Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 461

от 02.03.2008 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Семь мудрецов Древней Греции. Вып. 6
Периандр: жизнь и учение



О Периандре (668-584 гг. до Р.Х.), хотя он практически был современником Клеобула, мы знаем намного больше, благодаря, главным образом, Геродоту. Но и другие древние авторы уделили достаточно много внимания деяниям Периандра. Одни считали его жестоким и коварным тираном. Другие же отмечали его заслуги в возвышении Коринфа среди других городов Эллады и прославляли мудрость Периандра. Современные историки считают рассказы о жестокости Периандра сильно преувеличенными. Впрочем, уважаемые читатели, судите сами.



Отцом Периандра был Кипсел из рода Гераклидов, который обладал тираннической властью в Коринфе в течение 35 лет. В 628 году до Р.Х. Кипсел умер, и ему наследовал Периандр, который правил в течение 44 лет. К моменту начала своей тираннии Периандр уже прославился как мудрый, храбрый и справедливый человек.



В молодости Периандр одержал победу на Олимпийских играх, выиграв гонки колесниц, но он был жестоко оскорблен судьями из Элиды, которые отняли у него заслуженную победу. Позднее Периандр своеобразно отомстил всем жителям Элиды.



Первый период своего правления Периандр провел как очень мягкий правитель, никого не изгонял из города и ни с кем не воевал, таким образом, он был полной противоположностью своему отцу Кипселу, который, по словам Геродота,
«был жестоким правителем: многих коринфян он изгнал, а других лишил имущества, а больше казнил».



Деятельность Периандра в роли тиранна Коринфа был очень многогранной, но основные свои усилия он направил на искоренение дорических племенных традиций и ослабление власти родовой аристократии.
Периандр проводил такие мероприятия, как устранение общих трапез и запрет многих старинных и жестоких методов воспитания молодежи.
Многие законы Периандра были направлены против влияния эвпатридов. Так он заменил старые родовые суды на новые, территориальные.
Периандр ввел максимальный размер земельной собственности у граждан Коринфа и ограничил количество рабов в каждом хозяйстве.
Периандр также издал законы, запрещающие праздность для граждан и ввел большие ограничения на предметы роскоши.
Такими мерами Периандр ограничивал могущество аристократов и создавал новые рабочие места для своих сограждан.



Разумеется, все эти деяния Периандра вызвали сильное недовольство у родовой аристократии, так как они сильно ограничивали ее власть. Периандр почувствовал грозящую ему опасность и решил принять меры.
В это время у него сложились через послов довольно дружеские отношения с Милетским тиранном Фрасибулом. Периандр отправил доверенного человека в Милет, чтобы тот спросил совета у Фрасибула, как ему лучше управлять Коринфом.



Фрасибул ничего не ответил посланнику Периандра, а только повел его на прогулку. Проходя с ним по пшеничному полю, Фрасибул снова и снова спрашивал посланника о причине его приезда из Коринфа. При этом Фрасибул обрывал и выбрасывал все возвышающиеся над другими колосья.



Так и не дав посланцу Периандра никакого ответа, Фрасибул отпустил того на родину. Вернувшись в Коринф, посланец с удивлением рассказал Периандру о безумных поступках Фрасибула, который опустошает собственную землю. Периандр же понял скрытый смысл послания Фрасибула, и с тех пор начались жестокие гонения на представителей родовой аристократии. Обычно, молва называет их кровавыми, но теперь историки считают, что размеры репрессий Периандра сильно преувеличены древними демократами в агитационных целях.



Из других деяний Периандра следует отметить вывод колоний коринфян в Потидею и на остров Керкиру, но с керкирянами, невзирая на родство, отношения у коринфян не сложились.



Прославился Периандр и другими славными действиями. Так он велел соорудить волок через Коринфский перешеек для быстрой переправы кораблей из Эгейского моря в Ионическое. Самое узкое место Коринфского перешейка было вымощено каменными плитами, и по этой дороге корабли переправляли на деревянных катках. Для охраны этого волока Периандр держал триеры на обоих морях.



Утверждают, что Периандр даже хотел прорыть канал через Истм, но его напугали местные ученые, которые заявили, что высота моря с двух сторон перешейка сильно отличается, и такой канал принесет Коринфу больше зла, чем пользы.



Периандр привнес в Коринф культ Диониса из Фив, всячески его пропагандировал и построил первый каменный храм в честь этого бога.
Затем Периандр восстановил на Истме храм Посейдона и обустроил там его святилище, а после этого вновь учредил Истмийские игры, которые по преданию учредил еще Тесей. На эти игры приглашались все эллины, кроме жителей Элиды, а почему он так сделал, я уже говорил немного раньше.



В правление Периандра старые деревянные храмы в Коринфе стали перестраивать, возводя их из камня и мрамора. Так что именно Коринф первым из всех городов Эллады обрел белокаменный облик.



Перемену в характере Периандра, которая довела его до большой жестокости, объясняют и семейными обстоятельствами, и происками аристократов.
Периандр был женат на Мелиссе (до свадьбы ее звали Лисида), дочери Прокла, который был тиранном в Эпидавре. От Мелиссы у Периандра были два сына, слабоумный Кипсел и Ликофрон, и дочь. Однажды Периандр, раздраженный наговорами своих наложниц, ударил беременную Мелиссу и случайно убил ее. Опомнившись, Периандр приказал сжечь женщин, настраивавших его против жены, но следствием смерти Мелиссы стал разрыв Периандра с сыновьями.



Дело в том, что Прокл, узнав о смерти любимой дочери, призвал внуков к себе в Эпидавр, где очень ласково с ними стал обходиться. Иносказаниями Прокл объяснил своим внукам, что в родном отце они должны видеть убийцу своей матери. Кипсел отнесся равнодушно к поучениям деда, а в душе Ликофрона поселилась ненависть к своему отцу. Через некоторое время Прокл вернул внуков в Коринф.



Тем временем Периандр отправил посольство в Феспротию на реке Ахеронте, чтобы они вопросили оракул мертвых о вверенном ему имуществе одного гостеприимца. Там послам явилась тень Мелиссы и сказала, что она не укажет места, где лежит это добро. Ведь она там совершенно нагая и сильно мерзнет, так как ее погребальные одежды не были сожжены вместе с ней и потому она не может ими пользоваться. Она также просила передать Периандру, что тот положил хлебы в холодную печь.



Когда послы передали все это Периандру, он сразу же поверил им, так как в свое время совокупился с уже бездыханной женой. Периандр через глашатая велел всем женщинам Коринфа собраться в храме Геры. Женщины пришли в храм Геры как на праздник, нарядившись в свои самые красивые одежды. Периандр же поставил в засаду своих телохранителей, а их у него было 200 человек, которые по условленному знаку накинулись на женщин и раздели их всех без разбору догола, не отличая свободных гражданок от служанок. Снятые одежды Периандр велел бросить в яму и сжечь, призывая Мелиссу. После этого послы вновь отправились в Феспротию, и на этот раз тень Мелиссы указала им место, где находилось имущество того гостеприимца.



Жуткая история, но считается, что ее придумали демократы для осуждения тираннии вообще. Вот, мол, смотрите, что могут сделать тиранны с вашими женами и дочерями!



В доме Периандра после возвращения сыновей стали назревать драматические события. Геродот пишет, что вернувшийся Ликофрон
«не здоровался с отцом, как с убийцей матери, не говорил с ним и не отвечал на его вопросы. В конце концов, Периандр распалился на сына страшным гневом и выгнал его из дома».



Затем Периандр стал расспрашивать старшего сына Кипсела, что им такого наговорил дед. Кипсел же в свое время не придал словам Прокла никакого значения и не мог их вспомнить. Все же после долгих расспросов Кипсел припомнил слова деда, но не мог их истолковать, а Периандр все понял и решил наказать Ликофрона по полной программе. Он послал гонца в тот дом, где укрывался изгнанный Ликофрон и объявил им, что отныне всем запрещено не только принимать Ликофрона у себя, но и разговаривать с ним, а кто нарушит этот приказ, должен будет уплатить священную пеню в святилище Аполлона.



После этого все жители Коринфа боялись разговаривать с изгнанником, а не то что предоставить ему убежище, да и сам Ликофрон уже не пытался ни к кому обращаться, смирившись со своей судьбой. На четвертый день Периандр увидел голодного и неумытого Ликофрона, сжалился над ним и попросил того вернуться домой. Ликофрон же ответил, что теперь Периандр должен заплатить пеню в храм Аполлона, так как он нарушил свой же закон.



Теперь Периандр понял, как трудно истребить зло, и отправил Ликофрона на подвластную ему Керкиру, где тот жил, забытый всеми. Сам же Периандр стал готовиться к войне с Проклом, и это была первая война, которую вел Коринф за время правления Периандра. Он завоевал Эпидавр, а Прокла, главного виновника многих своих несчастий, Периандр захватил в плен живьем. О дальнейшей судьбе Прокла нам ничего не известно.



Большинство историков сходятся на том, что наиболее жестокие репрессии Периандр обрушил на жителей Коринфа именно после изгнания своего младшего сына.



(Окончание следует)



Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное