Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исцели себя сам - виртуальный журнал


Доброе время суток! С Вами Тамара Благова, пропагандист здорового образа жизни.
79-й выпуск журнала. Тема выпуска: «Это чудо великое - дети!».

От автора. Небольшое отступление от темы.
Приношу свои извинения всем, кому не смогла ответить и помочь. Я не врач, о многих заболеваниях даже не слышала. Моя задача, найти интересную и полезную информацию, которая пусть хоть на чуточку сможет улучшить и облегчить вашу жизнь. Еще раз извините!
Теперь по теме рассылки. Все мы мамы, папы, бабушки и дедушки. Мы очень любим своих детей и внуков и хотим видеть их здоровыми, веселыми и счастливыми. Серия моих рассылок  - о детях.

И, как сказано в той же знаменитой песне, дети - вершина любви. Любви родителей друг к другу, и их обоих - к этим маленьким существам, в которых сосредоточены все наши надежды и чаяния!
Между тем на пути роста ребенка, его взросления, формирования его личности возникает множество проблем. И одна из самых главных – это проблема его здоровья!

Знаете, ли Вы:
∙ 75% болезней взрослых людей заложены в детстве!
∙ Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья.

2008 год в России был объявлен годом семьи. Семья – это родители плюс дети. Но вот здоровье наших детей вызывает серьезные опасения. 7 лет назад Всемирная организация здравоохранения, проводила исследования жизнеспособности нации, оценивая их по «школьной» пятибалльной шкале. Россия по этой шкале не дотянула даже до «двойки» - у нее оказалось всего 1,4 балла!

Это тот барьер, за которым начинается вырождение. И хотя в стране за последние годы уже очень много сделано для сохранения здоровья детей, в «Концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы», принятой Правительством РФ  сказано:
 - По прогнозным данным, к 2010 году численность детей уменьшится по сравнению с 2003 годом на 3,73 млн. человек. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне – только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. За последние 10лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем 1,4 раза!

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье- это не только отсутствие болезней или физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Поэтому часто болеющие дети – это проблема не только медицинская. Она легко перерастает во множество других, не менее сложных.
Например, в проблемы психологические.
Больной ребенок – это слабый ребенок: с одной стороны, его легко обидеть, с другой – он вызывает жалость, а с нею и желание прощать «мелкие» недостатки. И в том, и в другом случаях в отношениях со сверстниками (да и со взрослыми!) возникают сложности, которые могут существенно повлиять на психику, а то и переродиться в устойчивые комплексы...

Часто болеющие дети – это проблема и социальная. Такие дети не могут посещать детские дошкольные учреждения, в школе им приходиться пропускать занятия, а родителям - периодически оставаться дома и пропускать работу. Больше того, в случае долгой болезни ребенка работу можно и потерять: большинство современных работодателей – люди жесткие и законодательство соблюдают далеко не всегда. А потеря работы – это потеря заработка, это сложности финансовые, это снижение социального статуса и много-много других проблем...
И, наконец, часто болеющие дети – это проблема демографическая: больной ребенок вырастает в больного взрослого - и какое же «наследство» он передаст и своим детям?..

В недавние долгие десятилетия у многих людей сложилось устойчивое представление, что за все – в том числе и за здоровье наших детей! – отвечает государство. Но сегодня все большую актуальность приобретает древняя, как сама демократия, установка: государство, которому мы платим налоги, конечно же, должно обеспечивать максимально комфортные условия для нормальной жизни своих граждан. Но за свою жизнь, за свою семью и ее здоровье каждый человек отвечает сам. В том числе и за здоровье своих детей!

Школьные годы чудесные?..
Для большинства из нас школьные годы – время теплых и добрых  воспоминаний. Все-таки детство, отрочество, юность – самая светлая пора нашей жизни!
Но присмотритесь к своему ребенку, который вдруг «ни с того, ни с сего» отказывается идти в школу, и вам придется восстановить в памяти многое: бессонницы, тревоги, волнения, частые болезни... Ученые утверждают, что на долю так называемого школьного фактора» приходится      25 % причин ухудшения здоровья ребенка!

Три порока цивилизации.
По мнению академика Н.М. Амосова, в конце ХХ века ребенок столкнулся с тремя пороками цивилизации:
1. накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки (детские стрессы)
2. гиподинамия
3. неправильное питание
Два последних обстоятельства и ведут к акселерации - ускоренному увеличению роста, веса и тела. В то же время внутренние органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Детские стрессы.
Возникают как следствие дефицита положительных эмоций из-за отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском саду или школе, из-за «заорганизованости» воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями. Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к различным нервным расстройствам, повышению заболеваемости и ухудшению здоровья.

«Двигательный дефицит» (гиподинамия).
Ни в какой другой период жизни физическое развитие не имеет такого огромного значения, как в первые двенадцать лет! В активном движении участвует одновременно большое количество мышечных групп – это способствует повышению обмена веществ, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствованию подвижности нервных процессов.
Ученые подсчитали, что число детей, не занимающихся регулярно физкультурой и спортом, - чрезвычайно велико. Интересны данные о физической форме городских и сельских детей: в младшем возрасте (10-11 лет) сельские школьники по большинству показателей горожан превосходят. В подростковом возрасте результаты двигательных тестов практически сравниваются, а уже юноши и девушки села существенно отстают от городских – особенно по выносливости, силе и быстроте.
Дети, активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников учатся, у них повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

«Гастритная еда».
Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения на второе место по распространению. Появился даже термин «школьный гастрит»: практически каждый десятый заболевший ребенок страдает гастритом, дуоденитом и другими недугами пищеварительной системы.
Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Гарантированно ее получают только, к сожалению, ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше тоже не остаются голодными - везде есть буфеты, но горячее питание, так необходимое растущему организму, получают только 20 процентов старшеклассников. 60-90 % всех детей испытывает недостаток витаминов и минеральных веществ!

По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.

Вкусно, но вредно!
Американские ученые составили рейтинг популярных у детей закусок, которые негативно влияют на их здоровье.
Чемпионом по степени наносимого детям вреда оказался картофель фри! В нем содержится очень опасная комбинация картофеля, масла, сахара и искусственных вкусовых добавок. Кроме того, даже в детской порции такой картошки - недетское количество калорий!
В десятку самых вредных закусок также вошли:
∙ Чипсы;
∙ Газированные напитки - любые;
∙ Батончики типа «Сникерс»;
∙ Печенье с пониженным содержанием жира;
∙ Соленый крендель «претцель» (pretzel);
∙ Крекеры.
Во всей этой «вкуснятине» опасно соседствуют вредные продукты, соль, различные приправы и красители, которые по своему химическому составу никоим образом не подходят желудку ребенка. От них возрастает количество гастритов, предъязвенных состояний. Они могут привести к развитию диабета, ожирения, мочекаменной болезни. Сильно преувеличена польза сухих завтраков - от них дети быстро набирают вес. Кормите детей правильной сбалансированной пищей, где присутствует первое, второе и третье. А если им захочется вкусненького, есть действительно полезные продукты: многие натуральные йогурты, обогащенные бифидобактериями, различными другими бактериями, лактобактериями, мюсли, фрукты и натуральные соки.

«Школьные болезни».
«Программы слишком обширны и мало соответственны возрасту и силам учащихся; число уроков слишком велико, и учащиеся чрезвычайно завалены подготовительными работами: большинство учителей не имеют представления о правильном развитии умственных способностей ребенка...» Так почти полтора века назад обосновал причины школьных болезней основоположник отечественной гигиены профессор Императорского Московского университета Ф. Ф. Эрисман. Сколько лет прошло, а сказано будто о нашем времени!

Ученые из Института возрастной физиологии Российской академии образования провели широкомасштабные исследования с целью выяснить реальное здоровье школьников. Их выводы тоже оказались неутешительными.

За время учебы в основной школе дети должны запомнить только по математике:
- 270 понятий,
- 137 определений,
- 154 правила, признака, формулы, диаграммы, аксиомы, символа,
- 82 типа математических задач,
- 89 теорем (и 45 их доказательств).
Для этого они должны решить примерно 8544 задачи.
Учителя утверждают, что на некоторых предметах приходится запоминать до 18 понятий за урок!

Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание... Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков.

Последние десять лет оказались для нашего школьного образования периодом больших перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. В учебные планы стали вводить все больше новых – нужных и интересных предметов... Но нагрузка на школьников многократно увеличилась, а их возможности воспринимать знания изменяются далеко не так быстро. Отсюда – перегрузки, которые колеблются от трехкратного превышения возможностей ребенка (иностранный язык), до 20-кратного (математика)!

Но самое главное, о чем нужно помнить родителям: среди детей, которые отстают от своих сверстников по успеваемости, 85-90% делают это не из-за того, что они «недоразвиты» и даже не от лени, - а из-за плохого состояния здоровья!

От автора. Несколько простых правил, которые помогут уберечь ребенка от простудных заболеваний или свести их к минимуму. Синдромом дефицита внимания и гиперактивность. «Толстяки» и «толстушки». Все это и многое другое вы узнаете из следующей рассылки.

Пишите на E-mail: tomablagova@gmail.com


В избранное