Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 446

от 18.11.2007 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Семь мудрецов Древней Греции. Вып. 5. Клеобул из Линда



Клеобул, сын Эвагра, был гражданином города Линд на острове Родос. О нем, пожалуй, известно меньше, чем о других мудрецах Древней Греции.



Годами его жизни можно условно считать промежуток от 642 до 556 гг. до Р.Х.
Клеобул был довольно знатным человеком, так как по отцу он относился к Гераклидам, потомкам самого Геракла, да и его мать принадлежала к одному из самых знатных родов в Карии.



Клеобул получил очень достойное по тем временам образование. Вначале он учился на Родосе, а потом его послали для продолжения образования в город Навкратис, что в дельте Нила. В Египте Клеобул прожил 12 лет, не только насыщаясь знаниями древней цивилизации, но и занимаясь торговыми делами.



За эти годы он посетил большинство священных мест Египта, получил возможность ознакомиться с мудростью египетских жрецов, и даже был посвящен в некие египетские таинства.



Клеобул был принят при дворе фараона Псамметиха I, но сколько времени он пробыл там, нам неизвестно.



В возрасте около тридцати лет Клеобул вернулся в свой родной Линд, быстро завоевал уважение сограждан своей мудростью и справедливостью.
Около 610 года до Р.Х. Клеобул был провозглашен тиранном Линда, и оставался в этой должности около пятидесяти лет, примерно до 560 года до Р.Х.



В историю он вошел как справедливый и мудрый правитель. При нем на острове не было внутренних распрей, выросли ремесла и продуктивность сельского хозяйства, а торговые обороты островитян достигли невиданных прежде размеров.



Прославился Клеобул и как поэт. Он сочинил около трех тысяч элегических стихов и множество песен, загадок и поучений.



Из его песен сохранилась такая:
«Малую долю уделяют люди Музам,
Многую – празднословью; но всему найдется мера.
Помышляй о добре и не будь неблагодарен».



Приписывают Клеобулу и надпись на гробнице Мидаса:
«Медная дева, я здесь стою, на гробнице Мидаса,
И говорю: пока льется вода, пока высятся рощи,
Солнце пока встает в небесах и луна серебрится,
Реки текут и моря вздымают шумящие волны, -
Здесь, на этой гробнице, оплаканной горестным плачем,
Буду вещать я прохожим, что здесь – останки Мидаса».



Прославился Клеобул и тем, что восстановил храм Афины, построенный по преданиею еще Данаем.



Перейдем к поучениям Клеобула.
Клеобул утверждал, что обучение необходимо не только юношам, но и девицам, и рекомендовал согражданам выдавать дочерей замуж по возрасту девицами, а по разуму – женщинами.
Он утверждал, что нужно угождать и друзьям, чтобы укрепить их дружбу, и врагам, чтобы приобрести их дружбу, ибо следует остерегаться поношения от друзей и злоумышления от врагов.
Клеобул считал, что кто выходит из дома, должен сперва себя спросить, зачем; а кто возвращается домой – спросить с чем.



Клеобул советовал:
как следует упражнять свое тело;
больше слушать, чем говорить;
больше любить знание, чем незнание;
язык держать в благоречии;
добродетели быть своим, а пороку – чужим;
неправды убегать;
государству давать наилучшие советы;
наслаждением властвовать;
силой ничего не вершить;
детей воспитывать;
с враждой не связываться.



Клеобул считал, что с женой на людях не следует ни ласкаться, ни ссориться; ибо первое – знак глупости, а второе – бешенства.



Вот еще несколько сентенций Клеобула.
Пьяного раба не наказывай: покажешься пьян.
Жену бери ровню, а возьмешь выше себя – родня ее будет над тобой хозяйничать.
Над осмеиваемыми не тешься – наживешь в них врагов.
В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
Превратности судьбы умей выносить с благородством.



Умер Клеобул в очень преклонном возрасте, и на его могиле была сделана такая надпись:
«О мудреце Клеобуле скорбит великою скорбью
Линд, отчизна его, в море вознесшийся град».



Как видим, от Клеобула до нас дошли только морализаторские наставления. Никаких советов по управлению государством он не оставил. Его эпитафия также прославляет Клеобула только как мудреца. Возможно, что причисление Клеобула к древним тиранам, не более, чем дань определенной традиции.



До нас дошли сведения и о прославленной дочери Клеобула - Клеобулине, - которая пославилась тем, что сочинила множество загадок, написанных гексаметрическими стихами.



(Продолжение следует)



Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное