Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Здоровый образ жизни: шаг за шагом.


 menshealthbeach.jpghealth-and-wellness.jpgyoga_04.jpgflower-sunflower.jpgsmile-facts.jpg

Музыкотерапия

Слушайте музыку...


Sound TherapyСлушайте музыку! Этому совету сотни, если не тысячи лет. Колыбельной песней успокаи-вают младенца, 2-3 летние дети с удовольствием отбивают знакомый ритм, у подростков – свои любимые композиции, у каждого взрослого – индивидуальные музыкальные вкусы и предпочтения. Музыка используется в операционных и в кабинетах зубных врачей, под музыку можно релаксировать и сосредоточиваться. И музыкой можно лечить.

Средства музыкотерапии – дисциплины, лежащей на грани музыки и медицины, все боль-ше и больше используются в лечении детей с синдромом гиперактивности, страдающих дислексией, отсутствием коммуникабительности, не умеющих сосредотачиваться. После второй Мировой войны в США музыкотерапия вылилась в отдельную дисциплину, а сейчас уже более 70 ВУЗов по всему миру дают академическую степень по специальности музыкотерапевта.

Младенец капризничает, ребенок плачет, подросток злится, взрослый человек угрюм, нервничает, напряжен. Нервы у всех взвинчены, все хотят успокоиться. Причин нервным состояниям – миллион, способов выхода из них – тысячи, наиболее приятный и древний – музыка. Использованием ритма и темпа при воздействии на толпу занимались еще шаманы. Древнегреческие музыканты своей игрой стремились вызвать катарсис, через слезы и внут-ренние переживания к очищению. Математик Пифагор сочинял музыку. Давид своей игрой на лютне избавил царя Шауля от печали.
Ритм гитары управляет ритмом сердца, ударные воздействуют на грудную клетку, басы конт-ролируют брюшную полость, мелодичные колебания воздуха, полифония управляет толпой. Музыкальный темп свыше 120 ударов в минуту возбуждает, ниже – успокаивает. Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создает заданное настроение. Поэтому на музыкотера-пию в первую очередь должны обратить внимание родители гиперактивных детей и детей с легкими отклонениями в психофизическом развитии.

Ирина Уфланд, дипломированный музыковед, объясняет принципы применения музыкотерапии в лечении гиперактивных детей.

- Существует ли определенные технологии этой терапии?
- Активная и рефлективная, или пассивная.

- Чем сеанс музыкотерапии отличается от уроков ритмики или музыкального развития?
- Музыкальная терапия – это метод восстановительной медицины, использования музыки и музыкального искусства как средства влияние на здоровье человека.

- На нервную систему?
- Не только. Есть много проблем, которые можно решить с помощью средств музыкотерапии, и часто мы их используем, не подозревая о научной подоплеке. Кто-то пришел домой в плохом настроении, уставший, поставил любимую симфонию Моцарта и настроение у него улучшилось.

- Это пассивная музыкотерапия?
- Да. Вы сами выступаете в роли своего музыкотерапевта, определяя выбор того или иного музыкального произведения.

- Но гиперактивным детям нужна «твердая рука».
- В лечении проблем у детей используется активная музыкотерапия, четкий ритм.

- Ритм – это основа музыки, за ним следуют мелодия и гармония?
- Именно так. Именно ритм оказывает глубинное воздействие на психику и на внутренние органы человека. Человеческий организм легко усваивает ритмы, часто мы, сами того не замечая, отбиваем такт – это организм подстроился под вибрацию музыки, звуковые волны. Человек воспринимает музыку не только органами слуха, но и всем телом, и этот факт также используется в музыкотерапии в виде звуковых аппликатаров.

- Что это значит?
- На специфические, известные в акупунктуре точки прикрепляют микрофоны и воздействуют на них через эти точки на внутренние органы тела определенной музыкой.

- Сильные эмоции и музыкальные переживания не вредны ли для гиперактивного ребенка?
- Нет, поскольку на такого ребенка воздействуют методами активной музыкальной терапии под наблюдением специалиста. У каждого человека существует собственный ритм, и мы даем выход этому ритму и его энергии. Активная музыкальная терапия – это действие под музыку, вместе с музыкой, либо игра на простых музыкальных инструментах, движение под музыку, рисование музыки. Активная терапия означает что-то делать вместе с музыкой. Взрослые часто используют только пассивную музыкальную терапию, а ведь и им подчас бывает важно выплеснуть как можно больше эмоций. Вас что-то разозлило: можно разбить посуду, а можно взять дарбуку и постучать по ней. Именно поэтому эмоциональные выход-цы из стран Востока столь любят ударные инструменты: – они просто разряжаются, играя на них.
Антонио Монегетти – известный психотерапевт и психолог, автор множества книг, предлагает сво-им пациентам играть на огромных барабанах – тамтамах. Это метод мало используется в Израи-ле, так как требует определенной студии со звукоизоляцией. Сейчас бизнесмены после перего-воров идут не в ресторан, а играть на тамтамах. Часто взрослым это полезнее, чем детям.

- Взрослые боле закрепощены, опутаны условностями. Но какова градация дети - взрослые?
- Это зависит не только от возраста, но и от воспитания и страны исхода. Израильтяне более свободны, чем скрытные выходцы из России. Самые же незакомплексованные - это дети до переходного возраста, до того момента, когда проявляется стеснительность, дух противоре-чия, отрицания. Поэтому наши основные пациенты – это дети от 4 до 13 лет. Для их лечения мы разработали несколько технологий музыкальной терапии, решающих проблемы гиперак-тивности и концентрации внимания.
Технологии эти впервые появились в России – технологии вокалотерапиии и музыкального развития. При этом вновь повторю, что мы не занимаемся педагогической деятельностью, не ставим задачу научить детей играть на музыкальных инструментах. Мы их лечим, используя чувства ритма, мелодии. К примеру, берем в работу одно музыкальное произведение и его «танцуем», «рисуем», «играем», импровизируем вместе с ребенком. Через несколько разных видов работы ребенок пытается усвоить музыкальное произведение, его ритмическую струк-туру, его музыкальную форму. Если у ребенка проблема с концентраций внимания, то мы незаметно заставляем его заниматься одним произведением, используя разные формы работы с этой композицией. В течение сеанса он слушает это сочинение шесть раз и, в конце концов, может на нем сконцентрироваться и запомнить его.
Есть дети с проблемами речи. Мы не заменяем логопеда, но используем средства вокало-терапии, поем музыкальные упражнение, вокализы, способствующие развитию речи. Все это происходит в форме игры, зависящей от возраста и проблемы.

- Как музыкотерапия сочетается с методами кранио-сакральной терапии (КСТ) в лечении последствий родовых травм, которые зачастую и служат причиной гиперактивности?
- Если у ребенка диагностирована родовая травма, то поначалу действует специалист по КСТ, убирающей саму причину. А затем, когда уже видна положительная динамика, когда причина уходит, то со следствием травмы – то есть с гиперактивностью, начинают работать психолог и музыкотерапевт.

- То есть остеопат убирает причину, а вы – последствия?
-Да. Ведь за время травмы у ребенка складываются комплексы, формируются определенные стереотипы поведения, которые мы и пытаемся исправить.

- Но при работе с детьми вы, прежде всего, создаете для них атмосферу удовольствия?
- Да, и могу с уверенностью сказать, что после курса музыкотерапии у детей снижается уровень агрессии, они становятся более контактными, могут сосредотачиваться. Сеансы музыкального лечения позволяют улучшить память, зарядить детей положительными эмоциями, используя различные приемы музыкотерапии. Музыка незаменима при работе с гиперактивными детьми.

Музыка лечит


Музыка – верная спутница человека на протяжении всей жизни. А значит, она имеет на него влияние. Сами порой, не отдавая себе отчет, мы выбираем для прослушивания ту или иную песню или классическую композицию в различные моменты нашей жизни. А меж тем выбор этот не случаен. Ведь каждый из нас стремится к гармонии. А в этом как раз и помогает музыка, которая может утешать, успокаивать, вдохновлять, радовать.

Еще сотни лет назад древние врачи утверждали, что лучшее лечение – это диета, труд, смех, музыка – и широко применяли музыкальное лечение. После Второй мировой войны в Англии, США и других странах стали лечить музыкой. Мало кто вернулся с войны таким же, каким уходил. У людей помимо всего наблюдались психические и социальные проблемы – нервные заболевания, депрессии. И сейчас социально-политическая ситуация, связанная с терроризмом, локальными конфликтами, вызывает у людей те же проблемы. Поэтому актуальность музыкальной терапии нисколько не уменьшается, а, наоборот, возрастает.

Диапазон заболеваний поддающихся лечению с помощью музыкальной терапии велик. Это и, как было сказано выше, депрессии и нервные расстройства у взрослых. Это головные боли и нарушение сна. Так специалисты из Университета Тайваня провели исследования, в которых приняли участие шестьдесят человек, страдающих бессонницей. Половина добровольцев засыпали в тишине, а второй половине были предложены несколько мелодий на выбор. При подведении итогов выяснилось, что в «музыкальной» группе у людей сон улучшился на тридцать пять процентов. Они спали дольше и лучше, да и погружались в сон быстрее. А на Украине в одном из медицинских институтов была успешно разработана методика применения музыкотерапии при коррекции невротических расстройств.

Помимо этого к музыкальной терапии очень часто применяют термин «вовлечение». Музыкальная динамика, темп, ритм (который можно назвать «пульсацией») вызывают у человека синхронную пульсацию (совпадение ритмов сердца, дыхания и т. д.). Такая способность музыки дает возможность помочь людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями легких, повышенным давлением.

И еще один пласт работы музыкотерапевтов – это дети. Гиперактивные дети, дети с легкими отклонениями в психофизическом развитии, а также аутисты. Тут огромную роль играет принцип удовольствия, который создает ребенку комфортное состояние во время занятий. Сильное воздействие на таких детей производит игра на различных музыкальных инструментах. Для детей с замедленным умственным развитием такие занятия позволяют улучшить память, концентрацию внимания. Для детей агрессивных – снять напряжение, агрессию, Так, например с выбранными десятью детьми с повышенным проявлением агрессии провели тестирование. Оно показало, что восемьдесят процентов детей проявляли агрессию непрерывно, двадцать процентов – часто, но не всегда. Исходя из этого, была разработана программа работы с такими детьми.

Подытоживая сказанное, отметим, что музыка имеет на человека огромное влияние с момента его появления на свет и на протяжении всей жизни. Нужно только правильно использовать ее. А занятия музыкальной терапией помогают в этом и позволяют решить без лекарств очень многие проблемы, как у взрослых, так и у детей . Главное – пропустите музыку через себя.


В избранное