DaoGeo - журнал о путешествиях по странам Азии Корейская национальная одежда
Прогуливаясь по улицам Южной Кореи можно видеть дувушек, одетых в современные джинсы, мини юбки и элегантные костюмы, из коллекции самых последних западных трендов. Однако, на фоне людей в привычной глазу европейской
одежде, ярко выделяются люди, одетые в национальную одежду ханбок или нэбок. Ханбок — это традиционная одежда, которую надевают корейцы в торжественные и праздничные дни: на свадьбы, на новый год или на день благодарения.
Женский ханбок состоит из просторной юбки, которая оборачивается вокруг тела, и жакета подобного болеро. Это носит название чхима-чогори. Юбка называется по-корейски — чхима, а жакет — чогори. Мужской ханбок состоит из короткого жакета и просторных брюк, которые по-корейски называются пачжи, и которые обязательно должны плотно прилегать к лодыжкам. Так как ханбок не имеет карманов, женщины и мужчины используют «маленькие сумочки» различных типов, так называемые чумони. В
основном «сумочки» бывают двух типов: круглые и многоугольные. Они обязательно затягиваются и украшены вышивкой. Эти украшения в виде сложных, тщательно выполненных узлов и кисточек символизировали различный статус и род носителя сего предмета.
Известно, что корейцы носили традиционную одежду, начиная с периода трёх королевств (57 г. до н.э. −668 г.н.э.). Люди королевства Когурё (37г. до н.э. — 668 н.э) носили нэбок (предмет нательного белья), защищающей людей от холода, сшитый из шкур животных. В течение правления Династии Чосон (1392 −1910 гг.) богатые люди носили тёплую одежду из хлопка, а бедные — одежду из сабачьей кожи. И только в 1960х годах Корея стала производить западный стиль одежды, известный сегодня.
Традиционный ханбок, носимый и в наши дни, шьется по образцу одежды, которая была распространена во времена династии Чосон (1392—1910), ориентированной на конфуцианство. Аристократический класс, опирающийся больше на образование и социальный статус, чем на материальные
ценности, носил ханбок ярких цветов, сшитый из простого шелка, и шелка ручной выделки в холодную погоду, а в жару — из легких, проницаемых материалов. Людям незнатного происхождения было запрещено законом отбеливать хлопок, чтобы носить одежду белого и иногда бледно-розового цвета. Поэтому они могли носить только светло-зеленый, серый или угольно-черный ханбок.
Глубокий символический смысл имеет в национальном костюме цвет. Традиционным цветом корейской одежды считается красный. И даже когда в Корее стали производить нэбоки разных цветов, красный всё же пользовался большим спросом. В Китае и Корее красный цвет всегда считался символом успеха. Люди верят, что если человек носит красную одежду в Новый год — он привлекает удачу на весь год и охраняет от злых духов, особенно если цвет совпадает с цветом животного по китайскому зодиакальному календарю.
Основных цветов, включая белый, было пять. Красной была церемониальная одежда короля и королевы, и юбки невест (с зеленой блузой). Юбки придворных дам и официальные костюмы чиновников окрашивали цветом индиго (синим), означавшим постоянство. Черный воплощал бесконечность и творческое начало, и мужские головные уборы корейцев были черными. Желтый цвет — цвет центра вселенной — символизировал короля и королеву и во время придворных церемоний был допустим исключительно для их одежд.
Существовала и другая, социальная символика цвета.
Ханбок, который одевали молодые девушки на брачную церемонию, был преимущественно красно-желтого цвета (чхима — красного цвета, чогори — желтого). После обряда венчания, когда проводился обряд поклонения «новым родителям» и во время медового месяца девушки меняли костюм, то есть чхима оставалась ярко-красной, а чогори — зеленым. На свадьбе мать жениха всегда носила одежду синего или близкого к нему цвета, а мать невесты — розового. Пурпурный цвет воротника
блузы означал, что женщина замужем, а голубые манжеты — что она имеет сына.
На сегодняшний день, девушки на церемонию помолвки надевают ханбок преимущественно розового цвета. Помимо этого также используются свадебные платья западного стиля, а также традиционные красная чхима и зеленый чогори. В остальных случаях они надевают ханбок другого цвета, или украшенный вышивкой, или с росписью (по ткани, сделанной вручную), или тканный золотом. Но при этом следует обратить внимание на то, что одежду белого цвета имеют право носить люди только пожилого возраста, или она может использоваться
лишь только как утренняя одежда (некое сравнение можно провести с нижним бельем).
В 1970х годах такой предмет одежды, как красный нэбок стал символом благодарности к родителям, появился обычай покупать тёплый набок для родителей в знак признательности после окончания учёбы и получения первой работы.
Но с быстрым экономическим ростом в Корее стали появляться квартиры с хорошим отоплением, и внезапно толстый предмет одежды набок стал одеждой старомодной отшельников. Он превратился в символ старого, повод для усмешек и юмора. Ярко красные длинные толстые одежды стали предметом осмеяния и знаком преклонного возраста, так как молодёжь всегда предпочитала выглядеть стройно и изысканно даже в холодную погоду.
Сегодняшние дизайнеры все больше и больше пытаются «оживить» ханбок и другие костюмы предков, то есть, они не только создают модные изделия с применением уникальных черт, присущих только лишь национальному костюму, но с учетом потребностей современных граждан. Так современные нэбоки соответствуют запросам нашего времени, — они помогают подчеркнуть фигуру, сделаны из экологичных материалов, сохраняющих тепло.
Сегодня корейская национальная одежда является не только символом традиции страны, она также востребована благодаря высокому качеству и удобству в других странах. Корея экспортирует свою национальную одежду по всему миру — в Нидерланды, Испанию, Америку и Африку, производя товар в соответствии с размерами и потребностями данной страны.
А зимой 2009—2010 года Корея постепенно возвращается в своему прошлому, и молодёжь больше не боится покупать нэбок, поскольку он полезен и приятен телу и помогает сохранять тепло.
по материалам: — «News Today. Korea» , — okoree.ru