Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 374

от 28.05.2006 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



А.П. Чехов:
взгляд со стороны, анекдоты, высказывания
Вып. 3



Молодым писателям Чехов давал следующие рекомендации:
"Стройте фразу, делайте ее сочней, жирней. Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время, пока пишешь, иначе фразы никогда себе не выработаете. Надо, чтобы каждая фраза прежде, чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два и обмаслилась. Само собой разумеется, что сам я по лености не придерживаюсь сего правила, но вам, молодым, рекомендую его".



Чехов всегда выступал против тенденциозности в литературных произведениях. В конце разговоров на литературные темы он часто говорил, подобно Катону:
"И что бы там ни болтали, а ведь вечно лишь то, что художественно!"
А в одном из писем он признался, что не сумеет объяснить, почему ему нравится Шекспир, и совсем не нравится, например, Златовратский.



Адольф Ильич Левитан, брат Исаака и тоже художник вспоминал:
"Во время наших пирушек Антоша был душой общества. Бог знает, чего только он не придумывал. Мы умирали от смеха".



Чехов всегда старался воздерживаться от публичных выступлений, ссылаясь на слабость голоса и быструю утомляемость, но на самом деле из-за страха перед толпой. В небольших же компаниях он бывал очень общительным и оживленным. А.П. мог остановиться перед рекламным прейскурантом у аптеки и начинал его выразительно читать, делая скользкие, а часто и нецензурные, замечания о свойствах и названиях медикаментов.



Чехов очень любил Левитана и говорил о нем:
"Это еврей, который стоит пятерых русских".
С нежностью он вспоминал о том, что, уехав в Италию, Левитан быстро соскучился по родной природе и сбежал обратно.

Левитан очень любил музыку и очень тонко ее чувствовал. Когда однажды он попал на "Гугенотов" с очень плохим составом исполнителей, то испытывал почти физическую боль от издаваемой ими какофонии.



Довольно странной на фоне таких отношений художника и писателя выглядит история с "Попрыгуньей". Сохранилось множество свидетельств об этой истории, но более ясной от этого она так и не стала. Суть ее сводится к тому, что под видом героев повести Чехов вывел своих хороших знакомых. Судите сами: в восьмидесятые годы А.П. дружил в Москве с художницей-дилетанткой Софьей Петровной Кувшинниковой; ее работой руководил И.И. Левитан; муж Кувшинниковой был полицейским врачом.

Рассказ был напечатан в 1892 году. Его героиня была художницей-дилетанткой, другом дома был художник-пейзажист, а муж - врачом, правда, выдающимся, но врачом (почему не чиновником, военным или кем-либо еще?). Во всем этом усмотрели сходство с реальной жизнью, и либеральная пресса закричала о пасквиле. Ведь любовь героини к художнику Рябовскому это же изображение романа Кувшинниковой и Левитана. Да, я полагаю, что Чехов ошибся, но никто не пожелал заметить, как мало сходства между двадцатилетней героиней и сорокалетней художницей.

Левитан года полтора дулся на Чехова, но потом они помирились. Муж же Кувшинниковой и вовсе не видел в "Попрыгунье" никакого пасквиля и считал его одним из лучших рассказов А.П. Правда, сама Кувшинникова смертельно разобиделась на А.П., и об их возможном примирении ничего не известно.

И почему пасквиль? Ведь о романе Кувшинниковой и Левитана было широко известно, такие романы были у многих представителей русской интеллигенции того времени, а разъехавшиеся супруги продолжали мило ходить друг к другу в гости. Это только в рассказе попрыгунья довела Дымова почти до самоубийства, а в реальной жизни ничего похожего не было.
Да и сам А.П. никогда не выступал цензором общественных нравов.

В заключение скажу, что очень слабая художница Софья Петровна Кувшинникова пережила и Левитана, и Чехова, и своего мужа, и умерла на даче под Москвой, ухаживая за каким-то одиноким заразным больным.



"Прямым пасквилем" называли и чеховский рассказ "Ариадна". Но повод к этому, скорее всего, дала актриса Л.Б. Яворская, с которой у А.П. был кратковременный роман. Яворская надеялась оживить интерес к своей персоне, и это ей удалось, хотя сама она была в первую очередь актрисой, а героиня рассказа к сцене не имела абсолютно никакого отношения.



Чехову однажды рассказали про женатого мужчину, который увлекся красивой барышней и просил у жены развода. А.П. задумчиво прокомментировал:
"Ну, батенька, не даст она развода ему!"
Последовал естественный вопрос:
"Почему?"
А.П. меланхолично пояснил:
"Просить развода у женщины... Да знаете, это то же, что сказать беллетристу:
"Мне не нравится ваш рассказ"!"



В 1893 году в Ялте А.П. уже жаловался на сердце, но был еще довольно общителен. Он никогда не отказывался от дружеской компании и любил выпить, но пил только хорошее вино и очень умеренно. А.П. мог посидеть в погребке с несколькими знакомыми, или отправиться с шумной кампанией куда-нибудь на шашлыки, или провести продолжительный присест за "кофеем" в "Центральной" гостинице.



Несмотря на это А.П. тогда много работал и утверждал, что все время пишет. Когда Вяч. Фаусек спросил у него:
"И после обеда?" -
Чехов спокойно с улыбкой ответил:
"Да, и после обеда. Я не отдыхаю. Как только ройдет послеобеденная тяжесть в желудке, так и пишу".



В другой раз он так говорил о своем творчестве:
"Иногда не пишется - я тогда бросаю и иду гулять, или в гости, или в кабачок. Потом, глядишь, и наладилось, и пошло. А иногда, хоть убей, не удается работа. Пишу, мараю, переделываю, но, сколько ни тружусь, все выходит ерунда. Так и бросаю. То, что напечатано моего, это едва ли составит половину того, что я написал в жизни. У меня целый чемодан ненапечатанных рукописей - начатых, измаранных и неоконченных рассказов".



Но А.П. всегда подчеркивал необходимость постоянного литературного труда:
"Художник, должен всегда работать, всегда обдумывать, потому что иначе он не может жить. Куда же денешься от мысли, от самого себя. Посмотри хоть на Некрасова: он написал огромную массу, если сосчитать позабытые теперь романы и журнальную работу, а у нас еще упрекают в многописании".



Как бы продолжая рассказ о своем творчестве, А.П. в другой раз говорил:
"Я никогда не пишу прямо с натуры! Впрочем, это не спасает меня как писателя от некоторых неожиданностей! Случается, что мои знакомые совершенно неосновательно узнают себя в героях моих рассказов и обижаются на меня!"
Он явно имел в виду историю с рассказом "Попрыгунья", из-за которого на него обиделись художник Левитан и его любовница Кувшинникова, и продолжал:
"А я и в мыслях не имел писать портреты с этих моих знакомых!"



Но так считал сам А.П., а его близкие и знакомые могли придерживаться прямо противоположного мнения. В разговоре двух его знакомых женщин незадолго до смерти А.П. прозвучала такая оценка:
"Он совсем не думает, что пишет смешное. Он думает, что пишет очень серьезно. Ведь он списывает с натуры, со своих и жениных родственников. Даже с себя. Выходит очень смешно, а ему кажется, что это серьезно. Он сам не замечает смешного, почему он пишет, а не торгует в лавке? Странный талант!"



В Ялте Чехова как-то спросили, почему он последнее время так пессимистически настроен, что явно отражается в его произведениях. А.П. ответил:
"Боже мой! Довольно я написал в веселом роде, а много и просто шутовского. Пора мне серьезнее глядеть на жизнь".



А.П. всегда отрицательно относился к российским литературным критикам. Он говорил:
"Наша критика - это что-то ужасное! Не ждите от нее поддержки, снисхождения к начинающему литературному работнику. Она беспощадна, она просто жестока. Так и ищет, что бы обругать. Если бы вы знали, как меня ругали, жестоко, несправедливо, беспощадно!"



Бывали у А.П. и курьезные посетители. Пришла как-то к нему молодая дама и конфузится. Чехов предложил ей сесть и спрашивает:
"Чем могу служить?"
Дама с волнением отвечает:
"Извините, простите меня! Я хотела... на вас посмотреть! Я никогда не видала писателя!"



Однажды в Ялте к Чехову явился местный богатей барон В. Он сообщил А.П., что сегодня у него собираются гости, и он просит Чехова сегодня же отобедать у него. Возмущенный бесцеремонностью барона А.П. ответил, что он не имеет чести быть знакомым с этим бароном и обедать у него не будет.

На следующий день Чехову сообщили, что барон В. в претензии к А.П.: он созвал множество гостей "на Чехова", а Чехова на обеде не было...



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное