Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исцели себя сам - виртуальный журнал


Доброе время суток! С Вами Тамара Благова, пропагандист здорового образа жизни.

16-й выпуск журнала. Тема выпуска: «Этикетка. Что написано между строк».

За последние десятилетия химия сделала огромный шаг вперед. Вот только жаль, что в пищевой промышленности. Сегодня в обычном магазине на полках присутствуют сотни наименований различных товаров, а у потребителя появилась еще одна проблема – это проблема выбора качественного товара. Покупателям, приходящим в магазин, очень важно понимать, что у производителей, несмотря на все рекламные заявления по поводу заботы о здоровье потребителя, качестве и пользе продукта, главная цель одна – это продать свой товар, и продать его как можно больше.

Поэтому потребителю, прежде чем сделать выбор нужно научиться читать «этикеточную» информацию, что называется, между строк и научиться отделять информацию «рекламную» от «нужной». И тогда можно оценить - действительно ли это «натуральный продукт», и что значит надпись на растительном масле «без холестерина» или слово «легкий» на йогурте.

Во-первых, необходимо взять за правило не верить «на слово» крупным надписям типа «натуральный», «диетический», «легкий». Крупные надписи на продуктах нужны для
того, чтобы привлекать внимание, а не информировать покупателя о качестве и составе продукта. А чтобы получить нужную информацию о товаре, следует обращать внимание на то, что написано очень мелко, сбоку на упаковке или на обратной ее стороне. Самая важная информация расположена именно здесь.

Внимательно читайте список ингредиентов. Их наименования расположены по мере убывания содержания в продукте. Например, если жир или сахар расположены одними из первых в списке, то, скорее всего, продукт содержит слишком много жира или сахара, а если вы хотите купить мясные консервы, то на этикетке слово «мясо» должно быть написано в начале списка.

Производители не слишком стремятся указывать полную информацию о своих продуктах. При этом на бутылках с растительным маслом часто присутствуют надписи «Без холестерина» и «Содержит витамин Е» - видимо, в расчете на покупателей, которые не знают, что растительные масла в принципе не могут содержать холестерина, поскольку холестерин – продукт животного происхождения, а витамин Е присутствует в любом нерафинированном растительном масле.

Срок годности продукта. Это нужно искать в первую очередь. Правда, иногда понять разницу между сроком годности, сроком хранения, сроком реализации, датой изготовления и датой упаковки без специального образования сможет далеко не каждый. Поэтому лучше всего покупать продукты, на этикетках которых эта информация представлена в максимально простой и доступной форме.

Графа «пищевая ценность», которая пока интересует немногих потребителей, тем не менее, является важной на этикетке продуктов питания. Если вы покупаете мясные продукты: различные виды колбас или тушенку, то в первую очередь нужно смотреть на содержание в продукте белка. Если они действительно сделаны из мяса, то содержание белка в них должно быть не менее чем 13-14 г на 100 г продукта (в 100 г говядины содержится 18-19 г белка, а в 100 г свинины 15-16 г белка).
Если же, например, в 100 г колбасы или тушенки содержится всего 8-11 г белка, то велика вероятность того, что в продукт добавлено большое количество не мясных наполнителей. А если в составе продукта указан «растительный белок», то это, скорее всего, соя. Однако это не значит, что такой продукт не качественный. Соевый изолят содержит больше 90% белка, сбалансирован по аминокислотному составу, легко усваивается организмом. Продукт, в составе которого много растительного белка, может применяться, например, в диетическом питании.

Известно, что многие компоненты продуктов питания для людей с пищевой аллергией представляют серьезную опасность. Но самое опасное то, что аллергены могут присутствовать в продукте в скрытом виде. Во многих хлебобулочных и кондитерских изделиях, в шоколаде, напитках и мороженом содержится лецитин. В соответствии с нормативными требованиями по этикетированию, его наличие, конечно, указывают в составе продукта, но о том, из чего он получен, умалчивают. А поскольку производители используют в основном соевый лецитин, людям с аллергией на сою  следует избегать продуктов, в состав которых входит этот компонент.

Сливочное масло. При покупке сливочного масла необходимо обратить внимание на жирность – она должна быть не меньше 82% при отсутствии растительных жиров, а срок его годности не может быть 1–2 года.

Соки. Если натурального компонента 25–50 процентов, то это нектар, если меньше – напиток. Нектары и напитки могут содержать добавки, храниться дольше 3–5 дней в открытом виде. А в соке не может быть ничего, кроме собственно сока с мякотью или без, сахара и аскорбиновой кислоты.

Шоколад. Если в составе шоколада значится растительный жир, это сказывается не только на его цене, но и на вкусе. Растительный жир добавляют, когда хотят «разбавить» очень дорогое сырье – масло какао. Разрешено использовать при производстве шоколада растительные жиры, но не больше 5%. Продукт, в котором какао-масла нет вообще, шоколадом не является.

Минеральная вода. Выбирая в магазине бутилированную воду, обратите внимание на индекс общей минерализации. Если он не выше 1 г/л, воду можно пить всем и без ограничений. Вода с минерализацией 2 г/л и выше уже имеет определенные свойства и для утоления жажды не подходит – ее используют либо для профилактики, либо для лечения.

«Слово «натуральный» на этикетке не несёт информации, из каких натуральных продуктов получен витамин, минерал, тот или другой пищевой продукт или добавка и, главное, каким способом. «Если витамин получен методом фракционирования, то такой витамин почти идентичен синтетическому, хотя и получен из натурального сырья» [Д. Грант «Уловки на этикетках»].

Обратите внимание, знак «Der Grune Punkt» с двумя переходящими друг в друга зелеными линиями и знак в виде трех стрелок, образующих треугольник - это информация о том, что упаковка этого продукта может быть переработана и вторично использована, к экологической чистоте продукта не имеет никакого отношения.

К сожалению, производители продуктов, предназначенных для коррекции пищевого рациона - так называемых продуктов специализированного питания (дополнительного источника витаминов, микроэлементов и т.д.), не нарушая закона, не сообщают полной и достоверной информации или сообщают такие сведения, которые даже специалисту не позволяют оценить особенности продукта.

Однако потребитель должен знать, за что он платит свои деньги.

От автора. Вы с этим согласны? Что Вы думаете по этому поводу?

Пишите tomablagova@gmail.com

Мой блог www.argochance.ru - самое интересное о питании.


В избранное