Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 325

от 19.06.2005 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Древний Китай: краткие очерки эпохи Чжоу
Вып. 1. Начало Западного Чжоу



Первой династией в Китае считается Ся, правившая с 2205 по 1766 гг. до Р.Х.
Ей на смену пришла династия Шан, царствовавшая с 1775 по 1123 гг. до Р.Х. Основателем этой династии был некто по имени Тан, чьим наставником был мудрый И Инь, о котором Мэн-цзы пишет, что тот был простым крестьянином. Тан же узнал о достоинствах И Иня и убедил его поступить к себе на службу. И Инь осознал необходимость свержения династии Ся, убедил в этом Тана и помог ему осуществить этот план.

И Инь был первым министром при Тане и двух его преемниках, правивших четыре и два года, но следующий правитель, Тай Цзя,

"нарушил установления Тана".
Тогда И Инь сместил правителя. Три года после этого Тай Цзя
"внимал И Иню, слушая его наставления",
а когда он раскаялся в своих ошибках, И Инь вернул ему трон.

По другой версии, И Инь свергнул Тай Цзя, который семь лет был в ссылке, но потом бежал, поднял восстание, убил И Иня и вернул себе трон.



Династии Шан наследовали династии Западная Чжоу (1122-771 гг. до Р.Х.) и Восточная Чжоу (770-256 гг. до Р.Х.). Вначале столица находилась на западе, на территории современной провинции Шэньси, а потом ее перенесли на восток, в район современного Лояна, отсюда и соответствующие названия. Период Восточного Чжоу еще делится на период "Весны и Осени" (771-464 гг. до Р.Х.) и период Борющихся царств (464-222 гг. до Р.Х.).



Самой ранней исторической фигурой при становлении дома Чжоу является "древний гун" Дань-фу, который также известен как "правитель Тай" или Тай-ван, хотя титул ван он носить не мог никак, но в сохранившихся книгах он чаще всего именуется именно так.
Тай-ван возглавлял свое племя, которое подвергалось сильному давлению со стороны соседей, и вывел его на равнину Чжоу (по имени которой и стали именовать этот народ и его правителей), где построил город у подножия горы Ци в 80 милях от современного Сианя и обнес его земляным валом. Это был первый город данного народа, т.к. в "Ши цзин" говорится о том, что у чжоусцев не было домов, когда Тай-ван был еще молод.



В Китае тогда правила династия Шан (другое часто употребляемое название Инь), и китайцы смотрели на чжоусцев как на варваров, но вероятно, что процесс китаизации чжоусцев начался еще при Тай-ване, ибо он построил город по образцу и подобию шанских городов.



Примерно через сотню лет после этого У-ван, правнук Тай-вана,
"повел князей западных варваров на Инь",
как сообщается в "Бамбуковых книгах".



Тогда же начался и процесс борьбы Чжоу с империей Шан, о чем находятся упоминания в таких памятниках, как "Ши цзин".
По одной из версий подлинным первым правителем Чжоу был сын Тай-вана, Цзи-ван, которого восхваляют за
"добродетель и гармонию с братьями".
И все. Маловато для правителя будет.



В это время в Шан правил царь У-дин (1324-1266 гг. до Р.Х.), и шанцы и чжоусцы враждовали между собой, но вскоре они примирились. Тогда У-дин взял себе в жены чжоускую принцессу и пожаловал чжоускому правителю земли в удел.



По другой версии Цзи-ван женился на шанской принцессе и от этого брака родился знаменитый Вэн-ван, которому и был вручен Мандат Неба на свержение династии Шан.



Однако ряд источников изображает Вэн-вана поборником непоколебимой верности шанской династии.
Следует учитывать, что победители всегда редактируют источники в соответствии со своей официальной идеологией, т.к. что следует удивляться не наличию противоречий в источниках, а то, что разные версии дошли до нашего времени.



Официально Вэн-ван ваном не являлся, но он был основателем династии Чжоу, и именно ему был вручен Мандат Неба. В "Шу цзин" говорится, что
"небо величественно приказало Вэнь-вану покончить с сильной Инь и принять его Мандат".
Это произошло потому, что порочность Шан стала вопиющей, и откладывать кару Небес (свержение правителя и его казнь) было уже невозможно. Очень удобная идеология, которая всегда и все может объяснить.



Но Вэн-ван не сумел сделать этого, поэтому мы с вами, уважаемые читатели, считали бы, что Вэнь-ван потерпел неудачу, но китайцы так не считают. Они упорно на протяжении веков и тысячелетий отдают предпочтение Вэнь-вану перед другими правителями Чжоу и в первую очередь перед У-ваном, действительно сокрушившем династию Шан.
Почему? Китайцы объясняют это тем, что именно Вэнь-ван принадлежит основная заслуга в крушении династии Шан, т.к. он консолидировал власть в Чжоу, создавал альянсы и громил врагов. В результате он создал такое государство, которое смогло сокрушить династию Шан и захватить власть над всей Поднебесной.
В "Ши-Цзин" об этом говорится коротко:
"Вэнь-ван открыл путь потомкам; У-ван исполнил предназначение, покорив и уничтожив Инь".



Следует заметить, что теорию о Мандате Неба создали и активно внедряли именно правители дома Чжоу, и их можно понять, ведь они должны были обосновать законность своего захвата власти в Поднебесной. Но о Мандате неба я расскажу чуть позже.



Об Вэнь-ване и У-ване часто говорится в позднейших источниках.



В них постоянно упоминаются "добродетель" Вэнь-вана, его благочестивость и сыновняя почтительность, говорится, что он повиновался божествам, духам и предкам. Хоть его слава и гремела по всей Поднебесной, но он оставался сдержанным и скромным. Он был внимательным, осторожным, но решительным. Он всегда умел находить общий язык с людьми и оказывал на нижестоящих благотворное воздействие. Он заботился о людях, оберегал их и стремился к миру и покою (это всерьез говорится о человеке, который подготовил завоевание империи Шан). Особенно предупредительным он был к беззащитным и одиноким, а его практика наград и наказаний стала образцом для последующих поколений. В общем, идеальный правитель, как говорится, отец всех народов. Интересно, как он относился к вопросам языкознания?



Хоть Вэнь-ван и был совершенномудрым, но его мудрость не мешала ему с готовностью принимать хорошие идеи, поданные другими.
Вэнь-вану приписывается строительство города в Фэн и расширение границ государства. А созданными им государственными институтами и системой управления восхищались во все позднейшие времена.
Основатель династии Хань называл его величайшим из царей (ванов).
Вэнь-ван являлся примером для подражания не только для последующих правителей, но и для простых людей (так и слышится, будем как дедушка Ленин, т.е. Вэнь-ван!).
Мало кто из исторических личностей Китая удостаивался таких почестей и поклонения (или почитания?). Ведь если его предшественники только думали о свержении дома Шан, то Вэнь-ван окончательно оформил эту идею и создал все материально-технические предпосылки для этого.
Получается, что У-ван, который сокрушил Шан, и его преемники только выполняли заветы Вэнь-вана. Верным путем шли товарищи!



Да, еще немного: Небо сказало Вэнь-вану:
"Составляй планы с дружественными государствами".
И Вэнь-ван заключал многочисленные союзы со многими государствами, а потом объединил их под властью Чжоу. Что-то вроде некоего союзного или конфедеративного государства.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное