Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эльтуиция - скорая психологическая помощь Нестандартность мышления (шизоидность) шкала 8 теста MMPI (СМИЛ)


Говоря о нестандартности мышления, начинать необходимо с того, что, собственно, такое стандарты мышления?
Большинство людей, общаясь, так или иначе "прогнозируют" поведение своего визави, исходя из собственных представлений – "я бы на его месте". И в рамках общепринятых правил и общепринятой логики эти "прогнозы" в общем совпадают. 

  • К примеру, вы видите, что человек торопится проскочить в какую-нибудь дверь – скажем, бежит в магазин. Вы, разумеется, рассчитываете, что он, торопясь, "проскочит" эту дверь не задерживаясь. И потому идете вслед за ним, рассчитывая тоже на входе не задержаться. Так вот, человек "стандартный" на входе действительно не задержится – особенно если вправду спешит – даже если у него буквально в дверях развязался шнурок. Шизоид же при всей своей спешке может в тех же дверях резко остановиться завязывать шнурок – или просто встанет столбом по каким-то своим, только ему известным причинам. А вы натолкнетесь как непосредственно на него, так и на резкое несоответствие его поведения своим прогнозам.

У шизоида. кроме своей логики, еще и свои мотивации – поэтому его нередко трудно упросить или заставить что-то делать "стандартными методами". Например, далеко не всегда шизоида соблазнит крупная сумма денег. И даже то, что вы будете эту сумму увеличивать, его не привлечет, если по своим внутренним мотивам он этого дела осуществлять не склонен… 
Прочие личности, устав от таких "столкновений" с шизоидами, их и ругают, и обижаются на них, а основном в итоге всего просто стараются держаться от них подальше (чаше всего – явно или мысленно повертев вслед пальцем у виска). Таким образом шизоиды зачастую оказываются в некоей психологической изоляции – по крайней мере, в обществе слывут людьми странными и тяжелыми в общении. 
Однако если нестандартность шизоида выражена в баллах примерно до 70Т – она вполне позволяет находить с окружающими общий язык (пусть не везде и не всегда), а главное – решать нестандартными методами стандартные проблемы (там, где "стандартные драйвера не подошли") и находить нестандартные ассоциации и сравнения в привычных ситуациях и явлениях. Такое проявление шизоидности уже нередко называется ТАЛАНТОМ. 

Как правило, у шизоида в поведении и восприятии присутствуют несовместимые мотивы. Такое бывает и у других, скажем, у психастеника: он может метаться, к примеру, между любовью и ненавистью, и никак не понимать, что же он испытывает к человеку – ненависть или любовь? Но в том и отличие, что психастенику все-таки надо определиться, и его метания доставляют ему явный дискомфорт, а шизоид вполне способен испытывать то и другое одновременно. И ничуть от этого не страдать. 
В силу такой "двойственности" шизоида, особенно высокоакцентуированного (70-80), нередко приравнивают к психически больным, хотя он таковым не является. Здесь должен сказать несколько непростых слов о шизоидности и шизофрении. Потому что границу между этими двумя явлениями определить зачастую при визуальном контакте очень и очень сложно. И "раздел" между здоровьем и патологией в подобных случаях – так называемая "минус-симптоматика". 
Психическая болезнь, как хищник, буквально выгрызает из человеческой психики, из человеческих мыслительных способностей и способностей к восприятию целые "куски", и на этом месте остается "психологическая неровность", которую обыватель нередко и принимает за "психологическую нестандартность". Потому что то, что пропало – не замечается. Замечается только то, что осталось, которое на фоне отсутствия прочих умений действительно "выпирает" как неординарность личности. И наоборот: нестандартность в рамках здоровой шизоидности иногда диагностируют как психическую болезнь. 

  • Представьте себе – шизофреник, по специальности, скажем, инженер. Болезнь "выкусила" у него способность общаться (возникла эмоциональная тупость), потребность соблюдать бытовую гигиену (поэтому он плохо следит за собой), умение пользоваться окружающими предметами (он способен держать в руках тот же утюг и не знать, для чего он нужен), но профессиональные навыки пока остались нетронутыми. И он запросто может вроде бы "здраво и последовательно" рассуждать о каких-то профессиональных вещах, подходя при этом "оригинально и талантливо" – на этом фоне многие неискушенные в психиатрии слушатели сочтут за "милые чудачества" и его внешний вид, и неумение пользоваться бытовыми предметами, и некую эмоциональная заторможенность… (В свое время о подобных случаях писала Л.Богданович в "Записках психиатра"). 
    А нередко – наоборот: изобретателя – теоретика-шизоида, который весь погружен в себя и свое внутреннее созерцание проблемы, принимают за сумасшедшего потому, что он не стремится к общению, все сообщенное ему пропускает мимо ушей, не следит за собой (для этого в его голове просто не осталось места), и взяв в руки тот же утюг, долго соображает, зачем же он нужен… В конце концов он сообразит, но обыватели уже заклеймили его "шизофреником" и т.д. Скажем, Циолковского в Калуге до сих пор называют "наш городской сумасшедший" – во многом из-за того, что на те деньги, на которые надо было кормить семью, он занимался своими исследованиями. 

Вопрос с минус-симптоматикой непростой, и нередко даже дипломированные молодые психиатры в нем путаются.
Можно еще вспомнить о схизисе – расщеплении, разорванности мышления, но такая разорванность видна как признак шизофрении уже тогда, когда болезнь видна, что называется, невооруженным глазом. Особенно когда дело доходит до схизофазии (разорванности речи). 
Вообще про минус-симптоматику я говорю затем, чтобы не каждого шизоида клеймили шизофреником… 

  • Еще пример по минус-симптоматике, или о том, почему ее так трудно заметить. Вот у вас на рабочем столе наверняка лежит некий набор предметов, частью из которых вы пользуетесь редко. И если один из таких предметов пропадет, вы заметите это не сразу – обнаружитесь пропажу только тогда, когда она вам понадобится. А это может случиться не сегодня и не завтра. Тем более отсутствие вашего личного предмета не первой необходимости могут не заметить окружающие.
    Точно так же отсутствие потерянных из-за болезни качеств и возможностей человеческой психики заметно тогда, когда эти качества оказываются востребованы напрямую самим человеком или его окружением. 

Поэтому вопрос о том, как не спутать шизоида с шизофреником, стоит перед психиатрами уже давно. У опытных врачей постепенно даже формируется так называемое "чувство шизофреника". Но увы, не у всех. И некоторые, чтобы не упустить "подлежащего лечению", грешат другой крайностью – гипердиагностикой. Когда шизофреником "на всякий случай называют пограничного шизоида или вообще шизоида в рамках "нормальной акцетуированности", тем более адаптированного. Особенно этим грешила карательная психиатрия тоталитарных режимов – именно в ее времена любой более-менее яркий талант и вообще инакомыслящий рисковал оказаться "в психушке".

Но давайте продолжим про "здоровых шизоидов". 
Мышление у шизоида – символьное, знаковое. Причем символы и знаки тоже нестандартны. 

  • Одна шизоидная девушка искреннее считала, что ее сокурсник "признался ей в любви". На вопрос, с чего она это взяла, она ответила: "А когда мы были на картошке, мы там ели, и он предложил мне редисочку. А она ведь красненькая и сердечком". Вот так. А бедный парень о своей "любви", что называется, ни сном, ни духом!

Более того, нередко и реальные объекты в своем восприятии у шизоида заменяются символами. Очень хорошо об этом написано в книге А.Р.Лурия "Маленькая книга о большой памяти".
Л.Н.Собчик пишет, что у шизоида "обособленно-созерцательная личностная позиция, склонность к раздумьям превалирует над активностью". Могу добавить, что мышление шизоида в общем как таковое оторвано от деятельности и действительности. Если попытаться называть это одним словом, как раз одним из вариантов и будет "Эстетствующий".
Шизоидов не всегда сразу видно (в силу того, что они сами малообщительны, да еще порой оказываются в психологической изоляции), и потому кажется, что их мало. Их как раз достаточно, и оседают они там, где как раз требуется символьное, образное мышление – различные области искусства и высокие технологии. 

Шизоиду, кстати, нелегко в общении и с себе подобными: да, они все нестандартны, но ведь и нестандартность у каждого своя! Это истероиды друг с другом как рыбы в воде: даже взаимная неприязнь их друг к другу по принципу "двух прим в одном театре" и то ими всеми прогнозируема и в общем "понимаема" ("он меня не любит и я его тоже, это вполне объяснимо и понятно, так что все нормально"). А шизоиды в кругу шизоидов тоже далеко не всегда адаптированы. Правда, преимущество их в том, что они ( "судя по себе" ) изначально допускают у своих визави трудности в общении… 
Шизоид способен по отрывкам внешней информации воссоздать целую модель явления: как говорится, может по трем деревьям представить весь лес, и как правило, довольно точно (ибо не нуждается в дополнительных информационных и логических связях). Поэтому шизоидов много среди ученых-теоретиков. Именно там они делают довольно значимые успехи.
Опять же в искусстве нестандартные образы и ассоциации тоже могут дать шизоиду фору перед коллегами по перу. Их творческое мировоззрение не ограничено стандартными рамками и способно увидеть красоту в самых вроде бы для этого не приспособленных вещах.

Шизоидами наверняка были Малевич со своим "Черным квадратом", Чюрленис, Шагал, Кандинский, Босх… Вообще в любом творчестве шизоида есть глубинный смысл и глубинная логика, не всегда понятная окружающим (в отличие от шизофреника, у которого за внешней, простите, галиматьей смысла никакого нет: вспомните у Стругацких в "Понедельнике…" стихи в книге "Творчество душевнобольных"). 

  • И кстати, именно знаменитые ученые-шизоиды становятся иллюстрацией "отсутствия минус-симптоматики" – вспомнить хотя бы историю про Эйнштейна (явного шизоида!), который якобы всегда ходил в одном и том же свитере. И в начале своего творческого пути на упрек в несоответствии своей одежды облику ученого ответил: "Ну и что, меня все равно в этом городе никто не знает". Когда же этот уже упрек он услышал, став несомненной знаменитостью, он сказал: "Ну и что, все равно меня тут и так все знают". Согласитесь, не лишено логики!

Вообще у шизоида, мозги которого частенько загружены внутренним созерцанием и ума просто физически не хватает на бытовые заботы, бывает и классический костюм – раз уж так принято в нашем обществе. Он его наденет, чтобы не ломать голову. Но только в этом костюме он будет ходить везде: от деловых переговоров до дружеских пикников. Потом, далеко не всегда его рубашка будет свежей, что вполне может соседствовать с какими-нибудь дорогими запонками. 

Шизоиды тоже достаточно сензитивны, только в отличие от психастеников, их сензитивность избирательна.

  • Например, если шизоид – композитор, он способен различить тончайшие музыкальные нюансы, и любую фальшь в музыке сочтет личным оскорблением. Но к примеру, не сможет на вкус отличить черную икру от красной (нередко не может отличить даже по виду :) . Или если шизоид – ювелир-огранщик, он может по одному ему видимой игре света отличить настоящий камень от искусной подделки, но не разбираться в той же музыке. И если такому огранщику в подарок преподнести ювелирное изделие с поддельными камнями – он может обидеться насмерть (при том, что дарителя самого вполне могли откровенно надуть). Но подари такому знатоку камней какую-нибудь одежду, откровенно бывшую в употреблении – он вполне способен и обрадоваться. 

Разумеется, у каждого шизоида такая область "обид и необид" своя. Но суть в том, что на откровенное оскорбление он способен никак не среагировать (как стучать по дереву – никакой отдачи), а на совершенно вроде бы к нему не относящиеся слова (но неожиданно оказавшиеся в его области повышенной сензитивности) ответить резкой обидой. Почему еще доктор М.Е.Бурно, работая с шизоидами, называл их "дерево и стекло". 

Что касается личной жизни и семьи шизоидов – кому-то из них в принципе на самом деле проще жить в одиночестве. Когда никто не укоряет ни за ободранные обои, ни за носки на столе, ни за картину, которая неизвестно зачем тут нужна, и т.п. 

  • Нередко к мужчинам подобного плана приходят девицы, чаще истероидные, и ахают от вида их берлоги: мол, "щас я все быстренько приберу, перемою, хозяина в божий вид приведу – он мне спасибо скажет, поймет, что без меня жить не может, а то и женится". (Помните, как в известном мультфильме "Шрек": "Мы, конечно, все тут переставим, все поменяем, все переделаем…") А нарываются часто на обратную реакцию – недовольство и даже на изгнание из дома. Потому что девицам кажется, что они помогли, а на самом деле они посягнули на жилище шизоида как на часть его личности, а конкретно – на его порядок и систему. 

Еще вариант – когда шизоиду достаточно такого символа, о котором тут упоминалось: свет в окне говорит ему, что его ждет его ДОМ, а больше ему, возможно, ничего и не надо… 

Но конечно, бывают шизоиды, которым на самом деле надо иметь рядом близкого человека. Вот с этим у них вправду чаще всего трудности. Ведь как правило, они сами не выбирают никого – это их выбирают: часто истероиды (потому что шизоид такой необычный, непохожий на других) или импульсивные личности (те просто, где приспичило, выбрали первое, что попалось под руку).
Причем все это опять же независимо от пола.
Но понятно, что далее тут конфликты очень вероятны. 
И наверное, тому шизоиду, который на самом деле хочет создать семью, лучше всего научиться выбирать самому. В первую очередь, может быть, по интеллекту и сензитивности. В конце концов, есть люди, которые вполне способны разглядеть и оценить талант и внутренний мир шизоида. Истории известны "музы творцов" – правда, их так мало, что каждая из них вошла в историю… 
И прежде чем создавать семью, поэтому и предлагается шизоиду адаптироваться самому (по крайней мере в ходе адаптации станет ясно, надо ли ему что-то в этой области и что конкретно, и как это найти).
Но опять же – лучшая программа адаптации для каждого конкретного шизоида, увы, вырабатывается на личной консультации в кабинете.

И еще немного про специфику общения шизоида с окружающим миром. Общение шизоида с окружающей действительностью в целом (и в частности с людьми) – своеобразно, как и весь его "характер". Каждый человек, отражая для себя окружающий мир, во внутреннем своем сознании строит некую его модель. Так вот, у шизоида и истероида (это который "демонстративный") модели принципиально разные. Истероид – это зеркало, он живо и ярко отражает все, что видит, а видит он как правило только внешние проявления, часто не слишком проникая в суть вещей. Шизоид же как раз с этой сути и стремится начать познание мира, но та "модель", которую он себе в своем представлении создает, во многом не совпадает с миром реальным. В его собственном мире может быть совершенно иная логика, совершенно иные законы, и это и есть та самая его комната, в которой он сидит, боясь иногда в принципе высунуть нос наружу. Ибо страшится, что там ему за его непонятность, н естандартность и общую "не-от-мира-сего-вость" по этому носу дадут. Именно из-за несовпадения собственных и реальных (грубо говоря – принятых у большинства) представлений о мире в общем и о "законах общения" в частности шизоиды порой и остаются непонятыми, непринятыми, и от этого страдают. А если у них самих есть потребность в общении, а то и легкий демонстративный радикал (и им тоже нужен хоть маленький, но все же водоворот событий вокруг себя – не только со своим участием) – внутренних трагедий не избежать. 

Стремясь хоть немного "приблизиться" к действующей реальности, шизоид день за днем "перестраивает" свою модель мира, постоянно размышляя: ГДЕ же она не похожа на настоящую? Порой такие размышления занимают чуть ли не всю умственную деятельность шизоида, и в результате он тот самый реальный мир, за которым наблюдает "из своего окошка", все больше "недо-видит" и "недо-узнает". Поэтому существенную помощь ему может оказать демонстративный "переводчик" – близкий человек, который станет для него "зеркалом реальности" и настоящим "тренажером для общения": за ошибки не упрекнет (ну, если только по-дружески), непонятные выражения поймет – более того, логика и стиль общения шизоида вполне могут импонировать демонстративным людям (вот как это увлекательно, я такого нигде не видел, как интересно). Таким образом, в глазах такого приятеля шизоид становится не "странным и чокнутым ", как могли бы сказать другие, а "интересным и неординарным человеком". Плюс легкость в общении, когда внешний мир познается не ценой собственных ошибок, а с помощью близкого по духу "переводчика". Таким образом в измученной душе шизоида наступает успокоение, с плеч падает тяжелый груз восприятия действительности, и вообще он со своим истероидным приятелем чувствует себя легко, как в праздник. 
Но тут вероятна другая проблема: если шизоиду нужен "ретранслятор" для восприятия собственной (в том случае) любви к себе, то этот "ретранслятор" постепенно станет главным человеком в его жизни. И без этого друга он на самом деле почувствует себя опять в запертой комнате, да еще и где все окна закрыты (полное ощущение изоляции от окружающего мира и сенсорной депривации). Кстати, это один из тех случаев, когда возникает пресловутая психологическая зависимость. Причем понятно, что иметь много друзей про запас в этом случае не выйдет.
А вот что делать в таких случаях и как все же попробовать избежать "внутренних трагедий" – это уже отдельный разговор. Как минимум, шизоиду часто помогают именно знания и анализ того, где и как он набивает себе шишки – особенно если у него есть еще акцентуация и по психастении.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное