Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Легенды Крыма СКАЗКА про «велосипедный» Крым


                         Здравствуйте уважаемые подписчики.

  Предлагаю вам посетить Форум о туризме - http://ctolica.info/index.php . Рассказ, продолжение которого я вам сегодня предлагаю, впервые был опубликован именно на этом форуме.
Это форум для тех кто собирается отдохнуть, а  также для тех кому есть что сказать по этому поводу. Присоединяйтесь!!!
 А сегодня продолжение рассказа...

                               СКАЗКА про «велосипедный» Крым

  ... Мы остановились в небольшой лагуне, окруженной скалами. Место для ночлега я выбрал с таким расчетом, чтобы палатку и велосипеды, скованные цепью и поставленные между ее задней стенкой и отвесной скалой, не были видны с берега, а возможные подходы по кромке воды со стороны моря - хорошо просматривались.
  Для меня, как и для всех, занимающихся путешествиями, крайне остро стоит вопрос личной безопасности во время самой езды и стоянок. За 15 лет велопутешествий в моей практике негативных случаев не было. Однако…
   Отправляясь куда-либо, я стараюсь руководствоваться одним основным принципом: - «Я - нахожусь на территории, захваченной противником». (И абсолютно не важно, в каком регионе нашей Бывшей или Настоящей необъятной Родины это происходит.) Главное здесь – постараться быть как можно более незаметным для «аборигенов», (пройти маршрут «на мягких лапах»), и умело пользоваться своей мобильностью. (Увидели, что вас «срисовали» у магазина или колодца, а вам надо останавливаться неподалеку, - обманите «противника» обходным маневром, - уезжайте от точки обнаружения в ложном направлении, дайте «крюк» в пару километров и выйдите к намеченной стоянке с другого направления, или вообще - откажитесь от нее в этом месте.)
   И «с пустыми руками» вы никогда не останетесь, имея при себе обычное снаряжение. Поверьте, мало найдется желающих иметь череп, пробитый туристическим топориком, или руку, сломанную цепью для «сковывания» велосипедов. Только, при этом, ваши действия должны быть жесткими, и адекватными. Имейте в виду, что в соответствии со ст. 37 УК РФ, вы имеете право на «необходимую оборону». А в соответствии со ст. 38 того же УК – имеете право на «причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление», а также – на «причинение вреда охраняемым уголовным Законом правовым интересам в случае «крайней необходимости», - ст. 39 УК РФ. 
  

    В Крыму всегда сложно с дровами и приготовление пищи обычным, туристско-костровым способом, создает массу трудностей и отнимает много времени. Чтобы избежать этих проблем, а также в целях безопасности, (не демаскировать свое присутствие дымом), я использую известное устройство - «кемпинггаз». Практика показывает, что двух баллонов объемом 240мл., вполне хватает на неделю автономного питания с приготовлением полноценной горячей еды и чая два раза в сутки для 2-х членов экспедиции.
   Ночевка на мысе Зюк прошла без происшествий. А на следующий день мы мчались к г. Керчи все по той же каменистой дороге, только теперь она шла под гору, и нам приходилось изрядно давить на тормоза, а не на педали.
   Ограничившись осмотром древних развалин на горе Митридат, мы направились к моим друзьям в пос. Аршинцево.
Домики поселка расположены неподалеку от старинной морской крепости, закрывающей вход в порт и Керченский пролив. Она была построена графом А.В. Суворовым, когда он еще не был «Рымникским». Взять эту крепость со стороны моря, и сейчас представляется проблематичным. Даже при огневых средствах того времени ни один корабль не мог пройти в пролив мимо этой твердыни. Сейчас в крепости находятся какие-то «хохлятские» военные склады, и хорошо рассмотреть этот памятник военной истории можно только с внешней стороны во время морской прогулки. 
  

   Если идти вдоль берега от Аршинцево к крепости, то там хорошо просматриваются следы укреплений, построенных немцами после захвата Крыма в 1941 году, - так называемая «Голубая линия». Траншеи, окопы, блиндажи, огневые точки береговых батарей первой и второй линий обороны, все это просматривается и сейчас, спустя 60 лет. Хозяйка, у которой мы всегда останавливались, когда бывали в Керчи, рассказывала, что после высадки десантов - все море перед берегами поселка было черным от матросских бушлатов, всплывших на поверхность моря вместе с телами. А на самом берегу, чуть влево от ее домика, стоят два огромных валуна, у которых, фашисты расстреливали наших матросов, выбравшихся на берег. В этих камнях, на уровне груди, - полуметровые углубления, - выбоины, оставленные немецкими пулями. А в выбоинах - взору открываются вкрапления в осадочную породу валунов россыпей красного гранита. Как будто кровь русских матросов и по сей день не смыта дождями и временем.
  Переночевав в «цивильных» условиях, утром следующего дня, мы двинулись по шоссе к пос. Героевка. В сам поселок - заезжать не стали, а направились в пос. Челядиново, и уже там - спустились к морю, где неширокая песчаная коса отделяет его от озера Тобечикско. Асфальтированная дорога, (на карте обозначена грунтовка), проходит по косе и через небольшой перевал - в направлении на Заветное – Марьевка.

   У основания косы, на немноголюдном песчаном пляже, мы устроили обед с купанием и дневным отдыхом. После него, по «серпантину», набрали около 60 метров высоты, и, проехав через Заветное, направились в сторону горы Сосман, а затем - в пос. Яковенково. Асфальтовая дорога заканчивается в Челядиново и на Марьевку идет хорошо укатанная мелким гравием грунтовка. От горы Сосман в сторону пос. Яковенково, дорога асфальтовая, находится в сравнительно неплохом состоянии. В самом поселке, ели ехать по его главной улице в направлении моря, с левой стороны, в частном доме, находится магазин, в котором, можно купить практически все: начиная от мороженого и питьевой воды, и заканчивая мылом и гвоздями. (Государственные магазины, как правило, работают два дня в неделю, до обеда и ассортимент товаров в них минимальный.)
Из Яковенково, где нам удалось запастись хорошей питьевой водой, по полевой дороге мы потихоньку покатили вдоль берега моря в западном направлении. В отсутствие дождей она вполне проходима даже для гоночных «машин». Петляя через поля, и не удаляясь от берега более чем на 300-400 метров, через 4 км грунтовка плавно «скатывается» к сухому, в этот период года, руслу реки Большая Камышевка. Сам берег здесь высокий, 7-9 метров, но сложен не из ракушечника, как на большей части Керченского полуострова, а из глинистых пород, перемешанных с обломками скал и крупными камнями. Широкий пляж чистейшего яро-желтого песка отделяет «стену» берега от морских волн. На протяжении полутора десятков километров не видно ни одного человека. Только море, небо, солнце в легкой дымке, да раскаленный песок пляжа и ветер. Есть, оказывается, еще такие места! Здесь мы во второй раз за этот день искупались и немного передохнули.
   А дальше мы продвигались по тропе, вьющейся под «стенами» берега, который ближе к мысу Опук еще дальше отступает от воды и постепенно понижается. «Нижняя» тропа вдоль него становится глинисто-каменистой, ехать по ней оказалась гораздо лучше, чем по верху. Через 5 км мы добрались до самого мыса. Это еще одно СКАЗОЧНОЕ место в Крыму! 
  

   Мыс Опук представляет собой древний грязевой вулкан, типичной конической формы, (его возраст – около миллиарда лет). Как и все подобные геологические образования Крыма – он не велик: высота – 183м, а в поперечнике – около 2-х км. Нагромождение обломков скал на узком прибрежном пространстве, делают невозможным перемещение с гружеными велосипедами по берегу. На высоте около 70 метров по склону, нам удалось обнаружить вполне приличную колею, наезженную автомашинами. Однако подъем оказался достаточно крут, и велосипеды пришлось втаскивать на себе. Проехав около километра по этой дороге, мы нашли несколько съездов к воде, в небольшие, уютные бухточки, в одной из которых мы и остановились на ночлег. Подступал вечер. Место было безлюдное, подходы к нашей стоянке были значительно затруднены, и появление людей в темное время представлялось мало вероятным. Мы поставили велосипеды напротив входа в палатку, сковав их цепью.
На следующее утро наш дальнейший путь продолжился новым подъемом на тропу и поездкой по склонам Опука.
   Как оказалось, мыс обитаем. На топографической карте Крыма 200000-го масштаба, (2-х километровка), на его южном склоне, имеется соответствующий знак, обозначающий строение. Когда мы добрались туда, то с удивлением обнаружили, что это ни что иное, как «хохлятская» РЛС с работающими радарами. Дабы «самостийные» вояки не заподозрили нас в шпионаже, (а они могут!), мы кинулись прочь оттуда. Я даже отказал себе в удовольствии сфотографировать сей «объект». Косвенные признаки свидетельствовали о том, что на северном склоне Опука, должны находиться пусковые установки противозенитного ракетного комплекса. Дальнейшие исторические события полностью подтвердили мою догадку. Именно с этой «точки» был сбит пассажирский лайнер ТУ-154 с российским экипажем и израильтянами на борту. Но это случилось тремя неделями позже, когда мы были уже дома.
   Не доезжая около 1-го км до РЛС, находится родник с чистейшей и очень вкусной ключевой водой. Открыт он был в 15-м веке православным монахом и расположен рядом с «колеей», по которой мы ехали. Так что, если вам придется бывать на Опуке, - без воды не останетесь. И еще: Опук - одно из лучших мест для подводной охоты на всем крымском побережье. (Как очень большой любитель этого «безобразия», смею вас уверить в том, что подобную подводную «поляну» можно найти, пожалуй, только в разломах скал и гротах мыса Тарханкут, что северо-западнее г. Евпатории.) 
  

   От РЛС дорога поднимается вверх еще около полутора километров, после чего начинается длинный, крутой и изобилующий крупными камнями спуск. С верхней точки этого небольшого перевала открывается совершенно фантастический вид на два высохших соляных озера, (Кояшское и Узундарское), дальний план которого замыкают невысокие горы: Острая и Кончекская. А еще дальше – в голубоватой дымке, угадываются очертания Карадага.
   Только по счастливой случайности этот спуск обошелся для Ольги легкими царапинами. Миновав перевал, она «распустила» тормоза и помчалась вниз. Каково же было мое удивление, когда я перевел взгляд из-под колес велосипеда на конец спуска и обнаружил совершенно пустынную дорогу! Только подъехав вплотную, мне удалось увидеть ее. Она лежала, запутавшись в сплетениях колючек дерезы, придавленная любимым «Джиантом». Оказалось, что подвернувшийся под переднее колесо булыжник, отправил ее вместе с велосипедом в канаву, заросшую дерезой. Все оказалось целым, за исключением порванной о колючки одежды... СКАЗКА!
Спустившись к подножью Опука, мы хотели продолжить свое путешествие вдоль моря, но моя «шоссейка» зарывалась в песок узкими шинами и ее пришлось бы тащить на себе много километров. Именно по этой причине было решено направиться по проселочным дорогам до села Марьевка и дальше – до Марфовки.
   В этом месте с моим компасом начало твориться что-то очень странное: он показывал, что со стороны моря – находится север! Ориентироваться пришлось исключительно по «привязкам». 
  

   Погода к этому времени начала сильно портиться. Небо затянуло тучами, начал накрапывать дождик. Но нам сильно повезло: пока мы добирались до Марьевки, дождь только прибил пыль. А вот когда мы уже въехали в село, – он ливанул по-настоящему, и грунтовые дороги моментально стали совершенно не пригодны для передвижения. Мокрый крымский чернозем великолепно «намыливается» на шины, забивает протектор колес и другие механизмы велосипедов. Если бы он застал нас в полях «на грунте», - пришлось бы долго ждать, пока все высохнет. Дождь продолжался около 2-х часов, но когда он стал затихать, мы поехали дальше.
   От Марьевки до шоссейной трассы «Керчь-Феодосия» проложена хорошая асфальтовая дорога, по которой мы до нее и добрались. На перекрестке, где находится съезд с основной трассы в сторону пос. Новониколаевка, нас «уговорили» остановиться на «ночлег с горячей ванной» в пансионате пос. Нижнеморское. (От съезда – 20 км.) Пансионат оказался обычной гостиницей образца советских времен, «с выключателем в шкафу и шпингалетом с внешней стороны туалета». (Я не утрирую: так все и было на самом деле.) Это «удовольствие» обошлось нам, вместе с ужином в импровизированном азербайджанском кафе на берегу Азовского моря, в 25 «зеленых американских рублей».

   Начало следующего дня, было омрачено дождем, который то начинался, то прекращался, то снова поливал со всей силой. Низкие, косматые тучи, гонимые порывистым ветром с Азова, казалось, вот-вот зацепятся за верхушки деревьев. Несмотря на это, мы отправились в путь. Ближе к обеду, осадки прекратились, выглянуло солнышко. Мы ехали по «трассе» в сторону г. Феодосии. Если вы достаточно уверенно чувствуете себя на автомагистралях и в городах центральной России, то поездка по этой дороге не должна вызвать никаких затруднений. Машин на ней не много, асфальт – вполне приличного качества, а водители, если это только не «москали», ведут себя вполне адекватно
   К вечеру мы достигли села Батальное. Проехав 4 километра от него в сторону Феодосии, мы решили свернуть с шоссе в сторону черноморского берега и поискать там место для ночлега. В этом месте от основной трассы в сторону берега идет асфальтированная дорога, которая через 5 км. поворачивает на запад и через небольшой населенный пункт на самом берегу моря, обозначенный на карте, как Приморский, - снова выходит на трассу Керчь-Феодосия на северо-восточной окраине поселка городского типа с таким же названием. Подъехав к 1-му поселку, мы обнаружили, что это очередная «самостийная» воинская часть, «засекреченная» до такой степени, что когда до КПП оставалось около 100-а метров, нам уже угрожали расстрелом, если мы окажемся ближе. Сильно затрудненный в этом месте спуск к морю, боязнь появления каких-нибудь «патрулей» и очередная дождевая туча, надвигавшаяся со стороны Азова, заставили нас развернуться в сторону ПГТ Приморский. Ночлег в частом секторе обошелся нам вместе с ужином в 10 «баксов». 
  

   На следующий день мы были в Феодосии, добравшись до нее приблизительно за 1 час. Договорившись с местными «ментами» о «неусыпной» охране наших велосипедов, мы посетили галерею Айвазовского и домик Александра Грина.
 Потом я решил заглянуть в музей планеризма. Посещение этой «достопримечательности» закончилось довольно печально для наших кошельков. Они «похудели» на 50 «зеленых»: - нас все-таки «развели» на полеты над Карадагом. Надо вам сказать, что сие «мероприятие» оставило неизгладимый след в нашей памяти...

«Я сюда еще вернусь, мне бы только выбрать день!»
А тем, кто здесь еще не бывал, я советую - просто приезжайте в эту СКАЗКУ под названием «КРЫМ» ... - на велосипеде!!!


Самохвалов Сергей, Мытищи - Долгопрудный руководитель велодвижения при
Клубе «СВ-Поиск» г.Москва

На сегодня всё, до скорой встречи.
ведущий рассылки: Игорь
пишите: I.fadeev@mail.ru
сайт рассылки: http://ifdv.ru заходите.
посетите форум о туризме: http://ctolica.info/index.php


В избранное