Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потому что круглая Земля.

  Все выпуски  

Потому что круглая Земля.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Потому что круглая Земля

Выпуск №77. 7 июля 2004 г.

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Здравствуйте, друзья!

Заметил, что интересные цифры сегодня в этом выпуске. 77 номер рассылки, седьмого числа и седьмого месяца. Прям, Каббала какая-то получается. А ночь-то сегодня - на Ивана Купалу. Что мы в эту ночь в детстве вытворяли... А вот что.


Израильский дневник


Дела монастырские

Оказывается, он еще собирался завести нас в небольшой магазин, где можно было продегустировать вино, которое здесь изготавливали, и купить при желании понравившееся. Это было как раз на выходе, возле ворот. Туда мы и направились, хотя я все оглядывался в надежде, что, может, заколышется где-нибудь тонкая занавеска, мелькнет в окне чей-нибудь красивый профиль и помашу я хотя бы ручкой. Жалко все-таки бедных женщин, мало того, что сидят там одни-одинешеньки, так еще и молчат. Представить даже такое трудно, не то, что поверить. Это ж до чего нужно так разочароваться в жизни, чтобы женщине, да обречь себя на молчание. Я про другое и не говорю.

Не заколыхалась, да и окна я не видел. Поэтому, точно сказать не могу, а был ли мальчик? Монахов – видел. А монашек, кроме пресс-атташе в белых одеждах – нет. О чем очень до сих пор жалею.

Но что-то я стал сворачивать на любимый мой саркастически-юмористический тон. Видимо, в предчувствии дегустационных дел. Мы подошли к магазинчику, но он оказался закрыт, и мы уже подумали, что все, каюк, то есть Шабат, но нет, примчался какой-то дедушка, сказал: «Сезам – откройся» и открыл нам заветный погребок. Посмотреть там было на что и, скажу вам, торговать монахи умеют. Такого количества разнообразных бутылок я не видел даже в хорошем супермаркете. А в Израиле, осмелюсь доложить, толк в вине знают. Все это сопровождалось большим обилием всевозможных буклетов, рекламирующих вина, и ценами, отличающимися далеко не в меньшую сторону от обычных магазинных, хотя Гриша и уверял, что все они стоят дешевле, так как от производителя. Тем не менее, вида мы не подали, сначала дегустация (бесплатная), а дальше видно будет. Может, нам не понравится. Хотя где вы видели, чтобы бесплатное, да еще и не нравилось.

Тут же нам были выданы пластмассовые стаканчики и открыта первая бутылка. Произнесена небольшая речь, после перевода которой я узнал, что пить вино нужно в определенной последовательности, сначала красное крепкое, потом розовое, потом еще какое-то и так далее. Хотя разницы я не видел, закуски все равно не было. Да и налили нам по первому разу какую-то микроскопическую дозу. Для нас, конечно, микроскопическую, мы же не израильтяне. Гриша несколько удивился, - сначала стаканчикам, потом дозе.

- Странно, - сказал он. - Года два тому назад, когда я здесь был, наливали в фужеры и без ограничения.

Но дареному коню в зубы, как говорят, не смотрят. Может, дальше веселее пойдет. За неимением огурчиков с селедочкой я уже присмотрел на витрине какие-то фисташки. Но нам налили еще по чуть-чуть и на этом, видимо, дегустация была закончена. Дедушка что-то сказал Грише и он перевел, что нас спрашивают, понравилось ли вино, и будем ли мы что-нибудь покупать. На что я ответил, что не мешало бы и остальные попробовать, вдруг повкуснее что-нибудь найдем. Но мы забыли, что находимся в Израиле, а не в какой-то там Бельгии или Швейцарии. Фокус не прошел. Дедушка оказался своим в доску.

Ну, что ж, у советских собственная гордость - тут же придумал я себе отмазку, и сказал Грише, что нужно бы взять какое-нибудь вино. И указал пальцем на что-то среднее по стоимости. Что и немедленно было исполнено.

Посоветовавшись немного и глядя на подобревший взгляд дедушки (кстати, абсолютно трезвого, что тоже меня несколько удивило), мы решили взять еще несколько бутылок. Сколько той жизни, а вино и в самом деле было отменным. И не должно оно стоить дешево, это же вино, а не молдавский суррогат, разлитый из цистерн в красивые бутылки. Надеюсь, что сюда-то хоть не доливают в определенной пропорции, что бог на душу положит. А попробовать все равно стоит. И, показав на какую-то другую бутылку, мы тут же получили по пять капель все в тот же стаканчик.

Стало теплее. И я показал на третью. Еще теплее. Четвертую. Захотелось фисташек. Хотя бы. В общем, приобрели мы несколько бутылок, продегустировали, как полагается, и довольные стороны, пожав друг другу руки и сфотографировавшись на прощание, раскланялись. Перед этим, правда, Гриша спросил, почему произошли такие разительные перемены, и дегустация теперь проводится в таком урезанном порядке, как будто тут прошел обряд Брит Милы. Кто не знает, что это такое, пусть догадывается, а кто через это прошел, надеюсь, ему не было так больно, как мне, когда я услышал ответ.

- Русские, - сказал дедушка. - Обнаружили, что здесь дегустация и стали приезжать толпами и сидеть до бесконечности. И фужеры в один прекрасный момент закончились.

Как вы понимаете, слово «русские» здесь обозначает не только национальность, но и бывшее место жительства.

Жена еще потащила в магазинчик напротив. Там, как оказалось, можно было купить изразцы и оливковое масло в красивых фигурных бутылках с ручкой и деревянной пробкой. На изразцы, даже в таком хорошем расположении духа, я смотреть не мог, а масло, видя желание жены его приобрести, соблаговолил купить. Хотя знал, что бутылка там составляет, по крайней мере, половину стоимости.

Мы распрощались и уехали. Еще гадали по дороге, стоит ли заезжать в музей танков, побывать в котором мне очень хотелось, но время уже было такое, что вряд ли бы мы туда попали. И, решив не рисковать, отправились домой, в Ришон. Возле дома, прощаясь с Гришей и благодаря его за прекрасно проведенное время, мы еще до конца не знали, куда едем на природу завтра, и сможет ли поехать с нами Гриша. Не смог, как потом оказалось, но я так и не понял, по какой причине. Потом, при нашей очередной встрече, он спрашивал, где мы были, и я понял, что поехать он все-таки хотел. Но боялся нам помешать, а я не хотел звонить, думая, что ему не хочется, но, если я попрошу, то он поедет. Излишняя скромность, знаете ли, иногда тоже не очень хорошо.

Вот так и прошел этот день. Интересно, полезно, со смыслом, как и положено на отдыхе. Устали немного, но это была приятная усталость. Я вот сейчас сижу, перебираю фотографии, думая, какие из них вам показать, и жалею только о том, что не смог сфотографироваться с нашей очаровательной пресс-атташе по связям с общественностью. А хотел, но она ответила, что им запрещено. Так что любуйтесь на наши довольные физиономии, а «кина» не будет. Может, в следующий раз повезет.


Письма из Далека.
Михаил Лезинский представляет...

...Замечу, что - ко всему прочему - у Грубера был потрясающего тембра голос. Да и вообще, как мне видится сейчас, из своего собственного далека, это был в высшей степени талантливый человек (его обожали все без исключения студийцы). Он переиграл много ролей в своем драматическом театре - как классического, так и современного репертуара,
но:
провинция театра, провинция режиссуры сгубила его, не дав реализоваться полностью, погасила его нервный, импульсивный, горячечный талант...

И все же:
грустное и щемящее воспоминание о Грубере пришло вовсе не зря:
словно нить Ариадны, ведет оно меня -
- через знаменитый Губернаторский садик, -
- мимо филармонии и станции метро под названием "Баксовет" -
- к другому воспоминанию, яркому и шипучему, как брызги праздничного фейерверка.
Я говорю о мимолетной встрече с шаманом советского кино Сергеем Параджановым. Собственно, так, не встреча, а даже:
полу-встреча,
полу-намек,
полу-воспоминание,
полу-нота, прозвучавшая некогда с дребезжащих струн судьбы, но не пропавшая, не исчезнувшая, а затаившаяся, спрятавшаяся.
Она выпархивает из подсознания, чтобы оживить тот солнечный день, озвучить то утро, предвещавшее встречу с Маэстро.

Итак, старый город, "Ичери шехер".

Я думал о тебе, старый город, погружаясь в прошлое, все было так или иначе, все если захочешь было именно т а к в этом меняющемся мире.
Я погружаюсь в прошлое, откуда вдруг началось это чудо, о котором сегодня мне не с кем говорить, кроме себя самого. Не с кем разделить мне свою жизнь, свои воспоминания, разве только что с голубым экраном компьютера, который мигает, как фонарь "скорой помощи", мчащейся на ветру к мнимому больному.
Изменчиво мигает фонарь, словно время пульсирует, посылая в будущее свои трепетные сигналы.
Времена меняются, меняются и нравы,
но что делать, так уж устроен мир, некого позвать, не перед кем отчитаться, и даже строгий мой учитель, мой мучитель, мой властелин давно уже растворился в вечности, исчез,
как миф,
как привидение,
как сон, как утренний туман...

Но:
тот день тих и поднебесен,
тот день, что перекочевал из прошлого в будущее.
Боже!
Верни мне этот день, один из тех редких дней. которые бы хотелось повторить в своей жизни еще раз.
И вот...
Время смещается,
море волнуется,
бьется в берег волна,
снова со мной моя молодость непутевая,
и кровь бежит по жилам; та кровь, что течет из жил.
Не слушай, не повторяй, не смотри, только чувствуй и только живи этим днем, этим часом, этим чувством.
Время проваливается в воронку,
пласты смещаются.
И вот я поднимаюсь по кривой улочке, на которую испуганно смотрят покосившиеся дома.
И небо огромное яркое, как солнце, как звезда, как душа, как зеркальное отражение любви.
Музыке навстречу, солнцу навстречу летит моя душа, распластавшись в полете, подобно безумной белке, перепархивающей, перелетающей, "пере- что хочешь..." Любви навстречу, сердцу навстречу...
И этот день... не забыть бы его, сохранить, сберечь...
Море времен, вьющаяся нить, солнце через край плещущее...
...Пляшущая массовка расположилась на огромной площадке: снимался фильм "Легенда о Сурамской крепости"..

Музыка просачивалась в пространство из рупора, водруженного на старенький микроавтобус.

Движение на площадке было каким-то броуновским; все ждали появления Параджанова.
И, пока суть да дело, я разговорился с кинооператором Гарри Кунцевым. Он, по его словам, не первый раз работал вместе с маэстро. От него, собственно, я узнал подробности из жизни опального режиссера; о том, что этого незаурядного человека несколько раз отправляли за решетку, обвиняя в каких-то выдуманных грехах; о том, что отказались от него Армения и Украина, а Грузия взяла на поруки. И вот, говорил Кунцев, специально для этой картины, чтобы власти особенно не "возбухали" Параджанову выделили в помощники народного артиста Дуду Абашидзе; и он, этот Абашидзе, будет значиться в титрах в качестве сорежиссера; но это так, для виду, а на самом деле, конечно, не нужен Параджанову никакой сорежиссер.
- Самое интересное, - добавил Кунцев, - что иностранцы заказали этот фильм еще до того, как Параджанов начал его снимать. О, кстати, а вот и он...

И тут...
Как бы описать этот момент, когда вдруг все преобразилось;
когда броуновское движение на съемочной площадке вдруг упорядочилось как бы само собой;
когда мир заискрился, засверкал, заулыбался;
и -
все это -
- от появления одного человека, Сергея Параджанова.


Как бы описать эту соткавшуюся из ничего, из хаоса иную атмосферу, иную реальность, иной порядок вещей?

...А музыка играла как заведенная, не переставая (Кунцев, кстати, рассказал мне, что это прием, давно используемый Параджановым; как правило, музыку он выбирает сам, и она крутится все время, задавая естественный темпо-ритм...). Музыка казалось пропитывала воздух, дома, площадь, людей, одежду, декорации; все было пропитано этой пряной, как Восток, музыкой, щемящей и тягучей; мелодии вились, как дымок от кальяна,
и:
действительность теряла свои чертовы очертания, двоилась, множилась, дробилась...

Вам рассказать, как появился на площадке Сергей Параджанов?
Это было явление шута, скомороха, клоуна;
на наших глазах творился
персональный
перформанс.
Параджанов вел за собой... верблюдов;
целая вереница верблюдов, вальяжно покачиваясь, вплывала на съемочную площадку.
Маэстро был обут в какие-то немыслимые мокасины,
одет с нарочитой небрежностью:
раздувался от ветра широкий плащ,
бултыхался цветистый шарф, разухабистое кепи украшало его знаменитую голову...
Шел он разлапистой царственной походкой (вот так в нем и сочетались - разлапистость и царственность...).

...А музыка продолжала греметь, прыгая в небеса и оттуда низвергаясь на землю...

- Пришли! - сказал маэстро, и караван встал, повинуясь его приказу; будто Параджанов никогда в жизни ничем иным не занимался, как водил по пустыне караваны верблюдов...
- Ну как, массовка готова? - спросил Параджанов у ассистента.
Затем, не дожидаясь ответа, прошелся, как боевой генерал, осматривая игривых статистов: одному поправил воротник, у второго завязал платок на шее, на третьего посмотрел, хмыкнул и прошествовал дальше;
но:
это был не просто просмотр боевой готовности массовки, -
- это продолжалось начатое представление, оно продолжалось, творилось на ваших глазах, создаваясь из мелочей, выколупываясь из скорлупы обрыдлой повседневности.
Священнодействовал Параджанов, а за ним наблюдал, разинув рот, его "со-режиссер", монументальный и величественный, как постамент Церетели, Дуду Абашидзе; смотрел, как играет в дуду волшебства непредсказуемый Сергей, непредсказуемый, как само искусство, как сама жизнь.

...- Мотор! - крикнул режиссер.
И:
началась съемка.
И тут я умолкаю, ибо бессилен передать словами этот творческий акт, этот бешеный градус мастерства, эту горячую, обжигающую тайну замысла.

Уже упомянутый мной Гарри Кунцев на вопрос о том, о чем же все-таки Параджанов снимает фильм, заметил:
- Никто из нас, кроме него, не знает, каков будет конечный результат. Мы все - его послушные исполнители. Сегодня снимаем одно, завтра Сергею придет что-то в голову, и мы будем снимать совсем другое, не имеющее отношение к предыдущему эпизоду. Его мысль непредсказуема, она не имеет никакого отношения к сценарию, который он сам и пишет. Съемки для Параджанова - исходный материал, не более; фильм рождается во время монтажа, на монтажном столе, понимаете? Потому я не знаю, о чем фильм. Знает только он...

".....................Он же гений?

Как ты да я........................."
Марк Котлярский
"СТОП-КАДР или - вот компания какая...". Миниатюры.



Интересные ссылки

1.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...

2.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех, кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Здоровья и благополучия!
Ваш ЯКОВ

Моя почта


Рассылки Subscribe.Ru
Потому что круглая земля.
Архив рассылки "Потому что круглая Земля"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное