Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезные советы для путешествующих, видео отелей, рассказы Самостоятельные поездки: Страна Италия… Красивая, но мучител


Дмитрий Семенов

В стране, выдающейся сапогом в Средиземное море, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Хотя, вне всякого сомнения, предпринятое сюда путешествие – сколько бы оно ни стоило, того-таки стоило!

Стартовал я из Праги, поскольку по пути в Италию очень хотел посетить маленький баварский городок Фюссен, рядом с которым высится один из красивейших замков Германии – Нойшванштайн.

 

Лимита нет

Выехав ранним утром, я держал направление на юго-запад, на Пльзень. Однако родину одноименного пива минул стороной, благо скоростное шоссе это позволяло. Примерно через полтора часа граница Чехии и Германии была пройдена. А еще через несколько километров на обочинах показались знаки «Конец зоны всех ограничений». Так что – газ в пол!

Теперь мои возможности были ограничены только техническими характеристиками взятого напрокат «Фольксваген Поло» с двигателем 1,2 литра. Впрочем, судить по  объему двигателя о германских машинах не стал бы. 70 лошадиных сил под капотом позволяли уверенно держать 150 километров в час, хотя и пришлось идти на такой скорости в крайнем правом ряду. Конечно, если бы мотор был турбированным… Но, с другой стороны, бензина тогда я пожег бы куда больше.

От Праги до Фюссена – 508 километров. С учетом остановок на «покушать и все остальное», на дорогу ушло шесть часов. Могло бы и больше: вскоре после Мюнхена пришлось съехать на «дорогу местного значения», к тому же частично закрытую на ремонт. Так что пробирался к месту ночлега по лесным просекам (спасибо навигатору!), распугивая зайцев и фазанов – я не шучу.

Но вот в туманной дымке на фоне гор показались башни замка: с такого расстояния он казался очаровательной игрушкой. Хотя судьба у Нойшванштайна и его владельца скорее печальна.

 

Последний король Европы

Людвиг II, последний король Баварии, был во многих отношениях странным человеком, хотя баварцы вообще и фюссенцы в частности вот уже почти 150 лет чтят его память. Писаный красавец, король почему-то отказался от брака с герцогиней Софией Шарлоттой (младшая сестра которой, Елизавета «Сисси» стала австрийской императрицей). Но зато был очень близок – надо полагать, более духовно, нежели физически – с Вагнером. Про Людвига II  принято говорить как о «сказочном короле»: он родился лет на 600-700 позже тех времен, когда ему следовало жить. Людвиг Баварский был просто помешан – и это единственно верное определение – на германских Эпосах, его любимым героем был Лоэнгрин, сын Парсифаля и рыцарь Святого Грааля. В то время, как Германия стремительно капитализировалась и во всеуслышание объявляла о своих притязаниях на мировое господство – особенно после разгрома Франции при Седане, - король продолжал грезить о Средневековье. И воплощением грез стал сказочный замок Нойшванштайн, который король приказал построить на месте двух крепостей на вершине горы в Швангау. Для чего гору «принизили» на семь метров взрывами динамита.

Замок на горе стал странным смешением разных эпох. Средневековые донжоны – и электрическое освещение, тронные залы, расписанные сценами похождений Зигфрида и Лоэнгрина – и кухонные лифты… Король ждал завершения строительства с нетерпением: он желал принимать своих вассалов в тронном зале. Но трон в нем так и не появился: строительство вытягивало из баварской казны последние деньги. Людвиг был объявлен сумасшедшим и отречен от престола. А еще через несколько дней тело короля – и его врача-психиатра – нашли в озере неподалеку от замка. Причина смерти не известна до сих пор. Только торчащий из воды крест напоминает о трагедии, случившейся 13 июня 1886 года в Штарнбергском озере.

 Отдых с детьми на Бали: что посмотреть?

Видео и отзыв: Arabian Park Hotel, Дубай

Cоветы туристам: обмен валют и чаевые в разных странах

Вверх!

Ну а замок с тех пор – излюбленный туристами объект. Сюда из Фюссена можно добраться на машине за пять минут. Стоимость суточной – имеется в виду светлое время суток – стоянки всего 5 евро. Но сюда ходит и автобус от Туристического центра Фюссена. Однако к замку придется идти пешком по довольно крутому склону. Или вас поднимет конная упряжка. Бедные лошади со скоростью пешехода влекут повозку наверх, буквально вывалив языки. Так что я лично решил не утруждать их своей особой, да и 30 евро было жалко. А после пяти часов за рулем ноги размять очень полезно.

…Сразу попасть в замок вам вряд ли удастся: экскурсии расписаны по часам. Причем билеты надо покупать в кассах у подножия горы. Взрослый билет стоит 8,5 евро, детский – дешевле. Кстати, на сайте замка билеты можно забронировать заблаговременно, поскольку летом порой они заканчиваются быстро, несмотря на то, что кассы открываются в семь утра. Правда, и закрываются в пять дня: в горах темнеет рано.

Дальше все просто: нужно просто стоять на смотровой площадке на высоте выше птичьего полета – и ждать своей очереди, номер которой указан в билете. Нужное время будет обозначено на электронном табло – и вас впустят в замок. Советую сразу взять аудио-гид: экскурсий на русском здесь пока нет.

И еще очень жаль, что в замке запрещено фотографировать – видимо, чтобы туристы активно приобретали официальные альбомы в сувенирных лавках. Но все равно – замок производит впечатление, даже несмотря на то, что так и не был достроен. На него можно взглянуть со стороны: напротив, через пропасть, между двумя вершинами натянут подвесной мост, с которого и сделаны практически все снимки замка потрясающей красоты. Но, чтобы попасть на этот мостик, надо сначала подняться наверх по канатной дороге из Швангау.

Кстати, рядом находится еще один замок – Хоушвангау, отчий дом короля Людвига. Там тоже можно побывать, но это уже совсем другая история.

 

Через Альпы

Побродив по замку, спустился в Фюссен, погулял по «туристическим» улочкам. И был удивлен: некоторые рестораны уже закрылись, а некоторые еще не открывались! Советую пройти чуть подальше от центра города, там есть очень неплохие и недорогие таверны. Которые работают по нормальному графику – с утра и до вечера.

Заночевал в гест-хаусе «Кёрф», утром полюбовался на восход солнца – и снова в путь. Вечером мне надо быть уже в Комо, значит, надо проехать через территории двух государств – не считая Германии и Италии, а заодно пересечь Альпы. Путь мой будет лежать через Лихтенштейн (его я буквально «задену») и Швейцарию – через Лугано.

На дороги жаловаться грех, только вот на границе Лихтенштейна и Швейцарии слегка запутался в поворотах: дорог так много, часть – еще «там», остальные – уже «тут».

Как ни странно, но равнинная Швейцария не радует поэтическими видами: длительное время вдоль обочин высились серые фабричные корпуса, какие-то железнодорожные разъезды и прочее. И лишь когда дорога, сузившись, ушла в горы, начались, что называется, «виды».

Ехать пришлось довольно медленно: основную проблему создают «дома на колесах», кемпинги. Огромные и неповоротливые, они порой «держали» за собой пробки в сотни машин. И обгоны на серпантинах – это нечто, скажу я вам.

После десятого тоннеля я сбился со счета. Зато осознал, на какую высоту поднялся, увидев где-то далеко внизу волну огоньков – там я был часа два назад. Чем ближе к Италии, тем более обжитыми были горные долины. Вот море огоньков – внизу остался Лугано. Впереди – Италия! И – въезд на платную дорогу. В Италии, кстати, почти все автомагистрали платные, причем, по-моему, какой-то усредненной цены за километр нет. Можно проехать 20 километров и заплатить 12 евро, а можно за восемь преодолеть 150. В любом случае, порядок следующий: сперва получаем чек, а потом по нему – на выезде – платим. Уйти от оплаты невозможно: все съезды оборудованы контрольными пунктами.

Учтите: ночью на автомагистралях крайне трудно найти открытый магазин, а все АЗС работают в автоматическом режиме: без знания итальянского разобраться в алгоритме проблематично.

В Комо я заночевал, заблаговременно сняв номер в «Резиденце ХХ». Такие же «резиденции» строят в наших приморских городах на юге России. Бетонный барак, обжитый внутри: металлические винтовые лестницы, двери с кодовыми замками. Внутри – кровать, телевизор со спутниковыми каналами, кофеварка, холодильник. В холодильнике – несколько баночек йогурта и галеты. Завтрак…

 Жизнь в Тайланде: что, почём и как для иммигранта.

В Париж не по воздуху

Нескучный Римини: где побывать?

В столице моды

Милан мне – да простят меня дамы – не понравился. Шумно, нечисто, опасно. Здесь машины советую не парковать, где попало. То тут, то там на газонах видел авто с выбитыми стеклами, особенно задними. Воры разбивают остекление пятой двери и воруют чемоданы, вычисляя жертв по «туристическим» номерам. Как память о том, что уже совершено – россыпи осколков стекла на обочинах. Лучше всего выбрать в навигаторе – есть же у вас там POI? – платную парковку в пределах шаговой доступности от Миланского собора. Стоимость – от 3,5 евро за час. Чем больше стоишь, тем меньше платишь. Только советую, как минимум, записать себе в блокнотик название улицы: они в Милане все на одно лицо. Так что, чтоб на обратном пути не блуждать…

Милан – город трамвайный, так что не суйтесь под стальные колеса. Посмотрите Собор – он старше Микеланджело, но строился 600 лет и является третьим по величине после собора Св. Петра в Риме и собора Св. Павла в Лондоне. Площадь перед собором – средоточие туристической активности: вокруг всевозможные едалища и торжища. Побродите по галерее Виктора Эммануила II: это едва ли  не самый большой пассаж в Италии. За ним, кстати, частенько устраиваются ярмарки итальянских фермеров, которые готовы показать, как сплести из сыра «косичку», готовы угостить свежим молоком ну и прочими продуктами местного животноводства.

Если хотите посмотреть «Тайную вечерю» - не забудьте заранее купить билеты через интернет! Покупать надо на определенный день не позднее чем за месяц-два до визита! В свободной продаже их практически нет.

Советую осмотреть Амвросианскую базилику (Basilica di Sant’Ambrogio), основанную в конце IV века. Что касается «Тайной вечери», то она хранится в Санта-Мария-делле-Грацие в западной части Милана. Сходите в замок Сфорца – сразу догадаетесь, откуда корни московского Кремля. Погуляйте по миланскому «Арбату» - есть там такая улица. Безусловно, достопримечательностей в Милане гораздо больше – особенно если учесть бутики известных брендов. Но о них лучше расскажут гиды и ваш путеводитель. А я лично отправляюсь на юг.

 Как обосноваться в Европе?

Безвизовый отдых: Израиль, Нетания

Как выбрать правильную антенну для яхты

К Океанариуму, в Геную

До Генуи от Милана – всего 140 километров по автостраде. Вот это как раз тот случай, когда оплата явно не зависит от расстояния. По-моему, заплатил что-то около 12 евро. Но зато всего через час был уже на берегу, на страда Альдо Моро. Здесь, на берегу, стоит Океанариум. Советую не пожалеть времени и евро: он того стоит. Да, здесь нет тоннелей в водной толще, где за стеклом проплывают огромные акулы. Но зато в открытом бассейне плавают маленькие – неэлектрические – скаты, которых можно… погладить!

Как-то незаметно прошли три часа, а ведь ночевать я хотел в Пизе. Ну, или где-то неподалеку от нее.

И тут случилось первое разочарование: найти на берегу заведение с вай-фай мне так и не удалось. А вай-фай в ближайшем «Макдональдсе» оказался платным. Так что забронировать отель на ночлег не удалось. Не зная еще до конца всех хитросплетений итальянской жизни, я не очень горевал, будучи уверенным в том, что мотель найдется где-то у дороги.

В том, что «у дороги», я был прав. Не прав оказался в другом. Желая скорее доехать до Пизы, выбрался на скоростную автостраду. Она бежала через горы, мимо каких-то городов и поселков, в которых зазывно светились вывести отелей и мотелей. Увы – съездов не было…  Наконец, такой бесплодный поиск надоел, и в настройках POI своего навигатора я отыскал аж пять отелей в одном из ближайших городков на берегу Арно. Правда, четыре из пяти были закрыты на ночь. Слава богу, кто-то из прохожих подсказал, что хозяйка пятого отеля ушла пить граппу в кафе через дорогу. Там я ее и нашел.

 

Кто-нибудь, подержите башню

Еще одна типичная для Италии картина: «Мак-Авто», закрытый на ночь… И – до 11.00. Можете себе такое представить? Я теперь могу. В общем, завтракаем в Пизе – горячие багеты со свежими овощами, кофе, мороженое. За все – 40 евро. Наверное, в гамбургерной было бы дешевле, но до нее просто не дошли: она оказалась в том же здании, с прямо противоположной стороны.

Пиза скомпонована очень удачно: почти все ее всемирно известные достопримечательности – на одной площадке Пьяцца деи Мираколи . Это Баптистерий, Дуомо (так называется главный собор в любом городе) и падающая башня. Эта фактически ровесница Москвы наклонилась сразу после постройки первого уровня в 1198 году. Достраивать башню взялись через два века, и вот результат: наклон на 3 градуса 54 минуты… Хотя 20 лет назад наклон был больше: просто почву под башней укрепили в очередной раз. Если хотите, заберитесь наверх, это 56 метров над землей, но, с учетом наклона, забираться сложно. А лучше сделайте фото «держу башню»: это самый популярный в Пизе жанровый снимок.

Если есть время, можно походить по набережным Арно, но большого удовольствия вы от этого не получите. В любом случае, на осмотр всех достопримечательностей – если нет очередей – хватит трех часов за глаза. Покупаем за 3,5 евро магнитик «с башней» - и отправляемся в одну из столиц Ренессанса, Флоренцию.

Покидать Пизу следует через юго-восток, по дорогам местного пользования. Это 87 километров, полтора часа в пути. По автостраде А11 большее расстояние занимает меньше времени, но придется платить.

 Египет: запреты отелей

Сколько денег брать в Тайланд?

Если вы впервые в Милане…

Давиды и другие

Если хотите общаться с Флоренцией на равных, прочтите хотя бы «Муки и радости» Ирвинга Стоуна. Во всяком случае, будете знать если не где и когда, то, по крайней мере, ху из ху.

Парковаться советую под главным вокзалом. Там хватает места, всегда есть свободные, стоит недорого, до основных достопримечательностей – шагом минут 15-20. А если решитесь переночевать – с этого вокзала скоростной «Евростар» за полтора часа домчит вас до вокзала «Термини» в Риме. Ну а мы пока отправимся в центр Флоренции. И в центре, разумеется, Дуомо – собор, имеющий удивительную историю и не менее удивительный облик: описывать его – дело неблагодарное. Скажу лишь, что мастера обогнали время как минимум на 600 лет.

Недалеко от собора – площадь Синьории, где расположены сама Синьория, статуя Давида (точнее, копия, подлинник находится в Академии изящных искусств). Впрочем, на площади есть еще несколько Давидов, изваянных и отлитых из бронзы до работы Микеланджело. Рядом же – галерея Уффици, где можно увидеть работы Джотто, Леонардо да Винчи, Тициана и многих других мастеров. А в довольно мрачном соборе Сан-Лоренцо хранятся лучшие работы Микеланджело – «Ночь и День» и «Утро и Вечер», надгробия Джулиано и Лоренцо Медичи.

Обязательно сходите на Понте Веккьо, старинный торговый мост Флоренции. Здесь расположены десятки ювелирных лавочек. Цены – не для слабонервных.

Во Флоренции есть также десятки церквей, неразрывных в своей истории с городом-республикой, есть множество дворцов (если так можно назвать небольшие строения знатных семейств). В общем, походите, посмотрите. Отобедать – или отужинать – советую вблизи вокзала: цены здесь не такие кусачие.

 

Снова через горы

В заключение я решил посетить Венецию. Однако по времени выходило так, что до наступления ночи в город каналов я не попадал. Значит, надо где-то переночевать. Ну, например, в Падуе: в Венеции весьма высоки цены в отелях. Между ней и Флоренцией – 237 километров, но предстояло пересечь горы. Так что поездка затянулась: взбираться по узкой двухрядке, в череде грузовиков, было не очень легко. Так что в Падую мы прибыли уже в девять вечера.

И отель оказался закрыт… Проплаченный отель, заметим.

Пришлось звонить на ресепшн. После длительных переговоров на плохом английском выяснилось, что место за мной осталось, но… в другом отеле. Вот только в поисках его я проехал не один километр, хотя мог бы дойти до него пешком. Впрочем, все хорошо, что хорошо кончается – были найдены и кров, и завтрак (очень скудный).

Тем, кто собирается посетить Венецию, советую: не слушайте путеводители! Они советуют не ехать в город на машине. Чушь! Как раз только на машине. Потому что плата за парковку в течение светового дня будет ниже, чем билеты на автобус-экспресс от аэропорта. Плюс за стоянку в аэропорту тоже надо платить – 7,5 евро минимум.

Если вам повезет, и у гондольеров не будет очередной забастовки, прокатиться по Большому каналу можно будет за 80 евро. Или за 150 – на гондоле пороскошней. Путь будет лежать, скорее всего, к площади Сан-Марко, где расположены Собор Св. Марка, Дворец Дожей, Библиотека Сан-Марко, колонны Сан-Марко и прочее. Немудрено, что тут всегда, мягко говоря, многолюдно. И не забудьте голубей покормить: они хлеб рвут прямо из рук.

Недалеко от Дворца Дожей – точнее, за ним – находится печальный Мост Вздохов, перекинутый через Дворцовый канал. В XVII веке в Венеции творилось то же, что в России в 30-е годы прошлого века: любой мог стать жертвой оговора и попасть на судилище практически без права на оправдание. Проходя по мосту от места судилища в узилище, венецианцы бросали последний взгляд на канал – и вздыхали.

…Вздыхаю и я: пора возвращаться. До Праги – 939 километров. Переночевав почти на границе Италии и Австрии, я был на берегах Влтавы как раз к ужину. А чешское бочковое пиво прекрасно снимает усталость, скажу я вам.

P.S. Когда материал уже был написан, до меня дошли печальные известия от одного из приятелей, отправившегося на машине путешествовать по Италии. Во Флоренции уличные воришки, разбив в машине три (!) окна, похитили из салона все, что смогли унести.

Так что я не просто так вас предупреждал.

Тайланд: полезная телефонная информация

Что, где и как покупать в Праге

Где развлечься в Пекине вечером

Мини-путеводитель по паромам “Viking Line” (Хельсинки, Стокгольм)

Советы путешественникам: как не тратить лишнего в поездках


В избранное