Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кругосветное путешествие - это просто! Кругосветка: Бразилия-88.


Здравствуйте, Друзья!


     Представлюсь. Меня зовут Игорем Фатеевым, известным также как и "Бродячий проповедник". ("Vagrant preacher".) Мной организована эта подписка, чтобы познакомить вас с путешествием, в котором сейчас нахожусь я вместе со своей супругой.

     А начиналось все так... 23 мая 2000 года в 20-53 московского времени мы вышли на Можайское шоссе с моим желанием - объехать Земной Шар против часовой стрелки, попутно знакомясь с различными народами и людьми, их обычаями, традициями, культурой и историей.

     Последнее время мы живем в Бразилии, которую достигли спустя 17 стран и 2 лет странствий.

     Познакомиться с пройденным путем можно на моем сайте. Сразу извинюсь за то, что иногда рассылаю письма в транслитере; ввиду того, что у меня нет личного компьютера и ограничен Интернет по времени, конвертировать очень затруднительно.

     Надеюсь, что у меня получится сделать письма интересными.


Здравствуйте, все!

   В ночь на 15 июня я переночевал в храме Кришны. Джамбаван прабху (который также является участником Административного Комитета, состоящего из 8 человек) договорился о моем пребывании. Понаблюдав безразличие преданных и прихожан к жизни в храме и выслушав матаджи Ауреа (ударение на последнюю "а") я пришел к неутешительным выводам о том, что никто не заинтересован в своем духовном прогрессе; духовность большинством воспринимается как нечто поверхностное или нечто сногсшибательное. Трудиться же день и ночь для своего развития и поддержания Движения никто не заинтересован. Матаджи объяснила это тем, что мы созданы и воспитаны в материалистическом обществе, где "каждый чуствует себя богом и принимает служение от других. Зайдя в магазин, подскакивают служащие и спрашивают: "Чем можем служить вам?". Садясь в автобус, мы принимаем служение шофера и кондуктора. Положение слуги считается унизительным. Поэтому изменить эту парадигму и стать слугой всех, в том числе и Бога, очень не просто".

   В своих размышлениях, как помочь сальвадорцам выкарабкаться из этого административно-духовного кризиса, я решил написать свою статью в издаваемый матаджей журнал "Даса анудаса" ("Слуга слуги", на санскрите). В статье я процитировал 6 принципов создания и поддержания хороших отношений, которые я переписал из книги Стивена Кови "7 привычек высокоэффективных людей".

   15 числа в 20-20 я вышел из храма на автобусную остановку. На автобусе я покинул город, но несообразительный шофер высадил меня на очень неудачной автозаправке напротив супермеркадо "Макро". Плохость автозаправки была в том, что на ней не было ни одного укромного местечка, где можно расстелить спальник; в результате, начавшийся в полночь дождь заставил охрану спешно искать сухое место, как и для начальника охраны, так и для меня. В результате мы переночевали около неработающих бензоколонок. Следующее неудобство заключалось в том, что из-за ежедневных дождей земля на подходе к единственному туалету размокла, и, нежелающие пробираться через грязь, шофера загадили всю территорию вокруг. Отсутствовал душ, ресторан, из-за неисправностей сгорела проводка и царил полумрак.

   Через час поиска автостопа следующим утром я уехал на 15 километров вперед. Ситуация значительно изменилась. Хоть и было запрещено просить автостоп (по распоряжению хозяина), охранник смилостивился: "Когда я здесь, хозяин думает, что все в порядке. Поэтому веди себя естественно, и он не поймет, что ты автостопщик".

   С этого поста меня вывезла на частной машине семья эсперантистов, настаивающая, чтобы я выучил эсперанто. Они ехали до Фейра до Сантана, 100 километров вперед. Но меня высадили 20 километров не доезжая до города. И я опять в полной зависимости от Кришны. Передо мной открываются два пути в Сао Пауло: 1) через Эспирито Санто и Рио де Джанейро; 2) через Минас Жераис. Заправка, где меня высадила семья, для удобства была хорошей; ну а уехать с нее проблематично, машины ехали в противоположном направлении. Поэтому пообедав, хозяин ресторана, увидев во мне странника, сам предложил поесть, я вернулся на два километра назад, к предыдущей заправке.

   Там ситуация была иной. Чуть ли не каждая 2-3 машина ехала в Сао Пауло, но... или им запрещено перевозить пассажиров (грузовики отслеживаются спутником и при появлении пассажира [есть разные верссии: по одной, камера снимает все, что делается в кабине; по другой - невозможно открыть дверь со стороны пассажира] мотор блокируется независимо от шофера, и машина не может продолжать путь... или шофера уже едут с семьей и места для автостопщика нет.

   Так я познакомился с Эбинезио, который очень переживал о невозможности помочь; он ехал с женой и сыном. "Но скоро на этой заправке появится мой брат. Он человек хороший и обязательно тебе поможет". Лучше синица в руках... Поэтому я попросил Эбинезио, чтобы тот написал записку своему брату; что тот и сделал. На очень корявом языке, который не понятен ни мне, ни другим. Только одна фраза более-менее понятна: "Брат, помоги этому парню, ради любви к Богу".

   До приезда брата я так никуда не уехал. Записка того удивила, но без проблем он согласился мне помочь. По дороге он пояснил, что "в фирме работают восемь грузовиков, и шофер каждого из них всегда поможет автостопщику". Джэйсон, так звали шофера, рассказал, что дороги, по которым я уже проехал (из Ресифе в Салвадор), самые опасные в стране. Как-то раз по пути из Ресифе его машину уже обстреляли пятеро вооруженных автоматами людей. Когда он остановился, они забрали все деньги и уехали на мотоциклах.

   С Джэйсоном я приехал в Джекиэ (ударение на "э"), маленький городок с 200-тысячным населением. В час ночи мне деваться было некуда, поэтому шофер оплатил мне гостиницу. Самый простой номер (на самом деле, все номера были такие; но стоимость на двоих {кто-то + проститутка} - 12 риалов) стоит 7 риалов. В номере только одна кровать и вентилятор поставленный на пластиковые коробки из-под пива. Туалет с душем один на 20 номеров.

   Утром, оставив вещи в номере, я пошел искать префектуру; по словам хозяина гостиницы, там всегда помогают с билетами на автобус. Но префектура в субботу не работала. Поэтому, я пораспространял мой журнал. Получилось немного, так как люди не заинтересованы в своих отношениях с Богом. Вечером вернулся к въезду в город, около которого четыре больших автозаправки. За два дня ожидания четыре разных шофера обещали меня подвезти, но уехали тайком, даже не попрощавшись. Меня это не расстроило, так как я понимал, что Кришне лучше известно, что мне нужно.

   Когда я шел к автозаправке, то обогнал похоронную процессию. {За свое почти четырех-летнее пребывание в Бразилии это было впервые, поэтому опишу поподробней.} Впереди которой ехала легковая машина с гробом и покойником внутри. Сзади нее ехали родственники и друзья покойного. Кто-то ехал на такси, кто-то на автобусе, кто-то на личном автомобиле. Все тихо-тихо. Процессия очень медлительная, что нетрудно обогнать идя пешком. Но растянулась на два километра. Потерявшие терпение шофера, которые не имели никакого отношения к этому мероприятию, обгоняли ее проезжая по тротуару.

   В дальнейшем я встретил начальника похоронного бюро на автозаправке, где искал автостоп. Поэтому распросил его о некоторых деталях этого события и сравнил с советской традицией. "Обычно за гробом никто не идет, только едут на машинах. Но гроб могут везти и на велосипедах, как принято в некоторых местах. Музыку на похоронах не включают. Если бы я включил бы музыку, пусть даже и грустную, родственники покойного прибили бы меня на месте. Никто не плачет и не пьянствует, это делается только в те дни, когда гроб стоит в плакательном зале. 3-й, 9-й, 40-ой и другие дни, как ты описал, в Бразилии никто не празднует", - рассказал мне похоронщик.

   В тот же вечер пребывания на автозаправке я встретил еще три смерти: 1) умер известный бразильский юморист (об этом поведал телевизионный "Выпуск Новостей"); 2) умер мужчина-шофер в туалете автозаправки; 3) мимо прошла еще одна похоронная процессия. Когда умер шофер, в миг сбежалась толпа {бразилюки очень любопытны к смерти других}; все стали рассматривать и рассуждать от чего он мог умереть: от электрического шока или от сердечного приступа. Кто-то вспоминал, как он пил пиво. Кто-то усмехался: "Купил таблетки от головной боли, а умер от шока". Через пол-часа приехала скорая помощь и константировала смерть; еще час спустя приехала полиция и в течении двух часов расспрашивала свидителей; труп убрали спустя три с половиной часа. И все обо всем забыли, вернувшись к пиву и футболу.

   Покинул автозаправку в 21-30 следующего дня. Шофер, седовласый и крепкий мужик 55-60 лет, меня взял из чистого любопытства. За свою жизнь он впервые встретил русского и ему захотелось пообщаться со мной. Грузовик его также был под контролем, но его это не смущало: "Не переживай, я знаю что сказать шефу; нет никаких проблем". Но с ним я приехал в Посоес, далее грузовик ехал в сторону Рио де Джанейро, но везти меня днем шофер не хотел. Доносы перемешанные с завистью могли осложнить его работу.

   Если в Джекиэ было прохладно, то в Посоес уже было холодно. +12-+14 после жары и пронизывающий ветер загнали меня в ресторан на автозаправке. Ко мне подошел толстый мужчина и спросил, что я делаю. Я рассказал о своем путешествии. {Я всегда честно рассказываю о себе всем, поэтому мне помогают почти все: охрана, шофера, работники, начальники ресторанов...} Он попросил, чтобы я не просил автостоп в ресторане. Я послушался, поэтому по поводу автостопа стал разговаривать с шоферами вне ресторана. Подошел управляющий (поэтому я понял, что первый, увешаный золотыми цепями и одетый просто, но со вкусом, был хозяином), я показал ему все свои документы.

   Спустя 20 минут хозяин сам вышел на улицу, чтобы пригласить меня съесть плюшку и выпить стакан горячего молока. Он подарил мне бейсболку с рекламой своей автозаправки. Прибежал охранник, осмотрев всех, он обратился ко мне: "Это твои вещи около входа в ресторан?" "Да, мои", - ответил я, - "Меня зовут Игорем. Я путешественник из России". "Забирай их и немедленно покинь автозаправку!" "Почему?" "Хозяин запрещает присутствие на автозаправке любых путешественников". Тут подошел управляющий и, обняв охранника за плечи, стал говорить тому на ухо так, что было слышно всем окружающим: "Оставь парня с миром. Ему САМ ХОЗЯИН разрешил". В последствии охранник подходил ко мне несколько раз: "Гляди, новый грузовик подъехал. Ты уже говорил с шофером об автостопе?"

   Во время обеда, хозяин распорядился чтобы управляющий меня накормил. И не просто так, а до такой степени, что и пошевелиться было в тягость. Со временем я познакомился с Артуром, шофером, который уже подвозил испанца и двух кришнаитов, поэтому согласился подвезти и меня. Но только тогда, когда отремонтирует грузовик. Путь предполагался замысловатым: он вернется в Салвадор, возьмет прицеп с грузом и поедет в город 250 километрах от Бело Хоризонте. Я помог ему отремонтировать грузовик, но попутно познакомился с Джаиром, шеф которого также запрещал брать попутчиков. Но Джаир согласился меня выслушать, поэтому лаконично и много я рассказал о себе. После того, как Джаир помылся, он пригласил меня в кабину. И с ним я доехал до Дивиза Алегре - маленькой деревушки, на границе Бахии и Минас Жераис.

   Было уже темно и большой туман. На расстоянии 10-15 метров терялась всякая видимость. На автозаправке "Фрайзао", где оставался переночевать шофер, и наши пути расходились, я перенес свои вещи ближе к ресторану и в сухое место. Было ужасно холодно (около +6-+8), дул пронизывающий ветер и влажность тумана делала невозможным пребывание на улице в одной рубашке и шортах. Но как только я снял рюкзак с плеч, прибежала охрана: "Здесь запрещено находиться всем, кто не шофер!" Все мои попытки вызвать на разговор хозяина или управляющего не увенчались успехом; в 20-30 их уже не было на рабочем месте, и порядком управляла охрана. Девушка, стоящая на входе в ресторан, подробно расспросив, что я ем и что нет, принесла мне "мармитекс" (тарелку из алюминевой фольги с едой). После этого от меня потребовали, чтобы я ушел.

   К заправке на противоположной стороне дороги я подошел с хитростью. Я спрятал в придорожных кустах мой багаж, поэтому по внешнему виду стал напоминать дальнобойщика. Пришел к мастерской и распросил ее работников о том, где можно переночевать в сухом месте. Меня направили в ближайший деревенский дом. Он был заброшен, поэтому ночевка на веранде никому не помешает. Там я и переночевал, рядом с бомжом.

   Утром, на выезде из заправки, я стал вылавливать машину. Туман до невозможности ухудшил положение. Шофера замечали меня в последний момент, когда остановить машину было невозможно. Руки и ноги свело от холода. Моросящий дождик замочил рюкзак. Но у меня была уверенность, что я обязательно уеду. Так оно и случилось спустя полтора часа.

   Мне остановился грузовик, который я уже встречал на какой-то заправке в своих поисках автостопа. На лобовом стекле его было имя "Катя" - так звали жену шофера. Родриго был удивлен, встретив меня здесь. В последствии всем, кого встречал на своем пути, он рассказывал: "Я возвращался с грузом из Салвадора и встретил этого парнишку на выезде из города. Со мной был грузчик и грузовик находился под контролем спутника, поэтому автостоп я ему не мог дать. Парнишка воспринял это с удивительным спокойствием. Потом я доставил груз в Фейра до Сантана и снова встретил этого парнишку. Затем я завез груз в Виториа де Конкиста и высадил грузчика. И 100 километров спустя, я снова встретил этого парнишку. Он приехал в Дивиза Алегре раньше меня. Поэтому я захотел ему помочь. У меня нет груза и грузовик вне контроля".

   По дороге я пояснил Родриго, что моя конечная цель - Сао Пауло. "Но я туда не еду. Мне пообещали груз в Витории, поэтому я еду загружаться туда", - рассказал шофер. "Может подвезешь меня в Виторию? Если, конечно, это тебе не помешает", - осторожно спросил я. "Не помешает. Но как быть с Сао Пауло?" "В Сао Пауло я могу приехать и через Эспирито Санто; зато побываю в местах, где я еще не был". "Как хочешь... Поехали!"

   Когда мы ехали по Минас Жераис, то дорогу окружали поля с высокой высохшей травой. Иногда по пути встречались невысокие лысые горы из серого песчанника. Дорога почти вплотную подходила к ним и, когда до горы оставалось несколько сот метров, резко сворачивала в сторону. В машине я повторял молитвы, читал и спал.

   С пересечением границы со штатом Эспирито Санто (переводится как "Святой Дух"), окружающая природа изменилась. Сейчас были огороженные колючей проволокой луга с маленькими озерцами кристально-чистой воды, на которых паслись черные и белые коровы. Встречались поля сахарного тростника и сады с деревьями папайа. Спелые плоды которых усыпали всю землю. Потом появились искусственные эвкалиптовые леса, из которых выезжали машины загруженные спиленными деревьями. Иногда встречались и заповедники, и пригородные таблички предупреждали о возможном появлении диких зверей.

   За 14 часов пути (с 08-20 до 22-20) я проехал вместе с Родриго более 850 километров. В Витории он заблудился, поэтому мы два часа кружились по городу в поисках нужной автозаправки. Затем ему удалось выехать в нужном направлении, в соседний город в восьми километрах от Витории. С ним поехал и я, так как по предложению Родриго можно было переночевать в кузове его грузовика.

   Первое впечатление от Витории (переводится как "Победа") у меня осталось очень тягостное. Несмотря на красивые морские пейзажи (Виториа, как и Флорианополис и Сао Луис, находится на острове) и красивые аритектурные творения, в городе прослеживается плохо замаскированная нищета. Еще было не так поздно (всего-то 20-20), а на улицах совершенно нет прохожих; людей можно встретить только на автобусных остановках. Когда мы покинули город, то через каждые 200-300 метров появились рекламы стриптиза: "Стриптиз через каждые 15 минут с понедельника по пятницу", "Расслабься в компании прекрасных девушек", "Очаровательные девушки 24 часа каждый день" и так далее. Реклама была различной: от листов формата А4 расклееных на столбах до больших рекламных щитов 10х15 метров. Мне стало очень не по себе.

   На автозаправке я познакомился с большим и добродушным Цезарем - начальником ресторана. Он очень обрадовался моему иностранному происхождению, так как это давало ему шанс попрактиковать свой английский язык. Цезарь прожил в Соединенных Штатах пять лет, потом, соскучившись по Родине, вернулся в Бразилию. Общавшись с Цезарем, я с удивлением заметил, что мне стало легче общаться сразу на двух языках. {Ранее, чтобы понять собеседника, мне приходилось переводить с португальского на русский и обратно. И когда я встречал собеседника на другом языке, ужасно путался смешивая слова и запинаясь. Сейчас же я перестал думать по-русски, и общение на двух языках не вызывает затруднений.} Цезарь сам предложил меня накормить, поэтому я поужинал. Особого голода я не ощущал (хотя по пути ел только кусок сыра и пачку печенья), но мне захотелось отдать должное гостеприимству Цезаря.

   Переночевал в кузове, помылся и оставил вещи в транспортной конторе. Затем поехал в город. По пути движение было заблокировано, и наш автобус был последним, кто проехал данный маршрут. За прошедшую неделю торговцы наркотиками сожгли седьмой автобус, и шофера городского транспорта в знак протеста прекратили свою работу. Автобусы длинной вереницей выстроились вдоль улиц.

   Подумав, я решил попробовать попросить билет на автобус у Префектуры. Получится или нет? - меня не интересовало. С момента покидания Кампина Гранде я уже проехал 2600 километров и оставалось 1110 километров. Трудностей на оставшийся путь я не чуствовал. Но 26 июня в Сао Пауловском храме Кришны пройдет встреча лидеров по изданию и распространению книг о Кришне в Бразилии. "Если Кришне будет угодно, и вы не испытаете трудностей дав мне билет, я попаду на эту встречу; если нет, то я поеду автостопом самостоятельно", - так я пояснил свои мотивы "асистенции социал" Ане Белле. Ана Белла предложила мне пристанище, так как сейчас страна празднует неделю мигрантов (с 18 по 25 июня). Она определила меня в "Алберг мигрантов и горожан", в котором можно останавливаться на семь ночей. Вернуться повторно в алберг возможно спустя пол-года.

   Бюрократическая процедура по поселению заняла почти весь день, поэтому с городом я так и не познакомился. Зато директрисса устроила культурную программу, она сводила всех жителей алберга в "Музей Науки, Природы и Культуры". Там были аквариумы с речными и морскими обитателями; экспозиция из чучел животных, живущих в лесах; камни, которыми орудовали индейцы 5-40 тысяч лет назад; макеты основных архитектурных шедевров.

   В музее удивило следующее. Большинство водных и лесных животных - мясоеды, жизнь которых проходит в ежедневных убийствах и поеданиях иных тварей. Задолго до появления европейцев на Латинско-Американском Континенте индейцы использовали огонь для приготовления пищи; они нагревали камни и опускали их в кокосовую скорлупу, нагревая таким образом воду. Город был основан итальянскими иезуитами, которых прогнали в 19 веке и их религиозные постройки перестроили в светкие учреждения.

   Если Префектура выполнит свое обещание, то билет мне купят в пятницу, чтобы в субботу я приехал в Сао Пауло. {Все упирается в это нехитрое слово "если". Большинство "доброжелательных и искренних" бразилюк начинают свою речь с него: "Если бы не мой шеф...", "Если бы я ехал один...", "Если это было бы моим"... Кто выигрывает от этих пустых обещаний? Сами обманщики, так как они считают, что "свое лицо они сохранили", поэтому чисты перед Богом и людьми. Но у меня нет никакого желания иметь с ними серьезные отношения в дальнейшем.} В любом случае я ничего не теряю, так как моя система ценностей иная. Но порой приходится с подобными обманщиками работать ихними методами: "Се Деус кизе..." ("Если Бог захочет...")

   В алберге познакомился с мужчиной, который приехал в Виторию на немногом из пассажирских поездов, ездящих по стране. Он дал мне рассмотреть журнал, распространяемый бесплатно в поезде, поэтому я опишу немного информации об этом, почти умершем, транспорте. Поезд из Бело Хоризонте в Виториа (664 километра) едет 12-14 часов и отправляется два раза в день с той и другой стороны. {Сам пассажир проехал только от Говернадор Валадарес (325 километров) до Виториа и говорит, что проезд в вагоне 2-го класса стоит 19,80 риалов и 1-го класса - 31 риал.} Между Оуро Прето и Марианой было востановлено движение и отреставрированы четыре станции. На путь 18,7 километров было затрачено 48,5 миллиона реалов. Сейчас этот поезд "Мариа Фумаса" (паровоз, который топится углем, как в начале века) перевозит 300 пассажиров за каждый рейс. Проезд стоит 18 риалов в одну сторону и 30 риалов - туда и обратно. Отправление из Оуро Прето - 11-00 и 16-30; из Марианы 09-00 и 14-30.

   Раз разговор зашел о поездах, расскажу еще такую вещь. Из Масеио есть поезд на 30 километров. Четыре раза в день в каждую сторону по направлению к Аракужа (Сержипе). Я спросил только о стоимости проезда в город Сатуба, где пребывает лесная полиция. Оказалось, что стоимость проезда в этот городок в 20 километрах (и один час езды) всего ...0,50 риала! Для сравнения, стоимость городского автобуса - 1,60 риала.

   Игорь. Vitoria, 22/06/2006.

(c) "Бродячий проповедник"., 1990-2005

     Смиренно прошу извинить за недоработки в рассылке и на сайте. Использовать эти материалы можно по своему усмотрению, с соблюдением авторского права; а если Вы захотите выпустить книгу - спишитесь со мной и обговорите условия. Если Вы хотите задать свои вопросы (что приветствуется, мне будет интересно на них отвечать), высказать свое мнение или поделиться информацией о себе - пишите .

     P.S.: Что-то у меня не получилось с серьезной и красивой рассылкой, но все гениальное - просто, поэтому не буду переполнять жизнь ни Вам, ни себе ненужными излишествами.


В избранное