Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 406

от 07.01.2007 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Древний Китай: краткие очерки эпохи Чжоу. Вып. 8



Даже варвары претендовали на древнее происхождение от общих с чжоусцами предков. Так однажды вождь одного из жунских племен жаловался на плохое к ним отношение со стороны остальных китайцев. А ведь они не заслужили этого, так как происходят от человека по имени «Четыре горы». Этот человек был идентифицирован как один из главных министров древнего императора Яо.



А у императора Шуня, преемника Яо, служил министром Хоу Цзи, который был мифическим предком чжоуского правящего дома. Он руководил ведомством полевых работ и позднее почитался как сельскохозяйственное божество. Отсюда все члены дома Чжоу и родственные с ним дома (ведущие происхождение от них) носили фамилию Цзи.



Вообще, следует заметить, что в период «Весен и Осеней» для всех правящих домов были разработаны генеалогии, которые показывали происхождение правящих домов если не от древних императоров, то хотя бы от их министров. Так правители государства Юэ (на юго-востоке Китая) вели свое происхождение от шестого императора династии Ся.



Если римская история переполнена описаниями блистательных триумфов своих знаменитых полководцев, то в китайской истории их практически нет (или не считалось нужным о них писать). Тем ценнее чуть ли не единственное сохранившееся описание подобной церемонии.

В свое время шанский правитель У-дин (1324-1266) «напал на Сторону Демонов и покорил ее». Эта сторона располагалась на северо-запад от земель Чжоу. Скорее всего, там жили варвары-ди.

В правление Кан-вана была одержана блистательная победа над дьявольскими землями, и по такому случаю был справлен блистательный триумф. Торжество происходило в храме предков дома Чжоу в столице государства. Действо разворачивалось в полутьме и производило весьма внушительное впечатление.

Вначале вышли правитель Кан-ван и его высшие сановники.

Затем командующий Юй объявил, что получил от правителя приказание идти походом на Сторону Демонов и выполнил его. За время двух кампаний он захватил большое количество пленных и разной добычи. Затем Юй подробно перечислил вcе виды добычи для каждой кампании. Итого получилось, что он захватил трех вождей, более 13 000 пленных (чтение чисел условное из-за плохой сохранности надписи), 104 лошади, 130 повозок, 355 голов скота и 38 овец. Возможно, что число пленных сильно преувеличено или неправильно прочитано. Кроме того, Юй доставил своему вану 5049 отрезанных левых ушей (или голов?).

После этого Кан-ван поздравляет Юя с его достижениями.

Юй приказывает привести трех захваченных в плен вождей и Кан-ван приказывает спросить у них, по какой причине они оказывали сопротивление чжоусцам. Ответ был получен не очень вразумительный: получалось, что один из чжоуских вассалов заставил их примкнуть к мятежу шанцев (под шанцами здесь понимаются бывшие подданные шанской династии, которые бежали на окраинные земли от новых господ). По окончании допроса пленные вожди были обезглавлены.



В другой раз, когда в честь победы над варварами в одном из храмов государства Западное Чжоу происходила торжественная триумфальная церемония, вперед были выведены три взятых в плен вождя варваров. Правитель также спросил их, что заставило варваров сопротивляться чжоусцам. Но теперь это было чистой формальностью, так как в своде законов государства четко говорилось:
«Враги являются преступниками, и тех, кто их подстрекает, следует судить по закону, как преступников».
Так что с военными преступниками в Древнем Китае было все ясно. И действительно, после того, как пленные вожди дали свои объяснения, их обезглавили.



В других сохранившихся надписях речь идет о значительно меньшем количестве пленных и убитых. Встречаются такие числа: 500 убитых и 50 захваченных в плен для допроса или 400 и 40, а то и вообще речь идет только о тысяче захваченных лошадей. Размер военных операций был в большинстве случаев не очень большим.



Одно из редких описаний сражений с варварами приведено в книге «Цзо чжуань», где описываются события 714 года до Р.Х.
Тогда одно из племен жунов совершило набег на царство Чжэн. Чжэнский бо (князь) был в некоторой растерянности о выборе тактики для борьбы с варварами. Он указывал на то, что основу его войска составляют колесницы, а жуны сражаются в пешем порядке.

Почтительный сын князя предложил:

«Предложите людям, которые отважны, но не упорны, изобразить мнимую атаку на разбойников, а затем быстро отойти назад. В то же время устройте засады в трех местах и поджидайте. Жуны проворны, но боевые построения их лишены порядка. Они алчны и не думают друг о друге. Когда они побеждают, ни один из них не уступит места другому; когда они проигрывают, они даже не пытаются спасти друг друга. Когда их передние ряды полагают, что победа у них в руках, они не думают ни о чем, кроме как о наступлении. Когда они двинутся вперед и попадут в засаду, они быстро побегут, а стоящие позади не придут к ним на помощь, так что у них не будет поддержки. Так вы сможете избавиться от тревог».
Бо последовал предложенному плану. Как только передовые ряды жунов увидели, что они попали в засаду, они побежали. Командующий Чжу Динь преследовал их, окружил и атаковал со всех сторон, так что уничтожил окруженных (пленных не брали!). Остатки жунов спаслись бегством.



Шэнь Бу-хай 18 лет занимал должность первого министра в одном из маленьких царств на севере Китая, называвшемся Хань (не путать с империей Хань, существовавшей позднее). Он умер в 337 году до Р.Х. Его учение было очень популярно во времена империи Хань.

Вот один из его афоризмов:

«Правителя почитают потому, что он обладает властью повелевать. Но если его приказания не выполняются, в действительности он не является правителем. Вот почему мудрый правитель всегда предельно внимателен к своим приказаниям».
К сходным мыслям современная теория управления пришла только перед Второй мировой войной.



Уже в первом году до Р.Х. в Китае были установлены государственные пенсии для гражданских служащих высших рангов.
Государственная пенсия для чиновников в Британской империи была учреждена в 1810 году, а в США – только в 1920.



С I в. до Р.Х. чиновников в Китае, как правило, отбирали на должности и повышали по службе на основании государственных экзаменов, а также учитывались их заслуги. А первый письменный экзамен при императорском дворе состоялся в 165 году до Р.Х., и вскоре в Китае они стали повсеместными.
В Китае, в отличие от Запада, экзамены практически всегда были письменными, тогда как в Европе они долго были устными. На Западе первый письменный экзамен для претендентов на государственные должности состоялся в Берлине в 1693 году. В Британской империи практика систематической ежегодной аттестации чиновников утвердилась лишь после Первой мировой войны.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное