Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 307

от 13.02.2005 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Путешествие ко двору Тимура.
Вып. 11.
Распри Тимуридов.
Мятеж Омара Мирзы.



Из дальнейшего известно, что в том же 1405 году Омар Мирза был разбит своим братом Абу Бекром. Вот как это произошло.



Вернемся в Самарканд, где приближенные Тимура пытались скрыть его смерть, чтобы успеть навести порядок в казне и во владениях Тимура. Однако скрыть это событие не удалось. Все присягнули Халил-Султану, который, узнав о смерти деда, собрал свое войско и пошел против трех вельмож, управлявших домом и имением Тимура. Одного из них, сына Джеханшаха, он убил, а остальные двое бежали к Шахруху в Герат. А Халил-Султан, убив приближенного своего деда, завладел Самаркандом и казной, а затем передал своему отцу Мираншаху, чтобы он прибыл в Самарканд, и что он готов передать ему казну. Однако все считали, что Мираншах не примет владения.



А Мираншах, получив известие о смерти Тимура, а затем, увидев голову Джеханшаха, вместе со своим сыном Абу Бекром выехал из Багдада. По пути Мираншах узнал, что Омар Мирза собрал очень большое войско и велел городам Тебризу и Султании быть наготове и ждать его распоряжений. Он послал к сыну спросить о причинах столь большого сбора войск, и Омар Мирза ответил, что сделал это для спокойствия в стране и на границах. Абу Бекр на это сказал отцу, что он один поедет к Омару Мирзе и во чтобы то ни стало привезет его, но Мираншах не одобрил это решение, чтобы не сеять смуту в стране.



Мать Абу Бекра и Омара Мирзы прибыла к последнему и сказала:
"Сын, твой отец должен быть сеньором, и все этого хотят, а ты мешаешь!"
А он ответил:
"Избави Бог, чтобы я не исполнил того, что прикажет отец".



Мать вернулась к мужу и передала этот разговор. После этого Мираншах согласился послать к Омару Мирзе Абу Бекра, но налегке, без войска, чтобы братья скорее договорились о том, как передать власть отцу. Когда Омар Мирза узнал, что к нему едет брат, он решил его схватить, что и сделал, как только тот вошел в его шатер.



Пятьдесят спутников Абу Бекра бежали обратно к Мираншаху, а закованного в цепи Абу Бекра Омар Мирза приказал заточить в крепости в Султании и двинулся на отца, чтобы захватить и его. Мираншах бежал в Рей к своему зятю Сулейман-шаху.



Мать Омара Мирзы, узнав, что он пленил Абу Бекра, отправилась к нему (Омару), пришла к сыну и, разорвав на себе одежду и обнажив грудь, заливаясь слезами, сказала:
"Я родила вас, дети, а теперь ты хочешь убить своего брата, хотя знаешь, что он тебе единокровный и что все его любят".



Омар Мирза ответил, что пленил своего брата за то, что он глуп, дерзок и говорит непотребные речи, но он не желает ничего иного, как видеть своего отца правителем. Пленив брата, он только положил конец его дурным намерениям. Все это он говорил только для того, чтобы схватить своего отца.



Мираншах тем временем пошел на Самарканд, и Омар Мирза двинулся следом за ним. Поняв, что захватить отца не так-то просто, он заключил договор с Шахруком, своим дядей, братом отца, договорившись о разделе власти после победы. Об этом союзе нам сообщает только Клавихо, а другие источники не подтверждают это сообщение.



Мираншах не рискнул идти в Самарканд и остановился в окрестностях Хорасана, и Омар Мирза вроде бы примирился с отцом. Жену брата Омар Мирза тоже захватил и отправил к ее отцу в Мердин. Так обстояли дела по сведениям Клавихо в то время.



Омар Мирза передал посланникам в Тебризе письмо, в котором извинялся за то, что задержал их, но теперь он уладил свои дела и вскоре отпустит их на родину.



А дальше произошло следующее: 29-го апреля к посланникам явились городской чиновник, писец и множество народа. Они конфисковали все оружие, которое нашли в доме, заперли все двери и сказали, что Омар Мирза приказал забрать у них все имущество для того, чтобы укрыть его в надежном месте. Посланники ответили, что на это воля их господина, и что они в его власти, но что их король направлял это посольство к Тимуру, как к своему другу, и что они ожидали, что с ними будут обращаться иначе. Но так как Тимур умер, они могут сделать с ними все, что хотят. Чиновник объяснил, что это велено сделать для лучшей охраны посланников. Они забрали у посланников все их имущество, оставив лишь то, что было на них, а все остальное поместили в другом месте, поставив там стражу. Точно так же поступили и с посланниками из Египта и Турции.



Дней через двадцать Омар Мирза прислал им новое письмо, в котором просил их не гневаться на него за то, что он с ними сделал, а, напротив, они должны радоваться, что он примирился со своим отцом. Он также сообщал, что находится уже недалеко от Тебриза и вскоре пришлет за послами и отпустит их. Но на самом деле он не смог еще примириться с отцом, а преднамеренно распускал такие слухи, чтобы сохранить спокойствие в стране.



В это время царь Грузии Георгий вторгся в страну, захватил Эрзерум и много других городов и дошел до Тебриза. Омар Мирза направил против грузин небольшое войско, велев остальные силы для отпора набрать на месте. Он не рискнул отпустить от себя главные силы, а сам он был занят более важными делами, чем давать отпор захватчикам.



Собрали войско численностью около пятидесяти тысяч человек, которое расположилось на полях Алатау, что в Великой Армении. Царь Георгий как-то ночью с пятью тысячами всадников напал на это войско и разбил его, многих убил, а те, что спаслись, укрылись в Тебризе. Многие даже стали говорить, что во всем виноват их господин (Омар Мирза), к которому не благоволит судьба, а удачлив был Тимур, но он теперь уже мертв.



Омар Мирза тем временем вернулся в Султанию, где содержался в заточении его брат, велел умертвить его и, не дождавшись исполнения своего приказа, отбыл в Хисар, чтобы привести в порядок свои войска. Не следовало ему так торопиться!



По дороге туда ему стало известно, что 11-го июля его брат Абу Бекр бежал из темницы, убил стражника, захватил сокровищницу и исчез.

Дело было так. Когда Омар Мирза отдал приказ об умерщвлении Абу Бекра, об этом узнали его сторонники и сообщили об этом намерении заключенному. Они передали, что подготовят к побегу лошадей и оружие, а ему в темницу удалось передать меч. На следующий день к Абу Бекру пришел его охранник с тремя доверенными лицами и сказал:

"Господин, ваш брат прислал сказать, что он помирился с вашим отцом и в скором времени освободит вас и даст много денег и всего, что вам доставит удовольствие; он также просит, чтобы вы не теряли присутствия духа и не гневались. Приношу вам эти добрые вести и покорнейше прошу, чтобы вы выпили и откушали со мной".
Он уже принес с собой отравленное вино, а по их обычаю вино пьют перед едой. Стражник опустился на колени, взял в руки чашу и попросил выпить. Абу Бекр стал под разными предлогами отказываться, а сам в это время выхватил меч и ударил им по голове подававшего вино. Затем он убил и трех сопровождавших его. В замке началась паника, а сторонники Абу Бекра проникли туда, разбили его серебряные цепи (так пишет Клавихо) и ускакали вместе с ним из замка.



Абу Бекр направился на городскую площадь и убил там одного из встреченных городских казначеев. На шум сбежалось множество народа. Абу Бекр приказал подать ему лучших лошадей, и вскоре у него уже было пятьсот всадников. Он вернулся в замок, захватил его, а своим сторонникам раздал столько сокровищ, сколько каждый мог унести. Абу Бекр велел нагрузить сокровищами сто верблюдов и отправился к отцу. Когда он прибыл к отцу, тот повинился перед ним и сообщил, что его брат Шахрух чинит ему препятствия и не пускает его в Самарканд. В ту же ночь он со своими людьми отправился и захватил Шахруха в плен, а многих его людей привел к отцу.

Прослышав, что Абу Бекр на свободе, к нему стали стекаться люди из войска Омара Мирзы и Шахруха. Омар Мирза поспешил примириться с братом и отцом, а Абу Бекр и Мираншах отправились к Самарканду.



Омар Мирза тем временем отбыл из войска и остановился на полях неподалеку от Тебриза. Он послал гонцов в Тебриз и Султанию с сообщением, что он хочет устроить поминки в честь своего деда, и чтобы для этого прислали нужное количество баранов, хлеба, вина и лошадей, а также три тысячи одежд из камки и тафты, которые он собирается раздать своим приближенным. Кроме того, он велел возвратить посланникам все, что у них было отнято.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Отписаться

В избранное