Греция для всех. Отдых мечты! Занимательная Греция М.Гаспарова.От сочинителя.
Наткнулась на такую вот потрясающую книгу - Занимательная Греция Михаила Гаспарова.
Легкий и занимательный язык написания увлечет каждого в мир Древней
Греции, представит факты и события незабываемым приключением, увлечет
за собой в путешествие к самому зарождению европейской цивилизации.
Итак, слово автору.
Если вы, молодой читатель, перелистаете эту книгу, посмотрите
картинки, заглянете в оглавление, прочитаете по нескольку страниц там и тут, — то первым вопросом, который вы зададите, будет, наверное, такой:
«А это правда так и было?»
Я отвечу: и да, и нет.
Правда то, что были славные победы греков над персами, а потом сказочно
быстрое завоевание Востока Александром Македонским. Правда то, что
спартанцы были непобедимыми воинами, а афиняне лучше других строили
мраморные храмы и сочиняли трагедии для театра. Правда то, что в
греческом языке впервые появилось слово «философия» и что в
Александрийской библиотеке занимались почти всеми теми же науками,
какими занимаемся и мы.
Но что вокруг этих событий было столько кстати сбывавшихся предсказаний
оракулов; что все герои были героями без страха и упрека, а злодеи —
злодеями до глубины своей черной души; что все речи, которые при этом
говорились, были такими умными, краткими и складными; что все диковинки
земной природы и людских обычаев, о которых слышали древние греки, были
и вправду таковы, — за это, конечно, поручиться нельзя. Здесь много
выдумки.
Чья же это выдумка?
Выдумал это сам греческий народ. Так ведь бывает всегда: когда случится
какое-нибудь интересное событие, вести о нем передаются из уст в уста,
обрастая новыми и новыми живописными подробностями, и под конец факты
так тесно сплетаются с легендами, что ученому историку приходится много
трудиться, чтобы отделить одно от другого.
Как историки восстанавливают действительный облик событий по
противоречивым рассказам о них, — об этом можно было бы написать очень
интересно, но это уже была бы совсем другая книга. Наша же книга — о
том, каким запомнили свое прошлое сами древние греки. Можно ли судить о
человеке по тому, что он сам о себе рассказывает? Можно: даже когда он
присочиняет, мы видим, каков он есть и каким ему бы хотелось быть. Вот
так же можно судить и о целой древней культуре по ее рассказам о себе.
Все, что для нас сейчас само собой разумеется, когда-то было открыто
впервые. И то, что надо слушаться закона; и то, что параллельные Прямые
нигде не пересекаются; и то, что биение пульса в человеке — от сердца;
и то, что мысль о вещи может больше о ней сказать, чем взгляд на эту
вещь; и то, что интересные истории можно разыгрывать в лицах и тогда
это называется драма. Такие открытия порознь делались и в Вавилоне, и в
Индии, и в Китае, и в Греции. Но наша собственная цивилизация,
новоевропейская, развивалась главным образом на основе древнегреческой
(и сменившей ее древнеримской). Поэтому древнегреческие открытия ближе
нам, чем какие-нибудь иные.
Из столетия в столетие в учебниках математики переписывались почти те
же определения, какие были когда-то даны Евклидом; а поэты и художники
упоминали и изображали Зевса и Аполлона, Геракла и Ахилла, Гомера и
Анакреонта, Перикла и Александра Македонского, твердо зная, что
читатель и зритель сразу узнает эти образы. Поэтому лучше узнать
древнегреческую культуру — это значит лучше понять и Шекспира, и
Рафаэля, и Пушкина. И в конечном счете — самих себя. Потому что нельзя
ответить на вопрос: «кто мы такие?», не ответив на вопрос: «откуда мы
такие взялись?»
Впрочем, это я забегаю вперед. Потому что «познай самого себя» — это
тоже один из заветов древнегреческой цивилизации, и вы еще не раз с ним
встретитесь в этой книге. Желаю вам успеха!