Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 372
(Средние века, рыцарство)

от 14.06.2006 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Избранные сведения о рыцарстве, рыцарях
и истории из жизни последних
Вып. 4



В рыцарском войске дисциплина в современном понимании этого слова отсутствовала начисто, поэтому мы с удивлением читаем описания средневековых сражений, когда не только высокопоставленные военачальники, но и простые рыцари отказываются, например, выполнять приказания не только командующего, но и короля или императора.



Только члены рыцарских орденов подчинялись строгой дисциплине, но в орденах вся жизнь рыцарей была регламентирована и подчинялась строгой дисциплине. За любое непослушание рыцарь мог быть строго наказан, а то и лишен орденской мантии и изгнан из ордена.



Так рыцари-храмовники без особого разрешения начальства не могли пускать своих коней в галоп. Свою кольчугу, когда он не надевал ее, рыцарь должен был носить в кожаном или проволочном мешке, носимом в руках, и мог привязать его только по особому разрешению. И т.д., и т.п.



В качестве наказания рыцаря могли лишить мантии, а во время трапезы он должен был сидеть на земле. Рыцаря также могли заключить в карцер или вообще изгнать из ордена.



Епископ Люттиха (Льежа) Вацо (1041-1048) сразу же увидел, что в его епархии рыцари понастроили в болотах или на скалах укрепленные замки. Чувствуя себя там в полной безопасности, они грабили местное население, обращая жителей даже в рабство. Эти рыцари грабили купцов, сворачивая местную торговлю (и уменьшая тем самым доходы епископа).

Епископ призвал нескольких верных ему рыцарей, собрал войско, редко превышавшее 1000 человек, и начал брать штурмом эти замки один за другим. Защитникам взятого замка даровалась жизнь, но сами замки разрушались до самого основания.

Местность была сильно заболочена. Осаждающие прокладывали себе дороги, засыпая и осушая болота. Но так как они контролировали все подъездные пути к осаждаемому замку, то помощь защитникам замка ниоткуда придти не могла. Так с небольшими силами епископ Вацо взял и разрушил множество разбойничьих замков.

Местным жителям епископ возмещал ущерб за зарезанный для нужд войска скот и прочую снедь.



Карл Анжуйский перед сражением при Беневенто в 1266 г. против Манфреда советовал своим воинам больше целиться в лошадей, чем в людей. Ведь с упавшим с лошади рыцарем, который малоподвижен из-за тяжелого своего вооружения, легко справится и пеший воин. Поэтому каждый рыцарь Карла должен идти в бой в сопровождении одного или двух пехотинцев, а если нет своих, то с наемниками:
"Ибо военный опыт доказывает, что они непобедимы и чрезвычайно полезны как для умерщвления вражеских коней, так и для истребления тех, которые сброшены с коней".



К XIV веку рыцарское войско стало считаться состоящим из так называемых "копий". В состав "копья" входил сам тяжеловооруженный рыцарь и до десятка сопровождавших его воинов, среди которых могли быть и конные (легковооруженные), но в основном оно состояло из пехотинцев.

Встречались еще и одиночные рыцари, "одноконные", но считали войско, как правило, по "копьям".



В 1214 г. в битве при Бувине 300 легковооруженных конников атаковали фламандских рыцарей, но те в знак презрения даже не сдвинулись с места. Они просто перекололи, не сходя с места, своими копьями не покрытых панцирем лошадей противника, а уже только после этого двинулись на вражеских рыцарей.



Вопреки широко распространенному мнению, которому немало способствовали и кинематографисты, рыцарское войско наступало (шло в атаку) медленным аллюром. Это подтверждается множеством сообщений.
Недаром Оттон Фрейзингенский с неодобрением описывает сражение с венграми в 1146 г.:
"Герцог [Генрих Язомиргот], вопреки принятому у рыцарей порядку, наступал не шаг за шагом, а бросался на врага стремительным налетом; его рыцари подходили отдельными беспорядочными группами, разорвав строй легионов".



Военачальники часто предписывали своим воинам соблюдать строгую дисциплину (или подобие оной). Так Лиутпранд сообщает, что король Генрих I перед одним из сражений с венграми в 933 г. отдал приказ, чтобы никто не старался на более быстром коне обежать своего соратника, и чтобы все одновременно атаковали соперника. Но такие распоряжения не всегда помогали.



В статуте ордена храмовников (и у Тевтонского ордена) было записано:
"Ни один член ордена не имеет права без разрешения атаковать или оставить свое место в рядах".



В 1119 г. при Бремюле Генрих I Английский победил Людовика VI Французского. Вроде бы обычное сражение, ан нет, дело в том, что в этом сражении было убито всего 3 (три!) рыцаря, а взято в плен 140,
"потому что они были с ног до головы одеты в железо, и потому что из страха Божьего и по товариществу друг друга щадили".
Так пояснил нам это странное сражение Ордерих.



В средневековой Каталонии существовали титулы кондора и инфансона, которые присваивались исключительно графами.



Немного о жизни в ордене

Возвращаясь к жизни рыцарских орденов, следует отметить, что жизнь рыцарей была в них довольно строго регламентирована.


Когда отряд рыцарей готовил место для разбивки лагеря, прежде всего веревками огораживалось место для часовни.
Затем последовательно выбирались места для палатки магистра ордена, палатки для совместных трапез, палатки для комтура (или коммендатора) провинции и для провиантмейстера.
Только после этого командующий отрядом возглашал:
"Господа братья, располагайтесь во имя Господне!" -
и остальные братья приступали к выбору места для своих палаток.


Различные сигналы в лагере храмовников подавались с помощью специального колокола.


Рыцарь-храмовник не должен был без особого разрешения удаляться от лагеря на расстояние дальше, чем слышен звук человеческого голоса или сигнального колокола.
Также из двух его оруженосцев один должен был всегда находиться неподалеку, когда другой отправлялся за фуражом, топливом или другими припасами.


Рыцарь не имел права без разрешения седлать своих коней или садиться на них.
Перед походом рыцарь должен был лично убедиться в наличии всего необходимого снаряжения и проверить, не забыто ли что-либо существенное.


В походе оруженосцы с оружием должны были ехать перед рыцарем, чтобы ему было легче следить за своим снаряжением и вооружением.
Те же, кто вел коней рыцаря, а их у каждого рыцаря было не менее трех, должны были следовать позади рыцаря.


В походе никто не имел права покидать своего места в строю даже для того, чтобы размять или проверить своего коня.


Перед сражением никто не имел права покидать своего места в строю или нападать на противника без приказа под страхом наказания в виде лишения орденской мантии.


Перед боем командир отряда выделял несколько рыцарей (5-10) для охраны знамени. Эти братья должны были сражаться с противником близ знамени, защищать его, и не имели права удаляться от него до окончания сражения. Даже раненый рыцарь не мог без особого разрешения покинуть знамя.


Остальные же рыцари могли нападать на противника там или так, где сочтут это наиболее удобным для себя с целью нанесения врагу максимального урона.


В правилах Тевтонского ордена говорилось:
"Ни один брат да не садится на коня, прежде чем не поднято знамя. После того как поднято знамя, каждый проявляет сколько есть у него сил телесных и душевных и возвращается к знамени, когда сочтет соответствующим".


Рыцарь не имел права покидать поле сражения даже в случае поражения своих войск, если на поле еще развевается знамя. Когда свое знамя утрачено, рыцарь должен примкнуть к знамени любого другого ордена, а при их отсутствии, к любому христианскому знамени. Рыцарь мог искать личное спасение только тогда, когда уже все разбиты и христианских знамен больше не видно.


Запасное знамя хранил комтур (коммендатор), обернутым вокруг копья. Он должен был его развернуть, если с основным знаменем приключилась какая-нибудь беда. Поэтому комтуру было запрещено вступать в сражение с этим копьем, какой бы удобный случай для этого не представился.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное