Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Метрология

  Все выпуски  

Метрология


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Рассылку ведёт Главный метролог рассылки Шарипов М.Х.
E-mail: marsele@ufacom.ru

Это 7 выпуск рассылки "Метрология". Он посвящён ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ

  Вниманию подписчиков предлагается труд видного метролога, известного, уважаемого
и авторитетного по всей России, ближнем и дальнем зарубежье Юрия Алексеевича
Богомолова. Сей труд является конспектом лекций, которые читаются преподавателями
"Академии…" на курсах повышения квалификации работников метрологических служб.
На этих курсах, считаю, должен побывать каждый практический метролог, т.к. преподаватели,
общаясь с огромным количеством метрологов-практиков по всей стране, аккумулировали
в себе огромный запас знаний о практическом применении метрологических правил
и норм, практические проблемы, встающие в работе, и многое другое. Очень интересно
бывает в неформальной обстановке обсудить с практиками свой взгляд на какую либо
проблему, выслушать мнение преподавателя и, может быть, скорректировать или утвердиться
в своём мнении.
  Народная мудрость гласит: "Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло".
Это действительно так, с этим многим приходится сталкиваться на практике. То,
что на одном предприятии считается законным, незыблемым, не подлежащим изменению,
на другом предприятии может получить совершенно другую практическую реализацию.
И самое интересное может оказаться, что оба предприятия правы по своему.
  Богомолов Ю.А. на занятиях, получив вопрос из аудитории, иногда спрашивает:
"А что бы Вы хотели, чтобы я доказал? Доказать "Да" или доказать "Нет"? Я могу
доказать и то, и другое!".
  "Довольно странный подход у Вас к Вашей метрологии" – может подумать человек
со стороны. Но жизнь в действительности такова, какова она есть. Регламентирована
она законами, подзаконными актами, нормативными документами, которые написаны
людьми. А человеку свойственно ошибаться. Да и не всегда ошибаться. Достаточно
бывает не очень конкретно обозначить норму, и на неё тут же появляется целая
куча толкований. И право на жизнь получает то толкование (а зачастую те толкования),
которое сумел отстоять практический метролог перед каким либо органом.
  Так же немаловажную роль играют обстоятельства, в которых применяются нормы.
Эти обстоятельства могут коренным образом повлиять на решение вопроса законности
толкования или применения нормы.
И наконец самое главное – это люди, практические метрологи. Только от них зависит
вся практическая реализация тех великих целей, которые обозначены в Законе РФ
"Об обеспечении единства измерений". Только они ответственны за состояние и применение
средств измерений, эталонов, МВИ. Только от того, насколько профессионален человек,
зависит соблюдение законности.
Законы, нормы, правила и т.д. надо знать, периодически их перечитывать, взаимоувязывать,
осмыслять и правильно применять на практике. Только комплексное понимание взаимоувязанных
норм позволяет принимать правильные решения. Хотя всего знать нельзя, но стремиться
к этому можно и нужно.
  Как всегда Вы сможете найти и мои комментарии и дополнения к излагаемому материалу.
Пунктуация сохранена по оригиналу.

++++++++++++++++++

Издание неофициальное
                         Госстандарт России
         Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)
                  Кафедра "Законодательная метрология"
                                                     Ю.А. Богомолов
                      ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ МЕТРОЛОГИЯ
                          (конспект лекций)
                                 Москва
                                  2001


ВВЕДЕНИЕ
  Законодательная метрология - раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных
и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а также другие вопросы,
нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны Государства, направленные на
обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений (ГОСТ 16263).

++++++++++
Примечание ШМХ.
  Законодательная метрология – Раздел метрологии, предметом которого является
установление обязательных технических и юридических требований по применению
единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных
на обеспечение единства и необходимости точности измерений в интересах общества
(РМГ 29-99).
++++++++++
  Предлагаемый конспект лекции ориентирован на слушателей курсов повышения квалификации
различных специализаций кафедры «Законодательная метрология».
Лекции носят обзорный характер и могут быть полезны в качестве общего материала,
содействующего введению в специализацию.
  Основной целью предлагаемого пособия является оказание помощи слушателям в
системном изучении документов законодательной метрологии.
  Основная направленность лекций может помочь слушателям в формировании правового
мышления для различных сфер метрологической деятельности.
  Материал конспекта лекций по темам имеет определенную взаимосвязь; однако каждая
тема носит достаточно самостоятельный характер и может быть использована для
изучения независимо от других.
  Прочтение пособия при одновременном изучении соответствующих нормативных документов
в области метрологии (рекомендуются по тексту), окажет помощь в самостоятельном
изучении этих документов.
  Настоящее пособие не заменяет выпущенные кафедрой «Законодательная метрология»
лекции по метрологическому обеспечению производства, метрологической экспертизе
технической документации, поверке средств измерений, методикам выполнения измерений,
государственному метрологическому надзору, аккредитации метрологических служб,
которые отличаются направленностью на углубленное изучение соответствующего направления
метрологической деятельности.

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА
  На сегодня метрологическая деятельность регулируется Законом РФ «Об обеспечении
единства измерений». Из этого следует, что эта деятельность включена в общую
систему права и, с одной стороны, имеет свои специфические нормы, с другой -
должна тесно взаимодействовать с общей системой государственного управления и
государственной системой общеобязательных норм.
  История государства и права России наука и историческая, и юридическая: в отличие
от отраслевых юридических наук изучает развитие государственно-правовых явлений
в их целостности, единстве взаимосвязи и взаимозависимости.
Право в России всегда отличалось высокой организацией, логичностью построения
и четкостью норм.
  В 1997 г. решением Генеральном ассамблеи ЮНЕСКО праздновалось 500-легие российского
Судебника, в Москве была проведена международная научная конференция.
  Судебник 1497 г. - это первый законодательный кодекс Российского государства,
первая попытка гражданского правового регулирования основных взаимоотношений.
  Создание Судебника возглавил Иоанн III (1462-1505), при составлении были использованы
Русская Правда - законодательный кодекс Древней Руси; княжеские уставные грамоты;
Законы Великого княжества Литовского; кодексы других стран.
  Российский Судебник был принят в сентябре 1497 г. «великим князем всея Руси»
Иоанном III вместе с Боярской думой.
  Это был средневековый свод законов с вертикальной структурой судебной власти
подчиняющейся единому арбитру – государю. Вместе с тем, это была попытка становления
гражданского общества, правового государства, естественно, в средневековом понимании.
  В основе Судебника были заложены принципа христианства, нравственности и справедливости;
по своей сути Судебник был направлен на защиту государственного порядка, личности
человека, защиту прав собственности.
Судебник представлял собой общегражданский кодекс, обращенный ко всем людям,
любому человеку; он запрещал совершать антиобщественные поступки, воровать, грабить,
давать и брать взятки. Судебник содержал 68 статей, первая включала «… И всякому
судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити ни дружите никому».
  Сегодня, на рубеже XIX и XX веков, (Прим. ШМХ: наверно уже можно говорить "вступая
в XXI век") остро стоят вопросы перехода общества на новый уровень цивилизации;
организации четкого правового регулирования взаимоотношений государства и личности,
субъектов хозяйственной деятельности на основе высокой человеческой духовности,
морали и нравственности.
++++++++++
Примечание ШМХ.
  Какие замечательные и правильные слова. Это недостижимый идеал, к которому
человечество будет стремиться всё время своего существования и так и не достигнет
его. Так же как метролог определяет истинное значение величины, и никогда его
не получает.
++++++++++
  Устойчивость государственной системы в значительной степени зависит от организации
институтов власти, обеспечивающих выполнение основных государственных функций,
например - охрана здоровья человека, окружающей среды, границ государства и т.д.
Не вызывает сомнений, что стабильность в области экономики и финансов напрямую
зависит от полнокровности валюты, и как следствие - недопущения в обращение фальшивых
денег. Для науки и техники аналогом обозначенного примера является недопущение
«фальшивых измерений», которые от имени государства должны преследоваться по
закону, что требует со стороны государства проведения определенных мероприятий.
Осуществление практической работы по реализации государственных функций возлагается
на систему государственных органов, учреждении и организаций, что составляет
механизм государства. Составной частью механизма государства, имеющей собственную
структуру и определённые законом полномочия по управлению конкретной сферой является
государственный орган. В рамках государства, а также конкретной государственной
функции устанавливается система общеобязательных норм – право; при этом правила
взаимодействия людей, объединений в обществе устанавливаются нормами, в общем
случае - обязывающими, уполномочивающими или запрещающими. Нормы права устанавливаются
в результате деятельности компетентных органов государства, эта деятельность
называется правотворческой деятельностью. Реализация требовании правовых норм
эго - правоисполнительская деятельность. И поскольку возможно невыполнение установленных
норм, необходима правоохранительная деятельность, т.е. - охрана и защита права
путём применения юридических мер воздействия к правонарушителям.
Источниками права являются официальные государственные документы (законы, указы),
в которых закрепляются правовые нормы. С другой стороны, источник права это -
способ воплощения и закрепления юридических норм.
  Государственный акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий
правовые нормы, изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным
органом, называется нормативно-правовым актом; он действует во времени, по территории,
предмету действия и по кругу лиц. Установлены два вида нормативно-правовых актов:
конституция - единый правовой акт, посредством которого учреждаются основные
принципы устройства государства, имеет основополагающий характер, является ядром
системы права, обладает высшей юридической силой и верховенством; и закон - акт,
принимаемый в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой,
регулирующий наиболее важные отношения. Акты правотворчества, конкретизирующие
основные положения закона (не должны противоречить законам), принимаемые органами
исполнительной власти, называются подзаконными актами; они подразделяются на
общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.
  Граждане и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями
юридических прав и обязанностей (физические и юридические лица) являются субъектами
правоотношений.
  В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации «стандарты, эталоны,
метрическая система и исчисление времени» находятся в ведении Российской Федерации.
27 апреля 1993 г Постановление (№ 4871-1) Верховного Совета Российской Федерации
ввело в действие Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", ст. 4 которого
установила «Государственное управление обеспечением единства измерений». Таким
образом «обеспечение единства измерении» отнесено к государственным функциям
и организована система государственного управления.

Рекомендуемая литература:
1.1.    История государства и права России (отв. ред. Ю.П. Титов). Изд. «Былина»,
Москва, 1996.
1.2.    История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). Изд.
«Норма» Москва, 1997.
1.3.    История государственного управления в России (под ред. А.Н. Маркиной). Изд.
«ЮНИТИ», Москва, 1997.
1.4.    Общая теория права (под ред. А.С. Пиголкина). Изд. МГТУ им Н.Э. Баумана,
Москва, 1996.
1.5.    С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. Основы государства и права. Изд. «Зерцало ТЕИС»,
Москва, 1996.

2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
  Термин «стандартизация» представляет «деятельность, направленную на достижение
оптимальной степени упорядочения, в определенной области посредством установления
положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих
или потенциальных задач» (ISO/IEC GUIDE2: 1996; ГОСТ Р 1.0-92).
  В России эта деятельность регулируется Законом РФ «О стандартизации».
Государственное регулирование деятельности по стандартизации организационно реализуется
с помощью глобальной «Государственной Системы Стандартизации» (ГСС). По своей
сути ГСС является «Технической Конституцией» страны, включающей практически все
стороны деятельности и их результаты.
  Трудно переоценить значение стандартизации для разработчиков, производителей
и пользователей приборной продукции. Это - установление и подтверждение функциональных
характеристик средств измерений (СИ), их безопасность для человека, технологических
процессов и производств, взаимозаменяемость и совместимость.
  За последние годы отечественное приборостроение активно адаптируется к развивающимся
рыночным отношениям, действующее законодательство дало значительные свободы участникам
этого процесса.
  Приборная продукция занимает особое положение. СИ участвуют в измерениях, контроле,
диагностике, испытаниях; позволяют получить информацию о качестве товаров и услуг,
информацию о состоянии технологических процессов, что в свою очередь используется
в процессах автоматизации и управления. Т.е., приборная продукция, будучи сама
рыночным товаром, позволяет оценить другие товары и услуги. Использование СИ
в качестве средств оценки накладывает на них специфическое требование по достоверности
получаемой информации, т.к. её дальнейшее использование влияет не только на технические,
но и экономические аспекты.
  Обеспечение единства и требуемой точности измерений регламентируется Законом
РФ «Об обеспечении единства измерений». Государственное управление деятельностью
по обеспечению единства измерений осуществляется на базе «Государственной Системы
обеспечения единства Измерений» (ГСИ).
ГСИ, приборостроение и приборопользование составляют национальную систему измерений;
и естественно технический регламент измерительного дела основывается на стандартизации.
  Стандартизация приборостроения устанавливает и представляет параметры разрабатываемых,
производимых и используемых СИ. Стандартизация, обеспечивающая единство и требуемую
точность измерений, устанавливает единый и общий регламент всей метрологической
деятельности и сосредоточена в ГСИ - в нормативных документах «законодательной
метрологии». Первое - это сфера рыночного регулирования, второе - сфера государственного
управления; в ГСС занимают самостоятельные области.
  Обеспечение единства измерений является государственной функцией, поэтому принципы
законодательной метрологии мало зависимы от особенностей рыночной экономики;
однако, для приборостроения регламент, предлагаемый государственной стандартизацией
может существенно влиять на качество приборной продукции, эффективность ее производства
и использования, на её конкурентоспособность.
  В июне 1998 г. Госстандарт России принял новую «Концепцию национальной системы
стандартизации», в которой в частности, отмечается: «Законодательную и нормативно-правовую
основу проведения работ по стандартизации, включая нормирование и реализацию
единой научно-технической политики в указанной области, составляют Законы РФ
о стандартизации, о защите прав потребителей, основополагающие стандарты государственной
системы стандартизации (ГОСТ Р 1.0 92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92,
ГОСТ Р 1.8-96, ГОСТ Р 1.9-95, ГОСТ Р 1.10-95). Соглашение о проведении согласованной
политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, основополагающие
межгосударственные стандарты (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1., ГОСТ Р 1.2-97, ГОСТ Р
1.5-93)». В разделе 4 Концепции можно прочитать следующее: «Наиболее существенным
различием между отечественной и международной, в т.ч. зарубежной, практикой стандартизации
является статус стандартов. За рубежом стандарты добровольные, в России в соответствии
с Законом РФ «О стандартизации» (ст. 7) стандарты могут содержать обязательные
требования. Переход в России на добровольный характер применения стандартов должен
быть постепенным». В приложении к Концепции приводятся основные понятия, в частности:
-       регламент - документ содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом
власти;
-       технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно,
либо путём ссылки на стандарт, документ технических условии или свод правил,
либо путём включения в себя содержания этих документов;
-       нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или
характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (термин
охватывает такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды
правил и регламенты).

Издание неофициальное
Начало. Продолжение следует.

  Как всегда жду откликов и вопросов от читателей рассылки на мой E-mail: marsele@ufacom.ru.

Архив рассылки находится на http://subscribe.ru/arhive/scince/exsact/met1.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное