Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потому что круглая Земля.

  Все выпуски  

Потому что круглая Земля.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Потому что круглая Земля

Выпуск №89. 29 сентября 2004 г.

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Здравствуйте, друзья!

На сайте - еще один раздел - Театральный Израиль

Неугомонный человек, Михаил Леонидович Лезинский, прислал мне письмо. Как всегда, с очередной идеей, которых у него, по моему глубокому убеждению – вагон и маленькая тележка. Вот оно, это письмо-предложение:

«ЕРМАНОЧЕК! У меня возникла идея. Создать раздел и назвать его "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИЗРАИЛЬ - ведущие, они же - комментаторы, Яков Ерманок и Михаил Лезинский.

В этом разделе будут печататься красочные афиши, которые через н-ское количество времени, станут раритетами, плюс небольшие и большие комментарии от нас, связанные с Израилем и не только. И потом - Израиль всего лишь точка на карте, но все большие и не очень гении и прощелыги стремятся приехать в Израиль".

Я подумал, что это будет интересно. Тем более, что уже есть кое-какой материал и есть надежда, что и те, кто выступает, и те, кто присутствовал на концертах, поделятся своими впечатлениями. И, естественно, критики, как всегда, свое слово скажут. А уж афиши там, по словам Михаила Лезинского - произведения искусств.


Галопом по европам


Фотографии к статье вы можете посмотреть здесь.

Цвингер

Вышли на площадь, и возле какого-то дворца Люда познакомила нас с гидом по имени Хельга. Говорила она по-русски с небольшим приятным акцентом и рассказала много интересного. Кое-что я запомнил, кое-что потом прочитал.

«Дрезденский Цвингер - это символ столицы культуры, которая на протяжении столетий как магнит притягивала к себе поэтов и художников, зодчих и музыкантов.

Цвингер расположен в черте старого города, в районе, который первоначально принадлежал к системе городских укреплений. Собственно, самим словом "Zwinger", производным от понятий "обуздывать", "брать в тиски", в городах Германии XVI-XVII веков называли пространство между внешней и внутренней крепостными стенами города, - в Дрездене же это слово в конечном счете закрепилось за конкретным архитектурным сооружением.

Август Сильный, по чьему приказу была начата постройка Цвингера, был с 1694 года курфюрстом Саксонским, а с 1697 года и королем Польским. Как и многие другие властители того времени, он содержал двор, стараясь во всем уподобляться Людовику XIV, французскому Королю-Солнце, и демонстрировал свою абсолютную власть блеском придворных увеселений и роскошью дворцовой архитектуры.

Воздвигая Цвингер, Август Сильный преследовал двоякую цель. Во-первых, в непосредственной близости от своего дворца он желал видеть прямоугольное поле для празднеств и придворных увеселений, а также комплекс примыкающих зданий для маскарадов и балов. Во-вторых, на бывшей территории сада он вознамерился разбить оранжерею для выращивания апельсинов, поскольку сей фрукт был тогда в большой моде при многих европейских дворах.

Поэтому уже в 1709 году по случаю приема короля Дании Август Сильный распорядился разбить на территории сада парадный плац с деревянными постройками и трибунами. Вскоре после этого у него возникла идея заменить деревянные строения каменными и создать тем самым постоянный парадный плац, каким-то образом, однако, разместив на нем еще и оранжерею. Проведение строительных работ было поручено гениальному архитектору Маттеусу Даниэлю Пеппельману. Он создал истинный шедевр барочного искусства, в котором живой и игривый язык архитектурных форм гармонично сочетается с элементами скульптурного декора. Многие из этих скульптур выполнены в мастерских ваятеля Бальтазара Пермозера. Причудливый и фантастичный мир его фигур, украсивших фасады и ниши, фонтаны и каскады, играет немалую роль в том волнующем ощущении художественного единства, которое дарит Цвингер. К числу наиболее ярких его работ следует отнести "Купальню нимф" - расположенный за французским павильоном грот с каскадами, украшенный многочисленными скульптурами. Комплекс ансамбля при жизни Пеппельмана полностью так и не был завершен.

В 1847 году архитектору Готфриду Земперу было поручено построить картинную галерею, и он создал проект двухэтажного здания в стиле Высокого Возрождения. Открытая в 1854 году, Дрезденская галерея снискала славу одной из богатейших в мире, в ней хранились такие шедевры, как "Сикстинская мадонна" Рафаэля, полотна Тициана, Корреджо, Веронезе, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта, Гольбейна, Кранаха, Дюрера. Во время войны коллекция была эвакуирована и только благодаря этому сохранена для потомков. Сегодня, пока галерея Земпера не восстановлена, двести лучших полотен выставлены в галерее Альбергинум.

В 1719 году по случаю бракосочетания наследного принца с герцогиней Жозефиной Австрийской в Цвингере прошли пышные торжества, но вскоре после этого он постепенно утрачивает функции центра бурной светской жизни. Уже в 1728 году была ликвидирована оранжерея, и в ее опустевших павильонах были выставлены ценные художественные коллекции. Сегодня они вновь демонстрируются там - в частности, знаменитое собрание фарфора времен расцвета Мейсенской мануфактуры, что в 15 километрах от Дрездена. Среди прочих тут имеются и работы Иоганна Фридриха Бетггера, который в 1709 году открыл секрет твердого белого фарфора и тем заложил основы будущей всемирной славы Мейсенской мануфактуры».

И еще много всяких историй, связанных уже конкретно с людьми, жившими в эту эпоху, услышали мы от нашего гида. В том числе, и про Августа Сильного, очень хотевшего стать королем и купившего себе титул короля Польского, потому что польская корона не передавалась по наследству и был объявлен, говоря по-современному, тендер, который он выиграл. И, гордясь этим, приказал возвести павильон "Ворота под короной" (Кронентор).

В Кроненторе размещалась ложа короля, и этот павильон был возведен в числе самых первых сооружений. "Ворота под короной" представляют собой своеобразное соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки. Проход под башней Кронентор вел через легкий мостик, перекинутый через обводной ров, к центральной аллее Остра. Купол "Ворот под короной" увенчивался польской королевской короной, которую поддерживают четыре позолоченных геральдических орла с польского герба.

Мы распрощались с Хельгой, и, уже самостоятельно, направились, кто куда. Нас интересовала Дрезденская картинная галерея.


Письма из Далека.
Михаил Лезинский представляет...

Калягин и пустота

Наличествует:
некий престранный продюсер: назовем его З.Д., больше похожий на комсомольского вожака, стремительно пробивающегося в люди (собственно говоря, спустя время, он таким и стал, заняв почетное место в какой-то государственной израильской структуре).
Змеевидный З.Д., задиристо полагающий, что внезапно прозрел в себе доходный талант к извозу артистов, решил ничтоже сумняшеся начать с самого Александра Калягина.

З.Д. ходил в тоненьких очечках;
казалось:
передвигался зигзагами, характер имел скользкий, но пронзительный - пронзал, как стилет, каждого, кто, как он думал, становился на его пути.
Я не стану описывать организацию гастролей прославленного лицедея; скажу только, что З.Д. (видимо, в целях экономии) предпочел вместо гостиницы поселить его в какой-то старой квартире, где ремонт последний раз производился лет сто назад.
Калягин, который в Израиле был впервые, решил по простоте душевной, что так оно, наверное, и положено, и особенно на жизнь не жаловался; благо, и времени особенно жаловаться не было.
Памятуя о нашем давнем знакомстве, З.Д. решил попросить меня об одолжении и вытащить артиста на местное радио, дабы посредством интервью привлечь в концертные залы как можно большее количество почтеннейшей публики.
В маленькой тесной студии за круглым столиком и запечатлело нас блудливое око фотообъектива: очаровательная ведущая, проверяющая микрофоны; З.Д., задерганный и нервный; Калягин, вперившийся в пустоту комнаты, и я, с удивлением взирающий на происходящее.
Калягин вышел на фотографии лобастым, внешне удивительно напоминающим Ленина, который сбрил бороду и немедленно, сразу после передачи, удаляется в подполье.

Признаться, интервью получилось каким-то скомканным, рваным; никак не удавалось нащупать нерв беседы; было такое ощущение, что все попытки это сделать проваливаются в какую-то бездну; да и сам интервьюируемый то ли был не в духе, то ли не привык к импровизированным беседам, то ли вообще меньше всего хотел беседовать с нами, простыми смертными...
Наконец, ведущая спросила у Калягина:
- Как по-вашему, Саша, что сейчас происходит в России?
Ну, не было такой реплики в репертуаре легендарного актера, не предусмотрел ее неутомимый З.Д., не укладывалась она в русло привычного общения.
- А как..? - растерянно спросил Калягин, - у нас... это... мы в общем...
Возникла тягостная пауза.
Ведущая отчаянно подавала мне тайные знаки; мол, спрашивай, чего же ты молчишь, давай, включайся в беседу, активнее, смелее...
Но какой-то тайный тумблер вдруг щелкнул во мне; какой-то дикой тоской повеяло от этого искусственного общения.
Захотелось встать и выйти из студии, захотелось послать к черту эту беседу, вместе с З.Д. и его идеей продюсерства.
А может быть, мне стало не по себе от внезапно нахлынувшего откровения:
за личиной великого актера
скрывалась великая пустота.

- Вообще-то мама у меня еврейка... - вдруг невпопад сказал Калягин.
А вот на эту реплику хотелось крикнуть:
- Занавес! Дайте занавес!
Но занавес - занавесом, а запись докатилась ни шатко, ни валко до своего логического конца.
Признаться, я потом даже не слушал, как наша бравая беседа прозвучала в эфире.

...Позже, когда З.Д. куда-то слинял, сославшись на неотложные дела, я шел с Калягиным к тель-авивской улице Бен-Иегуда и рассказывал ему о мистике Земли Обетованной, о каббалистах из Цфата, о тайне, сокрытой в Книге книг.
В какой-то момент я вдруг взглянул на своего спутника -
- и:
мне почудилось, что ли? -
- но в его глубоких глазах появились мерцающие огни. Так в беспросветной тьме, когда мир кажется пустым и безнадежным, вдруг, ниоткуда, возникают робкие, колеблющиеся огоньки...
- Это очень интересно... - тихо сказал Калягин. - Может быть, мы встретимся после выступления и вы расскажете мне об этом подробнее?
Но что-то помешало нам встретиться, что-то нарушило наши планы.
Гастроли в общем-то прошли не слишком удачно. Калягин уехал. А З.Д., так и не овладевший азами продюсерства, сгинул в одночасье, чтобы потом вынырнуть в качестве клещевидного клерка, услужливого служащего.
Через несколько лет Калягина снова занесло в Израиль случайным ветром - со спектаклем "Чешское фото".
При ближайшем рассмотрении эта постановка оказалась, скорее, натуральным "чесом" ("ческое" фото"), халтурой, недостойной артиста-виртуоза.
Впрочем, Бог ему судья.

Я вычитал где-то, что французы говорят:
- Истина в оттенке...
И еще помню один из парадоксов Оскара Уайльда (цитирую по памяти):
"Поверхностен тот человек, кто судит о другом не с первого взгляда..."

...в оттенке... первом взгляде истина является человеку, как привидение; и если он не заметил его, то исчезает с легкостью, уступая место ненужной почтительности или сервильному поклонению.
Истина, как опытная кокетка, лишь раз, в самом начале общения, приподнимает свою томную вуаль, являет частицу ангельского лика и скрывает его. Для кого-то - на время; для кого-то - навсегда.
Марк Котлярский
"СТОП-КАДР или - вот компания какая...". Миниатюры.



Интересные ссылки

1.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...

2.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех, кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Здоровья и благополучия!
Ваш ЯКОВ

Моя почта


Рассылки Subscribe.Ru
Потому что круглая земля.
Архив рассылки "Потому что круглая Земля"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.zemlya
Отписаться

В избранное