Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 972

от 12.12.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


История Древней Чехии. Вып. 20. Правление князя Бржетислава II



Правление князя Бржетислава II

Прежде чем приступить к описанию правления Бржетислава II, я расскажу одну занимательную историю о довольно крупном жулике. В 1092 году в Богемии появился некий “епископ” Роберт, который будто бы много лет управлял Шалонской епархией в Гаскони. Чехи про Гасконь возможно и слышали, но о существовании Шалонской епархии даже не подозревали.
Как, впрочем, и сами гасконцы.
Один пражский клирик рассказал, что был одновременно с этим Робертом в Иерусалиме и видел, как тот исполнял обязанности епископа. Этого оказалось достаточно для того, чтобы пражский епископ Козьма и князь Конрад I разрешили этому Роберту исполнять епископские обязанности в Богемии. “Епископ” Роберт за короткое время освятил множество церквей, в марте рукоположил несколько человек в духовный сан, а в день вечери Господней освятил елей.
Но тут вскрылась правда об этом Роберте, и богемские прелаты отправили запрос в Рим: как им быть в такой ситуации?
Папа Климент III в ответе постановил: церкви освятить заново; над лжекрещёным елеем провести обряд конфирмации; рукоположенных лжеепископом священников поставить в один ряд с теми, кого следует рукоположить.
Сам “епископ” Роберт, вероятно, успел смыться.

Козьма (Kosmas, ?-1098) – епископ Пражский с 1090 года.
Климент III (1029-1100) - в миру Гвиберт или Виберт, архиепископ Равенны; папа с 25.06.1080 по 08.09.1100; в католической церкви считается антипапой.

Бржетислав II вступил на богемский престол в Праге 14 сентября 1092 года, и эта процедура сопровождалась торжественным богослужением. Среди множества праздничных мероприятий летописец отметил роскошный трёхдневный пир, который устроил новый князь для знатных лиц и вельмож своего государства. Торжественно отметил Бржетислав II и день святого Вацлава (28 сентября), но не следует думать, что князь только праздновал. Он довольно быстро занялся государственными и церковными вопросами.

Бржетислав II Младший (Břetislav, 1058-1100) — князь Чехии (Богемии) с 1092 года.

Первым делом Бржетислав II начал войну с языческими обрядами, которые всё ещё были широко распространены в стране:
"Он изгнал из своего королевства всех вещунов, волшебников и прорицателей, а также во многих местах выкорчевал и предал огню рощи, почитавшиеся священными простым народом. Он объявил войну против суеверных обрядов, которые соблюдались крестьянами, ещё полуязычниками, по вторникам или средам на троицыной неделе, когда они, убивая животных у источников, приносили их в жертву злым духам. Он запретил погребения, совершаемые ими в лесу или в поле, и игры, которые, согласно языческому обычаю, они устраивали на перекрёстках улиц и распутьях дорог, как бы для заклинания духов, и нечестивые шутки над мёртвыми, когда, тщетно стараясь вызвать души [усопших], они надевали на лицо маски и пировали. Добрый князь [Бржетислав] уничтожил все эти гадкие обычаи и святотатственные затеи, дабы впредь им не было места в Божьем народе".


Кроме того, князь Бржетислав II запретил богослужения на славянском языке, а православных монахов из монастыря святого Прокопия на Сазаве он изгнал из страны, а на их место пригласил католических монахов из Бржевненского монастыря.

В 1093 году выяснилось, что польский князь Владислав I отказался платить ежегодную дань за Силезию. Тогда Бржетислав II вторгся с войском в Силезию и начал опустошать её.
Збигнев (1070-1112), старший сын Владислава, не смог оказать чехам серьёзного сопротивления, так что улаживать отношения с врагами пришлось Сецеху, палатину Польши, который с разрешения Владислава I согласился на уплату дани за два года и подтвердил ежегодные выплаты по 500 гривен серебром и 30 гривен золотом.
Чтобы умерить аппетиты Збигнева, Владислав I передал управление Кладской областью, составлявшей часть Силезии, под управление Болеслава.

Владислав I Герман (1043-1102) - князь Польши с 1079 года; отказался от королевского титула.
Збигнев (1070-1112) — старший сын Владислава I от Кристины Правдзивецкой; князь с 1092.
Болеслав (1086-1138) — сын Владислава I от Юдиты Чешской (1056-1086); будущий князь Болеслав III Кривоустый; князь Польши с 1102.

В 1094 году чума поразила многие германские земли, так что епископы Козьма и Андрей, посетившие сейм в Майнце, на обратном пути видели ужасные картины:
"Когда упомянутые епископы возвращались из Майнца и проходили через одну деревню под названием Амберк, они не смогли войти, чтобы послушать обедню, в приходскую церковь, расположенную за деревней, хотя она и была достаточно обширной. Весь пол церкви был устлан трупами, так что не оставалось свободного места. В городе Кагер также не нашлось дома, в котором не было бы трёх или четырёх умерших".


В том же 1094 году Бржетислав II женился на Лукарте фон Боген (Luitgarda, 1075-?), сестре графа Адальберта I фон Боген (?-1100). Жена подарила Бржетиславу II только одного сына, который тоже получил имя Бржетислав. О судьбе этого человека я расскажу чуть позже, а о жизни его матери мы и вовсе ничего достоверно не знаем. Выбирать приходится между предположениями о её смерти после рождения сына, или её смерти около 1100 года; однако существует предположение о смерти Лукарты в 1156 году. 27 сентября 1094 года пражский епископ Козьма освятил алтарь ещё недостроенной церкви святого Вита.

14 апреля 1096 года по приказу князя Бржетислава II и в присутствии пражского епископа Козьмы была освящена церковь святых мучеников Вита, Вацлава и Адальберта. Князь затем отправился в поход на Польшу, где он захватил город Брдо на реке Ниса, разграбив и разрушив его. Ниже по течению этой реки он основал город Каменец (недалеко от современного Вроцлава).

Пока князь развлекался в Польше в 1096 году, вся Европа пришла в движение: толпы людей оставили свои жилища и направились к Иерусалиму для освобождения Святой Земли из-под власти мусульман. Часть крестоносцев и паломников прошла и через чешские земли.
Саксон Анналист сообщает:
"Первыми с миром прошли через Германию, а затем через Баварию и Венгрию те, которые следовали за Петром Пустынником, численностью 15 тысяч; большинство двигалось или на судах по Дунаю, или пешком через Аламаннию; другие численностью 12 тысяч шли через Саксонию и Чехию во главе со священником Фолькмаром, а третьи во главе со священником Готшалком - через Франконию".
Аламанией (или Алеманией) в те времена часто называли герцогство Швабию.

Но движение этих плохо организованных и вооружённых толп через Европу часто сопровождалось актами насилия, особенно по отношению к евреям. Ведь целью похода провозглашалось освобождение Гроба Господня от власти неверных, а предки современных евреев распяли Христа. Погромы начались во Франции, но наибольшего размаха они достигли в Германии.
Кровавые инциденты произошли в Меце, Вормсе и Шпейере, но самым крупным и часто упоминаемым было избиение евреев в Майнце в мае 1096 года.
Руководил этой резнёй граф Эмих I фон Лейнинген, который подошёл к Майнцу с большим отрядом крестоносцев.

Саксон Анналист довольно скупо описывает данное событие:
"Они открыто заявили, что желают отомстить за Христа язычникам и евреям. Потому-то в городе Майнце и перебили тогда примерно 900 евреев, не щадя ни женщин, ни детей. Епископом города был тогда Ротард, к помощи и защите которого прибегли евреи со своими богатствами; но ни епископ, ни воины его, которых было тогда при нём очень много, не смогли ни защитить, ни вырвать евреев из рук крестоносцев, ибо, вероятнее всего, христиане не желали сражаться с христианами за евреев; когда напали на епископский двор, где те прятались, а затем ворвались также во внутренние покои этого архиепископа, все евреи, кого там нашли, были истреблены. Произошла эта резня евреев перед Воскресеньем на Троицу [18 мая], во вторник; тяжело было видеть, как из города Майнца на телегах вывозились многочисленные и огромные груды тел".
Ротард (Ruthard, ?-1109) — был архиепископом Майнца с 1089 года.

Это описание нуждается в парочке дополнений.
Во-первых, бюргеры Майнца не осмелились открыть главные ворота города, закрытые по приказу архиепископа, но впустили крестоносцев графа Эмиха через боковые ворота. Они и не собирались защищать евреев своего города.
Во-вторых, отряд вооружившихся евреев попытался организовать сопротивление на улицах города, но их было всего несколько десятков против тысячной толпы.
В-третьих, графу Эмиху I фон Лейнинген приписывают участие и в других погромах, но документальных источников его преступлений не сохранилось. Остаётся отметить, что этот граф вскоре прекратил своё движение в сторону Святой Земли, вернулся в свой замок и стал основателем уважаемого рода графов фон Лейнинген.

Прохождение крестоносцев через Богемию тоже сопровождалось актами насилия, но не столь ужасными. Летописец Козьма Пражский пишет:
"Так как [участников похода] было много и они не могли идти все вместе по одной дороге, то некоторые из них стали проходить через нашу страну; проходившие нападали на евреев и с Божьего соизволения крестили помимо их воли; тех же, которые противились, убивали. Епископ Козьма, считавший насильственное крещение противоречащим предписаниям церковных законов и движимый справедливостью, попытался воспротивиться крещению евреев помимо их воли, но тщетно, так как не оказалось никого, кто бы ему помог".
Напомню, что князь Бржетислав II в это время геройствовал в Польше.

Многие отряды крестоносцев вскоре бесславно закончили свой путь:
"...люди, следовавшие за Фолькмаром через Чехию, в стычке, возникшей возле Нитры в Венгрии, частью погибли от меча, частью были взяты в плен...
Готшалк, лжеслуга Божий, не без ущерба пройдя со своими людьми в Венгрию через восточную Баварию, начал под предлогом ложного благочестия строить на какой-то возвышенности укрепление и, разместив в нём гарнизон, опустошать окрестные венгерские земли. Когда эта [крепость] вскоре была взята местными жителями, то большинство людей было перебито и взято в плен, а остальные разбежались; сам этот наёмник, а не пастырь, также позорно бежал...
Эмико [Эмих I] со своими людьми, свирепствуя против евреев по городам Рейна, Майна и Дуная, добрался до границ Венгрии с огромным, увеличившимся за счёт лиц обоего пола войском; но крепкие гарнизоны преградили им путь в это королевство, окруженное частью болотами, частью лесами".


Вернёмся в Польшу, где Бржетислав II завершил строительство крепости Каменец. Враждебные отношения между семействами Пржемысловичей и Вршовичей были хорошо всем известны, но последние годы проходили без эксцессов, да и Мутина, сын Божея, стал видным придворным князя, а в этом походе был помощником Бржетислава II. Но перед возвращением домой князь отозвал Мутину в сторону и стал упрекать его в неуважительном отношении к своей особе, добавив:
"Если бы не моя боязнь оскорбить Бога, я, наверное, выколол бы тебе глаза, как ты этого заслуживаешь, но я не хочу этого делать, ибо великий грех уничтожать то, что создал Бог в человеке".
Тем не менее, Бржетислав II приказал арестовать Мутину, лишил его всех должностей и привилегий и в сопровождении двух стражников отправил его на родину с предписанием конфисковать всё имущество арестованного.
После возвращения с войском в Богемию Бржетислав II взялся и за других Вршовичей: он сразу же приказал арестовать Божея, двоюродного брата Мутины, вместе с женой и двумя сыновьями, посадил их на корабль и отправил их водным путём в Сербию. Имущество арестованных было, естественно, конфисковано.
Из Сербии Божей перебрался в Польшу, где его с удовольствием принял Владислав I Герман, князь Польши, а вскоре он встретился там и с Мутиной.

Дальше у Козьмы Пражского в тексте летописи получилась нестыковка. Сначала он под 1097 годом сообщает:
"Князь Бржетислав призвал к себе Олдржиха, сына Конрада, приказал его схватить и отправить под стражу в город Кладско".
Больше никаких событий под 1097 годом Козьма Пражский не упоминает, а мы можем отметить окончательное изгнание православных монахов из Сазавского монастыря.
Возможно, это просто ошибка одного из переписчиков летописи, так как развития этой записи сразу же не последовало, а к истории с моравскими князьями летописец вернулся только при описании событий 1099 года. Что же происходило в Богемии и Моравии в 1097 году точно сказать невозможно, так как нет других источников. Вот многие и начинают конструировать события, исходя из записи под 1097 годом. Тем более, что зачистку Моравии Козьма Пражский неплохо описал под 1099 годом.

История Древней Чехии. Вып. 19. Правление короля Чехии Вратислава I; правление князя Конрада I

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду

Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное