Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Опыт родителей со всего мира от MyJane.ru" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Рождение без насилия N98
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Рождение
без насилия N98 (8 сентября 2003 г.) |
||||||||||
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора. Вся ответственность за возможные действия и их последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь ответственен за свои поступки! | ||||||||||
|
||||||||||
Здравствуйте! После долгих "каникул" наша рассылка снова будет выходить, "как обычно" (2-4 раза в месяц). Сейчас я предлагаю Вам прочитать отрывки из статьи одного автора, у которого есть целая теория о жизненных циклах человека – Сергея Денискина. Мне хотелось бы опубликовать в рассылке не только выдержки из этой его статьи, но и еще некоторые интересные размышления на интересующие нас темы. Сегодняшняя статья была опубликована
несколько месяцев назад на сайте "Российская Научная Сеть" (http://www.nature.ru/).
Заодно ;-) – небольшая реклама источника информации. "Российская
Научная Сеть - это информационная система, нацеленная на облегчение доступа
населения к научной, научно-популярной и образовательной информации, и
на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками
научного и образовательного процессов, опирающаяся на современные Интернет-технологии.
Сеть складывается из информационных ресурсов, объединенных общими принципами
редакционной и технологической политики, и составляющих логически единую
базу знаний. В своей деятельности Сеть опирается прежде всего на творческий
потенциал и опыт ведущих российских научных и образовательных организаций." ТЕМА: Воспитание - создание Человеческих способностей Сергей Денискин
Ключевой момент личного жизненного
опыта выражается формулой Что стоит за этими понятиями? Если, как часто утверждается, дети - цветы жизни, то уместно провести аналогию с выращиванием цветов, тем более, что каждый может без труда представить и осуществить этот процесс, чтобы проверить исходные постулаты на практике. Как мы выращиваем цветы? Сначала ставим цель, т.е. представляем, какой цветок хотелось бы иметь, затем узнаем, что нужно для его роста: освещение, температура, полив какой, какую землю. А дальше все очень просто: создаем нужные условия и наблюдаем, как идет рост. Если что-то не так, например, листья начали желтеть, или бутоны не образуются, значит, нарушены условия содержания. Имеет смысл понять, что не так, и скорректировать уход. Таким образом, выращивание - это процесс создания благоприятных условий для реализации программы естественного развития, т.е. реализации внутреннего потенциала развития. В отличие от него воспитание - это процесс воздействия на индивида с целью получения требуемых свойств из соображений целесообразности. Японское декоративное карликовое дерево - это дерево, воспитанное в духе японского представления о прекрасном. При воспитании необходимым элементом становится насилие. Это не обязательно телесные наказания, достаточно создания у ребенка чувства вины. Если ребенок совершает нежелательный поступок, многие ли родители поступают так, как при выращивании цветов, т.е. задаются вопросом, почему он так поступил - с последующей корректировкой условий его развития, а не применением силовых воздействий? Анализ личного опыта приводит к выводу, что оптимальным воспитанием будет выращивание при осознании конечной цели и закономерностей развития. Насколько достоверно и полно осознание целей и закономерностей, настолько возможно достижение ожидаемого конечного результата. На чем можно построить такое осознание? Первый исходный постулат: Человек непрерывно развивается в течение всей своей жизни. Процесс развития идет через обучение, под которым понимается процесс создания новых навыков. Научился - значит, умеет применить. В современной науке даже ставится знак равенства между обучением и развитием [Психофизиология. Учебник для вузов / Под. ред. Ю. И. Александрова. СПб.: Питер, 2001. 496 с.]. Результат развития - созданные Человеческие Способности. Например, на определенном этапе жизни ребенку создаются условия для обучения письму. Среди прочих необходимых условий (место, время, учитель) для технологии выращивания необходимо создать интерес. В результате попыток писать создается исключительно человеческая способность - письменная речь. Если обучение стопорится на каком-то этапе, значит, не созданы необходимые условия развития: что-то не так организовано. Нет смысла применять воспитательные меры без изучения и корректировки условий обучения, если нет цели сломать естественную структуру развивающегося индивида и вырастить карликовое дерево. Вторая исходная посылка связана с особенностью процесса развития человека - это последовательное чередование качественно различающихся этапов с принципиально иным целеполаганием и алгоритмами поведения. Настолько различными, что речь идет как бы о совершенно разных индивидах. Удачно об этом написано в работах нейробиолога М.Хофера: Для развития характерны перестройки, приводящие к функциональным взаимоотношениям, которых нет на более ранних или даже более поздних стадиях. Две разные стадии развития одного и того же организма - это как бы два разных существа как с функциональной, так и с морфологической точки зрения. Различия между стадиями развития одного организма почти столь же глубоки, как и между разными видами позвоночных. Взрослому человеку трудно полностью осознать, что это означает, так как мы привыкли к относительному постоянству прошлого опыта, сохраняющегося в нашей памяти. А это означает, что наши представления о каком-либо поведенческом акте, о действии какого-либо стимула или об отдаленных последствиях того или иного переживания нельзя переносить с одной стадии развития на другую. Необходимо ясно понимать, каким образом ребенок взаимодействует с окружающей средой на каждой стадии его развития. И третий постулат: развиваются только востребованные структуры. Это означает, что нельзя пускать процесс развития на самотек. То, что освоено в процессе обучения, должно быть использовано в жизни. И наоборот, жизненные ситуации должны создавать необходимость в новых способностях. Итак, максимально схематично
сформулируем задачу создания Человека. Прежде выделим рассматриваемый
этап. Полный жизненный цикл Человека четко разделяется на три периода:
По мере развития и расширения контактов ребенка его ведущими уже становятся ближайшие родственники: они участвуют в создании пространства ребенка, в котором происходит его обучение, определяют востребованность созданных способностей и демонстрируют эталоны поведенческих программ. В результате на этом этапе создается Я-концепция. Изложенные соображения приводят к выводу, что роль родителей в процессе развития ребенка является основополагающей: они создают среду обитания, стимулы к развитию и демонстрируют соответствующие поведенческие программы. По мере увеличения жизненного пространства и расширения контактов с социумом увеличивается самостоятельность и ослабевает влияние родителей. Ведущая роль в период отрочества и ранней юности переходит к школе. И если родители адаптируют ребенка к текущей ситуации, то школа плюс родители готовят к будущей самостоятельности, в частности, задавая профориентацию. Какие же качества личности необходимо создать в результате воспитательного процесса? В общем виде можно дать только такой ответ: те, которые позволят ему адаптироваться к самостоятельной жизни. Т.е. конкретный ответ зависит от того, как мы представляем будущую среду обитания нашего ребенка. Если ему придется жить в агрессивной среде, то необходимо научить противостоять агрессии (с волками жить - по-волчьи выть). В такой среде больше понадобятся способности воина, твердого, решительного человека, а такие качества, как дружелюбие, отзывчивость, бескорыстие, любовь к ближнему, окажутся невыживательными. И, соответственно, наоборот. Но есть и оборотная сторона медали. Ребенок выберет ту среду, в которой он привык жить, а привыкает он прежде всего к среде семьи. Значит, наибольшее формирующее влияние оказывают не наставления и поучения, а то, как мы сами живем. Отсюда следует, что гражданский долг каждого будущего родителя состоит в осознании предназначения детей в своей семье, а значит, того, какими они должны стать, и в принятии на себя ответственности за результат воспитания. Для осуществления долга дается право выбрать метод воспитания. Очень полезна такая последовательность
осмысления: А чтобы адекватно строить отношения со своим чадом, имеет смысл заполнить для себя табличку из четырех колонок: родители и дети - права и обязанности. Далее показан один из вариантов осознания проблемы выращивания Человека. В процессе жизни ребенок постепенно, поэтапно превращается во взрослого человека. Понятно, что способности взрослого (зрелого) человека и являются целью воспитательного процесса. Каковы эти способности, т.е. чем принципиально взрослый отличается от ребенка? И второй вопрос: какие стадии проходит человек в своем развитии? Что хочу иметь? Отличительные черты зрелого человека - самостоятельность в принятии решения и личная ответственность за результат своих действий. Поэтому генеральное направление развития - поэтапное расширение самостоятельности и ответственности до полностью автономной от родителей жизни по своему разумению. И еще два фактора: целеполагание, являющееся основой активизации действий индивида, и критерии оценки достижения цели или своих действий. Если способ целеполагания появляется автоматически по мере развития, то эталоны для оценки (что такое хорошо) и способность самооценки задаются в процессе воспитания. С этих позиций технология выращивания Человека формулируется так: быть в курсе предполагаемых намерений ребенка, помочь ему спрогнозировать результат при разных способах действий, дать ему возможность самому выбрать способ действий и получить результат, затем помочь ему сравнить предполагаемый и полученный результаты и оценить выбранный способ.
На каждом этапе жизни ребенка создавать условия для наиболее полного развития и для применения на практике соответствующего способа адаптации. Родитель ставит цель на создание конкретной способности, создает условия (или правила игры) и озвучивает значимую для ребенка цель. Значимость цели определяется в первую очередь текущим целеполаганием. Например, в дошкольном возрасте ключевое слово "Я сам", стимул - новые впечатления. Смысл этапа - научить самостоятельным действиям. В конце периода ребенок должен уметь сам себя обслуживать: поддерживать порядок своей одежды, вещей, своей комнаты и т.п. Все, что требуется от родителя, - это знать интересы ребенка, быть наблюдательным и предельно терпеливым. Очень вредно требовать от любого человека немедленного выполнения каких-либо условий. Система управления очень сложна, нужно время на перестройку структуры и алгоритма работы. Только после этого действия человека будут своими, сознательными. С таким подходом очень легко научить чему угодно. Например, чтению. Покупаю блокнот с буквой на каждой странице и простенькими стишками про каждую букву. Если ребенок букву выучил, то сам ножницами вырезает ее из блокнота. Очень интересно вырезать. А пока вспоминаешь буквы с трудом, вырезать нельзя. Сколько хочешь, столько учи за раз, в любой последовательности. Стишки смешные дают разрядку. А давай сами придумаем стишки! Запросто. Категорически противопоказано заставлять заниматься. Только предлагать.
|
||||||||||
Александр Коток приглашает
всех на страницы своего сайта, посвященного прививкам и гомеопатии. Все,
кто хочет вырастить здоровых детей, найдут там много интересного. |
||||||||||
|
||||||||||
Рассылка "Рождение
без насилия" http://birth.ft.inc.ru Автор: Ксения Подорова birth@ft.inc.ru Консультант: Ирина Мартынова irina@ft.inc.ru, профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга, одна из создателей системы водных родов, принявшая более 600 домашних родов Периодичность: 2-4 раза в месяц Количество подписчиков: 4505 |
||||||||||
FT
Group, "Рождение
без насилия" © 1999-2003 |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||