Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 523

от 14.06.2009 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Римская администрация периода Республики. Часть XVI. Цензоры



Одними из высших и уважаемых магистратов в Риме были цензоры (их должность называлась цензура), которых обычно было двое, и они по давнему обычаю выбирались из бывших консулов. С 443 г. до Р.Х. два цензора выбирались каждые пять лет, но свои должностные обязанности они выполняли в течение 18 месяцев.

Такой исключительный срок полномочий цензоров был вызван тем, что по закону ценз должен был проводиться в Республике раз в пять лет, и теоретически цензора могли занимать свою должность весь пятилетний срок. Однако уже в 433 году время проведения ценза, а соответственно и срок полномочий цензоров, был ограничен 18 месяцами. Поэтому никакой преемственности при выборе цензоров быть не могло, ведь когда выбирали новых цензоров, старых уже давно не было.

Главной задачей цензоров, как это следует из их названия, было проведение ценза, то есть перепись всех граждан Рима и оценка их имущества. Первый ценз был проведен пятым царем Рима Сервием Туллием, а после изгнания царей эту обязанность взяли на себя консулы.

Сенат очень быстро осознал, что власть консулов может стать практически неограниченной из-за того, что консулы в финансовых вопросах были независимы от сената и самовластно распоряжались финансами республики, но до введения института военных трибунов с консульской властью (которую могли занимать и плебеи) добиться каких-либо существенных перемен не удавалось.

Только боязнь того, что управление финансами государства может попасть в руки плебеев, позволило в 443 году ввести цензорскую магистратуру и передать таким образом распоряжение финансами в руки сената, используя возможности новой магистратуры. Добиваясь этой цели, патриции даже позволили цензорам очищать и пополнять сенат новыми членами.

Хотя первоначально функцией цензоров было проведение собственно ценза, но обладание этой властью постепенно начало обрастать новыми функциями и обязанностями. Эти обязанности можно разделить на три группы: ценз, то есть перепись граждан и их собственности (включая пересмотр списка сенаторов); надзор над нравами и управление государственными финансами.

Созданная как исключительно патрицианская цензорская магистратура такой и оставалась до 351 года, когда первым плебейским цензором стал Гай Марций Рутил. Вскоре после этого в 339 году закон Публилия постановил, что один из цензоров обязан быть плебеем, но ограничивал их право на проведение люстра – торжественного богослужения и очищения римского народа после завершения очередного ценза. Это право плебеи получили в 280 году. А в 131 году даже оба цензора были плебеями, но это был исключительный случай.

Так как ранее ценз совершали два консула, то и цензоров стало двое, и решение по каждому вопросу должно было приниматься при согласии обоих цензоров. Вначале предполагалось, что в случае смерти одного из цензоров эта магистратура будет замещаться путем выборов, как это делалось в отношении консулов. Это и произошло один раз, в 393 году, но произошедший тогда захват Рима галлами побудил суеверных римлян изменить закон. С этого года коллега умершего цензора должен был добровольно сложить свои полномочия, и проводились выборы новых цензоров.

Выборы цензоров проводились в центуриатных комициях под руководством одного из консулов, только что вступивших в свою должность. Обоих цензоров следовало избрать в один день, и если голосование по кандидатуре второго цензора не было закончено в тот же день, то результаты голосования отменялись, и необходимо было провести новые выборы.

Ауспиции, проводимые при выборах цензоров, отличались от ауспиций при выборе консулов и преторов, поэтому цензоры не считались коллегами этих высших магистратов, хотя сами они также имели право проведения высших ауспиций.

Согласно римскому обычаю (соответствующего закона не было) цензором мог стать только бывший консул, хотя нам известно и несколько исключений из этого правила. Также предполагалось, что на должность цензора нельзя избирать во второй раз. И когда в 265 году Гай Марций Рутил [не путать с первым плебейским цензором] был вторично избран цензором, он сразу же внес закон, что никто не может быть избран на должность цензора вторично. За это он и получил прозвище "Цензорин".

Цензоры получали свои полномочия путем принятия центуриатного закона, в отличие от прочих магистратов. Они не обладали империем и, соответственно, у них не было ликторов, но власть цензоров была окружена наивысшим почетом в республике и пользовалась наибольшим уважением; это была святая магистратура, sanctus magistratus.

Цензоры не несли никакой ответственности за исполнение своих функций ни перед кем в Республике, включая народных трибунов. А осуществляя свои полномочия при контроле над нравами граждан, цензоры руководствовались исключительно собственным представлением о долге. Цензоры имели курульное кресло и, по сообщению Полибия, они носили особую пурпурную тогу, какой больше ни у кого из магистратов не было. Более поздние авторы, такие как Афиней и Зонара, опровергают это сообщение Полибия, но они никогда живого цензора уже не видели.

Цензорская магистратура с различными перерывами просуществовала до 22 года до Р.Х., когда Август назначил последних цензоров. Впоследствии их функции осуществляли сами императоры.

Перечень полномочий цензоров можно найти у Цицерона:
"Цензоры да исчисляют народ по возрастам и составляют списки потомства, челяди и имущества. Да ведают они городскими храмами, дорогами, водопроводами, эрарием, поступлением дани. Да распределяют они народ по трибам, делят население по имуществу, возрастам и сословиям, назначают юношество в конницу и пехоту, запрещают оставаться безбрачными, надзирают за нравами народа, не оставляют в сенате опозорившихся людей".
Отталкиваясь от этого перечня, мы и рассмотрим основные функции цензоров.

Главной обязанностью цензоров было проведение ценза, то есть проверка старых и составление новых списков римских граждан и их имущества. Ценз всегда происходил на Марсовом поле или в построенном рядом с ним здании, называвшемся Villa Publica. Целью этого мероприятия было выявление всех лиц, пригодных к военной службе, и установление имущества, которое могло быть обложено налогом. Архив цензоров хранился в расположенном невдалеке здании, называвшемся atrium libertatis.

Как проходил ценз? После совершения положенных ауспиций общественный глашатай призывал всех граждан Рима явиться к цензорам. Ценз проводился по трибам, отдельно по каждой из существующих триб. Преторы, трибуны и кураторы триб должны были оказывать цензорам всяческое содействие при проведении ценза.

Ценз состоял главным образом в проверке и пересмотре списков предыдущего ценза. Цензоры при этой процедуре восседали на курульных креслах, а каждый глава семейства должен был лично предстать перед ними и дать отчет по форме, которая устанавливалась особым эдиктом цензора. Вначале вызывались те имена, которые считались наиболее благоприятными, например, Валерий.

Прежде всего, гражданин под присягой должен был назвать свое полное имя, имя своего отца, а если он был вольноотпущенником, то имя своего патрона, а также указать свой возраст. Если гражданин был женат, то он должен был назвать имя своей жены, а также количество, имена и возраст детей, если они были.

Затем гражданин должен был дать отчет о своем имуществе в той мере, в которой оно подлежало цензу. Первоначально это была общая оценка всего имущества гражданина, но очень скоро граждане стали давать подробную оценку каждой категории собственности. Определенных установлений для проведения ценза не было, так что он проводился по усмотрению цензоров, но очень скоро были выработаны некие правила, перечислявшие виды имущества, подлежащие цензу и способы его оценки.

Наиболее важной статьей ценза, являлась, конечно, земля. Гражданин должен был точно указать название, расположение и величину своих участков, подробно указав какие части земли отведены под пахоту, оливковые рощи, виноградники, луга и пр., дав свою оценку этой описанной земли.
Другой важной статьей ценза были рабы и скот.
Цензоры также могли потребовать отчет о таких предметах, которые обычно в ценз не включались, в первую очередь об украшениях, повозках и одежде.

Цензоры могли скорректировать объявленную стоимость имущества гражданина. Обычно налог составлял одну тысячную стоимости имущества, внесенного в списки цензоров, но он мог быть увеличен в некоторых случаях, и однажды даже составил восемь тысячных.

Уважительными причинами для неявки к цензорам служили служба в действующей армии, поездка по государственным делам или тяжелая болезнь гражданина. Гражданин, уклонившийся от переписи без уважительных причин, мог быть подвергнут по представлению цензоров очень строгому наказанию. В древние времена такого гражданина могли продать в рабство или даже казнить, но очень скоро дело свелось к значительному повышению цензорами оценки имущества неявившегося гражданина, что автоматически увеличивало сумму уплачиваемого налога.

Позднее, отсутствовавший гражданин мог поручить представлять себя и свое имущество во время ценза другому гражданину, и таким образом происходила его регистрация и включение в цензорские списки.

Незамужних женщин и несовершеннолетних сирот во время ценза представляли их опекуны. Имена таких лиц вносились в отдельные списки и при подсчете общего количества граждан не учитывались.

Получив информацию обо всех гражданах, цензоры составляли новые списки всех триб. Так как положение каждого гражданина в республике определялось величиной (стоимостью) его имущества, то на основании новых списков уточнялись списки центурий и классов.

Затем цензоры производили смотр всех всадников с общественными конями и добавляли в списки или исключали из них тех, кого считали нужным.
Затем цензоры корректировали списки сенаторов, включая в них достойных граждан и исключая тех, кто запятнал себя какими-либо проступками или не соответствовал имущественному цензу сенатора. Цензоры, однако, могли обойтись и вынесением замечания провинившимся сенаторам и всадникам.
Цензоры не были обязаны объяснять свои решения, но часто они комментировали кандидатуры исключаемых сенаторов и всадников.

После составления всех списков подсчитывалось общее количество граждан и оглашался итог.

Римская администрация периода Республики. Часть XV. Преторы

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Внимание! На сайте WWW.ABHOC.COM теперь выпуски появляются раньше, чем выходит рассылка.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду

©Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2009
abhoc@abhoc.com

В избранное