более богатых. Мы не обижаемся и на людей, малозначимых для нас, например, если с нами не поздоровался наш сосед или сослуживец, или когда считаем невнимание к нам естественным: нас не заметил человек, стоящий в нашей иерархии значительно выше нас. Обида - это один из видов психологической защиты, то есть нормальная психологическая реакция, цель которой - снизить психическое напряжение. Обида как бы защищает нас и наше самолюбие (я - хороший, а он - плохой, он не оправдал моих ожиданий, меня обидели незаслуженно, я не виноват). И уже потом на смену обиде приходят переживания мести, когда нужно восстановить так называемую справедливость, иногда переходящие в злобу, раздражение, гнев, ярость. Но иногда обида может трансформироваться в чувство вины: а может, я был виноват сам? Но чувство вины переносится болезненнее (получается, что я - плохой, они - хорошие), так как человеку свойственен определенный эгоцентризм, самоуважение. Поэтому чаще люди реагируют именно обидой. Как видно, обида, вина и гнев тесно связаны друг с другом. Они все как бы крутятся вокруг нашего чувства самоуважения, концепции “я - хороший”. Именно поэтому мы ожидаем от значимых для нас людей добрых, честных отношений к себе. У всех нас обычно сформирован целый блок ожиданий в отношении других людей, и вы должны эти ожидания выявить и проанализировать. Но и этого мало, ведь мы можем воспринимать окружающих нас людей идеализированно, приписывая им определенные модели поведения и реакций в отношении нас. Здесь скрыт другой источник обид, проявляющийся в результате рассогласования поведения ожидаемого и имеющего место быть. Здесь уместно вспомнить притчу об обезьяне и человеке. Один человек пришел в зоопарк и подошел к обезьяне. Она ему очень понравилась и он дал ей конфету, которую та с удовольствием съела. Он дал еще конфету, которая была также с удовольствием съедена. Больше конфет не было, а обезьяна протягивала к нему лапки и просила еще. Человек развел руками и сказал: “Нет”. Обезьяна обиделась, плюнула ему в лицо и осталась довольна: “Вот, я его наказала. Он же обидел меня - не дал мне конфету”. А человек пошел к фонтану, умылся и сказал: “Ну что с нее взять? Обезьяна”. Подумайте, а не похожа ли ваша обида на обиду обезьяны? Ведь кто-то может для нас что-то делать добровольно, ничего не требуя взамен, и мы привыкаем к этому, нормальному, отношению, и вдруг на каком-то этапе он перестает это делать, потому что считает, что это не нужно делать, либо у него нет времени, сил или желания. И вот здесь у нас начинаются обиды, ведь мы привыкли, что он это делает постоянно, а он делать этого, к сожалению, больше не хочет. Поэтому мы должны проанализировать причины обиды, отследить ее и понять, что она целиком и полностью зависит от наших ожиданий. Необходимо также пересмотреть свое отношение к обидам. Не переоценивайте людей: в свое время Иисус Христос сказал: “Из десяти вылеченных мною только один поблагодарил меня”. Христос тоже мог обидеться на такую статистику, но принял ее как данность, присущую людям. Помните, что обида подобна ножу с односторонней заточкой и чаще всего острая сторона режет именно вас. Вам нравится резаться постоянно? Пусть вам послужит утешением высказывание Пиндара: “Склонность к ссоре, поношению и зависти - спутник пустых людей”. Обычно трудно бывает пересмотреть свое отношение к обидам, но это необходимо, ибо зачем вам давать себе повод для душевной боли: жизнь и без того “подарит” вам много неприятных сюрпризов. Она ничего нам не должна, на оборот, она - большая искусница делать неожиданные подарки в виде неприятностей или несчастий. Как говорила Фаина Георгиевна Раневская в ответ на вопрос, как ее дела: “Вы знаете, милочка, что такое г…о? Так оно по сравнению с моей жизнью - повидло.” Почему-то неприятные сюрпризы бывают чаще, чем приятные. Полное впечатление, что кто-то крадет последние из общего мешка. Помните, что обиженный и гневающийся человек - как волнующееся замутненное озеро, которое никогда не даст четкого отображения реальной действительности. А что для вас важнее: воспринимать мир реально или видеть его искаженным? В ряде случаев вы можете использовать так называемый тибетский подход: стоит ли обижаться, если вам говорят, что у вас длинный нос, а вы знаете, что он нормальный; стоит ли обижаться, если вам говорят, что он у вас длинный, и он на самом деле длинный? Существуют и другие варианты, провоцирующие нашу обиду. В некоторых случаях мы сами являемся причиной своих обид. Часто мы даем человеку повод повести себя так, чтобы мы обижались, тем, что сами часто обижаемся, бываем гневливы, излишне придирчивы, слишком раздражительны. Посмотрите на себя со стороны и проанализируйте возможность того, что именно ваше поведение, ваши эмоции спровоцировали других на такие действия, в результате которых вы оказались обиженными. Например, Виктор, общаясь с женой, часто бывает раздражен, гневлив, груб, деспотичен. В последнее время он заметил, что жена стала относиться к нему пренебрежительно, скептически оценивает его действия, меньше ценит его. Сама жена говорит, что он раньше был мужчиной, а сейчас ведет себя, как маленький капризный злой ребенок и она видит его именно таким. Отсюда и ее изменившееся отношение к нему. Вика обижается на дочь, которая ей грубит. При разговоре с дочерью выясняется, что мать регулярно выпивает и в состояние опьянения сюсюкает с ней, как с маленьким ребенком. Отсюда и реакция раздражения на мать. Можно дать совет: общаясь с близкими, будьте самим собой, не провоцируйте нереальных ожиданий; тогда не будет обид, а следовательно, и гнева, и чувства вины. Этот путь позволит избежать многих бед. Вместо того, чтобы обижаться на тех, кто не оправдал ожидания, лучше постараться четко обговорить и закрепить все варианты. Некто заключил договор с фирмой о поставке своего прибора и ожидал, что от его внедрения будет получать некоторую часть прибыли. А фирма сочла, что с него хватит и морального удовлетворения от внедрения его прибора, ведь он заранее не обговорил, не решил эти вопросы. Его ожидания не совпали с реальностью. Такие проблемы есть у многих людей. Пишут договоры, заводят деловые или личные отношения... Одни ожидают одно, другие - другое. А потом начинаются обиды. Столкнувшись с этим, некоторые, по наивности, думают, что теперь нужно настраиваться только на плохое. Вовсе нет. Просто нужно заранее подготовиться, чтобы не было ни негативных, ни чрезмерно позитивных, нереальных ожиданий. Все встанет на свои места, если убрать лишние ожидания, структурировать отношения с людьми, заранее четко обговорив ряд ключевых моментов. Хорошим примером в этом отношении могут быть брачные контракты, широко распространенные на Западе, где все, даже мелочи, на первый взгляд, четко расписано (люди наигрались в неоправданные ожидания). И нам неплохо бы научиться для избежания возможных обид ставить поведение других людей в определенные, строго обговоренные рамки (деловые, партнерские, дружеские, семейные). Естественно, что мы и сами должны оставаться в своих, но четко обговоренных с другими людьми, рамках. Чаще всего мы обижаемся на эмоционально значимых людей: близких родственников, любимых, друзей. Это связано с тем, что именно в отношении них у нас сформировались четкие ожидания, что они могут и что не могут сделать с нами и для нас. Именно на них мы переносим наши идеальные проекции, считаем, что они должны соответствовать высшему идеалу поведения, социальных норм. Наши дети, наши родители, наши близкие должны, как нам кажется, стоять на самом высоком пьедестале. И нарушения этих ожиданий, рассогласование поведения наших близких с проецируемыми нами ожиданиями и служат причиной того, что мы из-за них больше всего волнуемся, нервничаем, испытываем самое мощное переживание - обиду: я такого от него не ожидал..., за что я получил такое..., я не давал повода... Нередко, когда нас обижают близкие люди, мы воспринимаем это как предательство. Это достаточно мучительное переживание, так как предательство по нашим понятиям - квинтэссенция человеческого зла. Многие интервьюируемые на вопрос, что для них самое плохое в людях, отвечают: предательство. Но термин “предательство” может быть и просто помойной ямой, куда люди сбрасывают все то, что им не нравится. Есть и еще один вариант, заключающийся в обиде на жизнь, претензиях к судьбе. Этот вариант неистощим. Суть его заключается в жалости к самому себе. Многим нравится заниматься негативными медитациями. Они получают удовольствие от того, что жалеют себя: “Бедный я, бедный! Не в то время живу, не в той стране родился, не те родители, не там работаю, не там живу...” Нередко и в жизни им легко удается играть роль жертвы: “Ничего от меня не зависит, меня подвели обстоятельства, рок, люди... Я хороший, но я жертва. Меня не поняли, меня эксплуатируют, мне нужна помощь-Все было бы по-другому, если бы у меня был настоящий друг (подруга), хорошая жена (муж), надежный компаньон, ценящий меня начальник...” Помните, что жизнь - не добрые мама и папа, а судьба - это или игрок, с которым вы играете, или компаньон, который требует от вас вашего вклада в совместный бизнес. И жизни, и судьбе совершенно безразлично, что вы думаете о них. Вы можете сколько угодно обижаться на людей, молчать, дуться или эмоционально высказывать им свои претензии, но мир этим не поменяешь. Он такой, какой есть; он не создан божественным Провидением, чтобы угождать лично вам. Ваши обиды на людей равноценны обиде на плохую погоду. Но она плохая, и все тут. Погоде плевать на вас, как и большинству людей. Ваши обиды других людей волнуют гораздо меньше, чем свои, их принцип: “Не помнить зла, причиненного другим людям”. А вас разве так уж сильно волнуют обиды других людей? Ведь вы тоже всегда найдете оправдание своим поступкам. Или постараетесь забыть о них. Или пообещаете исправиться. Да и вообще уместна такая аналогия: люди - как стадо дикобразов, бредущих по ледяной пустыне; они пытаются согреться, но всякий раз наталкиваются на торчащие иглы и снова бредут поодиночке. Бывают случаи, когда наши ожидания в отношении поведения другого человека негативны. Известный пример: сидят двое, молчат и каждый про себя думает: “Я ему не нравлюсь, поэтому он молчит”... “Я ей не нравлюсь, поэтому она молчит”. Более распространенный вариант - когда мы на определенную группу людей или просто отдельных лиц проецируем, переносим наши отрицательные ожидания. Например, существует определенная национальная или социальная группа, допустим, чеченцы, евреи, кавказцы, чиновники, кто-то там еще, и мы на них переводим наши негативные ожидания, предполагаем, что они грубы, они коварны, они изначально предатели, тупые, жестокие, злобные... Таким подходом мы можем даже в чем-то повредить себе. Есть притча, которую любят приводить американцы. Один человек ехал по пустыне, и у него заглох автомобиль: кончился бензин. Бензоколонки в пределах видимости не было, но где-то вдалеке просматривался дом. Человек взял пустую канистру и пошел к этому дому. Путь был неблизкий, и он задумался: “Интересно, а почему эти люди живут так далеко от дороги? Наверное, им есть что скрывать от других людей. А если им есть, что скрывать, то хорошие ли они люди?” Он подходил все ближе и ближе к дому и продолжал думать: “Да, наверное это плохие люди, если они прячутся и им есть что скрывать. Наверное, они плохо относятся к другим людям, поэтому они и затаились тут”. И когда он подошел к дому, нажал кнопку звонка и вышел хозяин, человек закричал: “Да подавитесь вы вашим бензином!” - и бросил пустую канистру к его ногам. Что это? Максимально отрицательные ожидания. Понятно, откуда они взялись: из головы этого человека, из негативной проекции. Отрицательные ожидания могут взяться из детства, когда родители, близкие внушали вам, что такой-то человек или такие-то люди - негодяи и подлецы. Наши отрицательные ожидания могли взяться из опыта нашей жизни. Наш опыт не всеобъемлющ, он частичен, и мы должны об этом знать и помнить. Например, вы можете трижды приехать на отдых в Ессентуки и всякий раз попадать там в период плохой погоды, когда беспрестанно льет дождь. Естественно, вы расстроитесь и, вернувшись в Москву из своего последнего путешествия, будете рассказывать, что там все время плохая, гадкая погода. А ваш собеседник, например, все время заставал в том же городе другую погоду, солнечную, и будет утверждать, что сколько раз он там ни был, дождя не было ни разу и что там всегда прекрасная погода. Кто из вас прав? Оба правы, но оба и не правы, так как каждый из вас видел только часть. Так и с людьми. Может быть, вы видели их только с плохой стороны и никогда не видели с хорошей. Это еще не значит, что они до конца плохие. С этими отрицательными проекциями, негативными ожиданиями вы должны бороться. Иногда они проявляются как уже готовые клише, например, когда человек изначально говорит в отношении какой-либо социальной группы или отдельного человека: да нет, да что ты, там вообще ничего хорошего нет. А другой, сняв эти отрицательные ожидания, решает с ними вопросы позитивно и добивается успеха. У моего приятеля были значительные проблемы с дагестанской преступной группировкой, которая вышибала из него деньги, и он изначально всем говорил, что это очень жесткие, жестокие, наглые люди, которые могут доставить много бед, несчастий... Но вот ему понадобилось провести с ними переговоры об отсрочке долга. И он подумал: “А почему я заранее предположил, что они полностью отрицательны и настроены враждебно ко мне? Может, там есть и что-то хорошее, положительное?” Он пошел на переговоры с другой установкой и смог переломить ситуацию, договорился об отсрочке и даже наладил некие дружеские отношения. Что он сделал? Переломил свою собственную изначально негативную установку, что и дало ему в итоге возможность уладить очень важные для него проблемы. Такова польза от того, что мы работаем с нашими негативными ожиданиями, расширяя свои возможности общения с другими людьми. Поссорившись с каким-нибудь человеком, который обидел нас, мы можем у себя в голове его обзывать по-всякому: он плохой, негодяй, мерзавец, придурок, козел и пр. Этим мы сами у себя вызываем строго определенную - негативную - оценку возможных отношений с этим человеком. Мы сами загрузили себя негативом, настроились на негативную волну, поэтому мы и далее, общаясь с ним, будем воспринимать только негативные моменты. Это в дальнейшем может блокировать эффективность нашего социального взаимодействия с ним. Поэтому необходима работа с негативными ожиданиями, негативными проекциями. Приемы работы с чувством обиды
|
Ваши предложения по темам будущих рассылок я жду по адресу: ystep@skif.net.Вы можете заказать аудиокассеты с записями медитаций различного назначения. Перечень и звуковые образцы медитаций вы можете найти на сайте:
|
Ваши вопросы, комментарии и пожелания жду по адресу ystep@skif.net. Для жителей г.Донецка и области: звоните мне на (0622) 97-57-04. Ответы на многие вопросы, связанные с темой этой рассылки, вы можете найти на сайте: Мастерская Юрия Степанова: ПРОБУЖДЕНИЕ СПЯЩИХ СИЛ - ПУТЬ К СЕБЕ |
ДО ВСТРЕЧИ В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ!
Ведущий рассылки: Юрий Степановhttp://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||