Разновидностей отдыха
по системе "всё включено" (all inclusive) в последнее время появилось
столько, что в их названиях и сути начинают путаться даже
профессионалы туристического рынка, не говоря уже о самих туристах.
Наверно, в человеке изначально
заложена какая-то стихийная тяга к коммунизму, и на этом основывается
успех системы "все включено". Оплатив путевку и попав в отель, ты
забываешь (или - почти забываешь) о существовании в мире презренного
металла, получая все услуги и удовольствия "бесплатно". В некоторых
отелях высокого класса даже действует политика "персонал не берет
чаевых".
Сейчас уже точно невозможно
установить, кто первый в мире придумал предлагать эту столь приятную
форму отдыха. С конца 1960-х ее с успехом применяли на некоторых
океанских лайнерах, совершавших круизы по Карибскому морю. А тут уже до
идеи сделать концепцию "сухопутной" было рукой подать. Как ни странно,
главным толчком послужил мировой нефтяной кризис, разразившийся в
начале 1970-х. Люди стали меньше путешествовать, это больно ударило по
туризму, и бизнесмены задумались о "фишках", которые подстегнули бы
спрос. Одним из первых отелей с полноценным "все включено" стал
открывшийся на Ямайке в 1976 году Negril Beach (ныне Hedonism II).
Вскоре многие карибские острова расцвели отельным инклюзивом. Это был
дорогой "продукт", который потребители приняли с энтузиазмом. Но он так
бы и оставался экзотической формой отдыха на "райских" островах для
состоятельных господ, если б в конце 1980-х его не начала копировать
бурно развивающаяся отельная индустрия Турции. Турция запустила систему
"все включено" в тираж. Популяризация принципов all inclusive привела к
тому, что даже отели категории 2-3 звезды (из крупных) стали переходить
на эту систему. Сейчас почти 90% отелей Антальи и 50% Мармариса и
Бодрума работают по этому принципу! Дальше пошло-поехало: туристы,
вкусившие недорогого турецкого "инклюзива", стали требовать его и в
других странах. Движение охватило Болгарию, Тунис, Египет, Хорватию -
причем, произошло это сравнительно недавно.
Стоит заметить, что для отеля
переход на обслуживание по системе "все включено" - дело нелегкое. В
одной из гостиниц в Турции я стал свидетелем того, как менеджмент
изучал особенности национального потребления. Туристы из разных стран
ходили в браслетах различного цвета, и персонал тщательно записывал -
сколько и кем потреблено алкоголя и прочих услуг. "Это позволит
скорректировать нашу ценовую политику на следующий сезон - отдельно по
каждому национальному рынку", - пояснил менеджер. Не иначе как на
основе таких вот исследований в разряд "дискриминируемых" наций во
многих турецких отелях с системой "все включено" попали финны, очень уж
охочие до выпивки. Отели просто перестали работать с финским рынком.
Знакомый владелец небольшого
трехзвездного отеля в Хургаде, который поддался моде на "все включено",
как-то прогуливался со мной по пляжу и сокрушался: "Видишь того
толстого немца у пляжного бара? Он выпивает по полтора ящика пива в
день! То, что он платит мне за свой отдых, на самом деле даже выпитого
им пива не покрывает!" Действительно, переходить на "все включено"
отельерам рекомендуется с умом. Во-первых, это должен быть достаточно
крупный отель, желательно - расположенный уединенно, чтобы доступ
чужаков на его территорию был затруднен (впрочем, в крайнем случае, для
идентификации своих постояльцев можно использовать те же браслеты или
специальные карточки). Во-вторых, у отеля должна быть хорошо развитая
инфраструктура и команда аниматоров, вовлекающих гостей в игры и
спортивные мероприятия. Это для того, чтобы постояльцев от выпивки и
обжорства поотвлечь. Иначе народ от скуки будет скапливаться в барах и
ресторанах.
Кстати, отельный бизнес
Западной Европы оказался подверженным новому поветрию в ничтожной
степени. Отели "все включено" представлены в
достаточном количестве, пожалуй, только в Испании, а в остальных
странах - лишь точечно. Как правило, эту концепцию берут на вооружение
гостиницы, удаленные от городов или расположенные на островах. Оно и
понятно: востребованность all inclusive в Европе несколько ограничена -
отдыхающие все равно предпочитают проводить большую часть времени за
пределами отеля, в городских ресторанчиках, барах или на экскурсиях.
В самом общем виде концепция
all inclusive подразумевает "включение" питания и напитков
(безалкогольных и алкогольных местного производства) без каких-либо
ограничений, а также все "немоторные" виды спорта. То есть каяки,
водные велосипеды, стрельба из лука - это бесплатно. Водные мотоциклы,
водные лыжи и прочее - за дополнительную плату. Равно как и импортный
алкоголь известных марок или деликатесы вроде лобстеров.
Все, что придумывают отельеры
помимо того, - это сплошной маркетинг и борьба за клиента. Стоит
отельеру включить в перечень бесплатно предоставляемых услуг что-то
сверх обычного - например, сауну или свежевыжатые соки, - и ему уже
хочется называть свою концепцию не просто "все включено", а как-нибудь
с вывертом, погромче. В короткое время на туррынке стали появляться:
superior all inclusive, high class all inclusive, mega all inclusive,
ultimate all inclusive и т. д. Самый обширный перечень включенных в
стоимость услуг - по-прежнему у гостиничных цепочек, которые возникли в
зоне Карибского бассейна. Особенно славятся Sandals и SuperClubs. Здесь
"всевключенность" подразумевает еще и дайвинг, гольф, моторные виды
спорта, деликатесы, алкогольные напитки класса "премиум" и даже
бесплатную свадебную церемонию для пар, которые пожелают
зарегистрировать брак прямо во время отдыха.
Важное замечание специально для
тех, кто собирается покупать тур в отель all inclusive: не стоит
основывать свой выбор только на эффектности названия, каковое придумал
отель для своей собственной концепции "все включено".
"Супер-экстра-мега-ультра-тотал-делюкс все включено" - звучит, конечно,
впечатляюще. Но нужно знать, что именно за этим стоит. Компетентный
турагент всегда обладает достаточно исчерпывающей информацией об отеле
с перечнем бесплатных и платных услуг. А подводных камней может быть
достаточно. Например, приписка: "Включены алкогольные и безалкогольные
напитки в основном ресторане", которая, по сути, означает, что за
напитки в других заведениях на территории отеля (вроде пляжного бара
или диско-клуба) вам придется платить дополнительно. Или: "включен
прокат велосипеда - полчаса в день". Читайте, анализируйте, подбирая
себе отдых в отеле "победившего коммунизма"!