Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 324

от 12.06.2005 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Картины русской провинциальной жизни XIX века.
Саратов. Вып. 8



Вокзал Барыкина (окончание)

В зрительном зале располагалась маленькая сцена, на которой выступали квартеты, куплетисты, выходили различные уродцы и феномены, а также пели хоры девиц.

Григорий Иванович первым ввел в практику саратовских гостиниц ранее неслыханный элемент: поющих и играющих девиц.


В Барыкинском вокзале размещалось множество различных киосков и отдельных кабинетов, которые представляли собою как бы цепь вагонов, на которые они с виду и были похожи. Чаще всего здесь кутили купцы и адвокаты, а также люди неопределённых занятий. В такие компании обычно приглашались певицы и, если были, цыганки, которые
"при виде денег громче пели песни, сильнее кривлялись, бесстыднее потрясали плечами и лезли к подвыпившим купцам и адвокатам со своими ласками..."


Летом кутежи из-за краткости ночей бывали реже, но зато зимой...
"В комнатах висят сизые тучи табака, за которыми едва заметны двигающиеся фигуры пьяных и полупьяных людей; свет горящих ламп и люстр едва озаряет этот промозглый и прокислый воздух. За столами и столиками восседают компании, пьющие, едящие и беседующие на тему:
"Ах, шельма она..."
Гомон стоит неумолкаемый. Вдруг раздаётся дребезжащий звук фортепиано - это призыв к пению. Отовсюду начинают сбегаться певицы, словно курочки на зов петуха. Они отрываются от столов, столиков и выходят из отдельных кабинетов, откуда вслед за ними несутся разные нецензурные возгласы. Долго собираются певицы, долго они выстраиваются в линию, долго перемигиваются с кавалерами и, наконец, разбитыми, истасканными голосами затягивают какую-нибудь скабрёзную песню.
Каждый раз после хорового пения выступают так называемые солистки и завывают... Певицы щерятся, подсмеиваются и после пения снова расходятся по столам и кабинетам".



Скрипач Ожигини

В старые времена в трактирах и гостиницах не было "женской нации", а посетителей развлекали доморощенные музыканты, бренчавшие на фортепиано или пиликавшие на скрипках. Все они были пропившимися забулдыгами.

Так в трактире на Тулупном переулке играл В.И. Ожигини. По метрикам это был дворовый человек по имени Василий Иванович Ожогин. Барин дал ему какое-то образование, так что тот мог бренчать на фортепиано и немного болтать по-французски. Для большего весу он стал называть себя Ожигини, а для сходства с иностранцами носил длинные волосы и эспаньолку. В трактире он величественно садился за разбитый рояль и бренчал различные мелодии. Опьянев, он начинал барабанить полонез Огинского, а затем рыдал. Если его спрашивали:

"Что вы плачете?" -
он отвечал:
"Приятель ведь был... Огинский-то!"
И опять текли пьяные слёзы...



Гостиница "Прогресс"

Максим Михайлович Корнеев был сапожником и имел свой хороший магазин на Немецкой улице. Но вот на втором этаже над владениями Корнееве некий Свечин открыл свой шикарный ресторан с мраморными столиками, биллиардными комнатами, номерами и сценой. На ней выступала очень известная в свое время Марья Ивановна, пышная и дебелая, которая, бывало, выводила:
"Ещё в пятнадцать лет
Себе я цену знала..."
Под влиянием такого окружения, презрев советы друзей и увещания матери, Корнеев прикрыл сапожную торговлю и открыл гостиницу с номерами под названием "Прогресс". Во, как!

Для привлечения саратовской публики Корнеев устроил в своем ресторане зимний тропический сад, для которого из Москвы были выписаны различные пальмы. Сад представлял собой стеклянную залу с искусственными гротами и пещерами, висячими беседками и киосками, а посредине сада бил фонтан.

Сначала в "тропический сад" повалила и порядочная публика, даже дамы, но несколько громких скандалов отвадили её от "Прогресса". Здесь стала собираться такая же публика, как и в "Москве", происходили такие же кутежи, а цыгане пели: "И пить будем, и гулять будем!.." - а из зала им подпевали с визгом любители из публики.

Частенько среди гуляющей публики вспыхивали драки, но Корнеев

"был скор на руку и действовал ею твердо и с ловкостью боксёра..."
Тропическая обстановка ресторана налагала некое своеобразие на поведение публики, так что подвыпивший купец кричал цыганам:
"Эй, эфиопы! Разделывай Москву!" -
и те заводили как оглашенные романс:
"Ах, Москва, Москва, Москва..."
Если купцы гуляли весело и шумно, то земцы и адвокаты кутили без крика, но "вплотную и пили мёртвую". Им было недостаточно обычных спиртных напитков и они изобрели "медведя", какую-то чудовищную по своему действию смесь. Хвативший "медведя", мог орать:
"Я негр!" -
и требовать, чтобы его везли в Африку.



Московская улица

В каждом почти губернском городе были Московская улица, куда тяготела торгово-промышленная жизнь провинций, и Дворянская улица.


На Московской улице размещался трактир Македонова по названию "Биржа", около которого на улице стояла длинная скамья, на которой в течение дня перебывало немало купцов из ближних торговых рядов. Перещёлкав семечки и перемыв кости ближним, они шли в трактир "прополоскать брюхо", где их радушно встречал сам хозяин, носивший прозвища "Мочёные яблоки" или "Оладошник". Эти прозвища указывали на прежние занятия хозяина.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное