Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец
Френсис Дрейк: золотой бег вокруг шарика, или удар в подбрюшье Испании. Часть III
22 августа 1578 года Дрейк стал на якорь у входа в Магелланов пролив и только на следующий день с попутным ветром вошел в него.
Широко распространено ошибочное представление о том, что Дрейк был вторым человеком, который прошел Магеллановым проливом в Тихий океан. На самом деле это не так. До него это сделали еще Гарсиа де Лойаса в 1526 году и Франциско де Камарго в 1540 году, но эти капитаны не совершили кругосветного плавания.
Дрейк же стал вторым человеком в истории, после Эль Кано (1486-1526), которому удалось обогнуть наш шарик. Именно Эль Кано сознательно повернул на запад и замкнул, таким образом, кругосвет; а Магеллан, достигнув Островов Пряностей, собирался повернуть на восток и вернуться домой уже пройденным путем – он очень опасался попасть в руки португальцев. А Эль Кано – рискнул!
Но я опять немного отвлекся.
24 августа Дрейк остановился на два дня у трех небольших островов в северной части пролива. Самый большой остров Дрейк назвал в честь королевы Елизаветы, а два других острова были названы в честь св. Георгия – покровителя Англии – и св. Варфоломея – в день которого и произошла высадка англичан. Здесь команды судов не только набрали свежей воды, но и пополнили свои запасы продовольствия, перестреляв 2000 тюленей и множество пингвинов.
26 августа Дрейк продолжил свой путь, а 6 сентября его корабли вышли, наконец, в Тихий океан и взяли курс на северо-запад, к берегам Перу. Почему на северо-запад? Так береговая линия была обозначена на захваченных Дрейком картах, и да Силва здесь уже ничем не мог помочь англичанам, так как он знал только побережье Бразилии, а в этих водах никогда не плавал.
Но уже 7 сентября Тихий океан показал свой свирепый норов – разыгралась страшная буря, которая закончилась только 28 октября. Да, я не ошибся, буря, по словам Флетчера, продолжалась 52 (пятьдесят два) дня.
Хочется немного процитировать Флетчера:
"Шторм не ослабевал день ото дня, а наоборот, усиливался... Целый месяц, с 7 сентября по 7 октября, мы не видели земли... Ветер был такой силы, что казалось, дуют все ветры земли одновременно. Казалось также, что все тучи на небе собрались в одном месте, чтобы обрушить на нас ливень. Корабль наш то подкидывало, как игрушку, на гребни гигантских волн, то с такой же стремительностью бросало в морскую бездну. Иногда были видны очертания гор, и это наводило на нас ужас, потому что ветер гнал нас прямо на них. Потом
они исчезали..."
Вскоре после начала шторма потерялся "Мериголд", а затем и "Элизабет". За время шторма корабль Дрейка сместился более чем на пять градусов к югу и оказался в районе 57° ю.ш. 24 октября Дрейк укрылся возле одного небольшого острова, где и простоял до окончания шторма.
Когда шторм стих, Дрейк выяснил, что он оказался значительно южнее Магелланова пролива, который, как считалось в то время, отделял Америку, от неизвестного Южного континента. Дрейк же обнаружил группу островов, к югу от которой другой земли уже не было. Назвав обнаруженные острова в честь королевы Елизаветы, Дрейк не стал заниматься поисками неведомой Южной земли, а поспешил двинуться на север, в более теплые и богатые края, куда "Золотая лань" и отправилась 30 октября.
Пребывание Дрейка на этих островах породило целую кучу недоразумений.
Часто встречается утверждение, что Дрейк обнаружил мыс Горн, обогнул с юга архипелаг Огненная земля и опять вышел в Тихий океан. Такая трактовка записей Флетчера позволила географам в XIX веке назвать пролив, находящийся к югу от мыса Горн в честь Дрейка, что представляется мне несправедливым.
Скорее всего, Дрейк оказался возле одного из островов архипелага Диего-Рамирес, так как от места своей стоянки он взял курс на северо-запад, что было бы трудновато сделать, находись он у мыса Горн.
Кроме того, мыс Горн не является самой южной точкой Америки – эта честь принадлежит маленькому острову Агила из архипелага Диего-Рамирес.
Так что Дрейк достиг самой южной точки Америки, но на мысе Горн он не бывал и проливом Дрейка не проплывал.
А мыс Горн, скорее всего, первым обнаружил испанский капитан Франсиско Осес [Hoces (?-1526)]. Его корабль был отнесен штормом к югу от Магелланова пролива в феврале 1526 года. Вернувшись к эскадре, собиравшейся у входа в Магелланов пролив, Осес доложил адмиралу де Лойасу, что он видел конец земли, за которым лежало открытое море. Но на доклад Осеса в то время не обратили никакого внимания.
Но вернемся к Дрейку.
Итак, Дрейк не стал заниматься поисками Южной земли и повернул на север. Где-то в районе Вальпараисо была назначена встреча английских кораблей при их рассеивании во время бури. Дрейк пытался идти курсом на северо-запад, чтобы держаться близ берега Америки – так было указано на добытых испанских картах, - но обнаружил, что удаляется от континента. Идти вдоль берега получалось только при курсе на север. Таким образом, Дрейк опытным путем значительно исправил испанские карты Южной Америки.
25 ноября "Золотая лань" остановилась у острова Мучо, чтобы пополнить запасы пресной воды. Индейцы вначале встретили англичан приветливо, но на следующий день напали на английский отряд, высадившийся на острове, захватили двух человек в плен, а остальные англичане получили многочисленные ранения от стрел и дротиков. Дрейку стрела попала в лицо. Дрейк попытался отбить пленников, но неудачно, так как на берегу собралось около двух тысяч вооруженных индейцев.
Дрейк не стал стрелять в индейцев из корабельных орудий, и 27 ноября "Золотая лань" снялась с якоря и продолжила путь на север. Но кто будет лечить раненых? Главный врач умер, его помощник находился на пропавшей "Элизабет"... Пришлось за дело браться самому Дрейку, у которого был некоторый опыт врачевания различных недугов. И адмирал прекрасно справился с этой задачей, вылечив почти всех раненых – умерли от тяжелых ран только два человека.
30 ноября "Золотая лань" оказалась в заливе Филиппа, что в 15 милях к северу от Вальпараисо. Но в бухте не оказалось ни воды, ни овощей, а местные индейцы принесли англичанам только свинину, яйца и мясо птиц. Индейцы также сообщили, что они не видели других английских кораблей.
5 декабря "Золотая лань" вошла в бухту Вальпараисо, где стоял испанский корабль "Лос Рейес" (водоизмещение 120 тонн, экипаж – 15 человек). Испанцы не сомневались, что вошедший корабль тоже испанский и приветствовали его барабанным боем. Дрейк спустил на воду шлюпку с восемнадцатью вооруженными моряками, которым удалось легко и быстро захватить испанский корабль. Команду заперли в трюм, а карты Дрейк тут же по своему обычаю конфисковал.
На испанском корабле было захвачено 170 бочек хорошего вина и много золота и драгоценностей. По разным оценкам англичане захватили от 14 до 40 тысяч золотых песо. Среди захваченной добычи было большое золотое распятие, украшенное крупными изумрудами. Дрейк изъял его из общей добычи, заявив, что преподнесет его королеве. Никто не стал возражать, а Дрейк позднее, переплавив золото, изготовил из него корону, украшенную извлеченными изумрудами. Елизавете такой подарок очень понравился.
Оставив охранные команды на кораблях, Дрейк остальных моряков отправил в город, жители которого уже успели укрыться в горах. В Вальпараисо было тогда только девять жилых каменных домов, но имелось множество различных складов. На складах англичане запаслись большим количеством различного вида продовольствия и вина, но никаких особенных ценностей в самом городе они не обнаружили.
Дрейк велел отпустить всех моряков с захваченного корабля кроме штурмана и двух матросов.
6 декабря Дрейк на двух кораблях покинул Вальпараисо и продолжил путь на север. На захваченном корабле Дрейк разместил 25 своих людей. "Золотая лань" заходила во все заливы и бухты, надеясь отыскать потерявшиеся корабли, но все усилия Дрейка оказались напрасными.
19 декабря Дрейк попытался высадиться на берег, но его люди были обнаружены отрядом испанцев, так что англичане потеряли одного человека.
Но Дрейку была необходима продолжительная стоянка, чтобы подремонтировать сильно протекавшую "Золотую лан", и 22 декабря англичане обнаружили удобную бухту с песчаным берегом, где и начали ремонт своего корабля. Бухта также оказалась богата рыбой, что облегчало задачу пропитания экипажей судов.
Через месяц, 19 января 1579 года, корабли Дрейка отправились в дальнейший путь на север. Плывя, в основном, вдоль берега, Дрейк преследовал сразу же несколько целей: поиск пропавших английских кораблей, поиск источников пресной воды и обычный грабеж.
Английские корабли так и не были обнаружены, источников пресной воды было очень мало, да и передел испанской собственности шел как-то вяло. Время от времени англичанам удавалось добыть на берегу по несколько серебряных слитков, но все это не было настоящим богатством.
Даже в порту Арики 6 февраля они с двух кораблей сняли всего около 800 фунтов серебра. Неплохо, конечно, но не то!
Высаживаться в Арике Дрейк не рискнул, так как обнаружил, что на берегу его готовится встретить множество вооруженных испанцев, и двинулся дальше на север.
Известие о появлении пиратов в Арике стало распространяться по побережью, и удача вроде бы отвернулась от англичан. Один захваченный корабль оказался пустым, так как его драгоценный груз из-за грозившей опасности был заранее перенесен испанцами на берег и закопан в тайном месте. Другой корабль был гружен полотном, которое англичане на всякий случай решили прихватить с собой. Однако испанцы еще не знали, кто же занимался морским разбоем в их владениях.
15 февраля произошло событие, оказавшее ускоряющее влияние на темп жизни англичан. В двадцати милях от Кальяо Дрейк захватил очередное пустое испанское судно. Это могло бы стать типичным рутинным происшествием, если бы не одно обстоятельство: капитан судна Каспар Мартин сообщил Дрейку, что большинство сокровищ из Кальяо уже давно вывезено, и корабли в гавани стоят практически без ценных грузов, но 2 февраля из Кальяо вышло судно "Какафуэго" с большим грузом золота на борту. Этот корабль должен был по пути в
Панаму зайти еще в несколько портов, так что у Дрейка были все шансы догнать и перехватить "Какафуэго".
Пришлось Дрейку менять свои планы и отказываться от высадки в Кальяо. Все же ночью Дрейк вошел в гавань, где стояло около 30 испанских кораблей, а их команды беспечно веселились на берегу. Англичан никто не заметил, так что Дрейк спокойно осмотрел несколько испанских кораблей. Никаких ценностей, как и предсказывал Мартин, на их борту не оказалось, но Дрейк пополнил свою коллекцию испанских карт.
(Продолжение следует)
Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна: