Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Легенды Крыма СКАЗКА про «велосипедный» Крым


                              Здравствуйте уважаемые подписчики.

   Одна маленькая просьба к вам. На сервисе "Якатан" (Поиск товаров и услуг рядом с Вашим домом в Москве) проводится конкурс на внутреннюю сплочённость участников форумов, блогов и листов рассылок. Я прошу вас перейти по этой ссылке - http://www.yakatan.ru/power/concurs.php?pagetype=card&cardid=116 - и проголосовать за нашу с вами рассылку. Это не сложно, там нужно нажать всего одну кнопку "Голосовать". Заранее всем благодарен!
 

   Ещё одна радостная новость для меня, хотелось бы чтобы и вам понравилось.
Наконец то я запустил в работу форум - http://familyforum.ru/ - "Ваш семейный консультант". Приглашаю всех на его открытие. На форуме рассматриваются различные аспекты семейной и личной жизни, воспитания детей, проблемы на работе и в быту и ещё много чего. По мере роста темы будут добавляться. Буду рад видеть вас постоянными пользователями форума, для этого нужно пройти несложную процедуру регистрации.Буду очень вам признателен если вы проголосуете, на том же сервисе за этот форум по этой ссылке - http://www.yakatan.ru/power/concurs.php?pagetype=card&cardid=114 - и станете его постоянным участником.
 

   А сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по Крыму вместе с автором рассказа Самохваловым Сергеем, руководителем велодвижения при клубе «СВ-Поиск» г.Москва...

                                              СКАЗКА про «велосипедный» Крым


                                               Я сюда еще вернусь, мне бы только выбрать день.
                               А.В. Макаревич

   Во все времена путешествия начинались одинаково, с одного и того же вопроса: -«Что там, за горизонтом?» ...

   На следующий день мы были в Феодосии, добравшись до нее приблизительно за 1 час. Договорившись с местными «ментами» о «неусыпной» охране наших велосипедов, мы посетили галерею Айвазовского и домик Александра Грина.
 Потом я решил заглянуть в музей планеризма. Посещение этой «достопримечательности» закончилось довольно печально для наших кошельков. Они «похудели» на 50 «зеленых»: - нас все-таки «развели» на полеты над Карадагом. Надо вам сказать, что сие «мероприятие» оставило неизгладимый след в нашей памяти.
 Мне доводилось летать на разных аппаратах, в том числе и на боевых, но ощущения от полета на «крыле Радала» не сравнимы ни с чем. Это изобретение инженера, занимавшегося разработкой посадочных устройств первых американских космических кораблей, пару десятилетий пролежало «под сукном», а потом, будучи рассекреченным, получило широкую известность среди любителей экстремальных видов спорта и имя своего изобретателя. 
 

   Представьте, что вы сидите в мотоциклетной коляске, где единственным препятствием, отделяющим вас от состояния свободного падения, является обыкновенный ремень безопасности, как в «Жигулях». У сидящего впереди и чуть ниже пилота-инструктора, положение все же лучше – он хотя бы держится руками за трапецию, управляющую совершенно «несерьезным» треугольным матерчатым крылом. А за спиной, тысяченогим кузнечиком, мерно стрекочет нечто подобное мотоциклетному двигателю, «с винтом на «холостом» ходу».
 Короткий разбег по металлической решетке, которой вымощена взлетная полоса, – и земля в одно мгновение «прыгает» вниз сразу метров на 60. Дух захватывает от такого резкого подъема. Уши сразу забиваются «ватой» и надрывный треск движка, превращается в легкое, еле слышное тарахтение. Делаю «глотательное движение» и мотор «возвращается» на положенное ему место. Пилот, одному ему известным движением, разворачивает «аппарат», и мы, постепенно набирая высоту, медленно летим в сторону Карадага. Перед глазами открывается величественная картина давным-давно потухшего вулкана. Как зачарованный, я гляжу вниз, где бескрайняя равнина моря натыкается на могучую стену застывших вулканических выбросов. Две стихии как бы остановились друг перед другом, обе готовые к решающему победному броску. Но победят здесь не они. Победителем всегда будет ВРЕМЯ...
На высоте очень сильный ветер. Он налетает порывами с разных сторон, бросает легкую «машину» из стороны в сторону, треплет ткань крыла и рвет трапецию из рук пилота. Я судорожно цепляюсь за борта «люльки», доходящие только до высоты колен. Отпустить обе руки от них одновременно, чтобы поднести фотоаппарат к глазам и навести его на цель - невозможно. Такое впечатление, что именно в этот момент налетит самый сильный порыв и вышвырнет меня за борт. Приходится все делать одной рукой и пробовать снимать «навскидку», придерживая фотокамеру коленом. И все равно – ветер норовит выдернуть ее из ладони. Мне все же удается несколько раз нажать на кнопку спуска и взвести затвор. (Принципиально снимаю «Зенитом»). Забегая вперед, скажу, - фотографии получились классные.
Делаем пару виражей над причудливыми разломами скал и разворачиваемся в сторону посадочной полосы. Встречный ветер так силен, что работающий на полную мощность двигатель, не продвигает нас к аэродрому ни на метр – мы «стоим» на месте. Инструктор поворачивает ко мне голову и, пытаясь перекричать рев потоков воздуха и мотора, кричит, что садиться будем без «движка», на планировании, и...- выключает его!
Обрушивается тишина... Она необъятна, как само вечернее небо, в котором мы висим. На западе – солнце уже коснулось нижним краем «зубчатки» гор, и на земле появляются голубовато-фиолетовые тени наступающих сумерек. Какой-то фантастический стоп-кадр...
А потом – налетает ветер! Он пытается перевернуть нас на спину, растерзать, порвать, поломать! Но, слава Богу, - со мной пилот. Заслуженный мастер спорта, многократный чемпион то-ли Мира, то-ли Европы, а может быть и того и другого вместе и по рознь. На фотографии, особенно в летном шлеме, он очень похож на всем известного политического деятеля, которого однажды «прокатили» на боевом истребителе. Показывая ее своим друзьям, я всегда говорил, с этаким безразличием в голосе, как само собой разумеющееся: - « А это мы с Владимир Владимировичем... решили над Карадагом полетать...» Долго никто не мог понять: верить мне или нет - до того похож!
С полукилометровой высоты мы несемся к земле по широкой спирали с креном на правый борт. Каждый виток добавляет скорости. Расчалки крыла - (крепящие и управляющие стальные тросы), натянутые до предела, «поют» под потоками рассекаемого ими воздуха. Земля быстро приближается. Крутое пикирование, выравнивание – и вот полоса перед носом «машины». Пилот «отдает» трапецию «от себя» и крыло, с дрожью и скрипом, принимает вес всего аппарата, гася скорость. Колеса плавно касаются полосы. Короткий пробег, разворот – и мы уже на стоянке. Все закончилось... и даже сухо... - СКАЗКА! Я бы еще полетал...

   В Феодосию мы вернулись уже затемно. Директор музея планеризма помог нам с устройством на ночлег в гостинице при железнодорожном вокзале, причем - за совершенно символическую плату.
 А на следующее утро мы двинулись на штурм Феодосийского перевала. Для Ольги – это был первый в жизни настоящий перевал, на который ей предстояло заехать на велосипеде. Перевал был взят в три приема. Непродолжительные остановки позволили ей преодолеть это препятствие «на колесах», а не на ногах. На вершине перевала, находится большая обзорная площадка, откуда открывается величественный вид на Двуякорную бухту, мыс Киик-Атлама и господствующую над всем Карадагом, гору Святая.
На сей раз не спеша, аккуратно спустившись с перевала, мы въехали в поселок им. Орджоникидзе. Достаточно быстро мне удалось найти хозяйку, которая согласилась оставить на пару суток наших «железных коней», (всего за 10 Украинских гривен), и, забрав необходимые вещи и палатку, отправились на берег моря.
«Дорога» к мысу Лагерный начинается от городского пляжа пос. Орджоникидзе. Если стоять на берегу моря, повернувшись лицом на запад, вы увидите узкую тропинку, уходящую за ближайшую горку. Вот как раз по ней... Морально-эстетическое наслаждение вам обеспечено! Надо от уровня моря подняться на высоту метров 40-а, а потом – вниз, и снова – вверх... И так несколько раз по достаточно крутым склонам. Но вид на бухту, открывающийся с господствующего перевала!... На мой взгляд, это самое красивое место в Крыму. Между прочим, Айвазовский писал свое «Утро на море», именно с этого перевала. Я уже много лет подряд, стараюсь хотя бы несколько дней проводить в этом месте. И каждый раз встречаю там знакомых людей. (Со многими мы встречаемся почти что, как родственники.) Выходит - я, отнюдь, не одинок в своей любви к лагунам у мыса Лагерный.

   Через два дня наше дальнейшее путешествие продолжилось выездом из Орджо, (так сокращенно называют в Крыму этот поселок), в пос. Планерское, (ныне – Коктебель), и далее – на Судак. Здесь я бы хотел внести небольшое уточнение. Дело в том, что маршрут от Орджо вдоль южного берега Крыма мы с Ольгой прошли дважды: в 2001 и 2002 годах, но с некоторыми отличиями. Так, если в 2001 году мы ехали до Судака через горные перевалы, то в 2002 году – свернули в Солнечную долину и добирались до Судака через мыс Меганом. В дальнейшем своем повествовании, я буду описывать маршрут с точки зрения его географических, а не календарных отличий, (как бы – по ходу движения).
 Из Орджо есть только одна дорога – на Феодосию. Через 1 км., после выезда за границы поселка, вы увидите указатель и поворот на Коктебель, до которого 15 км. Это шоссе проходит по совершенно открытой местности с постоянным превышением и через час езды по ней даже нежаркое утреннее солнце, основательно «прибивает». Видимо, дело в том, что со стороны моря возвышается 200-т метровый «хребет», закрывающий всю долину от морских бризов и создающий там определенный микроклимат. Я пытался учитывать этот фактор, но оба раза поездка до Коктебеля давалась нам достаточно тяжело. Тем, кто будет путешествовать по Крыму на велосипедах, - советую начинать движение не позже 8 часов утра и заканчивать – еще до 11, пережидая наиболее жаркое время, (до 16 часов), где-нибудь в тени, у моря. Сам поселок, на мой взгляд, ничего особенного не представляет: узкая полоска крупногалечного платного и «окультуренного» только лежаками городского пляжа, с беспорядочно натыканными на набережной мелкими палатками, изобилующими стандартным купальным ассортиментом товаров и кавказским набором плохо приготовленной еды и лиц. Дороговизна страшная - как на рынке продуктов и фруктов, так и на «рынке жилья». Плюс к этому – нескончаемые толпы народа. Такое ощущение, что попал в родную столицу. (Причем в прямом смысле: – можете встретить массу знакомых.) Я отказываюсь понимать тех, кто считает это отдыхом!
Тем, кто еще не изведал всех «прелестей» горного Крыма, скажу, что паниковать не надо. Все без исключения Крымские перевалы проходимы для велосипедов, имеющих соотношение «звезд» хотя бы 42 х 28. Включайтесь на самую мощную передачу и потихоньку крутите педали. Думаю, что медленнее 5-ти км/час вы ни на одном из подъемов ехать не будете. Ну, а если, сил совсем не останется – ступайте пешком, разница во времени будет невелика, да и ноги разомнете.

   От Коктебеля, дорога огибает весь горный массив Карадага по лесистой долине небольшой речки, постепенно «набирая высоту». После того, как она поворачивает на юго-запад, – начинается крутой подъем, доходящий, местами, до 14-16%. В 1-м километре от этого поворота, на небольшой седловине, вправо от основной дороги, в направлении поселка Наниково, отходит грунтовка. На этом небольшом пятачке, в прохладе, под густой тенью деревьев, можно устроить обеденный отдых, или просто – перевести дух. А еще через 1 километр такого же крутого подъема, начинается почти трехкилометровый «серпантин» спуска к пос. Щебетовка. (Название происходит от фамилии красноармейца, руководившего партизанским отрядом, действовавшим в этих местах в годы оккупации и погибшего при освобождении Крыма в 1944 году.)
 Полотно дороги прорезано в склонах гор, с которых часто могут сходить камнепады. (Их появление наиболее вероятно в утренние часы и сопровождается хорошо слышимым грохотом). Поэтому, рекомендую постоянно напрягать слух, и не развивать на спуске скорость более 30-35 км/час. Некоторую опасность на виражах также могут представлять натеки воды со склонов на асфальт. Будьте внимательны и помните, что спуск с горы – мероприятие намного более опасное, чем подъем на нее!
 От Щебетовки в сторону моря и поселка Курортное, проложена хорошая дорога, а на перекрестке расположены несколько магазинов, где можно пополнить запасы продовольствия. Курортное интересно тем, что во времена Советского Союза там находилась «Биостанция», где военные занимались экспериментами с различными морскими животными, используя их в качестве «боевых единиц». Сейчас – там построен дельфинарий, где дрессированные дельфины показывают цирковые представления. Для тех, кто хочет побывать в заповеднике «Карадаг» проводятся экскурсии, начинающиеся в 8 часов утра с территории «Биостанции» и рассчитанные на 4 часа. Напротив входа на «Биостанцию» построены несколько магазинов и кафе.

   Поскольку мы попали в Курортное во второй половине дня, прогулку по заповеднику пришлось отложить на следующее утро. Проблему со стоянкой нам помогли решить встреченные около парка «Биостанции» члены Московского велоклуба «Караван», любезно предложившие место рядом со своими палатками в «Лисьей бухте». (Более удобного и безопасного места – просто нет поблизости.) Она расположена в 4-х км западнее самого Курортного и является официальным нудистским пляжем Крыма. Добраться до нее можно либо по тропинке, вьющейся вдоль берега, либо - по проселочной дороге через небольшой горный перевал, заросший густым лиственным лесом. По совету «Караванщиков» мы выбрали лесную дорогу. В 1-м км от пос. Курортное, с левой стороны асфальтированной дороги, что ведет в Щебетовку, начинается грунтовка, пересекающая небольшую речку и тянущаяся через виноградники в сторону берега. Примерно через 1 км она подниматься в гору. Въехать на перевал с грузом нам не удалось. На наиболее крутых подъемах, велосипеды пришлось затаскивать руками. Горный лес достаточно живописен. Спуск с перевала к морю изобилует россыпями камней различной величины и размыт потоками воды, однако, вполне проходим. Весь путь от Курортного до «Лисьей бухты» не превышает 4,5 км. Обстановка же в самой бухте мне не понравилась. По песчаному берегу толпами бродят «обсаженные» и «обдолбанные» голые представители «поколения, которое выбирает «Пепси», и совершенно «отвязанные» «хиппари». Ходить по песку надо крайне осторожно, поскольку он просто нашпигован шприцами и иголками от них. Одним словом – сплошные «нарки». Пресной воды в самой бухте нет и за ней надо подниматься в горы, (около 3-х км), к родникам. Вода чистая, вкусная. Там же можно принять «ванну». Бодрит!
  Проведя две ночи в этом «культовом» месте, мы направились в Щебетовку, и от нее – в Судак. Через 8 км крутых подъемов по «серпантинам», с правой стороны дороги, вы увидите огромную, нависающую над полосой асфальта, «голую» скалу, (она обозначена на карте соответствующим значком), а напротив нее – небольшую обзорную площадку. С этой «точки» открывается вид на долину небольшой горной речки и поселок Солнечная Долина. От скалы начинается 800-от метровый, прямой и пологий спуск к дорожной «развилке»: направо – к перевалу «Сикор», (на Судак), а налево и вниз – в Солнечную Долину, (на жаргоне – «Солидол»). От развилки до «Сикора» – немногим более 2-х км. Для «крутых» веломанов – самое то, что надо! - (ножки «покачать»...). Менее подготовленной публике, советую проехать через «Солидол». Проведенной нами «разведкой» установлено, что от поселка Солнечная долина через села Богатовка и Миндальное до самого берега Судакской бухты – хорошая асфальтированная дорога. В конце села Богатовка, где дорога поворачивает влево, на юг, вы увидите вполне современный небольшой магазинчик, а за ним, на перпендикулярно выходящей к дороге улице, - обнаружите колодец с пресной водой. Дальше по этой же улице – еще один магазин. На карте – эта «трасса» заканчивается в 1-м км южнее села Миндальное, а дальше – она обозначена еле заметным «пунктиром». Не верьте! Это сделано специально, для «москальских» шпионов. Асфальт подходит вплотную к берегу моря, где вы найдете множество кемпингов. Мы стояли двое суток у основания мыса Рыбачий в окружении палаток таких же «передвижников». Вполне безопасно. («На Бога надейся, а велосипеды – привязывай!») У южных склонов горы Урманы-Усту, между мысами: Рыбачий, Меганом и Толстый, в разломах скал, очень неплохая «засадная» подводная охота на кефаль и ее разновидности. Глубины – от «вам по пояс будет», до 12-16 метров. В низу – сильное холодное течение. Без гидрокастюма там делать нечего. 
 

   Для тех, кто предпочитает останавливаться в «цивильных» условиях Судака, - это может обойтись в сумму от 15 «баксов» с «носа». («За Ваши деньги – исполнят любой каприз!») 
 

   В самом городе – рекомендую посмотреть «финикийскую крепость», а в ней – «камеру пыток» – «очень, грят, способствует».
Дорога, по которой мы ехали от «Солидола» к мысу Рыбачий, пересекается с шоссе из Судака. От перекрестка до города не более 4-х км. На этом побережье, также можно найти хорошие места для стоянок, в особенности – ближе к городу. После первой ночевки, мы решили побывать в «Новом Свете». На мой взгляд, ничего особенного кроме живописной природы, в этом очередном «культовом» месте нет. «Тусовка» примерно такая же, как в Коктебеле, с той лишь разницей, что здесь отдыхает больше всяких знаменитостей из «мира» театра и кино. А вот на «Грот Шаляпина», «Царский пляж» и парк на мысе Чикен - посмотреть надо обязательно. 
 

  Следующий наш дневной «переход» - от Судака до развилки дороги на село Приветное. По карте – всего 28 км, но больше половины из них – это подъемы «а ля – перевал Сикор». После перевала, расположенного в 2-х км юго-западнее села Веселое, достаточно быстро «скатываетесь» к речке Ворон, на правом берегу которой, расположен «недострой» здравниц «периода перестройки». Дорога «тянется» между этими зданиями и песчаными пляжами. В пос. Морское, вы найдете небольшой и не очень дорогой рынок, а также несколько кафешек, с полным набором всевозможных «благ» цивилизации. Сразу за рынком начинается очередной 100-а метровый набор высоты, заканчивающийся таким же крутым спуском к мосту через реку Шелен. Через 4 км, у мыса Башенный, прямо на берегу моря, расположен кемпинг, где можно остановиться для дневки. По времени – от Судака до мыса Башенный, вполне спокойно можно доехать за 3 часа с небольшими остановками. Останавливаться для дневного отдыха на мысе Башенный, я советую с его западной оконечности, непременно устраивая тент от прямых солнечных лучей.
 От мыса Башенный начинается тяжелый 2-х километровый «серпантинный» подъем на высоту 240 метров. На спуске с первого «горба» горы Большой Чобан Калле, за мостом через реку Арпат, с правой стороны, у дороги, стоит двухэтажный частный дом, (на карте имеется соответствующий знак), а напротив него, с левой стороны дороги, спускаясь к реке, через редколесье лиственных деревьев, вы найдете колодец с прекрасной водой. Не проезжайте мимо! За рекой Арпат вас ждет еще один километровый, такой же крутой подъем, ну, а потом, трехкилометровый «кайф» спуска.
 Спускаясь к развилке дорог, («Спускаясь к великой реке...»), на Приветное, вы увидите перед собой мост через небольшую горную речку, а с левой стороны дороги – несколько частных домов, в одном из которых, как мне помнится, находится магазин. На левом берегу речки, около самых опор моста, находится небольшое каменное здание, типа сарая, в котором – кран с пресной артезианской водой. При удачном стечении обстоятельств – сможете даже помыться.
 Перед самым въездом на мост, от шоссе влево, к морю, «уходит» грунтовая дорога. По ней вы доберетесь до берега, где в летнее время располагается оживленный автокемпинг, а на широком песчаном пляже есть маленький частный магазинчик. Вдоль пляжа накатана дорога, по которой мы доехали почти до самых скал, замыкающих подходы к нему с восточной стороны, и остановились там на ночлег.
Следующий день начнется для вас штурмом 390 метрового подъема на гору Стаурный-Бурну. А после - спуск в узкую долину горной речки, и, еще один такой же перевал. Отведите на этот «подвиг» не менее 2-х часов. Но зато, с последнего перевала ... Там такие «петли», такие виды!!! Нет, это вы должны увидеть сами!

   В центре поселка Рыбачье вы найдете довольно оживленный и дорогой рынок, а на берегу – большое количество ресторанчиков и кафе на любой вкус. Останавливаться здесь на длительное время – не советую из-за большого количества отдыхающих, дороговизны жилья, двух горных речек, выносящих всякую гадость на пляж, да и вообще...
 От Рыбачьего, дорога поднимается на южные склоны горы Сайнын-Бурну, и, огибая их, круто спускается в поселок Малореченское, (аналог Рыбачьего). Миновав «Малоречку», вы снова начнете подъем на очередную горку, (перепад высот около 40-а метров), и вот тут, на самой седловине, дорога поворачивает вправо и начинается длинный, пологий спуск. В этом месте нам удалось найти очень хорошее место для стоянки. Отъехав от поворота и начала спуска не более 100-а метров, - смело останавливайтесь, и переходите на левую сторону шоссе. Вы увидите наезженную дорожку с непонятным покрытием, (то-ли грунт, то-ли бетон), а в зарослях туи расположен «сортир типа ЭМ – ЖО», (это не шутка). Вот мимо этого «строения», налево и вниз по дорожке, вдоль склона, в сторону «Малоречки», - метров 100. Сами все увидите и разберетесь. С дороги стоянку обнаружить невозможно, поскольку она хорошо укрыта скатами горы и небольшой рощицей деревьев, человек не знающий ее просто не найдет. «Палаточники» отдыхают на террасах этой горы с середины 60-х годов прошлого века. Думаю, что отыщется место и для вас. Контингент – Москва и «Питер». Во время обеих наших крымских путешествий мы по несколько дней отдыхали в этом месте. Соседи, остающиеся в лагере, всегда присмотрят за вещами и техникой. На противоположной стороне дороги, метров на 100 ниже, есть заезд в небольшой пансионат, где в вечернее время работает «общественный душ» с пресной водой. В конце поселка Солнечногорское, расположенного вдоль дороги, на развилке в сторону Генеральского, есть небольшой рыночек, а чуть дальше по трассе – магазины и «общепит». (Вдоль пляжа – не менее 4-х кафе, стандартный «кавказский» набор, но обслуживание и еда – вполне приличные.) Если останавливаться в Солнечногорском на пару - тройку дней, то можно съездить в Генеральское и посмотреть на красивый водопад и реликтовый лес. Дорога туда асфальтовая, среднего качества, протяженностью около 8-ми км. Обязательно возьмите с собой «ветровки», (могут пригодиться – это все-таки, горы), и опасайтесь осыпей мелкого гравия со склонов на асфальт, при спусках на поворотах они создают боковое скольжение колес, ведущее к заносу и возможному падению.
Следующим этапом нашего путешествия был «переезд» от Солнечногорского до Алушты. Для нас он почему-то оказался самым сложным. Особенно тяжело пришлось во время подъема на гору Карасан. (В 2001 году мы по ряду причин на прогулочно-экскурсионном катере, отправлявшимся от причала Малореченского, добирались до Ялты, а оттуда, автобусом, до Севастополя.) Выехав со стоянки еще до 8-ми часов утра, в Алушту мы прибыли только к полудню.
Спустившись с пропеченных солнцем перевалов к живительной прохладе морских волн, мы пришли в неописуемый ужас от той картины, которую увидели на городских пляжах г. Алушты. Люди могли только стоять, лежать - было негде! В воде наблюдалось примерно то же самое. То, что нам «открылось» не просто напоминало, а полностью соответствовало кадрам документальных сюжетов «Клуба путешественников», («Мир - глазами Сенкевича...»), про лежбища морских котиков. И это 02 сентября, когда все мамки и детки, должны были уже уехать к месту жительства и учебы!

   На набережной свободного пространства тоже не существовало. Спешившись, и с трудом увертываясь от снующих вокруг полуголых «отдыхающих», мы двинулись вдоль набережной на юго-запад, в направлении «Рабочего уголка», разыскивая подходы к воде. Все было тщетно! Узкая прибрежная полоска галечного пляжа, на всем протяжении, оказалась захваченной «в собственность» всевозможными лечебно-профилактическими и «отдыхательными» учреждениями «самостийной» Украины. От набережной пляжи надежно отделены могучими решетками. Проход в узкие калиточки, пропускающие граждан к счастью обладания кусочком берега и воды, загораживали мясо-молочные «хохлушки», (они почему-то, как ГАИшники - ДАИшники - все на одно лицо), ревностно наблюдая за тем, чтобы никакие «москали» не просочились на охраняемую территорию. Выражение их лиц, (если оно только может быть - «выражают то лицо, чем садятся на крыльцо»), отражало абсолютную неприступность и неподкупность! Как и все «хохлы», стоящие при должности, они, естественно, хотели только одного – денег! А я, как «махровый» националист и сторонник «дружбы на расстоянии»: «умерла – так умерла!», - решил денег не давать, и мы в поисках «свободного доступа» к воде проехали вдоль набережной не мене 4-х км. В самом ее конце, перед гаражами и пирсами для хранения и ремонта прогулочных катеров и лодок, нам удалось найти такое местечко. Но пока мы туда добирались, солнышко нас все-таки «прибило»!

   Тем, кто попадет в этом месте в аналогичную ситуацию, - советую сразу, не рассуждая, двигаться до конца «окультуренной» набережной, а дальше... Дальше – вперед и только вперед! За гаражами находится 100-а метровая полоса «ничейного берега», заваленная всяким строительно-бытовым мусором, по которой, с небольшими предосторожностями, можно пробраться. (Уверяю, это стоит сделать.) В конце этой «зоны отчуждения» мы наткнулись на забор из сетки - «рабицы», в которой была прорезана дырка. (Будьте особенно внимательны при преодолении подобных препятствий, – их края очень часто смазывают какой-нибудь сильно пачкающей гадостью.) С некоторыми усилиями протащив сквозь загородку свои велосипеды, мы оказались на пустынной бетонной набережной, принадлежащей какому-то санаторию, в котором почти не было отдыхающих. Проехав до конца пляжа, мы наткнулись на закрытый шлакбаум. За ним начиналась грунтовка, поднимавшаяся куда-то в гору, а вдоль обрывистого берега – тянулась тропинка, по которой мы и поехали. Вдоль склонов горы растет отличный лиственный лес, на террасах которого располагаются на отдых «палаточники». В самом конце леса, где склон горы Каспель спускается в долину небольшой горной речки, у самого берега, находится родник с хорошей питьевой водой. А чуть дальше, при впадении этой речки в море, высится огромная пирамида санатория, недостроенного со времен «распада» Союза. Берег моря отделывался одновременно с ним и сейчас эта стройка также заброшена. На пляже, кроме огромных волнорезов и забетонированного берега – ничего нет. Людей здесь также не много. По приглашению семьи таких же «дикарей», мы поставили палатку на террасе юго-западного склона горы Каспель и отдыхали в этом очаровательном месте целую неделю, совершив два «кольцевых» выезда.

   Первая наша поездка была в Партенит. Мы решили добраться до основной трассы Алушта – Ялта по асфальтированной дороге, начинающейся от упомянутого выше «недостроя». Как выяснилось, именно на этой дороге снимался эпизод «Кавказской пленницы», где «товарищ Шурик» пытался догнать известную троицу на тележке с бочкой. Ее протяженность не более 4-х км, но «серпантин» там очень крут и утомителен. Качество покрытия вполне сносное, хотя, местами, оно может быть размыто водяными потоками со склонов. Автомобильное движение почти отсутствует.
 По основной автомобильной трассе мы без всяких затруднений добрались до поворота на Партенит. На спуске от этого поворота мне удалось развить самую большую для моего велосипеда скорость – 61,5 км/час. (60,5 км/час я ездил в Севастополе в 2001 году.) Партенит на нас не произвел большого впечатления: сплошные санатории и пансионаты с домами «отдыха». Однако для таких же, как и мы «отмороженных» любителей «дикого» отдыха, там имеется мало кому известная возможность продлить для себя это удовольствие. Выяснилось, что если подойти к лодочно-катерному пирсу, расположенному в северо-западной части городского пляжа, то вполне можно найти владельцев маломерных судов, которые согласятся за умеренную плату отвезти вас в одну из пустынных лагун горы Медведь и в оговоренный день – заберут вас обратно. Я договорился даже о хранении велосипедов, но исполнить этот план нам не удалось по причине сильного шторма, начавшегося утром следующего дня.

   Через несколько дней мы предприняли поездку в Ялту. Туда и обратно добирались на троллейбусе, конечно же, взяв с собой велосипеды. Препятствий со стороны кондуторов не было. Дорога заняла около часа. В самом городе мы побывали в Воронцовском дворце и прокатились на подвесной канатной дороге на гору Айпетри. Забавно. Но ощущения, испытанные при полете над Карадагом, были острее. Велосипеды мы оставляли в низу, договорившись с администратором подъемника. Возвращались на Ялтинский автовокзал по автомобильной трассе. Это было не очень трудно, поскольку сам город расположен на слонах окружающих его гор, образующих нечто похожее на внутреннюю часть чаши и большая часть пути шла под гору. Но вот если двигаться в обратную сторону... Когда смотришь на эти склоны и представляешь, что тебя ждет в этом случае, то рука непроизвольно тянется к затылку.

   В 2001 году нам удалось побывать в городе Герое Севастополе. Памятники «русской славы боевой» надо посмотреть обязательно, а вот отдыхать там - не понравилось. Пляжи - загаженные, море – грязное не только из-за порта и кораблей, но и по причине глинисто-песчаных берегов, постоянно размываемых прибоем. Самая дальняя «точка», до которой мы добрались, катаясь по округе – мыс Керменчик и пос. Песчаное, расположенные в южной части Каламитского залива. Проблем со стоянкой в Севастополе не было, поскольку мы остановились у моего знакомого в районе совхоза им. Софьи Перовской. Вот, пожалуй, и весь Крым, «пройденный» мной на велосипеде.

   Но как хочется вернуться туда снова! Попасть в эту СКАЗКУ, и - ехать, ехать и ехать... Снова увидеть Феодосию и Карадаг, море и горы, «пройти» Арабатскую стрелку и все Азовское побережье, надышаться цветущей тюльпанами весенней степью и хотя бы еще разочек полежать под тем самым черно-бархатным куполом неба, усыпанного мириадами звезд, слушая «Пинкфлойд»! А еще - заехать «своим ходом» на Айпетри и «полазить» по горному Крыму... и «попастись» с подводным ружьем в разломах скал и гротах мыса Тарханкут... «Так хочется, пока живешь на свете...»

   Я обязательно снова это сделаю! И буду делать до тех пор, пока способен крутить педали этой штуки на двух колесах. 
                                  

                                            «Я сюда еще вернусь, мне бы только выбрать день!»
А тем, кто здесь еще не бывал, я советую - просто приезжайте в эту СКАЗКУ под названием «КРЫМ» ... - на велосипеде!!!


Самохвалов Сергей, Мытищи - Долгопрудный руководитель велодвижения при
Клубе «СВ-Поиск» г.Москва

На сегодня всё, до скорой встречи.
ведущий рассылки: Игорь
пишите: I.fadeev@mail.ru
сайт рассылки: http://ifdv.ru заходите.
посетите форум "Ваш семейный консультант" - http://familyforum.ru/
ссылки для голосования:
рассылка: - http://www.yakatan.ru/power/concurs.php?pagetype=card&cardid=116
форум: - http://www.yakatan.ru/power/concurs.php?pagetype=card&cardid=114
сайт: - http://www.yakatan.ru/power/concurs.phppagetype=card&cardid=115

Рассылки Subscribe.Ru
Легенды Крыма
Подписаться письмом


В избранное