Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 357

от 29.01.2006 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Семь мудрецов Древней Греции
Вып. 2
Питтак из Митилены



Древних авторов Питтак интересовал прежде всего как один из семи мудрецов. Они цитировали его изречения или выдумывали их за него в своих сочинениях, а сведения о его жизни и личности подавались очень скупо. Из сообщения Диогена Лаэртского мы узнаем, что Питтак умер в 3-й год 52-й олимпиады, прожив более 70 лет, следовательно, он жил во второй половине VII и первой трети VI вв. до Р.Х.



Только Аристотель из сохранившихся сочинений древних греков уделил Питтаку некоторое внимание и выбрал его для иллюстрации такого вида правления как эсимнетия. Выбрал он его, потому что Питтак был хорошо известен в древней Греции. Вначале поясню, что эсимнетия это такой вид единоличного правления, когда народ как носитель верховной власти сам добровольно вручает эту верховную власть одному человеку. Такая власть вручается на какой-то определенный срок (хотя известны случаи и пожизненной эсимнетии) или для решения определенной задачи. Обычно срок эсимнетии не превышал десяти лет. Эсимнет мог единолично принимать самые ответственные решения, но в рамках существующих законов. О наследовании власти также говорить не приходилось.



Как же Питтак дошел до единоличного правления, если сам он происходил из не слишком знатного рода?



В VII веке до Р.Х. Митилены на Лесбосе вступили в период ожесточенных гражданских смут. Во второй половине этого века была свергнута олигархическая власть рода Пефелидов и между ведущими аристократическими семействами разгорелась борьба за власть. В этих условиях верховную власть захватил некий Меланхр, которого древние авторы называют первым тираном Митилен.

В борьбе с тиранией Меланхра объединились различные слои населения города. Здесь Питтак выступал вместе с аристократическим семейством, к которому принадлежал поэт Алкей с братьями. Соединенными усилиями Меланхр был смещен и убит примерно в 610 году до Р.Х.

Когда же Меланхра сменил Мирсил, позиция Питтака через некоторое время изменилась, и он выступил на стороне тирана, за что его резко осудил в своих стихах Алкей. Про правление Мирсила мало что известно, кроме того, что оно носило антиаристократический характер. Сами аристократы в то время находились в изгнании в лесбосском городе Пирре.



Примерно в это же время Питтак завоевал большую популярность среди своих соплеменников, когда возглавил митиленское войско в борьбе с афинянами за Сигей и Ахиллий. Эти поселения находились долгое время под контролем Митилен, но в период смут они перешли к Афинам. Афинскими войсками командовал олимпионик [олимпийский чемпион] в пятиборье Фринон. Борьба шла с переменным успехом, и Питак вызвал Фринона на единоборство, чтобы таким образом решить исход компании. Во время поединка Питтак набросил на своего соперника сеть, спрятанную за щитом, и убил его. Контроль над спорными территориями на время перешел к Митиленам, а Питтак обрел на своей родине огромную популярность. Но война на этом не закончилась, стала нести затяжной характер, и воюющие стороны решили прибегнуть к посредничеству третейского суда во главе с Периандром. Периандр решил, что Сигей следует передать Афинам, а Ахиллий оставить за Митиленами.



Мирсил правил около десяти лет, и его смерть Алкей встретил с большим восторгом. Изгнанные аристократы вернулись на родину, надеясь добиться верховной власти. Но тут они с изумлением увидели, что огромным авторитетом в городе пользуется ненавистный им Питтак. В развязанной политической борьбе аристократы были снова изгнаны, а Питтак при полном одобрении народа был избран эсимнетом. Главной задачей перед ним была поставлена борьба против возвращения на родину аристократов и уничтожения их политического влияния. С этой задачей Питтак прекрасно справился, так что несмотря на проклятия Алкея влияние знатных семейств было полностью уничтожено. Часть аристократов, в том числе и сам Алкей, получили прощение Питтака и смогли вернуться на родину частными лицами, но никакого влияния они уже не имели. Остальные митиленские изгнанники рассеялись по всей Элладе.



Известно, что Питтак составил первые писанные законы Митилен, но о содержании этих законов древние авторы сообщают крайне скупо. Известно только, что Питтак ввел в своих владениях закон, который древние считали очень суровым:
"Кто совершит проступок во хмелю, с того взыскание вдвое против трезвого".
Он считал, что граждане не должны напиваться из-за того, что на острове производится очень много вина.



Наведя порядок в государстве, Питтак сложил с себя верховную власть, после чего прожил еще десять лет. Митиляне выделили ему надел земли, но Питтак посвятил ее богам. А Сосикрат утверждал, что Питтак все же выделил себе из этой земли крохотный участок со словами:
"Половина - больше целого!"



Уже современники отнесли его к числу семи мудрецов.



Перейдем теперь к сохранившимся свидетельствам древних о Питтаке.



Поэт Алкей среди прочего упрекал Питтака в том, что тот занимается позорным рабским трудом, таким как молотьба или выпечка хлеба, а народная песня даже называла Питтака царем и тоже говорила:
"Мели, мельница, мели:
Так ведь мелет и Питтак,
Царь великих Митилен!"
Но философ Клеарх пояснял, что Питтак молол зерно вместо занятий гимнастикой.



Рассказывают, что царь Амазис послал Питтаку жертвенное животное, попросив мудреца вырезать и прислать обратно лучшую и худшую часть его. Питтак недолго думал и отослал царю язык жертвы. За это наш мыслитель удостоился в древности восхищения и множества всяких похвал.

Следует, правда, заметить, что схожие предания сохранились о Бианте, Эзопе, Солоне и Фалесе.



Питтаку также приписывают ответ на вопрос о том, что он видел самое удивительное в мире. Он ответил:
"Тирана в старости!"



На пиру однажды зашел разговор и животных, и, говоря о них, Питтак в шутку заметил:
"Из диких [животных] хуже всех тиран, из домашних - льстец".
Замечание было сделано в шутку, потому что пир шел в доме митиленского тирана Мирсила, с которым Питтак тогда уже дружил.



Когда же народ предложил Питтаку единоличную власть эсимнета, он сказал:
"Трудно быть хорошим [для всех]".



Когда Алиатт (царь Лидии и отец известного Креза) прислал жителям Лесбоса надменное письмо с каким-то требованием, Питтак в ответ посоветовал царю есть лук да теплый хлеб (т.е. проливать слезы).



Когда Крез прислал ему денежный подарок, Питтак от него отказался, сказав, что у него денег и так вдвое больше, чем ему хотелось бы. Дело в том, что он унаследовал состояние своего брата, умершего бездетным.



Сын Питтака, Тиррей, был убит в Киме кузнецом, когда он сидел у цирюльника. Граждане Кимы прислали убийцу Питтаку, но тот простил его со словами:
"Лучше простить, чем раскаяться", -
и отпустил домой.



Поэт Алкей был политическим противником Питтака и всячески обзывал его в своих стихах. Вот несколько наиболее характерных примеров.
Алкей называл его "плосконогим" из-за плоскостопия Питтака, который подволакивал ногу.
У Питтака на ногах были трещины, называемые "разлапинами", и Алкей называл его "лапоногим".
Алкей считал Питтака чрезмерно тщеславным и называл его за это "прыщом".
Из-за своего телосложения Питтак удостоился эпитетов "пузан" и "брюхан".
Питтак жил так скромно, что даже обходился в своем жилище без светильника, и получил от Алкея прозвище "темноеда".
Питтак не любил щеголять в новых и богатых одеждах, и Алкей обзывал его "распустехой".



Да, невозможно угодить своим врагам, но когда Алкей попал в руки Питтака, тот его отпустил его со словами:
"Лучше простить, чем мстить".



Поэт Симонид напоминает один из заветов Питтака:
"Истинно добрым трудно стать - завет Питтака".



Платон в "Протагоре" приводит следующие слова Питтака:
"С неизбежностью и боги не спорят", -
а также и другое:
"Человека выказывает власть".



На вопрос о том, что лучше всего, Питтак ответил:
"Хорошо делать, что делаешь".



Когда Крез спросил Питтака, какая власть всего сильней, он ответил:
"Та, что резана на дереве".
Он имел в виду законы.



Победы, говорил Питтак, должны быть бескровными.



Один фокеец по какому-то поводу сказал, что надо отыскать дельного человека. Питтак на это возразил:
"Если искать с пристрастием, то такого и не найти".



Питтак говорил:
"Дело умных, предвидеть беду, пока она не пришла; дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла".



Питтак советовал:
"Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют. Неудачей не кори - бойся того же себе".



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное