Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По страницам математики

  Все выпуски  

По страницам математики. Выпуск 5.


Доброго времени суток, уважаемые подписчики рассылки "По страницам математики".
Это пятый выпуск рассылки, и в какой-то степени даже юбилейный. За время выхода этих пяти выпусков к нам присоединилось уже более 350 человек, для которых мы стараемся подбирать все лучшие и лучшие статьи. К выходу этого выпуска уже успел открыться наш новый сайт, посвященный учебникам по математике "Архив литературы по математике" (www.mathbooks.hut2.ru). А посему в нашу рассылку будет добавлен еще один раздел - новое на MathBooks. На этом ресурсе Вы сможете абсолютно бесплатно скачать электронные версии учебников и другой литературы по математике, а также бесплатные программы для просмотра. Через некоторое время будет открыт форум, в котором Вы сможете принять участие и обсудить интересующие Вас вопросы о математике и всему, что с ней связано.
Ну а в этом выпуске рассылки Вы сможете почитать очередные 5 статей из журнала "Репетитор", ежемесячно выходящего в Беларуси. Напомню, что сайт этой рассылки www.mathpages.ho.com.ua. Здесь Вы можете найти архив рассылки, а также много другой интересной информации о математике.

Введение.

Будем надеяться, что Вы найдете для себя что-нибудь полезное в этом выпуске рассылки.
Содержание:
1) в рубрике "Новое на MathBooks":
"Метод математической индукции." И. С. Соминский;
2) в рубрике "интересные статьи":
О числах "счастливых" и "несчастливых";
3) в рубрике "конспект":
"Формулы площади поверхности и объема призмы, параллелепипеда, пирамиды";
4) в рубрике "за рамками программы":
"Откуда произошли названия геометрических фигур?";
5) в рубрике "биографии":
Биография Софьи Ковалевской;
6) в рубрике "компьютерная математика":
"Сжатие по алгоритму Хаффмана";

"Метод математической индукции." И. С. Соминский;

Книжка Соминского "Метод математической индукции", изданная впервые в 1950 г. и пользовавшаяся большим успехом, переведена на несколько иностранных языков.
Содержиние
Доказательства тождеств; задачи арифметического характера;
Тригонометрические и алгебраические задачи;
Задачи на доказательство неравенств;
Доказательство некоторых теорем элементарной алгебры методом математической индукции;
Указания и решения.
Скачать

О числах "счастливых" и "несчастливых"

Вера в существование сверхъестественных сил возникла еще в глубокой древности, когда люди не имели представления о вселенной, когда грозные природные явления — гром, молния, наводнение, землетрясение — были человеку непонятны и таинственно загадочны. Беспомощность и страх перед могучими силами природы породили различные суеверия. Одними из таких суеверий, пришедших к нам из глубины веков, являются числовые суеверия.
Взять, к примеру, число 7. В глубокой древности, на одной из начальных стадий развития счета, это число долгое время считалось неопределенно большим количеством. Следы такого представления о числе 7 сохранились до наших дней в пословицах и поговорках: "Семь раз отмерь, один раз отрежь", "Семеро одного не ждут", "Один с сошкой, семеро с ложкой", "Семь пятниц на неделе", "У семи нянек дитя без глаза", "Седьмая вода на киселе", "Семи пядей во лбу" и т.п. Религия окутала число 7 таинственной оболочкой. Древние вавилоняне считали это число священным. От вавилонян религиозное почитание семерки перешло к другим народам. В Библии повествуется, как Бог создал мир за шесть дней, посвятив седьмой день отдыху. Древние греки признавали семь мудрецов и семь чудес света. Римляне считали, что Рим построен на семи холмах. У известного итальянского математика XIII века Леонарда Пизанского (Фибоначчи) встречается такая задача: "Семь старух идут в Рим. У каждой по 7 мулов, каждый мул несет по 7 мешков, в каждом мешке по 7 хлебов, в каждом хлебе по 7 ножей, каждый нож в 7 ножнах. Сколько всех?"
Подробнее...

Формулы площади поверхности и объема призмы, параллелепипеда, пирамиды

Откуда произошли названия геометрических фигур?

Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия, происходящее от греческого слова "геометрия" - землемерие. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно из греческого, а через латинский язык.
Слово конус — это латинская форма греческого слова конос, означающего сосновая шишка
Слово цилиндр происходит от латинского слова суlindrus (цилиндрус), являющегося латинской формой греческого слова (кюлиндрос), означающего валик, каток.
Подробнее...

Софья Ковалевская - принцесса математики

Первая русская женщина-математик Софья Ковалевская родилась 17 января 1850 года в Москве. Родители новорожденной, полковник артиллерии Василий Васильевич Крюковский и его супруга Елизавета Федоровна, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, любили и уважали друг друга. Елизавета Федоровна, дочь почетного члена Петербургской академии наук, геодезиста и топографа генерала Федора Федоровича Шуберта, внучка академика-астронома, была хорошо образована для девушек того времени. Она много читала, была музыкальна, знала четыре иностранных языка. Василий Васильевич тоже был образованным человеком, поэтому у них с женой вкусы и взгляды во многом совпадали.
В Москве Крюковские прожили недолго: Василия Васильевича, ставшего уже генералом, перевели в Калугу. Софье было восемь лет, когда генерал вышел в отставку и переехал с семьей в свое имение Палибино в Витебской губернии, недалеко от границы с Литвой. Здесь и произошло первое ее знакомство с математикой. Для оклейки комнат не хватило обоев, и стены комнаты маленькой Сони оклеили листами лекций М.В.Остроградского по математическому анализу. Позднее С.В.Ковалевская не раз вспоминала, что «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти...»
Для воспитания детей генерал пригласил преподавателя Иосифа Игнатьевича Малевича и гувернантку мисс Смит. В те годы в гимназиях делали упор на гуманитарные науки — литературу, историю, латынь, греческий язык. Малевич был сторонником реального образования и считал, что математика не менее важна для формирования личности, чем знание древних языков. Он старался, чтобы постигая основы математики, его ученики одновременно учились кратко излагать свои мысли, ясно и логично рассуждать. Маргарита Францевна Смит, родом из давно обрусевшей английской семьи, считала, что во всем нужна система, а главное, дисциплина. Она привила Софье целеустремленность, усидчивость, упорство в достижении цели.
В одиннадцать лет Софья превосходно знала арифметику и успешно решала сложные задачи. Среди знакомых Крюковских был известный профессор физики, преподававший в морском корпусе, Николай Никанорович Тыртов, имение которого находилось неподалеку от Палибина. Именно он обратил внимание генерала на незаурядные способности дочери и порекомендовал серьезно заниматься высшей математикой. Было решено, что в начале 1865 года Софья поедет с матерью и сестрой в Петербург и будет брать уроки математики. Там ее учителем стал талантливый педагог Александр Николаевич Страннолюбский, поклонник Чернышевского и Писарева, позднее — один из организаторов Высших женских курсов в Петербурге.
Подробнее...

Сжатие по алгоритму Хаффмана

Huffman - Сначала кажется что создание файла меньших размеров из исходного без кодировки последовательностей или исключения повтора байтов будет невозможной задачей. Но давайте мы заставим себя сделать несколько умственных усилий и понять алгоритм Хаффмана ( Huffman ). Потеряв не так много времени мы приобретем знания и дополнительное место на дисках.

Сжимая файл по алгоритму Хаффмана первое что мы должны сделать - это необходимо прочитать файл полностью и подсчитать сколько раз встречается каждый символ из расширенного набора ASCII. Если мы будем учитывать все 256 символов, то для нас не будет разницы в сжатии текстового и EXE файла.

После подсчета частоты вхождения каждого символа, необходимо просмотреть таблицу кодов ASCII и сформировать мнимую компоновку между кодами по убыванию. То есть не меняя местонахождение каждого символа из таблицы в памяти отсортировать таблицу ссылок на них по убыванию. Каждую ссылку из последней таблицы назовем "узлом". В дальнейшем ( в дереве ) мы будем позже размещать указатели которые будут указывает на этот "узел".
Подробнее...

http://www.mathpages.ho.com.ua

mailto:romkisel@mail.ru


В избранное