В связи с летними отпусками работа по программам дистанционного обучения «Осознанный отказ от курения», «Осознанная трезвость» проходит индивидуально.
Чингис-хан считал такой способ управления террором, вплоть до успокоения поднятых войной народных страстей, не только дешевым (в смысле экономии своих людей), но и единственно возможным при том огромном перевесе в числе, который имели покоренные над завоевателями. Жестокий завоеватель считал террор единственным средством управления и единственно понятным для тогдашних народов. В этом суть полководческого злого гения тирании Чингис-хана. В упорстве преследования намеченных целей, в выборе средств этот тиран
не гнушался ни чем.
Еще больше характеризует тиранию Чингис-хана такое его любимое высказывание: «наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося, победить врага, вырвать его с корнем, гнать побежденных перед собой, отнять у них то, чем они владели, видеть в слезах лица тех, которые им дороги, ездить на их приятно идущих жирных конях, сжимать в объятиях их дочерей и жен...»
Чингис-хана больше удовлетворяли результаты победы; его манили не удалые забавы, «потехи богатырские», не слава, даже не достижение власти, а удержание этой власти над покоренными, обладание плодами победы над врагами, когда удовлетворяется жажда мести и обретаются новые блага жизни. Чингис-хан является перед нами воплощенным идеалом степного воителя-властолюбца с его хищническими, практическими инстинктами, которые своей огромной силой воли он умел сдерживать и которыми он умел управлять, чтобы добиться
высших результатов даже с помощью кровавого террора, в чем нас убеждают многие случаи из его жизни. При этом он вовсе не практиковал жестокость ради жестокости и в приказах запрещал бесцельные избиения мирного населения.
Население добровольно сдававшихся городов обыкновенно щадилось и только облагалось умеренной данью. Крупные контрибуции взыскивались лишь с богачей. Духовенство освобождалось от каких бы то ни было налогов и натуральных повинностей. Напротив, население городов, оказывавших монголам сопротивление, обыкновенно избивалось поголовно, за исключением женщин и детей, а также художников, ремесленников и вообще людей, обладавших техническими познаниями, которые могли быть полезны монгольскому войску. В войсках Чингис-хана
существовал неоспоримый приказ: «карать только непокорных».
Тучагар, один из лучших его воевод во время войны в Персии утроил массовые экзекуции над мирным населением, которое не оказывало никакого сопротивления. За нарушение этого приказа Тучагар был подвергнут строгому наказанию. Еще одно изречение этого жестокого завоевателя: «Если власть не тверда как твердь, значит дело было сделано только на половину. Не забывайте никогда, что душой всякого дела является то, чтобы оно было доведено до конца».