Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 674

от 02.09.2012 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Активные игры и игровые развлечения в античном мире. Часть II (окончание)



Античные шашки

Я уже говорил о том, что игру в кости изобрёл Паламед. Ему же приписывается изобретение игры, похожей на шашки, один из вариантов которой назывался “полис”. Игроки ходили по очереди, а цель игры заключалась в том, чтобы запереть шашки соперника, то есть не дать ему возможности ходить. Шашка противника, оказавшаяся между двумя вражескими шашками, снималась с доски. На одной из древних амфор сохранилось изображение Ахилла и Аякса, играющих в подобные шашки.
В Риме существовали две разновидности похожих игр. В одной игроки ходили по очереди по оговорённым правилам, а в другой вид хода зависел от количества очков, выброшенных костями.
Апион Александрийский, историк и ритор I века, рассказал о том, какой игрой развлекались женихи Пенелопы:
"Женихи, которых было сто восемь человек, расставляли шашки числом, равным числу женихов, в два ряда напротив друг друга. Следовательно, в каждом ряду получалось по пятьдесят четыре шашки. Между двумя этими рядами оставалось небольшое пространство; на его середине клали одну шашку, которую они называли Пенелопой. Она представляла собой цель, в которую нужно было попасть другой шашкой. После этого они бросали жребий, и вытащивший его целил в Пенелопу. Если кто-то попадал и продвигал её вперед, то ставил свою шашку на место, которое она занимала прежде и с которого была вытолкнута. Затем, поставив Пенелопу на следующую позицию, он пытался попасть ею в свою шашку. Если это ему удавалось сделать, не задев ни одной чужой шашки, он выигрывал и получал большие шансы на хозяйку. И Эвримах, одержавший в этой игре более всего побед, с большой уверенностью надеялся на брак".
Апион далее отмечает, что от такого пустого времяпровождения руки женихов ослабели, и никто из них не смог в нужный момент натянуть лук вернувшегося Одиссея.

Петушиные бои

пользовались огромной популярностью во всей Греции, однако этот вид азартных развлечений поощрялся законами полисов. Дело в том, что на примере петухов молодые люди должны были учиться сражаться до последнего дыхания, а на ставки зрителей власти в этом случае закрывали глаза, хотя они часто достигали внушительных размеров.
Многие греки начинали воспитывать и обучать петухов с юного возраста, а уж о мужчинах и говорить нечего. Больше всего славились за воинственность петухи с Родоса и из Танагры, что в Беотии. Этих птиц для поддержания боевого духа подкармливали луком и чесноком.
Перед боем петухов ставили на специальную платформу или стол с приподнятыми краями, а на шпоры им надевали бронзовые наконечники.
Для птичьих боев греки также использовали самцов перепёлок и куропаток.
Победитель получал в награду побеждённую птицу или заранее оговорённую сумму денег.

Игры с мячами

Перейдём теперь к одним из самых популярных и древних развлечений в античном мире – к играм с мячом. Ещё Гомер в “Одиссее” рассказывал о том, что Навсикая со служанками, натеревшись маслом, играли в какую-то игру с мячом. У Аполлония Родосского (295-247) в его “Аргонавтике” нереиды резвились, играя с мячом и не давая ему упасть на песок. К сожалению, эти авторы не дали подробных описаний подобных игр, считая их общеизвестными.
Во многих гимнасиях были специальные помещения, в которых тренеры прививали учащимся навыки игр с мячом. Да и большинство врачей, в том числе и Клавдий Гален, рекомендовали всем для укрепления здоровья игры с мячом на открытом воздухе.
Мячи для игр обычно делались из кожи и набивались какими-нибудь лёгкими веществами, но часто использовались и надувные мячи. Судя по сохранившимся изображениям, размеры мячей сильно варьировались.

Игры для двоих

Существовали игры с мячом для двоих участников. В одной из таких игр первый участник бросал мяч почти горизонтально, но так, чтобы он сделал несколько отскоков от земли, а второй игрок должен был отбить мяч ладонью обратно.
И в “уранию” играли маленьким мячиком двое участников. Один из них кидал мяч как можно выше, а второй должен был поймать этот мячик. Описание этой игры мы найдём у Гомера:
"Мяч разноцветный, для них рукодельным Полибием сшитый,
Взяв, Лаодант с молодым Галионтом на ровную площадь
Вышли; закинувши голову, мяч к облакам тёмно-светлым
Бросил один; а другой разбежался и, прянув высоко,
Мяч на лету подхватил, до земли не коснувшись ногами".


Переходя к описанию командных игр в мяч, следует иметь в виду, что не сохранилось ни одного подробного описания какой-либо игры. Сохранились лишь краткие упоминания о них, да редкие изображения. Из таких осколков и приходится восстанавливать суть игры. Мы не всегда можем с точностью указать, каким мячом играли в ту или иную игру: большим или маленьким, набитым песком, перьями или надувным.

Эпискирос

Эта командная игра в мяч была придумана в Спарте, а потом распространилась по всей Греции. Играли две команды равного состава на площадке, разделённой пополам средней линией, скиросом. На равном расстоянии от скироса проводились две линии, за которые игроки команд не имели права переступать. Начинающие игру брали в руки мяч, лежавший на скиросе, и бросали его вперёд как можно дальше. Защищающиеся должны были поймать мяч и отбросить его обратно, стараясь не переступить границ площадки. Целью игры было вытеснить команду соперника с площадки. Мяч был набивной.
Краткое описание игры в мяч находим у Поллукса:
"Играющие разделяются на два лагеря, посредине проводят осколком камня черту и на неё кладут мяч. Позади каждого лагеря проводят две других черты. Схвативший мяч бросает его через головы игроков противного лагеря, которые стремятся поймать его и кинуть обратно. Игра продолжается до тех пор, пока одной из партий не удастся отбросить другую за дальнюю черту".

Другие авторы добавляют важные подробности игры.
Вначале обе команды собирались возле дальней черты и по сигналу бросались к лежащему на скиросе мячу, при этом возникала жёсткая борьба, так как блокировка разрешалась правилами. Схвативший мяч бросал его изо всех сил вперёд, а противники старались помешать ему и отбросить мяч назад. Мяч можно было отбивать на лету, ловить и бросать руками, или бить по нему ногами. Каждая команда двигалась то назад, то вперёд до тех пор, пока не вытесняла соперников с мячом за линию.
Такая игра требовала определённых навыков, ловкости и силы. Перед началом состязания все игроки раздевались и натирали свои тела маслом, чтобы их было труднее захватить и удержать.

Фенинда

была неким развитием предыдущей игры и получила распространение по всей Греции, а затем её под названием “гарпаст” переняли и римляне. Поллукс считал, что игра “гарпаст” подобна фенинде, но не тождественна ей, Афиней же полагал, что это одна и та же игра, а слово “гарпастум” относится только к мячу, ссылаясь при этом на следующие строки Марциала (40-104):
"Борешься ль ты, умастя себя липкою мазью, иль тёплый
Ловишь рукою тригон, иль запылённый гарпаст,
Или же в мяч, не тугой и лёгкий как пух ты играешь..."
Пользуясь тем, что эти игры схожи, перейдём к описаниям моментов игры фенинда.
Для начала приведу отрывок из книги Поля Гиро (1850-1907) “Частная и общественная жизнь греков”, где он даёт свою реконструкцию этой древней игры:
"Разновидностью игры в мяч была так называемая фенинда. Тут лагерь, который должен был бросать мяч с определённого места, стремился забросить его как можно дальше от этого пункта; противный лагерь, наоборот, отбивает его так, чтобы он упал возможно ближе к месту своего первоначального нахождения. Если брошенный мяч не был отбит до падения на землю или после первого удара его о землю, игра приостанавливалась; отмечалось то место, куда упал мяч, и лагери играющих менялись местами. Теперь с того же места бросал мяч противный лагерь, стараясь, чтобы он упал дальше отмеченного места.
Таким образом, в первой игре [эпискиросе] предельные границы были определены и известны заранее; в фенинде же они менялись в зависимости от ударов противников".
Мне неизвестно, на основании каких источников Гиро сделал такую реконструкцию.
В схолиях к сочинениям Климента Александрийского (150-215) есть такой фрагмент, относящийся к фенинде:
"Игрок держит мяч; затем, делая вид, [что посылает мяч] кому-то из игроков, посылает его другому. И название игры происходит либо от имени её изобретателя Фенида, либо от глагола "обманывать" — ведь тот, кто сделал вид, что [посылает мяч] одному, а сам отправляет его другому, действительно обманывает".
Другой переводчик толкует это греческое слово как “грабёж” или “то, что хватают (похищают)”.
Фенинда была тяжелой и изнуряющей игрой ещё и потому, что игроки там часто применяли болевые приёмы и даже крутили противникам шеи. У греческого комедиографа Антифана (408-334) сохранился такой фрагмент:
"Ой-ой! Какая боль! Свернули шею мне!"
Описание самой игры и поведение зрителей выглядят у Антифана вполне современно:
"С весёлым смехом он проворно мяч схватил,
Своим отдал, от этих ускользнул легко,
Того с пути отбросил, а того - поднял.
Все заревели: “Дальше! Рядом с ним! Закинь!
Над головою! Низом! Верхом! Подойди!
Отдай в борьбу!”"

Греческий комедиограф III века до Р.Х. Дамоксен сообщает, что игроки в фенинду уделяли большое значение и красоте своих движений, а зрители очень высоко ценили такое мастерство:
"Парнишка там играл; сейчас мне кажется,
Он был годков шестнадцати-семнадцати,
Кеосец, без сомненья: боги создали
Тот остров. Он разок взглянул на зрителей
И начал: получал ли мяч он, отдавал -
Все хором мы кричали: “Браво! Молодец!
Краса движений! Что за скромность! Мастерски!”
Что б он ни делал, что ни говорил, - друзья, -
Казался чудом красоты! Не слышал я
И не видал ещё подобной прелести.
Меня б удар хватил, когда б чуть дольше там
Остался. Я и так немного сам не свой".

С большим удовольствием играли в мяч македонский царь Антигон II Гонат (320-239, царь с 283) и его друг философ Ктесибий Халкидский, так что придворным Антигона часто приходилось раздеваться, чтобы поиграть со своим повелителем.
Сохранились какие-то указания на то, что с мячом дружили даже Александр Македонский и Юлий Цезарь.

Тригон

Возвращаясь к Марциалу, отметим, что тригоном назывался лёгкий мяч, который должны были перекидывать друг другу три игрока. Перекидывать мяч можно было только левой рукой или локтём.

Стоит сказать, что в античном мире существовало большое разнообразие мячей и видов игр с ними. Мячи были большие и маленькие, тяжёлые (набитые песком) или надувные, их набивали перьями. Существовала игра, когда привязанный к потолку большой мяч, лёгкий или надувной, спускали до высоты примерно в один метр, и его надо было раскрутить как можно сильнее с помощью рук или груди и головы, а, может быть, и ног.

Активные игры и игровые развлечения в античном мире. Часть I

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду

Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2012
abhoc@abhoc.com

В избранное