Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интересно о Чехии и Словакии!

  Все выпуски  

Интересно о Чехии и Словакии! Мрачная загадка Рихарда


Мрачная загадка "Рихарда"

Если вы бывали в Литомержицах, то наверняка помните мирную и чуть сонную атмосферу этого городка - уютные тихие улочки с заборами, увитыми плющем, сады, маленькие часовенки, старая ратуша, поля и леса вокруг, слияние Лабы с Огрже, рыбаки, вытягивающие карасей, живописный вид с холма Радобыл на окрестности... Вы помните это? Теперь закройте глаза и представьте себе - у вас под ногами, глубоко под землёй находится огромный секретный завод Третьего Рейха - "Б5 Рихард". Завод этот был настолько важен для фашистской Германии, что его строительство продолжалось даже после падения Берлина и остановилось лишь за 4 дня до победы. Об этой секретной фабрике Третьего рейха и пойдёт речь в сегодняшнем выпуске...

1943 год, американские "Летающие крепости" и английские "Ланкастеры" день за днём уничтожают заводы Германии. Ударам подвергаются и объекты на территории Чехии и Словакии - заводы "Шкода" в Пльзне, нефтяные терминалы Братиславы и так далее. У фашистского руководства возникает план разместить заводы глубоко под землёй, где они бы были недосягаемы для тяжёлых бомб "Летающих крепостей". Один из заводов должен был быть размещён в Чехии - в маленьком городке Литомержице. Для будущего завода были выбраны глубинные шахты фирмы "АГ Кальк унд Цигельверке Ляйтмериц", которые носили название "Рихард" (первый завод носил название "Рихард I"). В 1944 году сюда добавились шахты фирм "Бетонверке Хёринг" и "Калькверк Лопата",в их шахтах были созданы заводы "Рихард II" и "Рихард III". Интересно, что шахты эти были основаны ещё в средневековье и их причудливые паутинки ходов и штолен опоясывали под землёй весь город.

Итак, 4 ноября 1943 года руководство фирмы "Кальк унд Цигельверке" получило телеграмму из Берлина, где было предписано немедленно передать планы шахт в Имперское земельное управление. Через пару месяцев из Берлина приехали инженеры, которые начали работы. На строительстве работало 50 фирм из Германии и Чехии, 1200 гражданских рабочих и 4000 узников концлагерей Терезин и Литомержице, руководство стройкой вело СС. Стройка была строжайшим образом засекречена и, например, корреспонденция из Берлина местным фирмам посылалась с почтовым адресом "Герру Рихарду, Литомержице". Все работы на поверхности тщательно маскировались - были замаскированы бараки, дорога и железнодорожные рельсы. Работа кипела полным ходом - укреплялись коридоры, создавались подземные залы, монтировалось оборудование, проводился водопровод и электричество. Известная длина подземных сооружений достигла наименее 30 километров! Производство в "Рихарде" началось ровно через год после начала проектирования. Сюда было перевезено оборудование хемницкого завода "Auto Union", которые производили детали дизельных моторов фирмы "Майбах" для "Пантер", "Тигров" и "Королевских Тигров". По подземному ходу детали перевозились на подземный склад и отправлялись на сборку на другой завод. Чуть позднее производство электрических и электронных изделий должна была начать фирма "Осрам". Электронные лампы бы затем путешествовали на завод в Рихнове-над-Кнежноу, где собирались радары. Подготавливался также подземный нефтеперерабатывающий завод... Но всё это осталось лишь в планах - 4 мая ещё велись строительные работы, 5 мая комендант Панике построил служащих и узников концлагеря и произнёс короткую речь: "Господа! Война закончилась, Гитлер мёртв, концлагерь распускается, вы свободны!". Заключённые просто разошлись... Гестапо начало лихорадочное минирование завода, которое по плану должно было закончится утром 8 мая и затем бы весь "Рихард" бы взлетел в воздух. Тем не менее, этого не случилось. Легенда гласит, что польский рабочий перерезал провод и таким образом, чехословацкие войска, которые прибыли сюда 10 мая под командованием советского полковника Шелудченко, обнаружили завод пустым. Сюда немедленно прибыла спецгруппа НКВД СССР, которая запретила чехословакам вход в "Рихард" и начала исследование подземелий. Об этом, кстати, написала свою книгу корреспондент "Красной звезды" Мария Фортус, которая была в составе группы. Им удалось даже арестовать главного инженера "Рихарда" - Фолька, который потом отправился в СССР. 25 мая началось разминирование. Тем не менее, часть завода оказалась так нашпигована минами, что разминировать её не удалось и она была опечатана и закрыта. ЧТО НАХОДИТСЯ В НАИБОЛЕЕ ЗАМИНИРОВАННОЙ ЧАСТИ ЗАВОДА МЫ НЕ ЗНАЕМ ДО СИХ ПОР. Всё оборудование из разминированных частей завода было вывезено в СССР.

После войны территория "Рихарда" была на некоторое время передана Мостецким шахтам, потом Терезинскому музею и уже не использовалась. Только ветер свистел по тёмным коридорам бывшего секретного завода... Интересная деталь - в 1950-х для исследования "Рихарда" была послана специальная группа ГДРовской "Штази". Что искали они там - остаётся загадкой.

Так как "Рихард" был построен в рекордно короткие сроки, его конструкция не была надёжной - не были должным способом укреплены потолки, которые начали осыпаться. Все входы были закрыты из соображений безопасности (последний в 2001 году) и так "Рихард" стал недоступен... Впрочем, это не совсем так - небольшая часть "Рихарда I" была капитально отремонтирована и сейчас в бывшем нацистском подземелье находится склад радиоактивных отходов, кстати, если очень постараться, можно попасть туда на экскурсию и побродить по старым штольням... Есть и опасный способ - присоединиться к "чёрным разведичикам", которые нелегально проникают в "Рихард" и ведут свои исследования там, но это, поверьте, очень опасный способ - в подземельях терялись и погибали поисковики, так что... Один из чешских студентов в 80-е годы описал своё пребывание там - он увидел открытый вход в штольню и решил с другом пройти всего метров 100 и вернуться. Когда вернулись, то не нашли выход - они где-то ошиблись коридором. Погас фонарик, закончилась вода, у перепуганных парней начались галлюцинации - они слышали голоса, видели рабочих с вагонетками, охранников с автоматами... К счастью, через три дня их нашли сотрудники горно-спасательной службы.

Прошло более 50 лет. Осыпаются потолки старого "Рихарда" и он постепенно исчезает, не сказав нам отгадку своих загадок - что находится в заминированных штольнях? На самом ли деле здесь был цех с ракетами? Что рассказал инженер Фольк? Вероятно мы никогда не узнаем этого - загадка старого "Рихарда" умрёт вместе с ним...

Полный адрес выпуска с иллюстрациями: http://www.nazdar.ru/index.php?id=4&additional=4czrichard
Вы можете обсудить статью на форуме: forum.nazdar.ru


В избранное