Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Северная Осетия 5


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Северная Осетия 5

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 5 выпуск рассылки,
разосланный 41 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Сегодня темой о городах мы завершаем знакомство с географией Северной Осетии и со следующего выпуска переходим к истории этой Кавказской республики. Думаю, истории хватит выпуска на три-четыре, затем немножко поговорим об обычаях Осетинов, и двинемся дальше, знакомиться со следующей Кавказской республикой. Следующие материалы, т. е. статьи, посвящённые другой республики, уже будут взяты с другого сайта, другого источника. Ну, а пока города Северной Осетии.

 


ГОРОДА

Городом принято называть такое поселение, в котором ие меньше тысячи взрослых жителей и не больше 1/4 их числа за­нимаются сельским хозяйством как основным
делом. Наша республика имеет шесть городов: Владикавказ, Алагир. Моз­док, Беслан, Дигора, Ардон.
Города Владикавказ и Моздок, как и многие города других республик и областей Северного Кавказа, возникли в связи со стремлением России защитить южные границы
империи от постоянной агрессии со стороны шахской Персии, султанской Турции и набегов крымских ханов. Это обстоятельство повлияло на характер возникших
здевь городов. Они были типичные города-крепости.
Город Владикавказ - столица Северной Осетии, распо­ложен у северного подножья Главного Кавказского хребта на пути, соединяющем европейскую часть страны
с Закавказьем, в начале Военно-Грузинской дороги. Он основан как крепость в 1784 году и первоначально имел вид небольшого редута, названного Владикавказом.
Город Владикавказ заложен в то время, когда укреплялись отношения России и Грузии. На первых порах значение Влади­кавказа сводилось к выполнению им лишь
военных функций. Но уже со второй половины XIX столетия он становится и круп­ным центром торговли.
Несмотря на удаленность от главных центров торговой дея­тельности России и водных путей сообщения Владикавказ не лишен был многих выгод торгового рынка.
Он служил складо­чным пунктом всех товаров, следующих транзитом из России в Закавказский край.
Вместе с развитием торговли рос и город. В 1861 году город Владикавказ насчитывал уже 2000 жителей. Открывались мага­зины, мастерские, возникали небольшие
заводы, создавались бульвары и парки.
Проникновение иностранного капитала в Россию второй поло­вины XIX столетия не оставило в стороне территорию Северной Осетии. Построенный бельгийским капиталом
свинцово-цинковый завод в окрестностях Алагира (1851 г.), позже был перемешен в г. Владикавказ.
Богатые полиметаллические руды, эксплуатируемые бель­гийским капиталом, обусловили развитие цветной металлургии и начало формирования квалифицированных
кадров в г. Влади­кавказе.

Столовая гора

Столовая гора

Однако вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции Владикавказ оставался типично заштатным городом Российской империи.
Одноэтажный, освещенный керосиновыми фонарями, с немощенными улицами, одним театром и двадцатью церквами он был одним из многих провинциальных городов царской
Рос­сии, в котором существовало размежевание кварталов по состоя­тельности жителей и по их сословности. Были во Владикавказе улицы: Дворянская, Мещанская,
Купеческая, были рабочие окраины с лачугами и хибарами. Таким был город до Великой Октябрьской социалистической революции.
Огромные изменения в жизни Осетии после революции со­вершенно преобразили и город. По мере того, как развивались хозяйство, культура и наука, рос и город
Владикавказ. Он собирал в себе наиболее характерные черты новой социали­стической Осетии и превращался в крупный промышленный, культурный и научный центр
республики. Новые многоэтажные здания, театры и музеи, проспекты и площади одетые в зелень и цветники, чудесный городской парк с зеркалами прудов и богатой
растительностью, и над всем этим панорама гор надолго оставляют в памяти образ красивого уютного города.
На базе собственных цветных металлов, богатых водных ресурсов, привозного черного металла и выросших кадров высокой квалификации ( выпускаемых соответствующими
народнохозяйственному профилю высшими и средними специальными учебными заведениями ) в городе развивалась металлообработка и машиностроение.

Памятник К. Л. Хетагурову

Памятник К. Л. Хетагурову

На базе многоотраслевого сельского хозяйства республики в городе возникла пищевая промышленность.
Огромный размах промышленного и жилищного строитель­ства в сочетании с богатой местной сырьевой базой призвал к жизни промышленность строительных материалов.
Эти ведущие отрасли определили роль и место г. Орджони­кидзе (Владикавказ) не только в народном хозяйстве нашей республики, но и в народном хозяйстве всей
нашей страны. Цинк, свинец, твер­дые сплавы и вольфрамовая проволока, автотракторное оборудо­вание и газовые плиты, электрические часы и технические камни,
детали радиоэлектронной промышленности, доломит, консервы, крахмал и спирт — вот далеко не полный перечень готовой про­дукции, которая выпускается предприятиями
г: Орджоникидзе и направляется во все экономические районы страны и 50 зару­бежных стран.
В городе разместилось много заводов и среди них такие со­юзного значения предприятия, как завод «Электроцинк», «Победит», завод автотракторного электрооборудования
(ОЗАТЭ), вагоноремонтный, «Электроконтактор», стекольный, фабрика, клавишных инструментов, приборостроительный и многие дру­гие."
Владикавказ — город студенческой молодежи. Корпуса Государственного университета, горнометаллургического, сельскохозяйственного и медицинского институтов
образуют целые студенческие городки. В Орджоникидзе есть научно-исследова­тельские институты, много техникумов, работает планетарий.
Город располагает большими возможностями для всесторон него развития школьников. Работают: детская техническая стан­ция, станция юных натуралистов, детская
экскурсионно-туристическая станция, художественная школа, два музыкальных училища,, хореографическое, детская музыкальная школа, несколько би­блиотек.
Любят ребята свой Дворец пионеров, где они учатся петь, танцевать, фотографировать, моделировать и многому другому полезному и интересному.
За последние годы город Орджоникидзе сильно разросся и еще больше похорошел. В северо-западной части города вырос новый жилой район с прямыми широкими улицами,
благоуст­роенными многоэтажными домами, большими магазинами, зелеными аллеями. В настоящее время в г. Орджоникидзе про­живает 318 т. чел.
Так географическое положение и историческое прошлое, столичное положение и наличие сырьевых и водных ресурсов, большое количество квалифицированных кадров
— определили] лицо крупного многофункционального города с передовой промышленностью и высокой культурой.
У лесистых склонов Алагирского ущелья, на реке Ардон, в нескольких километрах от того места, где ее бурные воды вы­рываются из горных теснин, у начала живописной
Военно-Осе­тинской дороги расположен город Алагир. Он был заложен в 1851 г. вместе с серебросвинцовым заводом, основанным здесь по решению правительства
Николая I на крепостном труде уральских, алтайских и донецких мастеровых. Городом Алагир стал в советское время и теперь мало чем напоминает прежнее предгорное
селение. Современный Алагир — промышленный го­род с цементным заводом, работающим на местных мергелях, мебельной фабрикой, заводом электрических сопротивлений,
лесозаводом, использующим окружающие леса, и предприятиями пищевой промышленности. Город окружен горами, густо порос­шими лесом, и утопает в зелени фруктовых
садов.
Алагир является конечным пунктом железнодорожной ветки, отходящей от станции Дарг-Кох, и начальным пунктом Военно-Осетинской дороги.
В окрестностях Алагира имеются серные источники, на базе Которых работает бальнеологический курорт Тамиск. Наступает лето, и ежедневно маршрутные туристские
автобусы привозят в Алагир сотни туристов. Со всех концов страны едут сюда туристы полюбоваться окрестностями города, побывать в Та мис­ке и Цее, посмотреть
на красоты Военно-Осетинской дороги и попробовать чудесные алагирские фрукты. От Алагира начина­ется туристский маршрут в Цейское ущелье и др.
На севере республики расположен город Моздок. В переводе с кабардинского языка слово «моздок» означает «дремучий лес». Так называлось место, на котором
возник этот город. Моздок был заложен в 1763 году как крепость и положил начало Тер­ской укрепленной линии. Вскоре после основания Моздок стано­вится одним
из главных пунктов обменной торговли русских с горцами. Быстрому развитию Моздока как торгового города в начале XIX столетия способствовало то, что он
был тогда цент­ром осуществления политики царизма на Северном Кавказе.
В Моздоке начиналась основная караванная дорога в Гру­зию.
В 20-х годах XIX столетия он славился своими ярмарками, на которых горец мог приобрести все необходимое. Русские фабричные изделия — ситцы, сукна, зеркала,
котлы и прочие товары проникали к горцам через моздокские ярмарки. С 30-х годов XIX века начинается упадок в торговле Моздока, так как изменяется направление
дороги в Грузию. Она была перенесена на левый берег Терека и начиналась в станице Екатериноградской Моздок остался в стороне. В 1835 г. упразднили крепость
и вывели гарнизоны. Все это подорвало торговлю города, и в конце XIX столетия он имел весьма неприглядный вид.
«В нем не было ни одного порядочного каменного дома, отчего он был похож на большую мрачную деревню. Все дома были окрашены в грязно-желтый и темно-сизый
цвета, что при-; давало унылый вид тихим и пустым улицам. Окна и калитки домов крепко заперты, а жители до темной ночи сидят в лав­ках».
Вплоть до Великой Октябрьской социалистической револю­ции Моздок оставался маленьким, крайне неблагоустроенным городишком, без сколько-нибудь значительной
промышленности. Современный Моздок — это районный центр с быстро разви­вающейся промышленностью и пригородным сельским хозяйством. Здесь построена гардинная
фабрика союзного значения, ремонтно-механический и кирпичный заводы, многочисленные предприятия пищевой промышленности (пивоваренный завод, маслодельный,
мясокомбинат и др.).
Другим стал внешний облик города: новые многоэтажные дома, асфальтированные улицы, цветники. Вдоль улиц Кирова и Комсомольской вытянулись двухэтажные жилые
дома строи­телей Терско-Кумского канала, а за железной дорогой возник новый промышленный городок. Среди зелени молодых деревьев
поднялись корпуса Моздокской гардинной фабрики. В город пришел ставропольский газ и изменил быт горожан.
В Моздоке девять школ, два интерната, технологический техникум, музыкальная школа, народный театр, кинотеатры.
На месте бывшего поселка Беслан, вся промышленность ко­торого состояла из трех кустарных мастерских, изготовлявших ведра, кружки, бурки и шапки, ныне вырос
город с крупной промышленностью. Гигант крахмало-паточнои промышленнос­ти — маисовый комбинат, завод железобетонных изделий, пеньковый, щебеночный, кирпично
черепичный и др. составляют промышленное сердце города. Беслан — крупный железнодорожный узел, связывающий Закавказье со всеми областями и краями нашей
Родины. Десятки эшелонов с углем и металлом, нефтью и машинами, кукурузой и другими сельскохозяйственными продуктами ежесуточно проходят через Беслан.
Это значит, что подвоз различного сырья для развития отраслей, которые дополнят и расширят уже сложившийся производственный комплекс, не потребует дополнительных
траспортных расходов. Город этот молодой и быстрорастущий. Перспективы роста его связаны с географическим положением. Расположенный в 22-х километрах от
г. Владикавказ на перекрестке важнейших железнодорожных магистралей, в окружении развитых сельскохозяйственных райо­нов, он в будущем превратится в город-спутник.
Совсем молодые города Ардон и Дигора. Город Ардон на­ходится в центре республики, и. этим определены многие осо­бенности его географического положения.
Он расположен в непосредственной близости от большинства районов республики, на пересечении железной дороги с автомобильными. Железнодорожная ветка тянется
от станции Дарг-Кох через город Ардон к Алагиру. Она отходит от железнодорожной магистрали Ро­стов-на-Дону — Баку. Через город Ардон проходит асфальти­рованная
автомобильная дорога, которая связывает весь Ардонский район с автотрассой Москва — Тбилиси. Таким образом, город Ардон, расположенный в центре республики
на пересече­нии важных транспортных магистралей, имеет широкие возмож­ности для осуществления связей как со всеми районами Северной Осетии, так и с районами
Северного Кавказа и Закавказья. Центральное положение города на Осетинской наклонной равни­не оказывало немалое влияние на его развитие. Основанный как
населенный пункт еще в 1824 году, Ардон был центром не только окрестных населенных пунктов, но и для соседних народностей. Сюда, на воскресные ярмарки,
свозились сельскохозяйственные продукты и товары из Дигоры, Кадгарона, Алагира, Архонки, Змейской, Николаевской, Владикавказа, Прохладной, Кабарды и Дагестана.
За годы пятилеток в городе развилась пищевая и текстильная промышленность. К числу предприятий пищевой промышленности относятся Ардонский консервный завод,
хлебо­завод, комбинат хлебопродуктов, молочный и ремонтно-механический. Последний производит оборудование для 168 кондитер­ских фабрик Советского Союза.
В 1932 году в гор. Ардоне был построен пеньковый завод, который работает на местном сырье — конопле.

     Источник: www.osetini.com.

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём
Мой официальный сайт

 


В избранное