В городах, где я бывал... "Севастополь литературный (пр-ние)"
МИХАИЛ ЛЕЗИНСКИЙ
А. А. АХМАТОВА (1889 – 1966)
Есть у Анны Андреевны Ахматовой поэма «У самого синего моря». Литературоведы не без основания называют ее автобиографической. И это так: в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге хранятся рукописи Анны Ахматовой. Изданные и неизданные. Из них узнаем:
«...Каждое лето я проводила в Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих мест — древний Херсонес, около которого мы жили...»
В своих рукописях Анна Ахматова (Горенко) неоднократно вспоминает Херсонес Таврический. Напоминает, что именно здесь она получила прозвище «дикая девочка» и «последняя херсонесидка». Это потому, что в ее душе никогда не было страха перед морем. Она купалась в шторм, прыгала с отвесных скал, сжигала под солнцем кожу так, что та висела лоскутами.
Степенные севастопольские барышни пытались ее запугать чертями и водяными, говорили, что не пристало девчонке из порядочной семьи вести «мужицкий» образ жизни...
Не «мужицкий» ли образ жизни помог поэту Анне Ахматовой выжить в трагические для страны и для нее времена?!.
Жила в то время Аня Горенко неподалеку от Херсонеса Таврического. Сейчас это место известно для севастопольцев под именем Туровка. Когда-то здесь были дачи Тура, которые он сдавал курортникам. Отсюда и название. На туровской даче Анна Ахматова жила каждое лето с семи до тринадцати лет, т.е. с 1896 по 1902 гг. Потом перерыв и снова приезд в Севастополь на лето и осень 1907 года. Последнее посещение Севастополя — осень 1916 года.
Если в первые свои наезды с матерью Аня Горенко жила на туровской даче «Новый Херсонес», то в последние свои приезды они снимали комнаты в самом городе: ул. Малая Морская, д. 43, кв.1.
Именно в Севастополе Анна Ахматова приняла решение выйти замуж. Об этом свидетельствуют письма, на которых стоит вышеупомянутый адрес: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой».
Есть свидетельства, что в дни приезда в Севастополь Анна Ахматова — псевдоним она выбрала себе по родственной линии: татарская княжна Ахматова из рода Чингизидов была прабабкой Анны Горенко по линии матери! — посещала постоянно дом своего деда Горенко на Екатерининской улице.
Ее дед — Горенко Антон Андреевич — участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., кавалер орденов Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и нескольких медалей, ушел со службы в чине полковника и ему за заслуги перед Отечеством разрешили построить дом на престижной Ека¬ерининской улице, который и был построен и значился под номером двенадцать. (Сейчас это улица Ленина и в этом здании находится кафе «Искринка»).
А на самом здании в октябрьские дни 1989 года открылась мемориальная доска, выполненная скульптором, заслуженным художником Украины С.А. Чижом, художником И. А. Белицким и мастером по художественной обработке камня И.И. Степановым.
Мемориальная доска увенчала многолетний поиск Клуба любителей истории Севастополя во главе с Валерием Милоданом.
Под скульптурным портретом — золотом горят слова:
ЗДЕСЬ, В ДОМЕ СВОЕГО ДЕДА — УЧАСТНИКА
ПЕРВОЙ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ
ЧАСТО ГОСТИЛА В 1896-1916 гг., РУССКИЙ ПОЭТ
АННА АХМАТОВА
Именно — поэт. Анна Андреевна не любила слова «поэтесса».
Н. С. ГУМИЛЕВ (1886-1921)
Рыцарем Музы Дальних Странствий называли современники поэта Николая Степановича Гумилева. И это так. За свою короткую жизнь он побывал и в Англии, и во Франции, и в Африку совершил три путешествия. При этом с 1914 года три года отдал фронту. И тут он был в первых рядах — разведчиком. Николай Гумилев — основатель поэтической школы акмеизма, философ, теоретик искусства, — когда он успевал писать?! — можно только поражаться такой работоспособности.
Из Парижа он присылал письма в Севастополь своей любимой, юной Ане Горенко, ставшей впоследствии его женой:
«Я весь день вспоминаю твои строки о «приморской девчонке», они мало что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано, так много, и я совершенно убежден, что из всей послесимволической поэзии ты да, пожалуй, (по-своему) Нарбут, окажетесь самыми значительными...»
Первые стихи Анны Горенко {Ахматовой) Николай Гумилев напечатал в Парижском журнале «Сириус».
В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре поэт Николай Гумилев был расстрелян и уже в наши дни приговор этот признан неправомочным — не мог ни при каких обстоятельствах русский поэт Николай Гумилев повернуть оружие против своего народа!
В этом же году, незадолго до своего трагического исхода, Гумилев приехал в Севастополь. Он ходил по севастопольским улицам, пил сухое не пьянящее вино в уютных севастопольских забегаловках, увитых виноградом, посетил Херсонес Таврический, о котором он много был наслышан от «приморской девчонки» Ани Горенко.
В Севастополе он издал свой сборник африканских стихов «Шатер». Последний в своей жизни сборник.
АРТЕМ ВЕСЕЛЫЙ (1899 – 1939)
Шел ставший для нас историческим год 1922-й. Страна выдвинула лозунг: «Молодежь во флот!» И сын самарского крючника, боец Красной Армии и начинающий писатель Николай Кочкуров прибывает в Севастополь.
Имя Николая Кочкурова среди волжан было уже известно —-в 1917 году газета «Приволжская правда» публикует «Деревенские впечатления» талантливого самоучки, и с тех пор его очерки и рассказы печатаются под псевдонимами «Ив. Лаптев», «Лукья¬нов», «Артем Невеселый»... И — «Артем Веселый». Под этим именем он и вошел в большую литературу. Роман «Россия, кровью умытая» — программное произведение писателя. Его зачин родился в Севастополе, когда Артем Веселый жил во флотских казармах на Корабельной стороне. Так что смело
можно утверждать: Севастополь — колыбель романиста.
Помимо первой книги в Севастополе под талантливым пером писателя родилось много очерков, рассказов и фельетонов, которые он опубликовал в газетах «Красный Черноморский флот» («Флаг Родины») и в «Маяке Коммуны» («Слава Севастополя»).
Изучая становление Черноморского флота не мешает познакомиться с очерками писателя, рассыпанными по севастопольским газетам.
В. В. МАЯКОВСКИЙ (1893 - 1930)
Вдруг случилось бы невозможное и на газетных тумбах сегодня бы появилось объявление вот такого содержания: «В Доме офицеров выступит Владимир Маяковский...» Уверен, просторный зал бывшего Дома имени лейтенанта Шмидта не вместил бы всех желающих, ведь желающими были бы все горожане.
Но 6 июля 1926 года выступление Владимира Владимировича было сорвано именно в этом клубе, носящем имя «лейтенанта революции».
Это, конечно, не украшает севастопольцев, но что было то было.
В газете «Маяк Коммуны» за 8 июля 1926 года В. Маяковский писал: «Приношу большое извинение всем собравшимся 6 июля на мою несостоявшуюся лекцию, причина срыва лекции — неумелость организаторов и их нежелание не только выполнить заключенный договор, но даже входить в какое-нибудь обсуждение по этому запросу».
Выступление поэта с докладом «Моё открытие Америки» с чтением стихов состоялось 17 июля в зале городского Совета. В зале, как говорится, яблоку негде было упасть. Казалось, весь город пришел слушать поэта.
Это было не первое выступление В. Маяковского в городе. Впервые он появился в Севастополе в январе 1914 года. И именно в нашем городе в те далекие годы произошел разрыв Владимира Маяковского с эгофутуристами.
В Севастополь Владимир Маяковский возвращался неоднократно и в своих стихах не забывал наш город.
Помнят его и севастопольцы: одна из красивейших улиц города, спускающаяся к бухте, названа улицей Маяковского.
В. И. НАРБУТ (1888-1938)
В освобожденный от белогвардейцев Севастополь первым рейсом в ноябре 1920 года прибыл из Одессы пароход «Димитрий». Среди его пассажиров был и заведующий Всеукраинским бюро Российского телеграфного агентства — ЮГРОСТА — поэт Владимир Иванович Нарбут, к сожалению известный нам больше по повести К. Г. Паустовского «Время больших ожиданий», чем по собственным стихам. Талантливый поэт, отмеченный еще Николаем Гумилевым, был репрессирован, уничтожен и посмертно реабилитирован.
В.И. Нарбут приехал в Севастополь для создания Крымского отделения ЮГРОСТА, которое и создал. ЮГРОСТА собирала информацию о жизни города и полуострова, выпускала плакаты, устраивала «устные газеты» — нехватка бумаги ощущалась остро. Выпускали и «стенные» газеты в точном значении этого слова: во всю стену! Огромные бумажные простыни развешивались на стенах зданий, на афишных тумбах и могли быть прочитаны даже полуграмотными, которых в ту пору в Севастополе было предостаточно.
О своей поездке в Севастополь В. И. Нарбут рассказал в очерке «Король и тени» и напечатал его в одесском журнале «Театр» в 1922 году.
М.А. ВОЛОШИН (1877 - 1932)
Максимилиан Александрович Волошин, посещая неоднократно наш город, считал, что Севастополь — «самый красивый и строгий из крымских городов». Еще бы! Полуразрушенные бастионы и крепости, возвышающиеся над морем, многочисленные памятники и матросы на улицах, покрытых черной брусчаткой, не могли не найти отклик в сердце поэта и художника.
В своей «Автобиографии» он сделает такую запись: «Севастополь помню в развалинах, с большими деревьями, растущими из середины домов: одно из самых незабываемых живописных впечатлений»...
Если первый раз Макс Волошин посетил Севастополь ребенком и облазил все развалины, сохранившиеся еще со времён первой обороны, то в последующие годы, юношей, осмотрел «низкие обрывистые террасы, на которых громоздятся развалины Херсонеса»... А в зрелые годы поэт и историк неоднократно приезжает в Севастополь с чтением лекций и своих стихов.
Последний его приезд в Севастополь в 1922 году был вызван болезнью.
Благодарный Севастополю Максимилиан Волошин подарил Художественному музею несколько своих живописных работ. А выставки акварелей поэта и художника в Художественном музее, начиная с 1927 года, бывают часто. Продолжение следует
Интересные ссылки
1.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...
2.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от
Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех,
кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.