Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 342

от 16.10.2005 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



История Древней Чехии
Вып. 6



Такой человек очень быстро нашелся. В это время в Праге проповедовал сакс Детмар. Он был священником, хорошо знал славянский язык и быстро вошел в доверие к Болеславу II. С одобрения императора Оттона II (973-983) в 974 году в Праге было основано епископство, а в 975 году Детмар был посвящен в епископы Праги. Процедуру проводили архиепископ Майнца Виллиг (975-1011) и Эрненбалд Страсбургский (965-991).

Детмар активно взялся за дело внедрения католичества и искоренения остатков православия в стране, в чем и преуспел.



Так гладко выглядят события в изложении Козьмы Пражского. Он не упоминает ни о разрыве отношений между Чехией и империей в 974 году, ни о последовавшей за тем войне между Оттоном II и Болеславом II, вступившим в союз с мятежным герцогом Генрихом Баварским.



Оттону II удалось довольно быстро разбить мятежников, после чего он дал свое согласие на учреждение Пражского епископата. Детмар в военные дела не очень лез, так как его больше интересовали церковные дела и учреждение новой епархии. Но Империи в то время приходилось вести борьбу на несколько фронтов. Когда 975 году войска императора вторглись в Чехию и подошли к Пльзеню, то они близ реки Мжи были разбиты Болеславом II. После этого чехи вторглись в Моравию и осадили епископский город Жичь. Вмешательство Детмара вынудило Болеслава II снять осаду Жичи, но страну он пограбил и вернулся затем в Чехию.



Вскоре он отразил и новое вторжение немцев, так что Оттону II пришлось в 978 году окончательно примириться с чехами и пойти на довольно серьезные уступки Болеславу II.



В 981 году в Прагу из Магдебурга после десятилетней учебы прибыл Войтех, сын Славника. Об этом я уже упоминал в рассказе о Либицкой резне (см. вып. 32). Кстати, по одной из легенд мать Войтеха, княгиня Стрезислава, была будто бы сестрой св. Вацлава. Умер Детмар в 982 году, а через несколько дней епископом Праги был избран против своей воли упомянутый Войтех, получивший при этом имя Адальберт. Утверждение его в сан произошло на сейме в Вероне в следующем 983 году.



Однако политическая борьба между Чехией и Империей не прекратилась. Поддержав кандидатуру Войтеха на Пражское епископство, Оттон II справедливо надеялся, что тот будет поддерживать интересы Империи. Ведь Войтех был из рода Славников, враждебного роду Пржемысловичей, воспитан в духе латинской церкви и приходился родственником самому императору.



Болеслав II и прочие чешские вельможи также поддержали кандидатуру Войтеха, считая, что, во-первых, он больше будет занят епископскими делами, а во-вторых, он все же чех, а не немец.



Однако Войтех (Адальберт) был все же Славниковичем, а зличские князья были очень серьезными и опасными врагами Пржемысловичей. Болеслав II стремился к укреплению княжеской власти, а Славниковичи, хоть и были вассалами князя, но их могущество едва ли уступало княжескому. К тому же Славниковичи стремились заручиться поддержкой императора, а теперь и Пражский епископ был из их рода. Столкновение было неизбежно.



О церковной деятельности нового епископа есть довольно любопытное добавление в паннонском "Житие св. Кирилла":
"Потом же многом летом минувшим, пришед Войтехъ в Мораву и въ Чехы, и в Ляхы, разрушил въру правую и русскую грамоту отверже, а латинскую въру и грамоту постави".



Народная молва относит разжигание вражды между Пржемысловичами и Славниковичами проискам семейства Вршовичей, которые уступали в могуществе двум названным семействам, но обычно поддерживали Пржемысловичей.



В 988 году умерла мать Войтеха Стрезислава. К этому же году относят и первое крупное столкновение сторонников Болеслава II со Славниковичами. Будто бы во время одного из пиров у князя Болеслава II кто-то из Врошовичей убил представителя семейства Славниковичей. Ссора между ними возникла якобы из-за того, что князь предпочел Славниковича при состязании в игре на трубе, и оскорбленный Вршович зарезал соперника. Болеслав II потребовал от провинившегося Вршовича, чтобы тот отправился к епископу и на глазах у того заколол себя кинжалом.



Войтех находился тогда в Либице у тела умершей матери. К городу пришел провинившийся Вршович и с отрядом сторонников попытался ворваться в Либице. Нападение было отбито, но Войтех написал князю письмо, что он покидает свою епархию, и отправился в Рим. Там он попал в окружение императрицы Феофании, которая обласкала Войтеха. Войтех все же удалился в монастырь, но Болеслав II послал в Италию своего брата Страхкваса, чтобы тот уговорил Войтеха вернуться в Прагу. Среди историков существуют разногласия по поводу датировки миссии Страхкваса, и многие относят ее ко второму удалению Войтеха (Адальберта) из Праги.



После возвращения Войтеха Болеслав II пошел на ряд уступок епископу. В том числе он дал ему право строить церкви и собирать десятину, но Адальберт (Войтех) стремился к тому, чтобы изъять церковные дела из светского правления, и неоднократно обращался к князю с такими просьбами. Болеслав II постоянно отклонял все такие просьбы, что не улучшало отношений между князем и епископом.



Увидев, что его просьбы не находят благосклонного отклика у князя, Адальберт, будем теперь называть его только так, через некоторое время воспользовался каким-то мелким предлогом, чтобы во второй раз покинуть Прагу. Это произошло в 994 году.



К последним годам правления Болеслава II относится и эпизод, известный в истории, как Либицкая резня (см. вып. 32), сопровождавшийся окончательным присоединением владений зличских князей к Чехии. Вину за этот эпизод многие историки взваливают, в основном, на Вршовичей, но ведь объединение страны произошло в интересах князя.



Уцелевшие Славниковичи, Собебор и Адальберт, окопались при дворе императора. Им удалось настроить польского князя Болеслава Храброго против чехов, так что мир и союз между Чехией и Польшей оказались не столь уж и долгими и прочными.



После смерти Болеслава II последовавшей 7 февраля 999 года на княжеский престол в Праге вступил его сын Болеслав III по прозвищу Рыжий (иногда его еще называют Жестокий). Традиция изображает его как слабовольного князя, бездарного полководца и политика, и просто очень злого и жестокого человека.



В начале своего правления новый князь повелел оскопить своего брата Яромира. Другой его брат, Олдржих, чудом сумел избежать смерти и вместе с матерью и Яромиром укрылся в Баварии. Следует, правда, сказать, что ни один из сыновей Болеслава II не обладал талантами своего отца.



В 995 году после отъезда епископа Адальберта пражским епископом был избран брат князя, Страхквас. Он еще в 982 году был первым кандидатом на епископскую кафедру, но тогда его избранию резко воспротивились как император, видевший в нем родного брата князя и опасавшийся чрезмерного усиления власти и влияния чешского князя, так и майнцский архиепископ, который видел в нем прежде всего приверженца славянской литургии. Но в 995 году других достойных конкурентов у Страхкваса уже не было, и он отправился в Регенсбург для посвящения в епископы. Там прямо во время торжественной процедуры Страхквас и умер, по официальной версии, от удара. Католическое духовенство злорадствовало и утверждало, что за Страхквасом явился сам Дьявол.



Обстоятельства смерти Страхкваса довольно странны и темны. Можно, конечно, довольно легко найти тех, кому это было выгодно, но прямых доказательств его насильственной смерти или отравления нет. Попробовали бы вы их получить из Регенсбурга в 995 году!



Пражская епископская кафедра оставалась вакантной до 997 года. В 997 году император Оттон III рассмотрел просьбу Болеслава II о присылке нового епископа в Прагу и удовлетворил ее, рекомендовав на эту должность капеллана Тегдага, посвящение которого произошло в июле 998 года.



В том же 997 году погиб и Адальберт. После своей миссии в Венгрию и Польшу, он прибыл в Пруссию, но местные племена не оценили миссионерский подвиг Адальберта и убили его. Адальберт же был вскоре причислен к лику святых, как великомученик.



Князь Болеслав II, по сообщению Козьмы, был благочестивым католиком и ревностным христианином. При нем никто не мог получить какую-либо духовную или светскую должность за деньги. Много еще добрых слов приводит хронист о славном и победоносном князе.



От первой жены по имени Гемма у князя было два сына, Вацлав и Болеслав, но старший из них умер еще в детском возрасте. Нам известны еще два сына князя, вероятно от другой жены, имя которой не сохранилось, Яромир и Олдржих.



При изложении исторических событий после смерти Болеслава II Козьма все еще продолжает путать имена князей и годы событий. Так польского князя Болеслава I Храброго он часто путает с Мешко I и приписывает последнему поступки, которых тот не мог сделать просто потому, что умер еще в 992 году. Я буду в дальнейшем давать исправленные даты и имена и не буду больше на этом специально останавливаться.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное