Психические болезни Идеа¬листическое понимание психических болезней
Позже на смену средневековому религиозно-мистическому толкованию психических болезней пришло идеалистическое их понимание, также неправильное. На эти заболевания начинают смотреть как на проявление порочных страстей души, злой воли больного. Такая точка зрения была наиболее ярко выражена в работах некоторых немецких психиатров первой половины XIX столетия. Это было время господства идеализма. Освобождаясь от пут феодальных пережитков, немецкий буржуа возомнил себя существом, обладающим полной свободой выбора
между добром и злом, неограниченной силой и ни от чего не зависящей волей. На основании таких ложных воззрений к психически больным относились тогда, как к порочным людям, ставшим на путь зла. Их поведение считали проявлением безнравственности. Понимая так сущность психической болезни, полагали, что безумных надо не лечить, а наказывать как носителей зла и порока. Поэтому к ним стали применять разнообразные средства жестокого насилия. В арсенал средств воздействия на больных входили цепи и кандалы, смирительные
рубашки и стягивающие куртки («камзолы»), особенным образом устроенные стулья и кровати, лишающие больного всякой возможности двигаться. Чтобы больной не мог кричать, плеваться и кусаться, ему затыкали рот резиновой грушей. Стараясь довести его до изнеможения, прибегали к «вращательной» терапии: кровать с больным вращали и доводили его до тяжелого, угрожающего жизни состояния. Тем же целям служила и «тошнотворная» терапия, вызывавшая мучительную тошноту и рвоту. Больных «лечили»
ледяным душем, причем струя воды достигала такой силы, что часто вызывала повреждение кожных покровов. К этому еще добавляли «болевую» терапию — нарывные пластыри и шпанские мушки, а также разнообразные средства устрашения больных.