Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 335

от 28.08.2005 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Древний Китай: краткие очерки эпохи Чжоу
Вып. 2. Начало Западного Чжоу



Говоря об У-ване, особенно подчеркиваются его боевые заслуги. О нем говорилось:
"Грозен и могуч был У-ван!"
Его называют "очень воинственным" и постоянно упоминается о его "рвении". Сообщается о хорошо спланированной деятельности У-вана и о том, что он покорил десять тысяч государств, но главная его заслуга заключается в крушении Шан:
"Войска Инь (Шан) стояли стеной... Блистателен был У-ван, он уничтожил и смел великую Шан... У-ван покорил иньцев, он расправился с ними и убил их".
Это конечно преувеличение, т.к. даже не все члены правящего дома Шан были убиты или репрессированы.

И только по разу сообщается о "добродетели" У-вана и о его "великом учении".

Столицу своего государства он выстроил в Хао.



Есть основания полагать, что силы дома Шан были истощены продолжительной борьбой с варварами на северо-западе, но это не столь уж и важно.



Покорив Поднебесную, У-ван понял, что единолично контролировать такую большую территорию он не сможет, поэтому он решил поделиться властью на местах, оставив за собой центральную власть. Он роздал в удел земли своим родственникам и сподвижникам. Тех правителей, которые сразу же признали власть дома Чжоу, он тоже оставил на местах и позволил им править в качестве вассалов дальше (но под присмотром). Я не случайно назвал подчиненных правителей вассалами, так как в структуре государства Западного Чжоу многие ученые находят большое сходство с феодальными структурами в Западной Европе. Даже сын погибшего правителя дома Шан получил какой-то удел и правил как вассал дома Чжоу.



Для чего это было сделано? Считается, что княжество в управление ему даровали для того, чтобы продолжались жертвоприношения дома Шан своим умершим правителям. Это позволяло снискать расположение могущественных духов и избегнуть их гнева, а это было необходимо для укрепления своей власти. Но У-ван принял и некоторые меры предосторожности: он назначил двух (или трех) своих братьев приглядывать за отпрыском дома Шан.



Через сравнительно небольшое время после покорения Шан и устройства дел в государстве У-ван умер и на престол взошел его наследник Чэн-ван, но реальная власть оказалась в руках одного из братьев покойного, Чжоу-гуна. Сообщается, что он был регентом в течение семи лет и был самым влиятельным человеком в государстве.

"Надсмотрщики" выразили свое недовольство, т.к. они считали себя обойденными, а, кроме того, подозревали Чжоу-гуна в намерении захватить престол.



В общем, дяди нового правителя объединились с шанским потомком, взяли в союзники племена варваров и восстали против Чжоу (т.е. против родного брата вместе с врагами дома Чжоу).



Чжоу-гун действовал быстро и решительно: он возглавил армию во время восточного похода, разбил войско врагов и казнил как шанского принца, так и одного из своих братьев.



На престол государства Сун Чжоу-гун посадил родного брата казненного принца, чтобы жертвоприношения Шан продолжались.



Во время восточного похода, как утверждают позднейшие источники, Чжоу-гун покорил пятьдесят государств и на их месте основал 71 вассальное княжество. Более близкие к времени жизни Чжоу-гуна источники говорят только о трех покоренных государствах. Кроме того, Чжоу-гун за годы своего регентства построил новую столицу близ современного Лояна. Новая столица считалась второстепенной в отличие от западной столицы. В нее были переселены оставшиеся шанские чиновники, которые жили там и перевоспитывались под строгим наблюдением.



Позднейшая традиция сделала из Чжоу-гуна человека, который на практике реализовал все высочайшие добродетели китайцев: еще бы, он был государственным деятелем, полководцем, ученым и философом. Он знаменит чуть менее Конфуция, но Чжоу-гуну приписывают создание основных элементов китайской культуры и философии. Ведь как философ он почитается как основоположник конфуцианской традиции, так сказать, Конфуций до Конфуция.

Тем более странно, что близкие ко времени правления Чжоу-гуна источники сообщают о нем очень мало.



Причину такой непопулярности можно найти в речах самого Чжоу-гуна. Вот он обращается к своему племяннику Чэн-вану (между прочим, правителю):
"Внимай моим наставлениям... если не будешь прилагать к этому все силы, царствование твое не продлится долго. Всегда приводи к порядку главных чиновников; если будешь во всем следовать моему примеру, они не осмелятся ослушаться твоих приказаний. Вступай на путь и будь почтительным".



Если вам, уважаемые читатели, не совсем понятно, в чем тут дело, то надо отметить, что у китайцев скромность всегда была одной из главных добродетелей, а речи Чжоу-гуна наполнены самовосхвалением, которое напрочь отсутствует, например, в речах Вэнь-вана. Это обстоятельство не добавляло Чжоу-гуну популярности у потомков.



В другой речи он на все лады восхваляет достоинства разных советников шанских правителей и утверждает, что успехи Вэнь-вана стали возможными только благодаря мудрому руководству пяти его главных министров. Чжоу-гун утверждает, что без них
"Вэнь-ван не обладал бы той добродетелью, которую он распространил на людей".
В правление У-вана четверо из них были еще живы, но
"теперь же дело это лежит на мне", -
так скромно заключает свою речь Чжоу-гун.



Несколько отдельных слов стоит сказать и о концепции Мандата Неба, которая часто упоминается в речах У-вана, но создателем которой вероятно являлся его брат Чжоу-гун. Именно в его речах смена всех династий представлена через концепцию Мандата Неба.

Чжоусцев не удовлетворяла власть, основанная на силе, им нужно было легитимное подтверждение их власти в глазах завоеванных народов, вот почему они приучали шанцев к концепции Мандата Неба.

Вначале им владела Ся, потом Шан, а теперь Чжоу. Но следует заметить, что ни в одной из сохранившихся надписей времен династии Ся не упоминается Мандат Неба, да и в Шан божество Тянь, "Небо", было неизвестно.



В изложении Чжоу-гуна дела обстояли следующим образом. Вначале Мандатом Неба обладали правители Ся до тех пор, пока Небо не отвернулось от последнего из них, жестокого и беспощадного:
"И тогда небо стало искать нового правителя для людей и милостиво ниспослало свой Сиятельный Мандат на Тана-победителя, покарав и уничтожив правителя Ся".



Тан основал династию Инь (Шан). Он и все его преемники, кроме последнего правителя, отличались добродетелью. Но
"последний правитель Шан предался праздности, забросил дела управления и не совершал должных жертвоприношений. И тогда Небо уничтожило его... Пять лет небо ожидало в надежде, что его сыновья и внуки смогут стать правителями людей, но никто из них не был настолько мудр. Тогда Небо искало в ваших многочисленных землях, насылало на вас бедствия, желая побудить тех, кто почтителен, но во всех ваших землях не нашлось никого, кто откликнулся бы. Наш же чжоуский царь (ван) хорошо относился к людям, следовал добродетели и исполнял долг перед божествами и Небом. Небо наставило нас, оказало нам милость, избрало нас и наделило нас Мандатом Инь, чтобы править в ваших бесчисленных землях".



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное