Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Северная Осетия 6


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Северная Осетия 6

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 6 выпуск рассылки,
разосланный 39 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Сегодня, как я и обещал в прошлом выпуске, мы переходим к знакомству с историей Северной Осетии. И вот первые, довольно интересные на мой взгляд, материалы:

 

Кобанская культура

Это случилось еще в прошлом веке. В горном селении Кобан река размыла древние могилы. В далеком прошлом люди верили, что после смерти их ждет загробная
жизнь. Поэтому все необходимые вещи клали в могилу вместе с хозяином. Из разрушенных могил посыпались бронзовые вещи невиданной красоты. Селение Кобан
прославилось на весь мир. Знаменитые ученые и художники восхищались кобанскими находками. Лучшие музеи хотели украсить свои витрины этой чудесной бронзой.
Вскоре похожие вещи нашли и в других местах. Так была открыта неизвестная древняя культура.
Культура—это все, что создано человеком. Культура—это и сказки, и песни. И дома, и одежда. И, конечно,—орудия труда и другие нужные людям вещи. Бронзовые
предметы из Кобана сделаны больше трех тысяч лет назад. Никто не знает имя народа, жившего тогда на Центральном Кавказе. Поэтому найденные вещи называют
кобанской культурой, а их создателей—кобанцами.
Кобанцы жили в горных долинах и на равнине у подножия гор. Стены домов они плели из прутьев и ветвей, а потом обмазывали глиной. Улицы селений выкладывали
булыжником. На лугах паслись овцы, коровы и лошади. Скотоводство было главным занятием кобанцев. Но они умели пахать землю и выращивали ячмень, пшеницу,
просо.
Любимым развлечением мужчин была охота. Хорошо обученные собаки преследовали зверя, а охотники поражали его стрелами.
Кобанцы носили грубую одежду из кожи и шерстяной ткани. Искусные гончары лепили посуду с красивым узором. Опытные мастера добывали медную руду и плавили
медь.
Как и другие древние народы, кобанцы жили в согласии с природой. Не нарушая этого согласия, они познавали природу и учились у нее. Поэтому кобанские мастера
и стали настоящими художниками. А сде­ланные ими вещи превратились в прекрасные произведения искусства.
Материалом для мастеров-художников служила бронза. Кобанская бронза—это сплав меди и олова. Из бронзы делали орудия труда, оружие, множество других важных
вещей. В те далекие времена еще не умели использовать железо. А бронза была удобнее и тверже других материа­лов.
До наших дней сохранились в земле топоры и мотыги, серпы, кинжа­лы, наконечники копий. На почетном месте стоят в музеях фигурки людей и животных. Как будто
ждут хозяев кобянские пояса, пряжки, булавки и пуговицы. Многие вещи украшены рисунками. Часто встречаются изображения собаки, лошади, оленя, рыбы, птицы,
змеи.
Каждый рисунок имел свое значение. Иногда можно догадаться, что хотел выразить древний мастер. Наверное, кобанцы верили в волшебную силу змеи. Есть такое
осетинское поверье—о приносящей счастье Бусине Желаний. Эту бусину нужно силой отобрать у ядовитой змеи.
Нас и сегодня радуют прекрасные рисунки и красивая форма кобанских вещей. Искусство всегда необходимо и понятно человеку. Через тысячи лет передали нам
древние мастера чудесное наследство и бессмертную память о своем народе.

 

 

Скифы и сарматы

Очень давно, почти три тысячи лет назад, юг нашей страны заселили скифские племена. Скифы кочевали в степях, которые широким поясом тянутся от берегов Черного
моря до Средней Азии и Сибири. Скифские курганы до сих пор напоминают о тех временах.
Курган—это могильный холм из земли и камней. В курганах ученые находят оружие, одежду, посуду, украшения и много других вещей. Самые высокие и богатые курганы
сложены для скифских царей.
По соседству со скифами на берегу Черного моря расположились греческие города. Древние греки вели торговлю со скифскими племенами и хорошо знали обычаи
скифов. Греческий историк Геродот очень интересно описал жизнь скифов и других народов. За это Геродота называют «отцом истории».
По рассказу Геродота и по вещам из курганов мы многое знаем о скифах.
Сами скифы считали, что их предком был первый человек Таргитай. Когда выросли три его сына, с неба упали золотые вещи. Это были плуг с ярмом, секира и чаша.
Плуг с ярмом—это знак простых людей, скотоводов и земледельцев. Секира обозначает воинов, а чаша — жрецов, Золото загоралось, когда к нему подходили старшие
братья Липоксай и Арпоксай. Только младший брат Колаксай смог завладеть золотыми предметами. Братья уступили ему царскую власть. Скифы верили, что Колаксай
стал предком «царских скифов». Так называлось племя, которому подчинялись и платили дань другие скифские племена.
Скифы разводили лошадей, овец и быков. Вместе со своими стадами двигались они по бескрайним степным просторам. Жили скифы в больших повозках с теплым навесом
из войлока. Такиe дома на колесах называют кибитками. Некоторые скифские племена сеяли пшеницу, просо и ячмень.
Скифы носили длинные волосы и бороду. Они первыми стали шить штаны, чтобы удобнее было сидеть на коне. На голову скифы надевали остроконечную войлочную
шапку.
Скифы были прекрасными воинами. В древности их отвага и умение воевать были известны повсюду, оружие скифов—лук и стрелы, короткий меч (акинак) и короткое
копье. Скифские отряды были неуловимы. Они очень быстро передвигались, потому что каждый воин имел несколько лошадей. Скифы лавиной налетали на противника
и осыпали его стрелами. А потом, не давая врагу опомниться, быстро исчезали на своих резвых конях. Такие налеты могли измотать даже самую лучшую армию
того

Скифы в доспехах

Скифы в доспехах

времени. Скифы доказали это, когда их пытался покорить персидский царь Дарий.
Персия была тогда самой сильной державой мира. Дарий привел в Скифию огромное войско. Царь скифов Иданфирс начал отходить, заманивая персов в глубь страны.
Отступая, скифы уничтожали все на оставленной земле. Под ударами летучих скифских отрядов армия Дария таяла на глазах. У скифов не было городов, которые
можно ограбить и разрушить. В широкой степи места хватало на всех. Стоять насмерть скифы собирались только в одном случае—если бы персы захотели разорить
могилы их предков. Но персы не нашли могил.
Дарий понял, что не сможет покорить Скифию. А тут еще скифы прислали ему такие дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Советник царя разгадал их значение:
«Если вы, персы, не улетите в небеса, превратившись в птиц, или не скроетесь в землю, подобно мышам, или не прыгнете в озеро, обратившись в лягушек, то
вы не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел ».И гордый царь Дарий ушел из Скифии, признав свое поражение. А скифы закрепили за собой славу непобедимого
народа.
Скифы никому не прощали измены своим обычаям. Их царь Скил верил в греческих богов и тайком участвовал в греческих обрядах. Когда скифы узнали об этом,
они свергли Скила и поставили царем его брата. Новый царь вернул бежавшего Скила и казнил его.
Славились скифы и верностью в дружбе. Сохранился рассказ о скифе, который выкупил пленного друга. Он отдал за друга свои глаза.
Великим мудрецом считался в древности скифский царевич Анахарсис. Ему приписывали изобретение якоря и гончарного круга.
Во многих музеях хранятся произведения скифского искусства. На золотых вазах изображены герои скифских легенд, звери и птицы. Скифы особенно любили украшения
в виде зверей и птиц. На изделиях искусных мастеров оживают олени, львы, кабаны, бараны, орлы и гуси. А еще скифы придумали много фантастических животных.
Поэтому ученые говорят о «зверином стиле» в искусстве скифов. До нашего времени дожил в осетинских сказках скифский восемнадцатирогий олень.

Скифские вазы

Скифские вазы

Самым могущественным скифским царем был Атей. В 4 веке до нашей эры он объединил все племена Северного Причерноморья. Атей приказал чеканить скифскую монету.
На ней был изображен предок скифов Таргитай. Атей прожил девяносто лет и погиб в бою. После его гибели Скифия начала слабеть.
Скифов стали теснить сарматские племена. Сарматы были близкими родственниками скифов. Родина сарматом—степи между Уральскими горами и Каспийским морем.
Перейдя через Волгу и Дон, сарматы покорили скифское царство. Как и скифы, сарматы вели жизнь кочевников-скотоводов. Как и скифы, сарматы были конными
воинами. Но сарматский всадник был защищен от стрел панцирем. Конница сарматов была лучше вооружена и умела наступать общим строем.

Сарматский воин. Художник А. Джанаев

Сарматский воин. Художник А. Джанаев

Женщины у сарматов выступали на войну вместе с мужчинами. Геродот рассказывает даже, что сарматская девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Иногда
женщины стояли во главе сарматских племен. Самой знаменитой из них была царица массагетов Томирис.
Покоренные скифы вошли в состав сарматских племен. Скифия стала называться Сарматией. Новые хозяева степей получили от скифов большое наследство. На привольных
равнинах раскинулись сарматские кочевья. Черноморские города греков торговали с сарматами, а иногда платили им дань. Высокая скифская культура смягчала
нравы суровых пришельцев. Ведь поначалу сарматы были проще и грубее скифов.
Равнины Северного Кавказа — часть Скифии и Сарматии. По-разному складывались отношения степняков с горцами. Вражда сменялась совмест­ными походами. Набеги
соседствовали с дружбой и родством. Скифы, а потом и сарматы пришли на Кавказ как завоеватели. Но через несколько столетий скифская и кобанская культуры
тесно переплелись. Постепенно кобанское население смешалось со скифами и сарматами.

 

 

Алания

Две тысячи лет тому назад сарматские племена Северного Кавказа, Волги и Дона объединились. С I века этот народ известен под именем алан.
Аланы прославились своей воинственностью. Древние авторы пишут, что опасности и войны доставляли аланам удовольствие. Счастливым считался тот, кто погибал
в сражении. Главной силой аланского войска была конница. Воин имел длинный меч, копье, лук и аркан. От ударов врага его защищали панцирь и шлем. Военное
искусство алан служило примером для других народов и государств. Но самих алан оно не избавило от больших неприятностей.
В 372 году на алан обрушились огромные полчища кочевников гуннов. Потерпев от гуннов поражение, аланы разделились. Часть из них отправилась вместе с гуннами
завоевывать Римскую империю. Другие аланы укрепились на равнине у подножия Кавказских гор.

alania/image31331

Алания. Остатки храма в Зеленчуке

Предки алан пришли на Кавказ кочевниками, а потом перешли к оседлой жизни. Со временем из массы свободного аланского населения выделились знатные и богатые
семьи. Племенные вожди превратились в князей—алдаров. Постепенно выросли аланские села и города.
В укрепленных замках жили алдары. Вокруг замка лежали кварталы города или поселка. Ров, земляной вал и крепостные стены защищали жителей от врага. Возглавляя
окружающее население, алдар опирался на дружину из знатных воинов.
Бывшие кочевники теперь умело пахали землю. Сеяли просо, пшеницу, ячмень. Пасли стада овец и коров, табуны лошадей.
В городах работали мастера-ремесленники. Особенно славились аланские оружейники, ювелиры и гончары. Отцы учили мастерству детей. Вырастая, дети передавали
его своим детям. Из поколения в поколение накапливался опыт, росло умение ремесленников. Например, сначала лепили грубые глиняные горшки, а позже начали
делать красивые сосуды с тонкими стенками. Мастер старался работать лучше, чем другие ремесленники. Иначе его изделия не покупали.
Со многими странами торговали аланские купцы. Из ближних и далеких

alania/image2931

Нузальская часовня

земель привозили они роскошные ткани, богатые украшения, драгоценные камни.
Военное искусство и храбрость аланских воинов высоко ценили правители разных стран. Аланские отряды воевали на стороне Византии, Ирана, Хазарии, Грузии.
Но военные походы приносили аланам не только славу. В чужих землях гибли молодые воины. Некому было сеять хлеб и строить дома. Труднее становилось оборонять
родную землю.
Расцвет Алании относится к 10 и 11 векам. Алания превратилась в сильное государство. Столицей страны стал город Магас. В горах аланы занимали ущелья Центрального
Кавказа (вокруг Казбека и Эльбруса). На равнине аланские земли простиралось от реки Кубою до Дагестана. В описании того времени можно прочитать об Алании:
«Эге страна, полная всяческих благ, есть в ней много золота и великолепных одеянии, благородных коней и стального оружии».
Другие государства искали союза е Аланией. Иноземные правители стремились породниться с аланскими царями. В войске царя было тридцать тысяч всадников. Царю
подчинялись алдары со своими дружинами. Самый известный царь Алании—Дорголель Великий. Он вел успешные войны в союзе с Грузией и Византией. В его царствование
Алания добилась больших успехов в международных отношениях.
Сохранились сведения о том, что у алан была своя письменность. Известен надгробный памятник, найденный на реке Большой Зеленчук. Надпись на нем сделана
греческими буквами на аланском языке. Аланский язык звучит и сегодня. На нем говорят современные осетины. В странах Востока алан называли асами, а на Руси—ясами.
В Грузии аланы назывались осами, а их страна получила имя «Осети». Все это разные названия одного народа. В наши дни принято название «осетины», которое
происходят из грузинского языка. А на родном языке осетин назовет себя «ирон», а свою родину—«Иристон».
     Источник: www.osetini.com.

 

     В следующем выпуске мы окончим знакомиться с далёким прошлым Северной Осетии и перейдём к временам феодализма.

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём
Мой официальный сайт

 


В избранное