Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ноусмокинг - тем, кто не выносит табачного дыма , 'Мы не курим!' N 57, 22 июля - 7 августа 2005 года


Информационный Канал Subscribe.Ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ "НОУСМОКИНГ"

(для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма)

Мы не курим! 

Бюллетень новостей контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза

N 57, 22 июля - 7 августа 2005 года

Содержание

bulletВице-премьер Украины рекомендует ограничить курение в общественных местах
bulletТоменко хочет убрать с улиц рекламу алкоголя и табака
bulletАссоциация наружной рекламы против запрещения рекламы табака с января 2006 года
bulletПодорожание табака и алкоголя почти не влияет на инфляцию
bulletВ Грузии резко повышены штрафы за продажу контрабандных сигарет
bulletВ Астане в рамках акции бросили курить порядка 1 тыс. человек
bulletЗенит: всем курить футбол!
bulletПустое сотрясение дыма

Вице-премьер Украины рекомендует ограничить курение в общественных местах

28 июля 2005 года (Главред). Вице-премьер-министр Украины по гуманитарным и социальным вопросам Николай Томенко рекомендовал главам областных госадминистраций вместе с органами местного самоуправления обработать вопрос относительно ограничения курения в учреждения общественного питания (кафе, рестораны и т.п.), кроме специально отведенных для этого мест. По мнению Томенко, такой шаг на местном уровне следует сделать ради охраны права тех, кто не курит, жить в среде, свободной от табачного дыма. «Сегодня решение проблемы защиты интересов граждан, которые не курят, лежит, прежде всего, в психологической плоскости, поскольку курильщики не осознают, что они нарушают право на безопасную среду тех, кто не курит», - отмечает вице-премьер. Из-за этого женщины, дети или другие люди, свободные от табачной зависимости, находясь в накуренном помещении, становятся пассивными курильщиками, а это серьезно вредит их здоровью, отмечается в сообщении. Поэтому, по мнению вице-премьера, пока не принят закон, который будет защищать права посетителей учреждений общественного питания, которые не курят, необходимо начать решать эту проблему на местном уровне.
http://glavred.info/archive/2005/07/28/162448-7.html

Томенко хочет убрать с улиц рекламу алкоголя и табака

27 июля 2005 года (По материалам пресс-службы вице-премьер-министра Украины Николая Томенка). Вице-премьер по гуманитарным и социальным вопросам Николай Томенко заявил, что с 1 января 2006 года реклама алкоголя и табака должна покинуть улицы Украины. Такое задание он поставил перед членами Совета по вопросам рекламы, заседание которого прошло 26 июля. «В течение многих лет представители рекламного бизнеса зарабатывали деньги на здоровье украинцев, но теперь пришло время подумать рекламистам и об обществе. В следующем году украинцы увидят больше социальной рекламы», - сказал Томенко. На заседании обсуждались основные проблемы в сфере рекламы, было создано несколько рабочих групп для работы над ними. В частности, решено создать рабочую группу по вопросу об ограничении рекламы алкогольных напитков на телевидении, которая будет готовить изменения в закон «О рекламе» для рассмотрения Кабинетом министров. Томенко подчеркнул, что нужно сделать «все, чтобы Верховная Рада приняла такие изменения, несмотря на то, что среди народных депутатов есть много представителей бизнеса внешней рекламы».
http://www.korrespondent.net/main/126879/

Комментарий. Предложение о запрете наружной рекламы табака и алкоголя – шаг в правильном направлении, хотя и маленький. В данном случае действия правительства отстают от общественного мнения. Согласно опросу населения, проведенному в июне 2005 года, большинство населения поддерживает полный запрет табачной рекламы и значительно меньшая часть – ограничения ее на отдельных носителях. Однако выбор запрета наружной рекламы как первоочередного, несомненно, правилен. Эта реклама оказывает наибольшее влияние на начало курения и поддержание ежедневного потребления табака. Кроме того, представленные на щитах образы снижают бдительность населения в отношении опасности табачного дыма, повышают вероятность того, что люди позволяют курение у себя дома. Среди других видов рекламы почти столь же влиятельным средством привлечения потребителей являются рекламные плакаты в магазинах и других местах продаж, куда табачная индустрия начала их перемещать в ожидании запрета наружной рекламы. Этот и другие способы рекламы также требуют незамедлительного внимания и действий правительства.

Ассоциация наружной рекламы против запрещения рекламы табака с января 2006 года

28 июля 2005 года (ЛІГАБізнесІнформ). Ассоциация наружной рекламы Украины выступает за постепенное запрещение рекламы табачных изделий. В заявлении ассоциации указывается на то, что страны ЕС, в которых с 31 июля вступает в силу Рамочная конвенция, вводящая запрет на рекламу табачных изделий, пришли к тотальному запрещению табака в рекламе не сразу. Этому предшествовало принятие 5-летнего плана такого запрета. Таким образом, чиновники ЕС позволили сохранить рекламный рынок, структурировать рекламные бюджеты и постепенно вывести табачные изделия за границы рекламы. В то же время в ассоциации подчеркивают, что немедленное запрещение рекламы табачных изделий может нанести вред малому и среднему бизнесу, работающему на этом рынке. «Отсутствие серьезных просчетов, демагогия и закрытость принятия решений приведет, по нашему мнению, лишь к неудаче в сфере защиты здоровья», - подчеркивается в заявлении. На сегодняшний день ассоциация уже подготовила, в соответствии с европейскими стандартами, план 5-летнего запрета рекламы табака и предложила его на рассмотрение соответствующим органам власти. Однако, как отмечается в заявлении, эти предложения игнорируются. В связи с этим Ассоциация наружной рекламы Украины направила письма в ряд международных организаций (ПРООН, Совет по рекламе США и др.) с просьбой выступить посредником между украинскими общественными организациями и украинским правительством в этом вопросе.
http://www.liga.net/news/154365.html

Комментарий. В заявлении Ассоциации внешней рекламы допущено несколько серьезных ошибок:
1) 31 июля в ЕС вступила в силу не Рамочная Конвенция по борьбе против табака (РКБТ), а директива о табачной рекламе (см. http://contact.tobinfo.org/media/pr-rel09.htm );
2) Европейский Союз ратифицировал РКБТ 30 июня 2005 года, что означает, что она вступает в силу для ЕС 30 сентября 2005 года (через 90 дней);
3) РКБТ предусматривает полный запрет рекламы (в отличие от директивы ЕС, которая не ограничивает, например, внешнюю рекламу) в течение 5 лет с момента вступления РКБТ в силу, но каждая страна ЕС будет самостоятельно решать, когда вводить запрет табачной рекламы в течение этих 5 лет, хотя во многих странах ЕС она уже запрещена;
4) Никакого 5-летнего плана запрета табачной рекламы в ЕС нет и не было.

Подорожание табака и алкоголя почти не влияет на инфляцию

25 июля 2005 года (ИА REGNUM). Уровень инфляции в Грузии за 6 месяцев 2005 года составил всего 0,6%. При этом, за прошедшее полугодие наблюдается существенное подорожание на следующие виды продукции: табачные изделия за полгода подорожали на 35%, спиртные напитки - на 13,5%. Повышение цен в течение последних 6 месяцев, в основном, было обусловлено принятием нового налогового кодекса, что, в особенности, коснулось алкогольной продукции и табачных изделий.
http://www.regnum.ru/news/488663.html

В Грузии резко повышены штрафы за продажу контрабандных сигарет

Тбилиси, 3 августа 2005 года (ИА «Новости – Грузия). Правительство Грузии намерено ужесточить борьбу с контрабандой сигарет. Об этом на заседании правительства Грузии 3 августа заявил премьер-министр страны Зураб Ногаидели. «Мы намерены ужесточить борьбу с контрабандой табачной продукции, особенно после того, как вошли в силу законодательные изменения, согласно которым, штрафы за реализацию безакцизной табачной продукции выросли почти в сто раз», - заявил Зураб Ногаидели.
http://www.newsgeorgia.ru/news.html?nws_id=433278&date=2005-08-03

В Астане в рамках акции бросили курить порядка 1 тыс. человек

26 июля 2005 года (Kazakhstan today). В Астане в ходе акции «Брось курить!» из 5556 участвовавших 15% отказались от этой пагубной привычки. Об этом сообщил директор центра формирования здорового образа жизни Еркин Томпиев. «Подобные акции необходимо проводить чаще, так как они действительно эффективны», - подчеркнул Е. Томпиев. Также Е. Томпиев сообщил, что в августе в Астане состоится фестиваль здоровья.
http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=62653

Зенит: всем курить футбол!

27 июля 2005 года (Трибуна Рекламы). В то время, когда Всемирная организация здравоохранения совместно с ведущими спортивными организациями и звездами мирового спорта начала глобальную кампанию за очищение спорта от любой связи с табачными изделиями, руководство футбольного клуба «Зенит» предлагает своим болельщикам новый продукт — сигареты с фильтром! Все в рамках известной корпоративности: сине-белый колорит, эмблема — «Зенит» с мячом в круге, знаменитая стрелка, которая, кстати, считается произведением искусства — то есть сувенир вполне себе. С одной стороны, было бы странно, если бы футбольный клуб принялся угощать своих болельщиков шоколадом или леденцами, с другой, нехорошо спорт поддерживать табаком или наоборот. В то время как ФК «Зенит» на обороте пачки перечисляет завоеванные кубки страны 1900, 1999, Чемпиона страны 1984, бронзового призера 1980г. и 2001г., на лицевой стороне Минздрав РФ все-таки напоминает, что «Курение опасно для Вашего здоровья»…
http://www.adme.ru/tribune/2005/07/27/3477.html

Комментарий. Дополнительная информация о спорте и табаке http://contact.tobinfo.org/p/sub.php?theme=pol_sport

Пустое сотрясение дыма

27 июля 2005 года (Байкальские Вести). Говорят и пишут, что проблема подросткового курения по-прежнему остра в России... Говорят, что «к 12 годам 30 процентов российских детей пробуют курить»... Говорят, что 38 процентов продавцов в Иркутске уверены: дети могут купить сигареты без всяких проблем... Говорят, говорят, говорят... В очередной раз обо всем этом говорили 20 июля в конференц-зале Байкалбизнесцентра по инициативе общественного совета в поддержку позитивного развития молодежи «Твой выбор». Вела встречу директор общественного совета Татьяна Маркичева, табачную промышленность представлял руководитель службы по связям с общественностью компании «Джапан Табакко Интернешнл». Вот живем мы, некурящие, и не знаем, что город Иркутск был включен в 2004 году в программу по снижению уровня розничной продажи табака детям и подросткам - вместе с Екатеринбургом, Новосибирском, Казанью, Владивостоком, Ростовом-на-Дону и Волгоградом. Программа преследовала четыре цели: «привлечение внимания общественности и представителей розничных сетей к проблеме; усиление общественного контроля над исполнением Федерального закона «Об ограничении курения табака»; предотвращение продаж сигарет детям и подросткам в розничной торговле; организация эффективного взаимодействия между заинтересованными специалистами в целях обмена опытом». За что общественному совету действительно нужно сказать большое спасибо – им было проведено исследование среди работников торговли на тему «Исполнение закона «Об ограничении курения табака» (в 2004 году) и организованы обучающие тренинги для работников торговли (в 2005-м). Только представьте - участникам тренинга был «предложен эффективный курс обучения для формирования навыков отказа в продаже табачных изделий детям и подросткам, освоения методов противодействия агрессивным реакциям подростков». Давно было сказано: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения - и если бы карательные органы действовали более эффективно (чтобы не сказать - вообще хоть как-нибудь), не пришлось бы общественным организациям прилагать усилия: слух о хотя бы «семи уволенных» произвел бы среди торговцев больший эффект, чем десять общественных программ. Пока же за год работы «Твой выбор» добился весьма скромного, но успеха. Количество продавцов, продающих сигареты подросткам, сократилось на 8,2 процента. Хорошо знают закон 36 процентов в 2005 году против 18 в 2004-м. Доля тех, кто не продает сигареты подросткам никогда, увеличилась в 10 раз и достигла всего 25 процентов. Такими темпами да с учетом текучести кадров - трудно сказать, дождемся ли заметного эффекта в ближайшие годы...
Участники встречи, представлявшие нашу область, едва ли могли бы поделиться оптимизмом - они оценивают ситуацию достаточно скептически. Депутат Госдумы Сергей Дубровин, например, считает, что принятию новых, более строгих законов, которые в идеале должны привести к полному и окончательному запрету курения (а то вот наделали лазеек - запрещено курить везде, кроме «специально отведенных мест»), мешает табачное лобби. Можно сказать - выдал партию власти с головой: имея такое большинство в Думе, «Единая Россия» может при желании Конституцию менять, что уж говорить о запрете курения! Но от «иметь возможность» до «сделать» нужно перебросить мостик - «хочу». Не делают - значит, не хотят. Если мешает лобби - значит, депутаты не то что продажные (фактов прямого подкупа, насколько известно, пока не зафиксировано), но скажем так - внушаемые, поддающиеся вредным влияниям. Представитель табачной отрасли и на этот раз выглядел гораздо лучше подготовленным к дискуссии, чем любой другой участник обсуждения. Он рассказал, что социально ответственные производители табака озаботились проблемой подросткового курения еще в 1998 году (ФЗ «Об ограничении курения», напомню, был принят Госдумой только в 2001-м и вступил в силу в 2004-м). Производители определили две цели своей работы: не допустить продажу табака подросткам и убедить подростков не курить. Для достижения первой цели были выпущены наклейки (многие их видели: красный шестиугольник с надписью: «Продажа сигарет лицам до 18 лет запрещена! Это закон!») и проводятся мероприятия с участием работников розничных сетей. Для подростков и родителей запущена серия образовательных программ, в сотрудничестве с журналом «Здоровье» выпущены брошюры, создана горячая линия, на которую можно обратиться с вопросами о вреде курения. На ехидный вопрос: «Вы что же, готовы пойти на уничтожение своей отрасли в обозримом будущем?» - был получен ответ: «Да».
Не увидев в данной встрече ничего особенно ценного, кроме очередной пиар-акции очередного социально ответственного бизнеса, я предлагаю читателю задуматься. Конечно, курение не ведет к социальной деградации, и иной курильщик даст сто очков вперед иному некурящему как в уровне интеллекта, так и в физической форме. Конечно, курение - это ваш осознанный выбор. Но если у вас разовьется рак легких - платить вы будете из собственного кармана. Это - ваше частное дело и личная перспектива. Государство не только не поможет вам, развивая медицину и поощряя науку, но и не поддержит ваш иск о компенсации за утраченное здоровье к производителям табака. Государство (от правительства до мэрии) умеет считать всего на год вперед - «сколько мы получим в бюджет от табачных налогов, сборов, акцизов». Будьте умнее.
Семен Полоцкий
http://babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=23139

Комментарий. Дополнительные материалы по этой теме http://contact.tobinfo.org/p/sub.php?theme=ind_yspp

Бюллетень НОУСМОКИНГ - это информация для журналистов, организаций и отдельных лиц, интересующихся вопросами контроля над табаком
В бюллетене использованы материалы, полученные по сети GLOBALink, из Интернет и иных источников.
Вопросы и комментарии направляйте по адресу
contact@tobinfo.org
Другие выпуски бюллетеня НОУСМОКИНГ
http://contact.tobinfo.org/ns
Другие выпуски бюллетеня НЕ КУРИТЬ!
http://contact.tobinfo.org/fsu
Подписаться на бюллетени или отказаться от подписки можно по адресу
http://contact.tobinfo.org/subscribe.htm


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.health.nosmoking
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное