Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 1021

от 11.11.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


В.В. Маяковский: несколько зарисовок о жизни поэта и его окружения. Часть VII



Американская газета о пролетарском поэте

Когда Маяковский прибыл в США из Мексики, газета “The New York Times” в августе 1925 года опубликовала своеобразную информацию о советском поэте:
«Самый популярный поэт России, Маяковский, одновременно и самый богатый поэт — в той мере, в какой богатство позволительно на его родине... Его последняя книга принесла ему 10 тысяч долларов. Маяковский самый известный картёжник в России. Он проигрывает в карты намного больше того, что зарабатывает, и живёт на выигрыши».
Дальше говорилось, что
«пролетарский поэт предпочитает одеваться как денди и заказывает одежду у лучших портных Парижа»,
и что он
«любит комфорт и роскошь и одновременно презирает их».


Знакомство с миссис Джонс

На cocktail party у Чарлза Рехта Маяковский познакомился с Элли Зиберт-Джонс, которая сказала ему, что никогда не была на его выступлениях, но читала его стихи.
Маяковский недоверчиво ответил:
«Все красивые девушки так говорят. А когда я спрашиваю, какие стихотворения они читали, они отвечают: одно длинное и одно короткое!»
Ответ Элли поразил Маяковского:
«Я не знаю ваших коротких — кроме рекламных лозунгов».
Чарлз Рехт (1887-1965) - американский адвокат чешского происхождения; переводчик.
Елизавета Петровна Зиберт (1904-1985) - в замужестве Элли Джонс.

Уклонился от ответа

На одной из вечеринок в южном Манхеттене некая женщина спросила у Маяковского, что он думает о Сергее Есенине, который недавно побывал в США со своей женой Айседорой Дункан.
Маяковский ответил уклончиво:
«Языковой барьер не позволяет мне адекватно ответить на данный вопрос».
Сергей Александрович Есенин (1895-1924) - русский поэт.
Айседора Дункан (1877-1927) - американская танцовщица; жена Сергея Есенина 1922-1924.

Странные союзы

Несколько примеров из семейной жизни российской творческой интеллигенции двадцатых годов XX века.
Осип Мандельштам постоянно жил вместе с женой, но одновременно поддерживал очень близкие отношения с поэтессой Марией Петровых, которые Надежда Яковлевна приветствовала, видя в подобной тройственности исключительно положительные черты.
Женатый Максим Горький сначала открыто жил с актрисой Марией Андреевой, а затем — с баронессой Марией Закревской-Бенкендорф-Будберг.
На протяжении всех лет совместной жизни Николая Пунина и Анны Ахматовой они каждый вечер ужинали с первой женой Пунина.

Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) - русский поэт, переводчик, литератор.
Надежда Яковлевна Мандельштам (1899-1980) - в девичестве Хазина; лингвист, литератор, мемуарист; жена О.Э. с 1922.
Мария Сергеевна Петровых (1908-1979) - советская поэтесса и переводчица.
Алексей Максимович Пешков, псевдоним "Максим Горький" (1868-1936) - русский писатель, драматург.
Екатерина Павловна Пешкова (1876-1965) - жена Максима Горького.
Мария Фёдоровна Андреева (1868-1953) - урождённая Юрковская, в замужестве Желябужская; русская актриса; гражданская жена Горького 1904-1922.
Мария (Мура) Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг (1892-1974) - секретарь Горького 1923-1932.
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) - урождённая Горенко; русский поэт, переводчица, литературовед.
Николай Николаевич Пунин (1888-1953) - третий муж Ахматовой (гражданский брак 1922-1934); критик и историк искусства.
Анна Евгеньевна Аренс (1892-1943) - врач, первая жена Пунина.

Слабость

Даже через год после смерти Есенина Маяковский во время посещения Ленинграда попросил извозчика объехать “Англетер” стороной — он не мог видеть здание, в котором Есенин повесился.

Свободные нравы лефовцев

Когда Василий Катанян, молодой лефовец из провинциального Тифлиса, с женой Галиной в конце июля 1926 года впервые приехали в Пушкино, где отдыхали Брики и Маяковский, на них произвели сильное впечатление “нарядные, элегантные женщины и мужчины”, сидевшие на террасе.
Галина Клепацкая оставила любопытные зарисовки этого визита:
«Женщины в большинстве красивые... Приехал Кулешов с Хохловой. Лиля и Кулешов тотчас же поднялись наверх и пробыли там довольно долго. То же самое произошло, когда приехал Жемчужный с Женей. Ося с розовой от смущения и радости Женей немедленно удалились наверх. Хохлова невозмутимо беседовала с дамами на террасе, но Жемчужный, очевидно менее вышколенный, тоскливо бродил по саду в полном одиночестве. Я была несколько озадачена всем виденным и на обратном пути домой спросила Васю:
“Что же это такое?”
Вася, поразмыслив, объяснил мне, что современные люди должны быть выше ревности, что ревновать — это мещанство».
Молодой лефовец Василий Катанян и его жена Галина по-разному относились к коммунистической морали будущего, которой придерживались обитатели дачи в Пушкине.

В 1937 году Василий Катанян разведётся с Галиной и свяжет свою жизнь с Лилей Брик.
Василий Абгарович Катанян (1902-1980) - литературовед, писатель.
Галина Дмитриевна Клепацкая-Катанян (1904-1991) - вторая жена Катаняна 1922-1936.
Лев Владимирович Кулешов (1899-1970) - кинорежиссёр, актёр и сценарист.
Александра Сергеевна Хохлова (1897-1985) - урождённая Боткина, по первому мужу Хохлова, жена Кулешова; киноактриса, кинорежиссёр, сценаристка.
Виталий Леонидович Жемчужный (1898-1966) - кинорежиссёр и сценарист.
Евгения (Женя) Гавриловна Соколова-Жемчужная (1900-1982) - библиотекарь; жена Осипа Брика с 1925.

Чудо для Осипа

В начале 1925 года на съёмках фильма по своему сценарию Осип Брик познакомился с Женей, Евгенией Гавриловной Соколовой-Жемчужной, которая в то время была женой режиссёра В.Л. жемчужного. Между ними буквально проскочила какая-то искра, совершившая настоящее чудо.
Женя довольно скоро отдалась Осе, которого все уже давно считали полным импотентом, и ей удалось сделать то, что не смогла сделать Лиля брик за все годы их брака - она разбудила чувственность Осипа и сделала его полноценным мужчиной.
Первое время Женя не оставляла и мужа, но так долго продолжаться не могло и вскоре они официально стали мужем и женой.
Женя была простой библиотекаршей, симпатичной, но совсем неэлегантной женщиной, и такой оборот событий очень сильно уязвил Лилю, которая в раздражении часто повторяла:
«Не понимаю, о чём он с ней может говорить?»
А Осипу, оказывается, нужны были совсем не разговоры.
К двадцатилетию знакомства с Женей, незадолго до своей смерти, Осип Брик написал стихотворение, в котором говорил, что если бы он верил в Бога, то он упал бы перед ним на колени за то, что их пути с Женей пересеклись.

Общность лефовцев

Лефовская группа была очень современно-авангардистской и довольно сплочённой.
Лиля Брик, правда уже позднее, записала в своём дневнике о лефовцах:
«Кроме них, я почти не знала людей, с остальными я встречалась в трамвае, в театре. А лефовцы выросли на глазах друг у друга. Леф рос, ещё не называя себя Лефом, с 15-го года, с “Облака в штанах”, с Володиных выступлений, через “комфут”, через “Искусство коммуны”... Это было содружество одинаково мыслящих советских (sic!) людей».
Лефовцы постоянно общались друг с другом, и если не обсуждали вопросы литературы и искусства, то играли, чаще всего в карты.
Варвара Степанова, жена художника Александра Родченко, писала в дневнике:
«Маджонг занимает одно из главных мест среди лефовских развлечений. Играют все. Разделяются на игроков азартных — Володя, Коля, Лиля — и классических — Витя, Ося, я, Лёва. Родченко особый игрок — индивидуальный. Играют ночами до 6–7 утра. Иногда по 17 часов подряд».
Лиля Брик тоже писала о том, что лефовцы играют ночи напролёт.

Александр Михайлович Родченко (1891-1956) - художник, скульптор, фотограф.
Варвара Фёдоровна Степанова (1894-1958) - художница.
Коля - Николай Николаевич Асеев (1889-1963) - поэт, переводчик, сценарист.
Лёва - Л.В. Кулешов.
Витя - Виктор Борисович Шкловский (1893-1984) - писатель, литературовед, критик.

Критика Лефа и позиция Пастернака

После выхода первого номера журнала “Новый Леф” в январе 1927 года на лефовцев обрушился с критикой главный редактор “Нового мира” Вячеслав Полонский:
«Пролетариату не нужны люди, которые готовы писать то, что хочет пролетариат, и так, как он хочет, — остающиеся в то же время чуждыми пролетариату социально, психологически, идеологически».
Среди подобных писателей Полонский называл Маяковского, Асеева и других лефовцев.
Пастернак же, по мнению Полонского, старается серьёзно понять процессы, происходящие в СССР, хотя он и был среди авторов первого номера “Нового Лефа”. Полонский считал, что Пастернак никогда не был футуристом и тем более не является им сейчас.
Лефовцы резко ответили Полонскому, но Пастернак принял сторону Полонского и в июне 1927 года покинул Леф, а позднее написал, что Леф
«удручал и отталкивал... своей избыточной советскостью... склонностью к буйствам с официальным мандатом на буйство в руках».
Маяковский летом 1927 года при встрече сказал Пастернаку:
«Мы действительно разные — вы любите молнию в небе, а я в электрическом утюге».
Вячеслав Павлович Полонский (1886—1932) — настоящая фамилия Гусин; критик, редактор, журналист, историк.

Исписался?

Зимой 1926 года Бенедикт Лившиц писал Давиду Бурлюку в США:
«О Маяковском с 1922 года никто всерьёз и не говорит “кроме, как в Моссельпроме”, между тем как вещи Пастернака, ещё не успев появиться в печати, ходят в списках по рукам».
Бенедикт Константинович (Нахманович) Лившиц (1887-1938) – русский поэт и переводчик.

Вопрос в упор

Очевидно до Маяковского дошли отголоски подобных разговоров.
Когда весной 1927 года Маяковский был в Париже, к нему рано утром в номер отеля “Istria” пришёл Илья Эренбург, который очутился в странной атмосфере. Мрачный Маяковский курил в номере, а его постель была не тронута. Значит поэт бодрствовал всю ночь.
Проигнорировав приветствие гостя, Маяковский спросил:
«Вы тоже думаете, что я раньше писал лучше?»
Илья Григорьевич Эренбург (1891-1967) - писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик.

Встреча в казино

Однажды в 1928 году Маяковский в казино Монте-Карло проиграл все свои деньги. Все, до последнего сантима, у него не осталось даже на еду.
На своё счастье он встретил художника Юрия Анненкова, своего старого приятеля, и разжился у последнего некоторой суммой денег. Потом они разговорились.
Анненков уже несколько лет жил во Франции, и когда Маяковский спросил его о том, когда тот думает возвращаться в Россию, художник ответил, что даже не задумывается об этом, так как хочет оставаться художником.
Далее приведу отрывок из воспоминаний Анненкова:
«Маяковский хлопнул меня по плечу и, сразу помрачнев, произнёс хриплым голосом:
“А я — возвращаюсь... так как я уже перестал быть поэтом”».
Потом Маяковский зарыдал и прошептал:
“Теперь я... чиновник”».
Юрий Павлович Анненков (1889-1974) - художник, график, писатель.

В.В. Маяковский: несколько зарисовок о жизни поэта и его окружения. Часть VI

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное