Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 468

от 20.04.2008 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец





Римская администрация периода Республики. Часть IX
Военные трибуны с консульской властью (продолжение)



Положение о коллегии военных трибунов с консульской властью остается спорным и до сих пор. С одной стороны, сенатусконсульт о выборах коллегии консулар-трибунов и передаче ей власти мог быть принят в любой момент, а не по окончании календарного года, как это имело место для ординарных магистратур. С другой стороны, в отличие от диктатуры состав коллегии консулар-трибунов избирался комициями, чего не требовалось для других чрезвычайных магистратур. Напомню, например, что кандидатуру диктатора провозглашал один из консулов (или интеррекс), правда, по согласованию с сенатом.



Законодательная база о коллегии консулар-трибунов судя по всему не была жестко оговорена и время от времени корректировалась. Так в 408 году последовал сенатусконсульт о том, что плебейские трибуны не имеют права баллотироваться в состав коллегии военных трибунов с консульской властью. Известно также по меньшей мере пять случаев, когда два года подряд в состав коллегии консулар-трибунов входил один и тот же человек. Кроме того, часто менялся количественный состав коллегии консулар-трибунов.



У Тита Ливия мы находим сведения о численном составе 49 коллегий военных трибунов с консульской властью: 9 коллегий по 3 человека, 9 – по четыре, 30 – по шесть и одна коллегия состояла из восьми членов.



Последнее относится с 403 году во время войны с Вейями, и Ливий отмечает это особо:
"Римляне, увеличив число военных трибунов с консульской властью до восьми, избрали их в таком количестве, как никогда раньше".
Это был разовый случай, когда комиции проголосовали за расширенный состав коллегии консулар-трибунов, что обосновывалось необходимостью увеличить количество носителей военной власти. Ведь военный трибун в те времена командовал еще не легионом, которых в Риме тогда просто не существовало, а соединением, состоящим из примерно тысячи солдат.



Вначале постановление о передаче власти на следующий год консулар-трибунам должен был принять сенат, и только после этого в народном собрании проводилось голосование по персональному составу коллегии.



Причины появления магистратуры военных трибунов с консульской властью кроются как в сложном военном положении Рима (приходилось вести одновременно несколько войн с внешними врагами), так и в напряженной внутригосударственной обстановке. Избрание консулар-трибунов позволяло одновременно и увеличить число верховных командующих войсками, и снизить накал социального напряжения из-за постоянной борьбы плебеев за расширение своих гражданских прав.



Одну из причин появления магистратуры консулар-трибунов приводит Тит Ливий, причем он излагает как бы не свою точку зрения, а некое общественное мнение:
"Некоторые считают, что по причине присоединения к войне с эквами, вольсками и отложившимися ардеянами, а также войны с вейянами, поскольку два консула не были в состоянии одновременно принять участие в стольких войнах, были избраны три военных трибуна, – без упоминания законодательного предложения об избрании консулов из плебеев, – с наделением империем и консульскими инсигниями".



Следует сразу сказать, что введение новой магистратуры часто сказывалось не лучшим образом на ведении государственных дел. Во-первых, никто из консулар-трибунов во время войны не горел желанием оставаться в Риме, хотя по закону один из членов коллегии должен был постоянно находиться в городе – все рвались на фронт. Тит Ливий отмечает, что
"заботой о городе они пренебрегали как делом неблагодарным и бесславным".



Во-вторых, отсутствие единоначалия часто пагубно сказывалось на ведении военных действий. Хорошо, если было несколько фронтов военных действий, и всем желающим доставалось верховное командование в одной из кампаний. Иначе начинались дрязги, ссоры, споры и интриги по поводу командования, договориться претендентам удавалось далеко не всегда, и обычно приходилось прибегать к жребию для определения порядка командования.
При чередовании же командующих на одном фронте было очень трудно придерживаться единого плана боевых операций, что приводило к многочисленным неудачам. Так захват Рима галлами в 390 году пришелся на магистратуру консулар-трибунов. Более мелкие военные неудачи римлян я даже не буду перечислять.



С другой стороны следует отметить, что избрание консулар-трибунов вместо консулов позволяло значительно уменьшить напряженность во время внутригосударственных распрей.



Такой государственный эксперимент продолжался 78 лет, из которых в 51 случае происходили выборы военных трибунов с консульской властью.



Если обратиться к тексту Тита Ливия, то можем обнаружить множество причин, по которым были организованы выборы военных трибунов с консульской властью. Рассмотрим некоторые из них.



В 438 году консулар-трибуны были избраны для успокоения плебеев, так как один из их вождей, Спурий Мелий, был обвинен в стремлении к царской власти и затем убит.


Затем плебеям удалось добиться ограничения срока полномочий цензоров полутора годами, и с этой победой на 433 год была избрана коллегия консулар-трибунов.


Но в 433 году в Риме разразилась ужасная эпидемия, а потом возникла реальная угроза голода. В такой обстановке, пишет Ливий "о консульских комициях никакого предложения внесено не было", - и на 432 года опять была избрана коллегия консулар-трибунов.


В 427 году плебеи в народном собрании настояли на объявлении войны Вейям, и после этой их победы на 426 год была избрана коллегия консулар-трибунов.


Коллегия консулар-трибунов на 420 год была избрана в качестве компромисса на то, что плебейские трибуны не стали вмешиваться в процедуру избрания четырех квесторов.


Военные неудачи консулов в 409 году способствовали передаче власти коллегии консулар-трибунов на 408 год. Но тут сложилась любопытная ситуация. Консулар-трибуны воевали довольно неумело, и для успешного завершения войны был назначен диктатор. Диктатор успешно завершил войну и, так как календарный год еще не закончился, возвратил власть коллегии консулар-трибунов. Те же обиделись на то, что их лишили воинской славы, и проигнорировали возможность проведения на 407 консульских выборов, выдавив сенатусконсульт на выборы новой коллегии консулар-трибунов.



Не всегда коллегия консулар-трибунов избиралась по инициативе плебеев. Например, на 422 год консулар-трибуны были выбраны из-за того, что сенат был очень недоволен военной кампанией консула Гая Семпрония Атратина, поставившей Рим на грань поражения.
Но тут была еще и другая причина. Дело было в том, что в 424 году плебеи сильно негодовали из-за постоянного непрохождения своих представителей в коллегию консулар-трибунов. По этому поводу разгорелись нешуточные страсти, и тогда сенаторы, воспользовавшись отсутствием плебейских трибунов, приняли решение об избрании на 423 год консулов. Но их выбор оказался не слишком удачным.



Следует также заметить, что как минимум еще в девяти случаях передача власти коллегии консулар-трибунов следовала за сложением диктаторами своих полномочий.



У сената, однако, оставалось весьма действенное и мощное средство борьбы с коллегией консулар-трибунов, правда, с помощью авгуров. Для этого требовалось (всего-то навсего!) объявить недействительными любые из проводимых консулар-трибунами государственных ауспиций по причине процедурных ошибок. При желании их почти всегда можно было обнаружить. И все – вся коллегия военных трибунов с консульской властью слагала в этом случае свои полномочия и уходила в отставку. Более того, в этом случае происходила дисквалификация сакральных прав этих магистратов, и они уже не имели права руководить выборами новых магистратур.



Еще одно ограничение властных полномочий консулар-трибунов обнаруживается в случаях передачи властных полномочий от их коллегии другим магистратурам.
Так при окончании годичного (или календарного, если он прерывался диктатурой) срока своих полномочий коллегия консулар-трибунов проводила в положенные сроки выборы консулов или формировала на комициях новую коллегию консулар-трибунов в зависимости от принятого сенатусконсульта.
Вроде бы все, как и консулов, но были и нюансы. Консулы могли в течение года в любой момент передать власть коллегии консулар-трибунов, а коллегия консулар-трибунов не имела права в течение года организовать передачу власти другому составу коллегии. Только по окончании годичного срока своих полномочий, и сложив их, консулар-трибуны могли руководить выборами новых магистратур. Это в чем-то похоже на ситуацию с диктаторами, которые, слагая свои полномочия, могли проводить выборы высших магистратур, только если наступали соответствующие календарные сроки, но диктатор никак не мог передать свои полномочия другому диктатору.



(Продолжение следует)



Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное