Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 344

от 30.10.2005 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Семь мудрецов Древней Греции
Вып. 1
Фалес Милетский



Начиная цикл очерков о мыслителях Древней Греции, которых называю семью мудрецами, я немного лукавлю. Во-первых, в 34-м выпуске Ворчалок я уже давал очерк о Солоне, который, несомненно, входит во все перечни семи мудрецов. Во-вторых, единого списка семи мудрецов не существовало даже у древних греков. Большинство древних авторов сходилось на четырех безусловных фигурах - Фалес, Питтак, Биант и Солон. Остальных трех предстоит избрать из довольно обширного списка: Мисон, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Аристодем, Памфил, Пифагор, Леофант, Эпиминид, Ферекид, Лас Гермионский, Анаксагор, Орфей, Лин и Эпихарм. Неплохой список получается! Впрочем, к нему можно добавить еще несколько имен, но я не буду стремиться к такому расширению списка. Моя задача - дать краткое представление о наиболее значительных древних мыслителях, которые подпадают в список подозреваемых, то есть - семи мудрецов. Начну с Фалеса Милетского.



Сведения о его жизни довольно скудны и противоречивы и большинство из них носит анекдотический характер. Считается, что он родился в 1-й год 39 олимпиады (по некоторым данным в 35-ю олимпиаду), а умер в 58-ю олимпиаду в возрасте 78 или 76 лет лет, т.е. по нашему летоисчислению это приходится на годы от 624 по 548 до Р.Х. Происходил он из древнего милетского рода, но и этот факт подвергается сомнению. По одной версии его род имел финикийские корни, по другой - он сам был в городе пришельцем. Но как бы там ни было, свой Милет Фалес сумел прославить.



Какое-то время он исполнял положенные обязанности гражданина, но потом покинул государственную службу и занялся изучением природы.



Уже такие древние авторы как Аристотель, писавший о Фалесе, не имели списков его сочинений, черпали свои сведения о нем и его учении из вторых рук, а потому и расходились в том, что же он собственно написал. Ему твердо приписывают два труда, "О солнцестоянии" и "О равноденствии", а остальные сведения о достижениях Фалеса известны только в пересказах или извлечениях, но часто без указания источника. Поэтому мне придется ограничиться простым и кратким изложением того, какие же достижения приписывали Фалесу древние, чтобы понять, почему его безоговорочно причисляли к числу семи мудрецов.



Фалес одним из первых в Греции (если не первым) стал серьезно заниматься астрономией на научной основе, и многие даже приписывали ему труд под названием "Судоводная астрономия". Впрочем, авторство Фалеса в написании этой книги часто ставилось древними греками под сомнение.



Учился Фалес в Египте у жрецов, о чем сообщает Иероним Родосский. В Египте Фалес поразил жрецов тем, что сумел точно вычислить высоту пирамид. Он дождался момента, когда длина тени человека становится равной длине его тени, и тогда измерил длину тени пирамиды. Вот и весь фокус. О подобии треугольников греки тогда еще ничего не знали, хотя Плутарх и пытался объяснить решение этой задачи Фалесом с помощью создания подобных треугольников из шестов.



Рассказывают, что Фалес научился определять расстояние от видимого корабля до гавани Милета.



Также Фалес занимался изучением движения Солнца и Луны. Он первым изучал путь Солнца среди неподвижных звезд, научился вычислять время от солнцестояния до солнцестояния и дни равноденствий. Фалес первым нашел, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны - такую же часть лунного пути. Фалес первым стал утверждать, что Луна светит отраженным светом.



Он разбил небесную сферу, как и мы, на пять зон, и ввел календарь, по которому год состоял из 365 дней. Год он делил на 12 месяцев по 30 дней, а пять дней оставались выпадающими, как и в Египте.



Каллимах приписывал ему честь открытия созвездия Малая Медведица:
"В небесной колеснице он открыл звезды,
По коим финикийцы правят путь в море".
Ведь финикийские мореходы ориентировались именно по Малой Медведице в отличие от греков, для которых путеводной была Большая Медведица.



Геродот также восхвалял Фалеса за то, что он точно предсказал солнечное затмение во время войны между Лидией и Мидией 22 мая 585 г. до Р.Х. Это затмение так поразило воюющих, что они поспешили заключить мирный договор.

Фалес считал, что затмения Солнца происходят тогда, когда между ним и Землей проходит Луна. Лунные же затмения происходят тогда, когда Луна попадает в тень от Земли.



Поэт Херил и ряд других авторов утверждали, что Фалес первым объявил человеческую душу бессмертной. А Аристотель утверждал, что Фалес приписывал душу даже неодушевленным предметам, ссылаясь на магнит и янтарь.



По одной из версий, Фалес был провозглашен первым из "семи мудрецов". Это случилось в 582 г. до Р.Х. Существует множество рассказов о том, как путешествовал по всей Элладе некий треножник, как дар самому мудрому из греков, и я не буду пересказывать все версии. Но до этого признания не все в жизни Фалеса шло гладко.



Заниматься исключительно астрономией и изучением природы Фалес начал в зрелом возрасте, и он был первым известным нам греком посвятившем весь свой досуг науке, а не извлечению прибыли. Вначале он встречал со стороны своих сограждан недоуменные взгляды и насмешки. Но один случай резко переменил отношение жителей Милета к Фалесу. Как-то весной Фалес по одному ему известным признакам предположил, что урожай маслин в этом году будет большим. Он по низкой цене взял в наем все свободные маслодавильни в Милете и на Хиосе, а когда его прогноз оправдался, он с большой выгодой перепродал все давильни. Так он доказал, что и из научных занятий можно извлечь практическую пользу.



Ну а когда Фалес правильно предсказал солнечное затмение в 585 году до Р.Х., то его слава прогремела по всей Элладе.



О политических деяниях Фалеса нам известно немного. Он был сторонникам некоего объединения ионийских (типа конфедерации) полисов перед лицом внешней угрозы, которая возникала сначала со стороны Лидии, а потом Персии. Фалес предлагал созывать союзный совет на Хиосе, как в наиболее удобном для союзных дел месте.

Оценивая внешние опасности, Фалес считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии. Он помогал Крезу в его войне с персами, в частности, он помог армии Креза переправиться через реку Галис, порекомендовав прорыть длинный водоотводный канал, как бы второе русло реки, что значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Но он же резко выступил против заключения союза милетян с Крезом, и тем спас город после победы Кира.



Значительны достижения Фалеса и в геометрии. Он установил:
равенство вертикальных углов;
равенство двух треугольников с равной одной стороной и равными углами, прилегающими к ней;
равенство углов у основания равнобедренного треугольника;
равенство частей круга, разделенных диаметром.



Когда же ему удалось вписать в круг прямоугольный треугольник, Фалес принес в жертву богам быка.



Аристотель в своей "Метафизике" отмечает, что Фалес первым начал заниматься философией и первоосновой всего полагал воду:
"Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничего не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... [Так вот, кто, оказывается, сформулировал закон сохранения материи! А то все - Ломоносов, Лавуазье... А они лишь жалкие эпигоны. - Прим. Ст. Ворчуна] Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, Фалес - родоначальник такого рода философии - считает ее водою".



Фалес также считал, что плоская Земля плавает в некоей "божественной" воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.



Диоген Лаэртский также писал о Фалесе:
"Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств".



Известны как минимум три довода Фалеса в пользу такой точки зрения:
1) семя всего живого обладает влажностью;
2) все растения и животные питаются влагой, растения приносят при этом свои плоды, а лишенные влаги, они (и животные, и растения) погибают;
3) даже огонь Солнца и прочие светила питаются испарениями влаги.



Из высказываний, приписываемых Фалесу, приведу парочку:
"Многословие вовсе не является показателем разумного мнения".
"Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей".



Некоторые анекдоты о жизни Фалеса я приводил в 4-м, 5-м, 6-м и 258-м выпусках "Исторических анекдотов от Старого Ворчуна". Повторяться мне не хочется. Добавлю к этому я немного.



Фалес будто бы утверждал, что за три вещи он благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар. Позднее это изречение стали приписывать Сократу.



Когда Фалеса спросили, что возникло раньше, ночь или день, он ответил, что ночь - на один день раньше. Он подразумевал, что до создания мира царила ночь.



Фалес в своем учении утверждал, что между жизнью и смертью нет особой разницы. Тогда его спросили:
"Почему же ты не умираешь?"
Фалес ответил:
"Именно поэтому".



Умер Фалес в преклонном возрасте, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и жажды. На его гробнице высекли следующую надпись:
"Эта гробница мала, но слава под ней необъятна:
В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес".



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное