Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Опыт родителей со всего мира от MyJane.ru" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Рождение без насилия N99
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Рождение
без насилия N99 (15 сентября 2003 г.) |
||||||||||
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора. Вся ответственность за возможные действия и их последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь ответственен за свои поступки! | ||||||||||
|
||||||||||
Лирическое отступление: летом (на кинофестивале в СПб) я почти случайно попала на неигровой фильм "Песнь тела" ("Body Song"). Информация об этом фильме почти никого не заинтересовала, и в большом зале было от силы полсотни зрителей (тогда как на другие фильмы билеты были просто нарасхват). А фильм с первых же мгновений меня очаровал. Я увидела на экране жизнь яйцеклетки крупным планом. И все остальное было почти так же захватывающе: жизнь ребенка в матке, рождение (документальные кадры – много разных родов, "сухопутных" и водных, с врачами и без), привыкание к жизни в новой среде, детские развлечения, пробуждение интереса к другим людям, любовь, болезни, войны, смерть… И опять рождение. Фильм – как мозаика, он весь разбивается на крошечные кусочки, выхваченные из жизни разных людей. Никаких слов – только мгновения жизни и музыка. Но самое удивительное – каждый кусочек является частью реальной жизненной истории, которую можно полностью посмотреть на сайте, посвященном этому фильму. Вот его адрес: http://www.bodysong.com/ А теперь я хочу познакомить вас еще с одной статьей Сергея Денискина (написанной с соавторстве с А.Н. Исаенко), которая кажется мне интересной для всех, у кого есть или будут дети. (Кстати, вы можете высказаться – адрес прилагается, и автор статьи будет рад получить отклики читателей.) Впрочем, получить отклики было бы интересно и мне ;-) – я согласна не со всеми идеями, упоминаемыми в этой статье, хотя и считаю, что мы идем "в одну сторону" ;-). Впервые эта статья была опубликована в июне 2003 года на сайте "Псипортал. Столица сетевой психологии" по адресу: http://psy.piter.com/ - там есть еще много интересного, так что у вас есть возможность совершить увлекательное путешествие по страницам этого сайта. А мы тем временем приступим
к чтению ;-).
ТЕМА: Родители и дети: права и обязанности Исаенко А.Н., Денискин С.А., argon01@mail.ru Как-то в одной из передач по телевизору показали дом престарелых. Многих обитателей дома привезли сюда их дети и оставили на попечение государства. Директриса рассказывает, что постепенно дети все реже навещают своих родителей. Поначалу старики возмущаются, обижаются, потом смиряются, т.е. как и положено, движутся по шкале эмоций к апатии и смерти. И что интересно, за 25 лет ее работы не было случая, чтобы кто-нибудь из них сказал, что это я воспитал таких детей. Никто не взял на себя ответственность! Ситуация по нашим наблюдениям очень характерная: каждый родитель считает обязанностью детей оказать ему внимание, поддержку и заботу на старости лет. Но вы спросите тех, кто так считает, что они делали в процессе воспитания, чтобы появилась такая черта характера - забота и внимание к ближнему? Предельно простая истина - что создашь, то и получишь. С чего это вдруг человек добровольно взвалит на себя эту весьма не легкую ношу: хорошо известно, что со стариками труднее, чем с младенцем. Только капризного, раздражительного папашу не поставишь в угол, не заставишь быть послушным, как ребенка. Так насколько обоснованно такое ожидание? Давайте попытаемся разобраться, кто кому и что должен. Полезно посмотреть классическую аналогию: что первично - курица или яйцо? Любопытно, что древние, похоже, не пришли к однозначному ответу. Может, с тех пор и тянется эта пресловутая проблема отцов и детей? Итак, курица может производить яйца? Ответ однозначен - да, и неоднократно. А яйцо может производить куриц? Нет. Яйцо - это всего лишь начало новой курицы, поэтому курица, по сути, производит новую курицу, которая начинает свой жизненный цикл с яйца. Отсюда следует, что первична курица, т.к. именно она решает, когда, сколько и какого цвета производить яиц. А как обстоит дело у людей? Нетрудно видеть, аналогично. Ведь именно с намеком на детей говорят: яйца курицу не учат. Исключительно родители решают, когда и сколько у них будет детей, а некоторые еще умудряются запланировать и пол ребенка. Подготовка к появлению ребенка, выбор способа воспитания, его образа жизни и еще много чего - все это полная прерогатива родителей. А у ребенка обо всем этом кто-нибудь спрашивает мнение? Как в известном анекдоте про навозных червей: Родину (а значит и родителей) не выбирают, сынок. Ребенок согласен жить с родителями, которые пьют пиво на пару во время беременности, курят, занимаются сексом каждый раз, когда хламидии раззудят коренную чакру, а после рождения жить под страхом возможных наказаний с мечтой поскорее выбраться на свободу? Сколько раз приходилось видеть как родители грубо кричат на детей, обзывают, с лицом, перекошенным от злобы, шлепают... Теоретики воспитания подводят теоретическую базу, делятся опытом в статьях типа "Искусство наказания"! А поменяться местами не хотите ли? Прежде, чем осчастливить своего ребенка подаренной жизнью, вы спросите его: согласен он жить с вами? Получается, что все без исключения родители реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить. Соответственно праву должна возникать обязанность. В норме - это две стороны одной медали. А вот со второй стороной заминка. Все родители не задумываясь называют обязанность обеспечить всем необходимым, имея в виду одеть, накормить, защитить и т.д., т.е. то, что делает любой млекопитающий. По этой части нет сомнений. А дальше? В чем принципиальная особенность Человека? Очевидно, что для успешного воспитания знание и целенаправленное формирование человеческих характеристик принципиально важно. Без них все остальное становится второстепенным. В литературе, как ни странно, не удалось обнаружить единого мнения по поводу основополагающей сути Человека. Вот, к примеру, весьма уважаемый нейробиолог Шеперд Г. [Нейробиология: В 2-х т. Т. 2. Пер. с англ.- М.: Мир, 1987. 454 с., ил] перечисляет такие характеристики: - Прямохождение. Верхние конечности освобождены для выполнения других функций. - Хватательная рука, позволяющая изготовлять орудия и развивать технологию. - Увеличение относительных размеров мозга. - Развитие речи и языка. - Развитие социальных отношений и культуры. - Увеличение продолжительности детства. - Общественное разделение труда. - Сдерживание половых и агрессивных инстинктов. - Артистическое и духовное самовыражение личности. Для ленивых родителей это хорошие новости: необходимо научить ребенка прямо ходить, развить хватательную руку (причем развернуть ладонями вовнутрь, чтобы хватал и греб под себя), а размеры мозга и без нашей помощи увеличатся. С перечисленными пунктами все родители справляются весьма успешно. Поработать приходится только над развитием речи и духовным самовыражением, в этом успехи весьма скромны, а со сдерживанием половых инстинктов - полный провал домашней педагогики. И все-таки, в любой табличке, а тем более такого крупного ученого, наверняка есть нужная информация. С чего начинаются человеческие свойства? Конечно, с материального субстрата - мозга. Присущие Человеку особенности задаются корой головного мозга. Если сказать очень коротко, то увеличение относительных размеров коры обеспечило увеличение детализации сигналов, воспринимаемых органами чувств, и создание принципиально новых возможностей их комбинирования (создание ассоциаций). Аналогию в технике можно увидеть в увеличении сложности компьютера за счет наращивания объема оперативной памяти и быстродействия процессора. В результате возможно усложнение программного обеспечения, а значит расширение способностей компьютера. Как же распорядился Человек своими новыми нейронами? Во-первых, появилась речь - новый способ кодировки информации - цифровой. Во-вторых, цифровая кодировка позволила передавать потомкам накопленный жизненный опыт - новое поколение начинает развиваться с уровня, достигнутого социумом, как по навыкам (отработанные технологии), так и по структуризации среды обитания (жилища, пища, орудия труда, разработанные ресурсы и т.д.). У животных, за исключением отдельных непринципиальных моментов, нет передачи созданного опыта в ряду поколений. В-третьих, необходимость воспринятия достигнутого уровня развития привела к увеличению периода взросления. Период потому и большой, что приходится пройти в ускоренном режиме все уровни исторического развития Человека до настоящего момента. Если у млекопитающих достигнут эмоциональный уровень психоэволюции, то у Человека есть еще уровень аналитического ума (мышление путем различения) и уровень мудрости (мышление путем подобия). И, в-четвертых, последний штрих: чтобы не было ограничений по уровню развития, тип нейроструктуры, ее сложность и программа ее развития задаются в первые годы после рождения, т.е. структура головного мозга не создается до рождения, так сказать, не предопределена генетически. А создается под необходимость, по образу и подобию того, кто рядом. Теперь, с учетом особенностей Человека, посмотрим на обязанность родителей. Помимо указанной обязанности обеспечения жизнедеятельности каждое млекопитающее создает из детеныша взрослую особь по своему образу и подобию: дельфин выращивает дельфинов, а не кого-то еще, и т.д. Так же и у людей: Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности. И еще одна обязанность, которую почему-то забывают: обязанность произвести здорового ребенка. Казалось бы очевидный пункт, но посмотрите, как он реализуется. О каком развитии можно говорить, если нет здоровья? Можно смело записать формулу: здоровье = потенциал развития. Для наглядности составим таблицу из отмеченных ключевых моментов. РОДИТЕЛИ Права 1. Произвести детей. Обязанности 1. Обеспечить условия жизнедеятельности. ДЕТИ Права 1. Знать кто я. Обязанности 1. Увеличить Человеческий ресурс.
Прежде всего, чтобы из гадкого утенка вырос лебедь, в случае с Человеком необходимо до ребенка донести, кто он есть такой, причем во всех планах человеческого бытия. Помимо того, что он Человек, ребенку обязательно надо знать, какого он рода-племени. С этого начинается Родина и появляется чувство патриотизма. Потеряв свою родословную, современная семья превратилась в сожителей, ее члены - в перекати-поле, а у индивида появилась паническая боязнь смерти - страх потери того единственного, что у него осталось - личной жизни. Соответственно вся его память, жизненный опыт, а значит и будущее ограничены временем его сознательной жизни. Отсюда и появился лозунг "После меня - хоть потоп", а все возводимые сооружения имеют срок жизни до 50 лет. Второе право - реализовать результат своего индивидуального развития. Имеется в виду - что заложено и развито, то и будет использовано в самостоятельной жизни. Сказать проще - имеет право применить к своим воспитателям все то, чему его научили. Если у него нет родословной, почему он будет заботиться о родственниках? Или как можно ожидать, что юноши встанут на защиту государства, которое одним махом обесценило накопленный семейный материальный ресурс - те сбережения родителей, которые нужны для его обучения и как стартовый капитал самостоятельной жизни. По поводу обязанностей потомков хотелось бы отметить только один ключевой пункт: передать дальше накопленный Человеческий ресурс. Если родителям удалось осознать суть Человека и значимость создания Человеческих способностей, то на своих детей имеет смысл возложить обязанность воспринять это осознание и реализовать его в следующем поколении. Теперь рассмотрим соотношение прав и обязанностей в динамике. Как утверждается в начале статьи, процесс начинается с курицы. Человек вступает в период самостоятельной жизни и приступает к созданию семьи. Найдя свою вторую половину, производит детей и задает им Человеческую программу развития. Перед своими детьми он ставит цель, формируя им образ Кто Я (какого я рода-племени). Повзрослев, дети реализуют заложенный потенциал развития Человеческого типа и увеличат его на следующем цикле. Упорный читатель, дойдя до этого места, вероятно разочаруется: "Этот процесс идет уже не одну тысячу лет. Ради чего создана эта статья?". Для того, чтобы найти этап, на котором закладывается знак развития: какой процесс будет раскручиваться в череде поколений - эволюции или деградации. Очень просто - курица же первична! Значит, на этапе подготовки к рождению детей. Знаковый момент - производство здоровых детей. Получается, что все программы оздоровления взрослых людей (после появления детей) имеют одну цель - зарабатывание денег, а оздоровление молодоженов другую - развитие нации. Только на них много не заработаешь, может поэтому никто и не занимается. А чем занимается государство известно - экономикой, т.к. таким способом оно получает свою пожизненную ренту в виде налогов. Здоровье нации - забота каждого. Допустим, что родители в полной мере осознали свои права и обязанности и произвели здорового ребенка (обеспечили ему внутренний потенциал развития), создали внешний потенциал развития в виде запаса материальных ресурсов (жилье, доход семьи) и Человеческих поведенческих программ и выращивают нового Человека с ясным осознанием технологии Создания Человеческих Способностей. Однако давно замечено, что невозможно изолироваться от воздействия окружающей среды в виде внесемейных социальных структур вплоть до уровня государства: они тоже участвуют в этом процессе. И механизм воздействия, как выясняется, не только чисто внешний. Интересные данные по этому поводу приводятся в работах Ю.Т. Артемьева ("Камень тоже предок Человека" на сайте http://teleport.al.ru/). Убедительно показано, что личное развитие особи находится в русле развития популяции: если популяция развивается, то и составляющие его организмы тоже. Ширина русла задает диапазон личных возможностей развития без потери контакта с социумом. Причем механизм этой синхронизации находится внутри организма, можно сказать, передается по наследству. Применительно к человеку это означает, что развитие индивида направляется развитием его рода, развитие которого в свою очередь находится внутри тенденции социума. И это понятно: несогласованность тенденций ухудшит возможности адаптации индивида, стремящегося к балансу со средой обитания. А тенденции социума видны невооруженным глазом - достаточно посмотреть вокруг себя, а для большей убедительности почитать сводки демографов и медиков о здоровье нации. Однако тема "Государство и личность: права и обязанности" - это уже за рамками данной статьи. Сейчас цель - рассмотреть семейный уровень и выделить то, что можно сделать самому. Статья для тех взрослых, у которых дети стоят на пороге самостоятельной жизни. От вас зависит знак развития ваших детей, вашего рода и в конечном итоге общества. В вашем роду только у вас есть достаточный жизненный опыт вместе со способностью его осознать в контексте поставленных в этой статье вопросов. Если вы согласны, что первична курица, то сейчас она как раз готовится снести вам яйца. Золотые или тухлые? Поинтересуйтесь. А заодно, возможно, узнаете, про вас написано в первом абзаце статьи или нет. Хорошая новость заключается в том, что есть эффективные способы оздоровления для тех, кто готов приложить личные усилия, и есть осознание медиков как рожать правильно. Вот и флаг вам в руки!
|
||||||||||
Александр Коток приглашает
всех на страницы своего сайта, посвященного прививкам и гомеопатии. Все,
кто хочет вырастить здоровых детей, найдут там много интересного. |
||||||||||
|
||||||||||
Рассылка "Рождение
без насилия" http://birth.ft.inc.ru Автор: Ксения Подорова birth@ft.inc.ru Консультант: Ирина Мартынова irina@ft.inc.ru, профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга, одна из создателей системы водных родов, принявшая более 600 домашних родов Периодичность: 2-4 раза в месяц Количество подписчиков: 4508 |
||||||||||
FT
Group, "Рождение
без насилия" © 1999-2003 |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||