Дети. Наши дети. Как мы их ждем, как радуемся, когда они появляются на свет.
Но многое ли мы знаем о них? Сейчас появилось много различной литературы на темы
«Как зачать и вырастить здорового ребенка», «Как воспитать гения и тому
подобное. И мы стараемся, все учесть и приложить максимум усилий, чтобы малыш
был самым, самым, самым….
Если ребенок заболевает, мы обращаемся к специалистам. Но, знаете ли вы, что
в очень большой степени здоровье ребенка зависит от Вас? И речь пойдет не о
закаливании, хотя и это очень важно. Родители многое могут сделать сами,
например, следить за осанкой.
Как педиатр, специалист по детской лечебной
физкультуре и как мама, вырастившая 2-х детей, я готова поделиться с вами своими
знаниями и опытом. Я могу рассказать Вам о том, как заниматься с детьми первого
года жизни, о формировании правильной осанки у детей и о лечебной коррекции
(исправлении) ее нарушений, о предотвращении развития миопии и упражнениях при
начальных степенях этого заболевания, о важности дыхания через нос и об
упражнениях помогающих сформировать этот навык, о том, как помочь часто болеющим
детям стать крепче.
Сегодня я хочу рассказать Вам о заболевании, которое сначала совсем не
заметно и ничем не беспокоит ребенка, но которое впоследствии доставит много
неприятностей. Это – различные нарушения осанки.
А начнем мы с момента рождения ребенка. Дети рождаются с неярко выраженными
физиологическими изгибами позвоночника. Нормально сформированный позвоночник
образует несколько изгибов: шейный, обращенный выпуклостью вперед, грудной -
выпуклостью назад, поясничный – выпуклостью вперед и крестцово-копчиковый -
выпуклостью назад. Физиологические изгибы помогают смягчать толчки и сотрясения
при движении.
Шейный изгиб образуется при попытках ребенка поднимать голову и закрепляется
по мере развития шейных мышц ( примерно в 2 месяца). Грудной изгиб возникает в
тот период, когда ребенок начинает сидеть ( в возрасте примерно 6-ти месяцев), а
поясничный – когда он становится на ноги ,ориентировочно ( месяцев в 9-10).
В течение первого года жизни ребенок овладевает большим количеством
двигательных навыков. Если новорожденный ребенок не может удерживать голову при
вертикальном положении тела, то уже в 2 месяца это ему доступно.
Если в 2 месяца малыш не может сидеть, то в 6 – сидит без поддержки. В 3
месяца ребенок ползает, опираясь на локти и предплечья, а в 7 – уже на
четвереньках. Очередность развития двигательных навыков имеет большое значение
для развития мышц спины и формирования в последующем правильной осанки. Вред
приносит раннее усаживание ребенка, преждевременное обучение ходьбе. И наоборот,
раннее стимулирование к ползанию из положения лежа на животе - весьма полезный
способ укрепления мышц шеи и спины. Иногда слышишь от мамы «Моему ребенку 9
месяцев, он самостоятельно не сидит, а уже стоит». И более частый вариант сидит,
но не ползает. И как только мамы не объясняют, почему их чудо-ребенок так делает
«Он у меня такой увалень!», « Ему сидеть не интересно», « Ползать лень» и т.д. А
ведь все вышеперечисленные варианты развития двигательных навыков негативно
скажутся на формировании осанки у этих детей.
Cуществует ряд специальных комплексов упражнений, которые помогут Вашему
малышу. Особенностью детского организма является то, что он очень лабилен. Т.е.
быстро реагирует как на положительные воздействия, так и на отрицательные.
Используя это качество, родители могут помочь ребенку научиться выполнять
различные движения, тем самым, развивая определенные группы мышц.