Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему я не делаю ставку на веру в исцеление?


В поисках средства от близорукости

Выпуск 3

Сайт рассылки: «Тропинка к гениальности»
(страница «Эксперименты по восстановлению зрения»)
Ведущий рассылки: Леонид Некин

Почему я не делаю ставку на веру в исцеление?
Сакраментальный смысл фразы: «По вере вашей да будет вам».

Вместо эпиграфа:

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

Подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.

И встав Иисус пошел за ним, и ученики Его.

И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его;

Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,

Сказал им: выйдите вон; ибо не умерла девица, но спит.

Когда же народ был выслан, Он вошед взял ее за руку, и девица встала.

И разнесся слух о сем по всей земле той.

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят ему: ей, Господи!

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

И открылись глаза их.

Из Евангелия от Матфея (главы 4 и 9)

Я начал этот выпуск с длинной цитаты из Библии, чтобы погрузиться в исходный контекст знаменитой фразы: «По вере вашей да будет вам». Хочу особенно отметить следующие моменты:

1. Речь не идет ни о какой «вере в исцеление» и, уж тем более, никак не о «вере в себя». Здесь совершенно однозначно имеется в виду вера в Иисуса Христа, в его могущество, в его небесное происхождение.

2. Иисус мог исцелить абсолютно любого, независимо от того, верил тот или нет.

3. Целительство не было для Иисуса самоцелью. Ему важно было пробудить в народе веру. Для пробуждения веры он и демонстрировал разные чудеса, в том числе и целительство. Порядок событий был именно таков: вначале чудесные исцеления, а потом, как следствие, — вера.

4. После того, как люди поверили в Иисуса, он продолжал их исцелять, подчеркивая, что тем самым он поощряет их за веру.

5. Иисус никогда не знал неудач в целительстве и никогда не брал денег со своих «пациентов».

Таким образом, первоначальный смысл знаменитой фразы таков: «Тем, что веруете в меня, вы угодили мне. В награду я дарую вам исцеление».

Теперь же эта фраза нередко воспринимается иначе. Многие люди всерьез считают, что она свидетельствует о том, будто Иисус в своей врачебной практике целиком полагался на эффект плацебо. «А раз так, — делают вывод некоторые предприимчивые господа, — то и я сам ничуть не хуже Иисуса Христа: я тоже так могу!»

Ах, чего только не встретишь сейчас на рынке околомедицинских услуг! Хотите воскресить умерших родственников? — Пожалуйста! Хотите научиться видеть напрямую мозгом? — Пожалуйста. При таком положении дел просто не может не быть многочисленных предложений по излечению близорукости и восстановлению зрения. И ведь есть же люди, которые всерьез полагают, что мертвые встают из могил. А недавно (в начале апреля) я и сам видел по телевизору двух девочек-подростков, которые умеют читать книжки с плотной повязкой на глазах. На фоне этого было бы настоящим чудом, если бы в нашем талантливом народе не нашлось людей, восстановивших (или хотя бы улучшивших) зрение после самых разных степеней близорукости.

Отделить тут пшеницу от плевел очень непросто. Приходишь в целительский центр и спрашиваешь:

— Это правда, что тут зрение восстанавливают? Можете предъявить хотя бы один случай?

А в ответ раздается:

— Ну, сколько можно задавать один и тот же вопрос! Да от вас за версту разит сомнением и неверием в свои силы. Это путь в никуда. Если вы действительно хотите вернуть зрение, тогда вы должны поменять отношение к себе и к жизни, а не искать доказательств.

— Возможно, вы и правы, — продолжаешь настаивать, — но сегодня я не и собираюсь возвращать зрение, я готов пока удовлетвориться одними лишь доказательствами.

Что тут начинается! На тебя начинают шикать и цыкать со всех сторон. Еще бы! Скептицизм заразен, как чума. Своими вопросами я покусился на здешнюю священную корову — на веру в исцеление. А ведь на нее-то вся и ставка: каждый рассчитывает получить именно по своей вере.

Я уважительно отношусь к вере глубокой, выработанной как дополнение к индивидуальному опыту и размышлениям. Но мне совсем не по душе стандартизированная вера-недотрога, которую от меня требуют в качестве входного билета на сеанс целительства. Слишком уж я любопытен, слишком уж мне нравится ставить въедливые вопросы и находить ответы, основываясь на реальных фактах.

«По вере вашей да будет вам!» Вот уж поистине чудесная фраза! Она позволяет всем, кому не лень, «успешно» заниматься врачеванием, не беря на себя никаких обязательств и не неся никакой ответственности. Процитировал Иисуса Христа — и уже отпадает необходимость в каких-либо специальных знаниях и уже не нужно предъявлять сколько-нибудь достоверных случаев выздоровления.

Так вот, я хочу с самого начала отмежеваться от предприимчивых господ-целителей, орудующих под лозунгом: «Раз не выздоровел, значит сам виноват». Я не предъявляю ни к себе, ни к другим требования веры. Никаких плацебо не будет. Плацебо — это обман, какой бы благородной целью его ни оправдывали. В конце концов, я не умею и не желаю обманывать сам себя.

Отказавшись от требования веры, я делаю ставку на другую, не менее мощную вещь, которая, однако, не сковывает мое любопытство и не позволяет мошенникам дурачить меня. Я имею в виду решимость.

Что такое состояние решимости знает, наверное, каждый, кто имеет опыт пользования общественным транспортом. Вот завернул я за угол и вижу — вдалеке на остановке стоит мой автобус (а следующий придет, может быть, только через час). Я беру ноги в руки — и бежать. Верю ли я, что автобус меня дождется? Или, может быть, не верю? Я не ставлю перед собой таких вопросов — я бегу. Я делаю всё возможное, чтобы успеть.

Ставить цели — значит, рисковать. Будучи реалистом, я отдаю себе отчет в том, что будущее неизвестно. Я могу быть уверен только в одном: я не упущу своего шанса. Всё, что зависит от меня, будет сделано. А результат... Ну, в крайнем случае — подожду другого автобуса.

На этом я заканчиваю вводную, «лирическую» часть рассылки. Следующий выпуск будет уже «техническим».

Отклики на рассылку могут быть процитированы полностью или частично, если не содержат явного на то запрета (e-mail публикуется, только если содержится в теле письма). Отклики, присланные с формы ввода на странице http://nekin.narod.ru/a4s.htm, публикуются на сайте рассылки гарантированно (при отсутствии вопиющих противопоказаний).


В избранное