Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 462

от 09.03.2008 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Семь мудрецов Древней Греции. Вып. 7
Периандр: жизнь и учение (окончание)



Шли годы, Периандр старел, и наконец он понял, что вскоре не сможет уже управлять государством. На слабоумного Кипсела надежды у него не было, и Периандр отправил посланца на Керкиру за Ликофроном, чтобы передать тому власть. Ликофрон же не удостоил посланца даже ответом.



Тогда Периандр вторично посылает за Ликофроном, теперь уже его сестру, с аналогичным заданием. Она пыталась объяснить Ликофрону опасности, которые грозят династии и всему ее достоянию, но ничего не добилась. Ликофрон заявил, что он не вернется домой, пока он там может увидеть убийцу своей матери.



Получив такой ответ своего сына, Периандр согласился с этими доводами. Он послал третье посольство на Керкиру, которое передало Ликофрону, что Периандр готов сам жить на Керкире, а Ликофрон должен вернуться в Коринф и наследовать власть Периандра. Вроде бы все складывалось удачно: Периандр стал готовиться к переезду на Керкиру, а Ликофрон – к переезду в Коринф. Но тут об этих замыслах узнали жители острова. Они очень не хотели, чтобы Периандр приехал на Керкиру, и убили Ликофрона.



Периандр решил отомстить жителям Керкиры за смерть своего сына. Он собрал 300 мальчиков из самых знатных семейств Керкиры и отправил их под охраной в Сарды к лидийскому царю Алиатту, чтобы тот оскопил их. По пути корабль остановился на Самосе, островитяне узнали, зачем мальчиков везут в Сарды, ужаснулись и подговорили детей, чтобы те искали убежище в храме Артемиды. После этого самосцы не позволили коринфянам насильно вытащить из святилища "умоляющих о защите" мальчиков.



Тогда коринфяне не стали допускать еду в святилище Артемиды, но самосцы и тут нашли выход. Они устроили специальный праздник, который длился несколько дней. Каждый вечер они организовывали шествия и пляски возле святилища Артемиды, а юноши и девушки стали приносить на этот праздник лепешки с медом, которые отдавали детям керкирян. Коринфяне ничего не смогли с этим поделать, и через несколько дней они покинули Самос, провалив свое задание. Впрочем, возможно, что они не очень-то и старались. А самосцы через некоторое время вернули спасенных детей на Керкиру.
Учрежденный же из-за керкирских мальчиков праздник жители Самоса стали с тех пор справлять ежегодно.



На последние годы жизни Периандра приходится его посредничество в войне между Афинами и Митиленами из-за Сигея. Обе стороны покорились его приговору, по которому каждой стороне досталось то, чем она владела при обращении к Периандру. Таким образом, Сигей остался за Афинами, но война закончилась.



После смерти Периандра власть досталась его племяннику, который только на несколько лет смог продлить династию, а потом лишился власти.



Гробница Периандра опустела уже в древние времена, но на ней еще долго можно было прочитать следующие стихи:
"В лоне приморской земли сокрыл Периандрово тело
Отчий город Коринф, златом и мудростью горд".



С именем Периандра связана и история с Арионом из Мефимны, который был величайшим кифаредом своего времени, и провел большую часть своей жизни в Коринфе. Утверждают, что именно Арион стал первым сочинять и исполнять дифирамбы, а также обучил хор в Коринфе для таких выступлений.



В какой-то момент своей жизни Арион отправился в Италию, нажил там своим искусством большое состояние и решил опять вернуться в Коринф. Отправлялся он из Таранта, и нанял корабль мореходов из Коринфа, так как другим морякам он не доверял, но тут у него вышла промашка.



Коринфские моряки хоть и знали Ариона как великого кифареда, но уж больно сильно их пленило его богатство, которое он вез с собой. Моряки сговорились выбросить Ариона в море, а самим завладеть его сокровищами и разделить их между собой.



Арион по каким-то признакам догадался о готовящемся злодеянии и стал умолять моряков сохранить ему жизнь, обещая отдать им все свои сокровища. Смягчить моряков Ариону не удалось. Они лишь велели ему или заколоть себя, и тогда они похоронят его на суше, или броситься в море.



Ариону удалось все же выторговать у моряков право пропеть свою последнюю песню, став в полном наряде певца на скамью гребцов. После этого Арион обещал лишить себя жизни.
Моряки обрадовались такому легкому для себя исходу дела. Кроме того, им захотелось услышать песню в исполнении величайшего кифареда современности, и они собрались в середине корабля.



Арион облачился в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песню.
[Здесь следует отметить, что он исполнял песню, которую требуется петь очень высоким голосом.]
Окончив песнопение, он в полном наряде певца кинулся в море.



Корабельщики поплыли дальше в Коринф, Арион же, по преданию, был подхвачен дельфином, который заслушался его пением, и доставлен на спине этого благородного животного к Тенару на южной оконечности Пелопоннеса. Там Арион выбрался на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф.



Ариону удалось благополучно добраться до Коринфа и опередить коварных моряков. Он рассказал местным властям, что с ним приключилось, но Периандр не поверил рассказу кифареда и велел пока содержать Ариона под стражей. Он также приказал присмотреть за моряками, когда те прибудут в Коринф.



Когда корабль прибыл в Коринф, Периандр призвал моряков к себе, стал их расспрашивать об увиденном и между прочим спросил, что им известно об Арионе. Моряки ответили, что Арион благоденствует где-то в Италии, и что они видели его в Таранте.
Тут появился Арион в том же самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные моряки уже не могли отрицать своей вины, так как были полностью изобличены.



А на Тенаре много лет показывали жертвенный дар Ариона – это была небольшая медная статуя, изображающая человека на дельфине.



Следует добавить несколько слов о том, что уже древние авторы стали считать, что Периандров было два: один являлся мудрецом, а другой – тиранном. Так Аристотель считал, что мудрецом был Периандр из Коринфа, но Платон придерживался другой точки зрения.



По-разному древние авторы пересказывали и оценивали различные эпизоды из жизни Периандра.



Эфор (405-330 гг. до Р.Х.), например, совершенно иначе пересказывает эпизод с раздеванием коринфских женщин. Мол, после победы в Олимпии Периандру не хватало золота для возведения обещанной статуи. А во время одного из городских празднеств тиранн увидел богато разодетых и украшенных драгоценностями коринфских женщин. Перианр тогда велел своим охранникам обобрать и раздеть женщин, а полученную добычу он якобы отослал в Олимпию, чтобы завершить изготовление золотой статуи.



Другие авторы также нагородили немало небылиц о Периандре. Так писали, что он спал со своей матерью, что он захватил власть путем государственного переворота, что он первым завел себе телохранителей, и прочие сказки.



Как видите, уважаемые читатели, нам довольно много известно о Периандре, особенно в сравнении с несколькими предыдущими мудрецами (Хилон, Биант, Клеобул), но пока совершенно непонятно, почему его причисляли к одному из Семи Мудрецов. Да и в самой Древней Греции раздавались голоса, протестующие против этой высокой чести, оказываемой одному из тираннов прошлого.



Давайте обратимся к сохранившимся фрагментам наследия Периандра и тогда увидим, что в мудрости он ничем не уступал уже рассмотренным ранее мудрецам.



Периандр написал всего около 2000 стихов наставлений своим сыновьям и гражданам Коринфа.



Он сказал:
"Ничего не делай за деньги: пусть нажива печется о наживе".
Периандр же говорил:
"Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью".
На вопрос же, почему он остается тиранном, Периандр отвечал:
"Потому что опасно и отречение, опасно и низложение".
Сохранилось также одно из самых известных его высказываний:
"В усердии – все".



Вот еще несколько сохранившихся сентенций Периандра.
Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.
Власть народная крепче тираннии.
Наслаждение бренно – честь бессмертна.
В счастье будь умерен, в несчастье - разумен.
К друзьям и в несчастье будь неизменен.
Сговора держись.
Тайн не выдавай.
Наказывай не только за проступок, но и за намерение.



Из сохранившихся фрагментов наследия Периандра совсем непонятно, почему его считали жестоким тиранном. Пожалуй, только последнее его высказывание можно с натяжкой отнести к наставлению другим тираннам.



Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду



©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное